|
|
|
|
|
|
|
гурики.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К
ДНЮ КОНСТИТУЦИИ |
ОСНОВНОЙ
ЗАКОН - НАДЕЖНЫЙ ГАРАНТ ПРАВОСУДИЯ |
|
|
Основной Закон - надёжный гарант правосудия
В
правовом государстве, провозглашенном Конституцией, только
суд может вершить правосудие. В этой связи его социальная
значимость и гарантия полной независимости осуществления правосудия
поднимается на максимальную планку. Судьи же должны в своей
повседневной деятельности соответствовать той высокой роли,
которая им отведена Основным Законом в реализации задач по
обеспечению надежной защиты прав и интересов граждан.
После обретения независимости впервые в истории нашей страны
была разработана Программа правовой реформы, утвержденная
в 1994 году Главой государства. В ходе ее реализации кардинально
трансформированы практически все институты. Главным же результатом
стало принятие на республиканском референдуме 30 августа 1995
года Конституции РК, которая привела к появлению новой системы
ориентиров и ценностей, и высшей из нихявля-ется человек с
его правами и свободами, защищаемыми государством.
В обеспечении государственной независимости РК наиболее надежной
и эффективной формой защиты прав граждан является судебная,
поскольку такой порядок рассмотрения дел гарантирует быстрое
и правильное разрешение споров, обеспечивая восстановление
нарушенных прав и интересов. Ее преимущество состоит в независимости
судей и несвязанности их со спорящими сторонами и участниками
процесса. Право на судебную защиту отличается его всеобщностью,
которое заключается в его принадлежности каждому гражданину.
С января 2010 года судебная система работает в новом формате.
В областных судах с введением кассационной инстанции упразднена
надзорная ступень, в Верховном Суде РК - апелляционная, и
в настоящее время он является высшим судебным органом, осуществляющим
надзор за деятельностью местных судов. Эти изменения в законодательстве
реализованы в целях устранения многоступенчатой системы правосудия,
упрощения и ускорения порядка разрешения дел.
Акмолинский областной суд, реализуя эти полномочия, осуществляет
свою деятельность в строгом соответствии с требованиями Закона
«О судебной системе и статусе судей в РК», атакже по важнейшим
направлениям совершенствования судебно-правовой реформы, определяемых
в ежегодных Посланиях Президента РК народу Казахстана. Результатом
реализации принципа доступности и своевременности судебной
защиты нарушенных прав являются статистические данные о количестве
поступивших в суды области дел и заявлений по судебным делам.
С каждым годом наблюдается увеличение количества рассматриваемых
дел и материалов судами области.
Так, например, в поисках справедливого решения в Степногорский
городской суд обратилась гражданка Л. с требованием о восстановлении
на работе, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула
и морального вреда кТОО «СП «Сага криг Голд компани». Работая
фельдшером - медсестрой на одном из участков этого предприятия,
она была уволена на основании утраты доверия со стороны администрации.
Не соглашаясь с увольнением, она обратилась в суд за защитой
нарушенных прав. Суд установил в действиях ответчика нарушения
норм трудового законодательства, признал незаконным и отменил
приказ об увольнении. Гражданка Л. восстановлена на работе,
в ее пользу взыскана зарплата за время вынужденного прогула
в размере 90 097тенге, а также взыскан причиненный моральный
вред. И подобных примеров можно привести множество.
Судами области за 8 месяцев этого года удовлетворено 20 исковых
заявлений граждан о восстановлении на работе, 100 - о выплате
заработной платы. Положительно были разрешены 22 дела по трудовым
правоотношениям, о возмещении причиненного морального вреда
- 10. По спорам о праве собственности на имущество удовлетворено
162 иска, по земельным правоотношениям - 47, защите прав потребителя
- 7, защите чести, достоинства и деловой репутации удовлетворено
4 исковых заявления.
Главной задачей суда, согласно статье 76 Конституции РК, является
защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан
и организаций, обеспечение исполнения конституционных норм,
законов и иных нормативных правовых актов и международных
договоров РК. Суды области неукоснительно выполняют эту задачу
при рассмотрениидел, разрешении споров между разными субъектами
гражданских правоотношений.
Важнейшим моментом дальнейшего развития правового и демократического
Казахстана следует считать введение в нашей стране с января
2007 года института суда присяжных. Привлечение граждан к
отправлению правосудия всегда рассматривалось как черта, присущая
демократическому государству. Мы выбрали континентальную модель,
согласно которой вопрос о виновности или невиновности подсудимого
решается присяжными заседателями совместно с профессиональным
судьей. При этом гарантируется исключение какого-либо влияния
на присяжных со стороны судьи, а принятие законного и справедливого
решения по уголовному делу обеспечивается тайным голосованием
в совещательной комнате с подсчетом голосов.
За
первое полугодие в наш Специализированный межрайонный суд
по уголовным делам поступило 11 уголовных дел с ходатайством
о рассмотрении их с участием присяжных заседателей. Было осуждено
11 человек, к лишению свободы - шесть, оправдан один подсудимый.
Граждане могут довериться суду как надежному гаранту защиты
своих прав и свобод. Сами судьи и общество в целом осознают,
что правосудие - процесс ответственный, публичный, гласный,
в котором судья являет собой воплощение права, призванный
руководствоваться в своей деятельноститолько буквой и духом
Конституции и законом.
Основной Закон нашей республики стоит на охране прав и свобод
каждого гражданина нашей страны. Он дает всем казахстанцам
уверенность в завтрашнем дне, вселяя в них оптимизм и открывая
светлые перспективы. В связи с празднованием Дня Конституции
поздравляю всех граждан и от души желаю крепкого здоровья,
благополучия, счастья и успехов в труде на благо нашей страны,
стабильности и процветания Казахстана. Акжан
ЕШТАЙ,
председатель Акмолинского
областного суда. Это нашей истории
строки
В преддверии 20-летия Независимости нашей страны невольно
вспоминаешь пройденный путь. Как будто бы только вчера все
начиналось, а сегодня мы уже живем в новом государстве с новой
системой ценностей, в узнаваемом во всем мире суверенном Казахстане.
Независимость нашего государства непросто складывалась для
каждого из нас. Были мучительные раздумья, переоценка ценностей,
с болью расставались мы со сложившимися стереотипами, но редко
кто отказывался от прошлого. Ведь прошлое - это нашажизнь,
все, что в ней было хорошего и плохого. Ведь именно там, в
прошлой нашей жизни закладывались предпосылки будущих социальных
преобразований в Казахстане, коренным образом изменивших наши
судьбы.
Становление суверенитета нового независимого государства неразрывно
связано с именем и деятельностью Первого Президента Республики
Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Обсуждение вопроса о государственной независимости в декабрьские
дни 1991 года на 7-й сессии Верховного Совета 12 созыва вызвало
огромную заинтересованность не только народных депутатов,
но и всего населения Казахстана. На наших глазах происходил
необратимый исторический процесс. Независимость в условиях
тоталитарной системы, каким был бывший Советский Союз, означала
разрушение железных цепей и осуществление одного из важных
документов Организации Объединенных Наций о предоставлении
независимости странам и народам Ключевым звеном этого процесса
стал Конституционный закон «О государственной независимости
Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, 20-летний юбилей
которого народ Казахстана торжественно отметит в нынешнем
году.
Этот судьбоносный документ заложил основу для реализации многовековой
мечты казахского народа о создании своего самостоятельного
государства, полноправного и свободного среди стран мирового
сообщества. Закон о независимости по объему небольшой, но
он имеет глубокое значение для казахстанцев. В Законе о независимости
Республики Казахстан, состоящем из семи глав, статья 1 подчеркивает,
что Республика Казахстан - независимое, демократическое и
правовое государство, что она строит свои взаимоотношения
со всеми государствами на принципах международного права,
что ее территория является целостной, неделимой и неприкосновенной.
Учитывая демократический характер государства, Законом признается,
что граждане всех национальностей, объединенные общностью
исторической судьбы с казахским народом являются единственным
носителем суверенитета и источником государственной власти.
Ярким примером этого является создание по инициативе Главы
государства 1 марта 1995 года Ассамблеи народа Казахстана.
Как показало время она оправдала надежды людей. Члены Ассамблеи
в лице своих депутатов Мажилиса и Сената Парламента РК, районных
и областных маслихатов своей созидательной работой активно
участвуют в жизни строительства страны.
В статье 7 Закона о независимости указывается, что Республика
Казахстан имеет свое гражданство, учитывающее интересы всего
многонационального народа страны. Уделяя этому вопросу важное
значение, в процессе работы сессии депутатами был подготовлен
и принят еще один важный документ. Это Закон «О гражданстве
Республики Казахстан». В нем четко и ясно определены основные
принципы отношения гражданина и государства, в том числе ответственность
государства перед гражданином, В соответствии с законодательством,
гражданами Республики Казахстан признаны все лица, проживающие
на его территории на момент принятия закона.
Одновременно было провозглашено, что казахи, проживающие в
других странах, имеют право на гражданство Казахстана наряду
с гражданством других государств, если это не противоречит
их законам. И это было справедливо по отношению к нашим соотечественникам,
которые в силу различных обстоятельств были вынуждены покинуть
пределы своей исторической родины. С принятием Закона о гражданстве
двери Отечества были открыты для возвращения казахов на землю
своих предков.
Закон о независимости подчеркнул, что Республика Казахстан
является субъектом международного права, самостоятельно решает
вопросы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности,
принимает меры по охране своей независимости иукрепления национальной
государственности.
Как известно, независимость любого государства базируется
на его экономике, обороне, производственном потенциале и природных
ресурсах. Оно имеет право создать собственные вооруженные
силы, финансово-кредитную, денежную системы, организовать
таможенные и налоговые службы.
Казахстан не стал исключением. Буквально в сжатые сроки на
основе Закона «О государственной независимости Республики
Казахстан» были приняты и другие важные и актуальные документы
тех лет.
В фондах Национального архива Республики Казахстан отложились
архивные документы тех нелегких девяностых годов двадцатого
столетия, которые повествуют о становлении государственности.
Конституция РКЭЗ-го года (подлинник которого находится на
государственном хранении в Национальном архиве Республики
Казахстан) была промежуточным документом, но она положила
начало переходу на качественно новый уровень обеспечения национальной
независимости, реальных гражданских прав и свобод. Казахстан
объявляется демократическим, светским и унитарным государством,
в котором единственным источником власти является народ.
Одним из основных препятствий, которое осложняло успешное
продвижение в жизнь Конституции - 93, являлись слишком широкие
полномочия Верховного Совета. Фактически это создавало предпосылки
для двоевластия в стране, что было недопустимо в переходный
период. Реформы начали захлебываться в бесконечных пустых
дискуссиях и спорах. Органы власти не могли оперативно реагировать
на быстро меняющиеся события и принимать адекватные решения.
Время подтверждало необходимость создания своего профессионального
Парламента. Поэтому в 1995 году, на основе всенародного обсуждения,
была принята новая Конституция. В ней четко и ясно была разделена
государственная власть натри ветви: законодательную, исполнительную
и судебную. Также четко были определены Полномочия Президента,
на которого возлагались задачи решения злободневных проблем
в сложный переходный период.
13 сентября 1993 года войдет в историю, как день принятия
Закона «О государственной границе Республики Казахстан». Решение
вопроса государственной границы стало важной задачей для новой
независимой республики. По всему периметру своей территории
мы должны были на международно-правовом уровне оформить границы
с нашими ближайшими соседями - Китаем, Россией, Узбекистаном,
Киргизией и Туркменистаном. Сегодня Казахстан все пограничные
вопросы урегулировал и юридически оформил на основе международных
правовых норм.
Национальная валюта - тенге - введена 15 ноября 1993 года.
Этот шаг был необходимой мерой для закрепления экономического
суверенитета республики и проведения независимой экономической
политики. Эта работа велась с начала 1992 года в условиях
абсолютной секретности. Казахстану пришлось осуществить введение
новой валюты в сжатые сроки. Основной причиной такой срочности
стало то, что валютные системы стран СНГ с июня девяносто
третьего года разделились. К примеру, в Узбекистане - сум,
Туркмении - манат, России - рубль, Украине - гривны и т.д.
Казахстанская валюта, несмотря на различные испытания, выдержала
экзамен на прочность. Введение тенге, несомненно, способствовало
успеху экономических реформ в стране и ускорило построение
рыночной экономики.
20 октября 1997 года Указом Президента РК г. Астана (до 6
мая 1998 - г. Акмола) объявлен столицей Казахстана. Международная
презентация новой столицы Казахстана состоялось 10 июня 1998
года. Праздничные салюты того времени зажгли звезду Астаны.
Сегодня она из провинциального города превратилась в быстро
растущий мегаполис со своим неповторимым архитектурным обликом.
В настоящее время независимому Казахстану принадлежит вся
полнота власти на своей территории, право самостоятельно определять
свою внешнюю и внутреннюю политику. Республика стала субъектом
международного права и мирового сообщества, членом ООН, МОК
и других авторитетных, международных сообществ. В 2010 году
Казахстан по праву заслужил председательство в ОБСЕ.
1 -2 декабря 2010 года в столице нашей Родины - Астане состоялся
Саммит ОБСЕ, который стал кульминационным моментом нашего
успешного председательства. Итогом его стало принятие Астанинской
декларации, имеющей общемировое значение.
Со дня принятия Закона «О государственной независимости Республики
Казахстан» у нас произошли большие кардинальные изменения
в экономической, социальной и политической сферах. Казахстан
в числе первых в СНГ признан развитыми странами Запада как
республика с рыночной экономикой. В Казахстане создан благоприятный
инвестиционный климат, экономика страны демонстрирует хорошие
темпы роста. Все это способствует развитию повышения благосостояния
людей.
За два десятилетия совершен колоссальный прогресс в построении
Казахстана как современного государства. Мы построили сильное
экономически успешное, политически стабильное государство,
которое ценит и уважает весь мир. Мурат
ЖАКУПОВ, начальник публикационно-издательского отдела Национального
архива Республики Казахстан. Право
жить в обществе
Первая статья Основного Закона страны провозглашает Казахстан
«демократическим, светским, правовым и социальным государством,
высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права
и свободы». За годы независимого развития в Казахстане принято
множество законов, определяющих конкретные механизмы достижения
обозначенных Конституцией Республики Казахстан целей. Среди
них и действующий с 2008 года Закон «О специальных социальных
услугах». Что дает он гражданам Казахстана? Насколь-ко успешно
реализуется в Акмолинской области? С этими и другими вопросами
мы обратились к начальнику управления координации занятости
и социальных программ Акмолинской области Бахыт Есимовой,
- Бахыт Амангельдиновна, разъясните, пожалуйста, само
понятие «специальные социальные услуги». Какие категории граждан
могут их получить?
- Ответ на этот вопрос содержится в самом Законе: «специальные
социальные услуги - комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье),
находящемуся в трудной жизненной ситуации, условия для преодоления
возникших социальных проблем и направленных на создание им
равных с другими гражданами возможностей участия вжизни общества».
Атрудная жизненная ситуация - это «ситуация, признанная по
предусмотренным настоящим Законом основаниям объективно нарушающей
жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть
самостоятельно». Действие этого Закона распространяется на
круг людей, которых можно отнести к социально уязвимым слоям
населения. И реализация положений этого Закона в значительной
степени содействует превращению Казахстана в подлинно социальное
государство, где создается система, перераспределяющая материальные
блага в соответствии с принципом социальной справедливости
ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни,
сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Хочу
подчеркнуть, что подобный Закон на пространстве СНГ существует
только в Казахстане.
Конечно, любой закон в полной мере работает только в том случае,
если создана соответствующая материальная база, приняты иные
нормативные акты. И такими важнейшими документами являются
принятые вслед за Законом Стандарты оказания специальных социальных
услуг в области социальной защиты. Основные новшества стандартов:
возможность учета индивидуальных особенностей получателя услуги,
четкие критерии оценки качества работы персонала, предусматривается
оказание платных услуг, введение в штат медико-социальных
учреждений узких специалистов, услуги паллиативной помощи
(всесторонняя поддержка неизлечимо больныхлюдей).
Ни одна норма данных стандартов не является декларативной.
Каждая из них получила материальное, правовое и профессиональное
обеспечение. - Что изменилось в системе социальной
защиты населения нашей области за время действия Закона о
специальных социальных услугах?
Изменилось очень многое и в лучшую сторону. Приведу только
некоторые данные. В 2010 году в медико-социальных учреждениях
для психохроников ввели около ста штатных дополнительных единиц
узких специалистов. В текущем году в домах для престарелых
и инвалидов появилось более пятидесяти новых сотрудников.
Среди них психологи, музыкальные руководители, учителя труда,
культурные организаторы. Оборудованы комнаты психологической
разгрузки. Для престарелых организовали рабочие мастерские,
приобрели швейные машинки. Словом, теперь наши опекаемые имеют
куда больше возможностей реализовать себя, заняться любимым
делом.
Сегодня в Акмолинской области тысяча двести человек проживают
в медико-социальных учреждениях на полном государственном
обеспечении. Но главная цель проводимой работы - создать условия
для проживания людей с особыми нуждами в семьях, в привычной
для них среде. Уже сегодня в нашей области более двух тысяч
одиноких престарелых и порядка шестисот детей с ограниченными
возможностями обслуживаются на дому. Необходимую помощь семьям
оказывают более шестисот социальных работников.
Отрадно, что сегодня все активнее к решению проблем людей
с особыми нуждами подключается частный сектор, неправительственные
объединения. Имеющие соответствующие лицензии и выигравшие
тендер НПО в рамках принятых стандартов решают на местах проблемные
вопросы, значительно увеличивают охват населения, нуждающихся
в специальных услугах. Уже несколько лет плодотворно работают
в этом направлении ОО «Степногорское общество родителей, воспитывающих
детей - инвалидов», Акмолинское общество немцев «Видергебурт».
Интересная работа проводится в Атбасаре. В этом году активно
начали работать члены ОО «Жандау Жан».
А это значит, что в сфере социальной защиты населения создается
прозрачная конкурентная среда, изменяется сознание наших граждан,
формируется более толерантное отношение к людям с особыми
нуждами. - Бахыт Амангельдиновна, на состоявшемся
недавно в Астане республиканском семинаре-совещании большой
интерес вызвало Ваше выступление об организации деятельности
малокомплектных медико-социальных организаций. Пожалуйста,
расскажите об этом более подробно.
- На сегодняшний день в области создано два дома малой вместимости
для престарелых и инвалидов - в Шортандинском и Жаркаинском
районах. Это учреждения государственного типа, где проживает
36 и 12 человек. Живут как одна семья, опекаемые и сотрудники
вместе делят проблемы и радости. Особо отмечу, что такая форма
медико-социального учреждения дает возможность сократить адаптационный
период для вновь поступающих.
В Аккольском и Астраханском районах действуют 10 социальных
квартир, в которых проживает 21 человек. Квартиры находятся
в коммунальной собственности акиматов. Прежде чем заселить
людей, был проведен ремонт, приобретена необходимая техника.
В настоящее время заключены меморандумы по льготной оплате
коммунальных услуг (40-50% от общих затрат). В Целиноградском
и Есильском районах действуют два дома малой вместимости на
содержании крестьянских хозяйств.
Интересен опыт агрофирмы «Родина» Целиноградского района.
В 2009 году по инициативе администрации агрофирмы был построен
Дом ветеранов. Большую долю расходов несет агрофирма: проживающие
оплачивают в месяц 1010 тенге, агрофирма «Родина» - 4 млн.
тенге в год. Каждому жильцу предоставляется отдельная комната.
Функционируют прачечная, столовая, душевая, бытовая комнаты.
Здание соответствует всем предъявляемым требованиям. Обслуживают
их также социальные работники.
Открытие такого дома - одна из форм социального партнерства
государства и бизнеса. С одной стороны - создание комфортных
условий для людей, ушедших на заслуженный отдых, с другой
- дома пенсионеров задействованы под жилье для молодых специалистов.
И это взаимовыгодное решение: специалисты следят за сохранностью
жилья, поддерживают порядок, а пожилые получают арендную плату
за свою собственность. - Какие проблемы ждут своего
решения?
- Проблем, конечно, много. Квалифицированные кадры нужны в
любой сфере. При работе с людьми с особыми нуждами - тем более.
А их не хватает. Где в районе взять хорошего психолога, психотерапевта?
Здесь на помощь приходят НПО. Но это лишьчастичное решение.
На сегодня преобладают крупные дома-интернаты. А это - отсутствие
семейных связей для опекаемых, другие человеческие проблемы.
Следовательно, активнее нужно развивать альтернативную помощь,
опеку. Но это непросто еще и потому, что в Стандартах отсутствует
статья о материальной компенсации за аренду помещения.
Еще недостаточно высоко качество предоставляемых социальных
услуг. В нормативной базе нет калькуляции услуги, поэтому
достаточно сложно определить оптимальный размер выделяемых
средств. И главное, нужно поднимать статус социального работника.
Ведь его труд - это синтез профессионализма и сподвижничества.
А по сути своей, социальный работник - посредник между личностью
и обществом.
В недавнем советском прошлом у нас в принципе не могли сформироваться
традиции благотворительности, волонтерства. Нужна огромная
просветительско - воспитательная работа. Отношение общества
к инвалидам изменяется недостаточно быстро. Должно сформироваться
понимание, что люди с особыми нуждами - не только носители
проблем. Они обладают теми же правами, что и другие граждане.
И главное из них - право жить в обществе. - Спасибо
за интервью.
- Спасибо «Акмолинской правде». Многие люди, имеющие право
на получение специальных социальных услуг, их близкие об этом
не знают. И наш разговор - часть так необходимой информационной
работы. Интервью провела Нина МИТЧИНОВА.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |