|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
ФЕРМЕРСТВО:
МНЕНИЕ СОБСТВЕННОЕ |
ПРИШЛА
ПОРА ОБЪЕДИНЯТЬСЯ |
|
|
Пришла пора объединяться
В настоящее время, по данным органов статистики, по стране
создано около 194 тысяч крестьянских и фермерских хозяйств.
Из них реально действующими являются около 170 тысяч. Здесь
наряду с членами крестьянских и фермерских хозяйств на постоянной
основе работают около 1100 тысяч человек. Кроме того, ежегодно
ими привлекаются на сезонные работы порядка 700 тысяч человек.
В
сравнении с сельхозпредприятиями всех форм собственности (АО,
ТОО, ПК), показатели фермеров по объемам производства основных
видов сельхозкультур превышают по масличным культурам - в
2,6 раза, картофелю - в 4,3 раза, овощам - 8,5 раза, фруктам
- 21,4 раза, винограду - в 2 раза, хлопку-сырцу - в 25 раз.
Имеется преимущество и в базовых отраслях животноводства:
по поголовью КРС - в 2,5 раза, овец и коз - в 4,9 раза, лошадям
- в 4,1 раза.
Таким образом, сегодня крестьянские и фермерские хозяйства
не только играют важную роль в укреплении продовольственной
безопасности страны, но,являясь основой малого бизнеса на
селе, выступают стержнем экономической и социальной стабильности
в сельской местности.
В то же время в вопросах развития крестьянства и фермерства
все еще немало нерешенных проблем. Об этом наша беседа с председателем
РОО «Союз фермеров Казахстана» Ауезханом Дариновым.
- Все мы вклинились в третье тысячелетие,- говорит Ауезхан
Кемешевич, - тем не менее наши проблемытаки кочуют вместе
с нами. Это факты нашей реальности и с ними не поспоришь.
В стране до сих пор не создана единая и стройная структура,
координирующая деятельность фермеров, защищающая их интересы.
В подавляющем большинстве сельских районов до сих пор не созданы
ассоциации или объединения крестьянских и фермерских хозяйств.
Многие созданные ассоциации или объединения организационно
не укреплены, работают разрозненно и соответственно не могут
выполнять возложенные на них функции. И это главная проблема.
Как показывает опыт развитых стран Европы, фермерское движение
обретает силутолько при наличии объединяющего начала. Именно
благодаря целенаправленной деятельности ассоциаций и объединений
фермеры этих стран хорошо информированы о ситуации на рынках,
о технологических новшествах и происходящих изменениях в экономической
политике государства. Для исправления ситуации считаем необходимым
усилиями районных филиалов НДП «Hyp Отан» помочь крестьянским
и фермерским хозяйствам объединиться в ассоциации и кооперативы
путем активного проведения среди них разъяснительной работы,
подбора руководящих кадров и оказания практической помощи
в их организационном становлении и установлении связи с соответствующими
областными ассоциациями и Союзом фермеров Казахстана. На мой
взгляд, было бы политически правильным шагом, если бы НДП
«Hyp Отан» дело объединения фермеров объявила лозунгом партии
на текущий момент. При этом данная работа, безусловно, должна
вестись поэтапно. На первом этапе усилия должны быть направлены
на объединение крестьянских и фермерских хозяйств в районные
и областные ассоциации. На втором, уже в рамках этих ассоциаций,
должна быть проведена работа по их кооперированию, что позволит
добиться максимального повышения доходности фермеров.
Объединение крестьян и фермеров в ассоциации и их кооперирование
позволило бы, с одной стороны, чутко реагировать на складывающуюся
ситуацию на местах, вести аналитическую работу, оперативно
решать имеющиеся проблемы, а с другой - эффективно проводить
экономическую политику партии среди сельского населения.
- Объединяющее начало - это понятно. Но ведь есть целый ряд
и других проблем.
- Одной из острых проблем для крестьянства и фермерства является
крайне слабая материально - техническая оснащенность. Из-за
отсутствия приемлемой для финансовых институтов залоговой
базы, низкой доходности сельскохозяйственного производства
в силу недостаточности мер государственной поддержки данная
категория субъектов малого бизнеса на селе лишена возможности
обновлять основные средства производства и, в первую очередь,
машинно - технический парк. По этой причине около 80 процентов
крестьянских и фермерских хозяйств работают на физически изношенной
и морально устаревшей технике. Все это является одной из главных
причин низкой производительности труда. К тому же поддерживать
в рабочем состоянии такую технику с каждым годом становится
все более финансово обременительным.
Практика прошедшего периода, да и прогнозы на будущее, убедительно
показывают, что при сохранении нынешних подходов к обновлению
основных средств производства абсолютное большинство крестьянских
и фермерских хозяйств практически не имеют никаких шансов
на обновление машинно-тракторного парка и тем самым обречены
на прекращение своей деятельности с соответствующими социальными
последствиями для общества. Как известно, пилотный проект
обновления машинно-тракторного парка мелких товаропроизводителей
через создание МТС на базе отдельных хозяйств с участием государства
не увенчался успехом.
В этих условиях, для решения создавшейся проблемы считаем
необходимым вновь вернуться к идее укрепления материально
- технической базы крестьянства и фермерства, но с другой
идеологией. Суть ее заключается в том, что процесс обновления
машинно-тракторного парка крестьянских и фермерских хозяйств
государство должно непосредственно взять в свои руки. Для
этого нужно максимально использовать возможности региональных
социально - предпринимательских корпораций (СПК), в частности,
реализуемых в них пилотных проектов по созданию сервисно-заготовительных
центров (СЗЦ) При этом предлагается расширить функциональные
обязанности создаваемых СЗЦ, дополнительно наделив их функциями
машинно - технологических станций (МТС) и пунктов проката
сельскохозяйственной техники для крестьянских и фермерских
хозяйств.
Таким образом, СЗЦ можно превратить в сервисно - заготовительные
и прокатные центры (СЗПЦ), которые могут быть созданы в каждом
районе с филиалами или структурными подразделениями (участками)
в сельских округах. Набор и количество техники в них должны
соответствовать специфике и потребностям сельскохозяйственного
производства в данном регионе.
- Растениеводство, как известно, неразрывно связано с животноводством.
Каково положение в этой отрасли?
- Учитывая особенности животноводческой отрасли, исторические
традиции страны, нужно стимулировать развитие фермерства в
этой отрасли. Считаем, что эффективное использование огромных
естественных пастбищных угодий для развития животноводства
и производства экологически чистой и дешевой животноводческой
продукции под силу в большей степени мелкому фермерству, которое
является более мобильным в части использования сезонных пастбищ
и проведения нагула скота. Кроме того, в силу рассредоточенности
поголовья скота они менее подвержены риску возникновения эпизоотии.
Поэтому в отношении мелкого фермерства, занятого производством
животноводческой продукции, необходимо ввести дополнительные
меры господдержки в виде субсидирования мяса, полученного
за счет нагула скота. Пока же практикуется сдача молодняка
для откорма специализированным откормплощадкам. тем самым
снижается доходность производства фермеров.
В этой связи, на наш взгляд, необходимо скорректировать политику
строительства крупных откормплощадок.
- Что можно сказать о личных подсобных хозяйствах?
- Базой роста крестьянских и фермерских хозяйств, как известно,
являются личные подсобные хозяйства. Именно они по мере становления
и укрепления при условии оказания мер поддержки могут трансформироваться
в крестьянские и фермерские хозяйства. В этой связи считаем
необходимым решить следующие вопросы: законодательно урегулировать
деятельность личных подсобных хозяйств; выработать комплекс
мер по поддержке личных подсобных хозяйств, направленных на
их трансформацию в крестьянские и фермерские хозяйства (например,
создание социальной и производственной инфраструктуры).
Свои предложения по развитию малого и среднего бизнеса на
селе - фермерства мы представляли не раз. К сожалению, многие
из них так и остались без должного внимания. Поэтому решили
обратиться в НДП «Hyp Отан», надеемся, что партия власти внимательно
изучит наши предложения и примет необходимые меры по их реализации.
Андрей ТРИШЕЧКИН.
г.Астана. Цифры и факты
В 2010 году в области было зарегистрировано 6125 крестьянских
(фермерских) хозяйств (с численностью работающих 11,8 тыс.
человек), из них 5567 хозяйств (91 % от общего числа) действующие.
В сравнении с предыдущим годом количество крестьянских хозяйств
увеличилось на 1341 (на 28,0% больше, чем в 2009 году).
На начало 2011 года в распоряжении крестьян имелось 2262,З
тыс. гектаров сельхозугодий, из них пашни 1325,8 тыс. гектаров
(58,6% от общей площади сельхозугодий).
Посевная площадь крестьянскиххо-зяйств в 2010 году по сравнению
с предыдущим годом уменьшилась на 27,7 тыс. гектаров или на
2,4%, в т.ч. площадь зерновых и бобовых культур - на 20,8
тыс. гектаров (1,9%).
Увеличение посевных площадей наблюдается в крестьянских хозяйствах
Целиноградского (на 8,1% к уровню прошлого года), Жаркаинского
(6,6%), Атбасарского (на 6,3%) районов. Произошло увеличение
посевных площадей технических культур в 2,6 раза, овощей -
в 1,3 раза. В структуре наибольший удельный вес занимают зерновые
культуры, на их долю в истекшем году приходилось более 95,3%
всей площади. Под кормовыми культурами занято 3,8%, под картофелем
и овощами площадь незначительна.
Доля крестьянских хозяйств в 2010 году в общем объеме валовой
продукции растениеводства составила 15,2%.
Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур (в весе после
доработки) в 2010 году составил 374,2 тысяч тонн, по сравнению
с предыдущим годом уменьшился на 39,0%. Доля крестьянских
хозяйств за период 2008-2010гг., в валовом сборе овощей по
области увеличилась с 6,8 до 12,3%, по картофелю - 2,0% до
6,6%, доля зерновых уменьшилась с 21,6 до 18,6%. Наибольшие
объемы зерна в 2010 году получены в крестьянских хозяйствах
Жаркаинского (54,8 тыс. тонн), Астраханского (44,3 тыс.тонны),
Аршалынского (44,0 тыс.тонн) районов, на их долю приходится
38,2% всего объема производства зерновых и бобовых культур
(на зерно) данной категории хозяйств; картофеля - Астраханского
(16,7 тыс. центнеров), Аршалынского (13,3 тыс. центнеров),
Зерендинского (12,1 тыс. центнеров) районов, ихдоля составляет
42,3%.
В крестьянских хозяйствах за последние три года наблюдается
увеличение поголовья скота. На начало января 2011 года в данной
категории хозяйств по сравнению с 2009 годом увеличилось поголовье
крупного рогатого скота на 6127 голов (54,4%), лошадей-3638
голов (70,8%), свиней - на 1556 голов (26,9%). Доля крестьянских
(фермерских) хозяйств в 2010 году в общем объеме валовой продукции
животноводства составила 1,2%.
Наибольшее поголовье крупного рогатого скота содержится в
фермерских хозяйствах Зерендинского (18,5% стада данной категории
хозяйств, или 3222 головы), свиней - Есильского (31,1% или
2284 головы), овец и коз - Ерейментауского (33,2% или 9789
голов), лошадей - Ерейментауского (24,9% или 2182 головы)
районов.
Производство мяса в 2010 году в крестьянских (фермерских)
хозяйствах составило 1791,9 тонны или 122,0% к соответствующему
периоду 2009 года. В структуре производства мяса на говядину
и телятину приходится 55,7%, конину - 10,2%, баранину и козлятину
- 14,0%, свинину - 20,1%.
Производство молока в 2010 году по сравнению с 2009 годом
увеличилось на 188,5 тонны (110,1%), шерсти - на 9,1 тонны
(145,7%), яиц уменьшилось на 13,1 тыс. штук (1,4%).
Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства
животноводческой продукции области в 2010 году составила:
по мясу - 1,0%, молоку - 0,5%, шерсти - 4,3%. Карибай
ОМИРОВ.
По материалам департамента статистики.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |