Информбюро
Праздничный
калейдpоскоп
Общественная
приемная
Экономика
Здравоохранение
Автотур "АП"
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЭКОНОМИКА   ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ-2020. РЕФОРМА. БИЗНЕС.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ-2020
Найди свою нишу
Не так давно в нашей области с рабочим визитом побывала группа представителей АО «Казахстанский институт развития индустрии», АО «Национальный инновационный фонд» и консультационная компания ТОО «САПА Проект Консалтинг». Было отмечено, что с начала реализации Программы «Производительность - 2020» наши предприниматели заняли пассивную позицию. Так как программа государственной поддержки бизнеса предусматривает в этом году 19,9 млрд. тенге в качестве субсидий (исключение составляют лишь лизинговые операции), предпринимателям предоставляется уникальный шанс модернизировать производство. В разработке программы участвовала НЭПК «Атамекен». Директор ее регионального представительства Нартай Искаков рассказывает:

- Глава государства на 23-м пленарном заседании совета иностранных инвесторов поручил Правительству принять меры по модернизации действующих производств. Совместно с «Атамекеном» был проведен технологический аудит более 200 предприятий. Результаты показали, что в деятельности большинства из них задействовано устаревшее оборудование, отмечена неспособность качественно управлять производством. Эти факторы и легли в основу разработки Программы. Главная ее цель - модернизировать старые и создать новые отечественные предприятия. Обеспечить квалифицированное сопровождение при выборе, установке и запуске технологического оборудования.
- Кто может стать участником Программы?
- Она рассчитана на крупные и средние предприятия, которые осуществляют свою деятельность в приоритетных отраслях экономики.
Это - металлургия, машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленности, агропромышленный комплекс, строительная индустрия. В нашей области участниками Программы могут стать швейные и войлочные цеха, завод бытовой химии, например. Весьма актуальна эта государственная поддержка для агропромышленных предприятий в строительстве мельниц, элеваторов, макаронных цехов и т.д.
- Какую часть производства можно профинансировать благодаря выделяемым средствам?
- Есть шесть направлений или инструментов государственной поддержки. При разработке комплексного плана развития половина от понесенных затрат будет возмещаться. Для этого должны привлекаться аккредитованные иностранные консалтинговые компании. Для модернизации производств предусмотрено долгосрочное лизинговое финансирование. Обновить оборудование владельцы смогут за ставку вознаграждения всего лишь в 7%, участвуя собственными средствами в 15% от общей стоимости предмета лизинга. Это очень гибкое условие, если брать в расчет, что сегодня лизинговые компании выдают средства при первоначальном взносе не менее 25%. Задача следующего инструмента - стимулировать привлечение квалифицированных инжиниринговых организаций. В этом случае возмещается 30% затрат. С целью оптимизации производственных процессов государство будет компенсировать 50% расходов на привлечение высококвалифицированных зарубежных инженерно - технических специалистов. При внедрении управленческих и производственных технологий на оплату услуг привлеченных консультантов возмещение составит 70%. Есть еще один инструмент предоставления инновационных грантов. В рамках этого направления финансироваться могут опытно - конструкторские работы и исследования прикладного характера. Гранты могут быть использованы на подготовку технико - экономического обоснования инновационного проекта, приобретение технологий, патентирование объектов интеллектуальной собственности.
- Появляется ли интерес к Программе у акмолинцев?
- С помощью лизингового финансирования модернизировать производство предполагается на ТОО «Кокше-нан». После проведения семинара другой предприниматель заинтересовался внедрением управленческих технологий, считая, что они смогут значительно сэкономить расходы на ведение бизнеса. Житель Шортандинского района с помощью гранта предполагает осуществить технико - экономическое обоснование своей идеи - разработке глобальной поисковой системы. К слову, молодые ученые должны обратить особое внимание на этот инструмент: именно он дает возможность развивать свои разработки, внедрять инновационные технологии в казахстанское предпринимательство.
- Через какой канал будет осуществляться выдача финансовых средств?
- Оператором Программы является АО «Казахстанский институт развития индустрии», а его региональным представительством в нашей области -АО «СПК«Есиль». В качестве консультантов может выступать и НЭПК «Атамекен», ведь главное - разъяснить предпринимателям в каком виде деятельности может быть применена финансовая поддержка государства.
Алексей БУБНОВ.

РЕФОРМА
Дифференциация тарифов - путь к энергосбережению
В последнее время в прессе публикуется множество материалов о проблемах в энергетической отрасли. Износ основного оборудования электростанций достиг критического уровня. Кроме того, некоторые регионы республики испытывают дефицит в поставке электроэнергии. В связи с чем Правительство разработало новый механизм ценообразования в энергетической отрасли, который предусматривает инвестиционную привлекательность отрасли путем установления предельных тарифов. Сегодня необходимо принимать меры, не только способствующие обновлению и модернизации энергетической отрасли, но также стимулировать процесс экономного использования энергоресурсов потребителями. Как сказал Глава государства в Послании народу Казахстана, время «дешевой энергии» прошло, расточительность должна смениться разумным потреблением и экономией.

Сейчас в Казахстане действует 2-уровневая дифференциация тарифов на электрическую энергию в зависимости от величины потребления.
В мировой практике уже применяется от трех до шести уровней оплаты за потребленную электроэнергию. К примеру, в Гонконге - три уровня, в Шанхае - четыре уровня, в Южной Корее - пять.
В целом, результатами внед- рения дифференцированных тарифов являются экономия электроэнергии и средств по- требителей, возможность выбора потребителями тарифного плана.
Во всех регионах Республики Казахстан, кроме нашей области, введены дифференцированные тарифы на электроэнергию в зависимости от объемов потребления.
В связи с введением дифференцированных тарифов на электрическую энергию для населения в зависимости от объемов ее потребления в целом по республике планируется получить экономию средств в размере порядка 2 млрд. тенге. К примеру, вАлматинской области экономия составит 743,7 млн. тенге, Южно - Казахстанской - 463 млн. тенге, Карагандинской - 164,2 млн. тенге. По причине того, что в нашей области введены дифференцированные тарифы на электрическую энергию только по зонам суток, потребители Акмолинской области не получили должного экономического эффекта.
В настоящее время департаментом проводится работа по введению дифференцированных тарифов на электрическую энергию в зависимости от объемов ее потребления. Что такое «дифференцированные тарифы на электроэнергию в зависимости от объемов ее потребления», и как эта дифференциация отразится на кармане потребителя?
Само по себе понятие дифференциации подразумевает под собой разделение потребителей на определенные группы в зависимости от определенных признаков, при этом для каждой группы потребителей устанавливается свой уровень тарифа, величина которого должна быть, с одной стороны, доступна потребителю, а с другой, стимулировать его к рациональному потреблению энергоресурсов.
Прежде всего необходимо понять, что объем потребления не может быть одинаковым для всех категорий граждан, если условия их проживания значительно разнятся. Действующим законодательством величина потребления электрической энергии разделяется на две категории потребителей: использующих и не использующих электрические плиты.
Данное разделение вполне обоснованно, так как объем потребления электрической энергии значительно выше в домах, где используются электроплиты. В целях определения оптимальной величины потребления, за превышение которой будет взиматься плата по более высокому тарифу, департаментом, совместно с акиматом области и членами Экспертного совета при департаменте (далее - Совет) был проведен анализ потребления энергии. При его проведении использовались реальные показатели объемов потребления в разрезе различных групп населения, сравнительные данные с другими регионами Казахстана.
По итогам проведенной департаментом работы акиматом области согласованы величины потребления для лиц, использующих электрические плиты в размере 100 кВтч и не использующих электрические плиты в размере 80 кВтч на одного проживающего. Для сравнения приведем примеры по действующим лимитам вдругих областях Казахстана: Астана, Алматинская, Актюбинская, Западно - Казахстанская и Северо - Казахстанская области - 90/70, Жамбылская и Карагандинская области -100/80.
В настоящее время департаментом проводятся предварительные расчеты по определению минимального и максимального тарифа при потреблении в предел ахи сверх величины потребления электрической энергии соответственно.
Для чего создана рабочая группа, в состав которой войдут представители местных исполнительных органов, общественных объединений и членов экспертного совета при департаменте, целью которой является введение дифференцированных тарифов на электрическую энергию в зависимости от объемов потребления.
Дифференциация тарифов - это правовая норма, законодательно закрепленная Законами РК «Об естественных монополиях и регулируемых рынках» и «Об электроэнергетике».
Ербол ЕСИРКЕПОВ,
начальник департамента
Агентства РК по регулированию
естественных монополий.


БИЗНЕС
Хорошая мебель помогает жить
Не захотел довольствоваться малым, живя от зарплаты до зарплаты, Андрей Манойлов. Хотя должность водителя первого руководителя в крупном хозяйстве «Целина Агро» другому вполне пришлась бы по вкусу. Второй год Андрей Васильевич занимается производством мебели.

Не просто было начать собственное дело. На такое решение подтолкнул его бывший руководитель Валерий Кулагин. Когда Манойлов изготовил бильярдный стол, другую мебель для ТОО, он дал, как обычно, мудрый совет: «Тебе с деревом работать нужно, хорошо получается, открывай свое дело».
Оборудовав мебельный цех во дворе собственного дома, договорился о поставке материалов и фурнитуры для мебели, появились первые клиенты. Как говорится, слухами земля полнится, заказов стало больше: столы, стулья, кухонные наборы, кровати, прихожие по доступным для сельчан ценам стали пользоваться спросом. Много среди его клиентов пенсионеров, которым по карману местная мебель, тем более, зачастую она изготавливается по индивидуальному заказу с выездом на дом к клиенту. Сотрудничает предприниматель с местной центральной библиотекой, которая стала постоянным заказчиком. Хорошими помощниками в деле и советчиками по дизайну стали жена и дочери, которые помогают ему в трудоемкой сборке мебели.
На одной из встреч предпринимателей с акимом района Андрей попросил содействия районной власти в решении проблемы с подведением к мебельному цеху трехфазной электролинии для подключения станков. Вопрос решили положительно. В скором времени предприниматель планирует покупку современных станков, расширение цеха, уже закуплены необходимые стройматериалы.
Занимается Манойлов и реставрацией старой мебели: на очереди два буфета прошлого века, в которые мастер скоро вдохнет новую жизнь. Сегодня он также изготавливает мягкую мебель, для чего дополнительно оборудовал швейную мастерскую. А в свободное время, для души, мастерит изделия из натурального дерева по собственным эскизам. Один экспонат - норвежский уголок - планировал сделать для двора, но уж больно хорош получился: теперь он занял почетное место в доме. Кстати, многие предметы домашнего обихода изготовлены собственными руками предпринимателя, много отреставрированной.
«Мебель, как воздух, как здоровье. Почему? А все просто: когда она идеально подходит дому, человеку, ее не замечаешь. К тому же, при соответствии определенным требованиям, - считает Андрей, - удобству, экологии, дизайну, привычкам, хорошая мебель помогает жить».
Пример егиндыкольского предпринимателя Андрея Манойлова еще раз доказывает, что при самых обычных условиях можно реализовать свои возможности.
Светлана ГУРБАНОВА. Егиндыкольский район.

О бензиновом сговоре, ценах на гречку и сотовую связь
В межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции по Акмолинской, Карагандинской областям и г.Астане прошло совещание на тему: «20 лет Независимости РК: достижения и перспективы». В его работе приняли участие заместители начальника инспекции - Алия Кожабаева и директора департамента правового обеспечения Агентства - Салават Вахитов, начальник управления расследований ведомства Дастан Смагулов, предприниматели.

Политика развития и защиты добросовестной конкуренции вошла в число приоритетных направлений экономического развития Казахстана. Об этапах становления антимонопольного органа с 1991 года рассказал Салават Вахитов. По его словам, все предпринимаемые меры способствовали развитию рыночной экономики. Законодательная база прошла три этапа своего развития. Первый относится к становлению независимости страны. Второй начинался с 2001 года. Тогда были введены понятия монопольного дохода, высокой и низкой цены. Определена система антимонопольного органа. Самым большим из доказанных нарушений законодательства был факт «бензинового» сговора, доход которого составлял 7,5 млрд. тенге. Однако действовавший тогда Закон не позволял оперативно и эффективно реагировать и предупреждать злоупотребление монополистической деятельностью, небольшие санкции за нарушения мешали развитию конкуренции в стране.
В сентябре 2004 года Указом Президента РК функции по регулированию естественных монополий и по защите конкуренции разделены. При Министерстве индустрии и торговли образуется Комитет по защите конкуренции. С 2006 года начинается третий этап развития. Новый Закон о конкуренции стал намного совершеннее, приближен к международным стандартам. Его разработка была обусловлена тем, что появилась необходимость в строгом контроле структуры рынка, доминантов на нем и недобросовестных предпринимателей. Былиувеличены пороги по определению совокупной доли доминирования, сокращен перечень его признаков. В Законе закреплен отход от государственного регулирования цен в конкурентной среде. Но прописана норма, что есть номенклатура товаров, утверждаемая Правительством, на которые, исходя из социально-экономической значимости, цены будут регулироваться государством. Одним из существенных нововведений стало введение понятия «группа лиц» как единого субъекта регулирования. Предпринята эта мера для предупреждения и пресечения монополистической деятельности несколькими аффилированными субъектами.
О том, какую работу проводит управление расследований Агентства, на конкретных примерах представил Дастан Смагулов. Он привел в качестве самого свежего - резкий скачок цен на гречневую крупу. В настоящее время ведется служебное расследование. Наши оптовые поставщики повторили «пример» своих российских коллег, где на тот момент цена стремительно выросла. Скупили значительную часть крупы и удерживали на складах, вызывая искусственный дефицит товара. На рынки поставляли его уже по завышенной цене. А реального недостатка гречки в нашей стране не было. Крупой мы можем обеспечить казахстанское население. Объемов имеющегося в стране товара хватило бы на несколько лет, констатировал Дастан Смагулов.
Другой пример. Совместно с российской федеральной антимонопольной службой проведено расследование в отношении сотовых операторов. В результате этого была снижена стоимость услуг в международном роуминге, стала дешевле сотовая связь в Казахстане. Начальник управления рассказал и о предпринимаемых сегодня мерах по сбалансированию цен на конкурентном рынке в рамках Таможенного союза. С января 2011 года координатором защиты прав потребителей стало Агентство по защите конкуренции. Было отмечено, что неправительственный сектор в этом вопросе сегодня занимает слабую позицию.
Из заключительного слова заместителя начальника инспекции Алии Кожабаевой стало известно, что в уполномоченный орган подана заявка на смену оператора, поставляющего топливо в нашу область. Дело в том, что его объемы не удовлетворяют потребности регионального рынка.
Наталия КЛИМОВА.
 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru