|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
МНЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛА |
АВИАЦИЯ
МАЛАЯ, ДА УДАЛАЯ |
|
|
Авиация малая, да удалая...
В Казахстане активно обсуждаются проблемы малой авиации. Пристальное
внимание уделяется развитию частного сегмента этой сферы.
Если на Западе частные самолеты , вертолеты и прочие личные
малые воздушные суда стали нормой, а число пилотов-любителей
ежегодно растет, можно сказать, в геометрической прогрессии,
то в нашей стране, увы... Обсудить наболевшие вопросы и пути
их решения на страницах «АП» согласился директор ОО «Спортивно
- технический клуб «Чайка» г.Степногорска Сергей Кириченко.
Вначале несколько слов о местных авиаторах. Общественное объединение
«Спортивно - технический клуб «Чайка» было создано на базе
одноименного дельтапланерного клуба, который появился еще
в 1984 году при первичной организации ДОСААФ управления Целинного
горнохимического комбината в г. Степногорске. Какие дельтапланы,
спросятзнающиелюди, ведь нет никаких гор? Но летать-то хотелось...
Впервые в Казахстане для набора высоты летательных аппаратов
пилоты «Чайки» сконструировали безопасную лебедку и применили
автобуксировку. Электромагнитная муфта и километровый трос
позволяли затягивать дельтапланы на высоту до 700 м.
Сегодня многие спортсмены клуба пересели на парапланы. За
четверть века в Степногорске горы не появились, и ребята по-прежнему
поднимаются в небо при помощи механической силы: автобуксира
либо двигателя. Тренировки на месте позволяют поддерживать
технику пилотирования почти круглый год, что делает возможным
участие в соревнованиях и сборах в Ал маты и на Алтае. Клуб
«Чайка» поддерживает связи с федерацией парашютного спорта
в Астане, столичным аэроклубом. На 45-летний юбилей г.Степногорска
было организовано авиашоу. Не так давно в клубе появились
первые разрядники-парашютисты.
- В октябре 2009 г. в Министерстве транспорта и коммуникаций
РК состоялось совещание по вопросу развития отечественной
малой авиации, - начал повествование Сергей Кириченко. - В
соответствии с Планом комплексных мер развития отрасли на
2009-2011 годы совместно с акиматами регионов планировалось
разработать Концепцию развития малой авиации. Однако воз и
ныне там.
Сегодня авиаторы возлагают огромные надежды на законопроект
«Об использовании воздушного пространства Казахстана и деятельности
авиации», поскольку малая авиация является кузницей кадров
для работы на больших воздушных судах.
В настоящее время на всю страну приходится не более 400 едиництехники
малой авиации-«кукурузники», обрабатывающие поля, вертолеты
ЧС, другие. Для сравнения: в 70-80-х годах общее количество
таких самолетов в Казахстане составляло порядка700 единиц.
Причем, действовало более 400 аэродромов. В чем же преимущества
самолетов авиации общего назначения перед рейсовой? Какправило,
это - четырех-, десятиместные самолеты, способные совершать
не только регулярные рейсы, но и вылетать в любую точку республики
в любое удобное для заказчика время. Небольшие самолеты простой
конструкции может обслуживать местное население, прошедшее
специальную подготовку. Таким образом, малая авиация создаст
новые рабочие места. Если от крупных аэропортов нужно строить
хорошие автомобильные или железные дороги к центрам мегаполисов,
то в случае с малой авиацией таких расходов не требуется.
На долю авиации приходится доставка почты и срочных грузов,
обработка полей, реагирование в случае ЧС и т.д. Но если такая
деятельность обязана своему существованию исключительно государственной
инициативе, то у частников крылья подрезаны. По мнению авиаторов,
необходимо упростить процедуру получения разрешения на вылет.
Кроме того, существует проблема метеорологического обеспечения,
которую нужно рассматривать с точки зрения «цена - качество».
Затраты на метеообеспечение непомерные, при этом качество
оставляетжелать лучшего. Помимо этого, в Казахстане с пилота
- любителя взимается плата за использование воздушного пространства,
тогда как во всем мире пилот платит только за охрану своего
судна.
Вместе с тем представители малой авиации ожидают от государства
помощи в части развития наземной инфраструктуры. Речь идет
об аэродромах, формировании сертифицированной системы подготовки
пилотов. Хотя бы часть этих проблем должен решить указанный
ранее законопроект.
Попытка возродить малую авиацию содержится и в Государственной
программе форсированного индустриально-инновационного развития
Республики Казахстан на 2010-2014 годы. В ней предусмотрена
поддержка туристической отрасли, имеющей экспортный потенциал
с применением малой авиации в качестве современного, экологически
чистого вида транспорта.
Этому было уделено особое внимание на VIII Акмолинской региональной
туристской ярмарке, проходившей в курортной зоне «Бурабай».
К примеру, я полностью поддерживаю мнение директора Казахстанской
туристской ассоциации Рашиды Шайкеновой, которая отметила,
что по нашим необъятным просторам невозможно путешествовать
без наличия соответствующего транспорта. Отсутствие хорошего
туристского автопарка и невозможность использовать малую авиацию
значительно сужают возможности туристского бизнеса. Статистика
свидетельствует о ежегодном увеличении популярности наших
туристских ресурсов. Транспортная составляющая может как значительно
увеличить стоимость путешествия, так и уменьшить его, она
может оставить хорошие воспоминания о стране, а может навсегда
отбить желание вернуться сюда. Малая авиация необходима не
только для иностранных туристов, но и для казахстанцев, которые
могли бы познавать свою страну, отдыхать, пользуясь услугами
аэротакси. Так что развитие малой авиации - более чем злободневный
вопрос, который ко всему вышесказанному напрямую влияет на
успешное продвижение услуг, предлагаемых казахстанскими туристскими
компаниями.
Маршрутные полеты над территорией национальных парков на дельталетах,
мотопарапланах, воздушных шарах и легких самолетах создадут
особую привлекательность любому курорту. С высоты птичьего
полета туристы смогут оценить по достоинству всю красоту нашего
края. Особенный интерес могут вызывать групповые экскурсионные
полеты в составе 2-3 единиц летной техники. С этими предложениями
и проектом развития авиатуризма в курортной зоне «Бурабай»
выступили представители малой авиации Акмолинской области
ОО «Спортивно - технический клуб «Чайка» г. Степногорска и
ТОО «Элевон» г. Кокшетау.
Преимущества малой авиации смогли бы оценить не только туристы.
В ней остро нуждается и бизнес. Именно бизнесменам крайне
важно потратить как можно меньше времени, чтобы добраться
из мегаполисов в отдаленные населенные пункты, где, как правило,
находятся склады, дочерние структуры. Зерновикам сам бог велел
развивать малую авиацию. Их основные базы находятся в разных
уголках страны и в значительном отдалении от крупных центров.
Кроме того, в развитии малой авиации заинтересованы нефтяники,
горняки, металлурги - все, кому не очень удобно быть привязанными
к графику полетов гражданской авиации. Заинтересованы в ней
и госчиновники, которым по работе нужно часто выезжать в малые
города и населенные пункты.
Она также нужна пограничникам, почтовикам, рыбоводам, лесникам,
полицейским, медикам... Именно поэтому малую авиацию называют
авиацией общего назначения, так как она выполняет множество
функций. Однако давно ясно: мы, частники, без поддержки государства
малую авиацию не вытянем. Пока же дело дойдет до реальных
проектов и бюджетных вливаний, спасать уже будет нечего. Эту
отрасль придется создавать заново. За огромные деньги, - подытожил
собеседник. Марина МАРКЕВИЧ.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |