Информбюро
Соцзащита
Религия и СМИ
Человек и закон
Из почты "АП"
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 РЕЛИГИЯ И СМИ   ПОВЫШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - НЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

Повышение ответственности - не ограничение
Полномасштабное освещение уникальной казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия в целом, адекватное освещение религиозной ситуации средствами массовой информации, в частности, является одной из первейших задач нашего гуманитарного сообщества.

Мы являемся свидетелями и участниками крупнейших политических и экономических процессов, происходящих в современном мире. С большой гордостью можем констатировать, что в этих событийных процессах, трансформировавших "формулу конфронтации" в "формулу диалогов цивилизаций, народов и конфессий" важную роль исполнила наша многонациональная и многоконфессиональная республика во главе со своим Лидером - Президентом Н.А. Назарбаевым.
Мониторинг за деятельностью казахстанских СМИ, освещавших разнообразные процессы в религиозной сфере, позволяет сделать следующие выводы.
Первое: в республике расширяется конфессиональное пространство. Так, благодаря взвешенной государственной политике, на 1 июля 2010 года (по данным Комитета по делам религий Министерства культуры РК) общее количество религиозных объединений достигло порядка 4462 единиц, которые представляют более 40 конфессий и деноминаций.
Второе: осуществляется прогресс в динамике развития информационного пространства страны. Так, по состоянию на конец 2009 года в республике официально было зарегистрировано более 2970 СМИ, из которых 41 издание принадлежало религиозным объединениям.
Сегодня вопрос о необходимости совершенствования редакционной политики СМИ в сфере религии и межконфессиональных отношений обусловливается такими объективными обстоятельствами, как:
- обеспечение национальной безопасности и внутриполитической стабильности в республике, межнационального и межконфессионального согласия в казахстанском обществе;
- осуществление целенаправленной политики в сфере освещения функционирования религии и межконфессиональных отношений в светских и религиозных СМИ;
- рост повышения влияния религиозного фактора в обществе;
- подъем авторитета Казахстана в деле сохранения межконфессионального согласия и диалога в стране, мире;
- налаживание республикой долгосрочных и эффективных контактов с государствами Запада и Востока, мусульманского и христианского миров.
Актуальность сегодняшней темы, несомненно, важна в свете "Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации", состоявшейся в июне текущего года в Астане. На данном мероприятии одним из вопросов, вызвавших активное обсуждение, стало освещение СМИ религиозной сферы, а также проблемы толерантного отношения СМИ к деятельности тех религиозных объединений, которые появились в Казахстане в конце XX века.
Правозащитными деятелями, в частности, отмечались такие пункты, как необходимость ведения независимыми экспертами масштабного мониторинга СМИ, освещающих конфессиональные вопросы; использование некорректной терминологии по отношению к новым религиозным организациям, не присущей казахстанскому законодательству; чрезмерное вмешательство государственных органов в процесс ведения контента СМИ; недостаточность взаимодействия СМИ, религиозных деятелей и научного сообщества и т.д.
Следует подчеркнуть, что к такого рода заключениям приходят не только правозащитные организации, но и представители казахстанского научного сообщества. Так, в ряде встреч, конференций, "круглых столов", организованных Международным центром культур и религий совместно с представителями НПО, общественными и научными деятелями неоднократно подчеркивалась необходимость создания отдельной общественной инстанции.
На наш взгляд, данная структура взяла бы на себя заботу о позитивном развитии отношений между СМИ и религиозными сообществами, способствовала бы предотвращению возможных конфликтов, порой провоцируемых СМИ.
Мониторинг мировых СМИ красноречиво свидетельствует, что некоторые журналисты, несмотря на всем известный скандальный случай в Дании, не всегда считают нужным думать о последствиях публикуемых материалов. Бывает, публикации в печати, передачи на радио и по телевидению отличаются недостаточной ответственностью авторов за сказанное и напечатанное слово.
Так, некорректное употребление термина "религиозный экстремизм", вызывающее резкую критику у верующих и экспертов, привело к тому, что президенты стран США и РФ призвали СМИ к ответственности в своей деятельности и лояльности при изложении специфических материалов.
В казахстанской и мировой практике критично отмечается необъективный подход светской прессы к раскрытию религиозной жизни граждан страны. Кроме того, внимание казахстанских СМИ зачастую фокусируется на доминирующих в количественном соотношении религиях - ислам и православие - только по каким - либо случаям, например, проведению каких - либо религиозных праздников, крупных мероприятий политического характера.
Публикации же другого типа носят в большей степени конфликтный тон в передаче информации о событиях в религиозной среде. Надо сказать, что такая тональность характерна для публикаций правозащитных организаций. Поэтому необходим поиск эффективных путей, а также выработка действенных рекомендаций для СМИ, которые занимаются проблемами освещения религиозной ситуации.
В этой связи, думается, было бы правильным, затронуть большой пласт вопросов, касающихся проблем взаимоотношения государства и религиозных организаций; раскрытия исторического опыта сосуществования религий на древней казахской земле и, конечно же, презентации прогрессивного мирового опыта по налаживанию межконфессионального диалога и сотрудничества. Не менее важным является рассмотрение деятельности других религий, познание о которых будет способствовать разрушению негативных стереотипов в обществе.
Следующим полемичным вопросом как для Казахстана, так и для других стран мира, остается вопрос об овладении журналистами сведениями и знаниями в области религий, межконфессиональности, а также профессиональными умениями анализировать и излагать вопросы, связанные с религиозной тематикой.
Исходя из вышеизложенного, полагаю, что перспективным направлением совершенствования информационной политики должна стать реализация социально значимых программ и планов мероприятий на региональном и республиканском уровнях.
Думаю, что в данном контексте необходимыми направлениями следует определить: совместную деятельность СМИ, государственных органов, религиозных деятелей, представителей научного сообщества республики; системное и последовательное изучение и анализ мирового опыта; привлечение признанных в стране и за рубежом экспертов к мониторингу за религиозной ситуацией в мире, Казахстане.
Известно, что в мире осуществляются мероприятия регионального и международного характера, которые направлены на улучшение деятельности и взаимодействия СМИ. Ярким примером может служить деятельность Альянса цивилизаций, членом "Группы Друзей" которого является Казахстан.
Одним из направлений данной международной организации является развитие и поддержка деятельности СМИ ввиду их колоссальной роли в формировании человеческим сообществом понимания мира и, как следствие, повышенной ответственности, которая ложится на плечи профессиональных журналистов.
Потому экспертами Альянса предложено создавать, обнародовать и реализовывать добровольные кодексы поведения и профессиональной этики журналистов. При этом особо оговаривается, что "повышение внимания к ответственности печати не может и не должно сказываться на приверженности свободе печати".
Позитивным считаю и то, что Альянсом инициируется положение, согласно которому лидерам академических, религиозных сообществ, гражданского общества и в области культуры следует генерировать такое содержание для СМИ, которое помогает углубить межкультурное и межконфессиональное понимание, в первую очередь - в кризисные времена.
Положительным можно оценить результат работы Альянса в области формирования толерантной информационной политики, создание информационной службы по вопросам образования в области религий и верований (aocerb.org). Этот ресурс on-line обеспечивает доступ к руководящим принципам и другим образовательным ресурсам, посвященным различным религиям и верованиям в мире, а также образованию по вопросам этики и терпимости и гражданского воспитания.
Айдар АБУОВ,
директор Международного центра культур и религий,
профессор, доктор философских наук.


Знать, чтобы избежать ошибок
Живая и увлекательная атмосфера царила на семинаре "Религиозный экстремизм: особенности проявления в современной ситуации", состоявшемся в ДК "Достар". Организатором мероприятия выступили облуправление внутренней политики и ОО "Общественный фонд "Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений". Поделиться опытом с коллегами областного центра приехали гости из Астаны и Павлодара.

Немаловажный момент - аудитория на семинаре была представлена молодыми людьми. Ведь в значительной мере именно на их разум и души стараются воздействовать адепты и лидеры псевдоре- лигиозных групп и объединений, что ведет, в конечном итоге, к потере выработанных социаль- ных навыков и гражданской деградации.
Первая часть семинара (техническая) выдалась весьма познавательной, во многом благодаря интересным, зачастую неординарным выступлениям. Так, в своем докладе президент ОФ "Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений" Гульнара Оразбаева с сожалением отметила, что, несмотря на закрытие и уголовное наказание активистов ряда радикальных организаций, на смену им пришло увлечение казахстанской молодежью западными псевдорелигиозными течениями. Объяснила присутствующим разницу между понятиями "фундаментализм", "радикализм" и "экстремизм". Развиваться религиозный экстремизм может в странах как с тоталитарным, так и с демократическим обществом - последние ввиду их открытости даже больше подвержены этому риску.
О принципе "пирамиды", действующей в большинстве нетрадиционных религиозных объединений и методах вербовки туда молодых последователей рассказала аудитории начальник отдела научно - исследовательского и аналитического центра по вопросам религии КДР МК РК Галина Новикова. Пояснив это на примере некоторых протестантских религиозных организаций, она обратила внимание слушателей на то, что желаемое стремление избавиться от своих проблем таким путем, на самом деле приводит к еще более худшим последствиям для личности. А гость из столицы, эксперт Института Европейского права и прав человека, корреспондент республиканской юридической газеты "Человек и Закон" Адилет Мукушев заметил, что выбор веры - личное дело каждого человека, но в свете гуманизации правоохранительной и судебной системы в Казахстане сектанты не должны чувствовать себя вольготно. Истинная суть религии - найти общечеловеческие ценности, а подрастающему поколению необходимо культивировать образ молодого и успешного казах-станца, чтобы была прочная опора от негативного влияния на него.
Неординарным и интересным было выступление магистранта КГУ им. Ш. Уалиханова Дмитрия Пантьо "Молодежные контркультуры как идеологическая основа становления оккультно - мистических форм религий". Он рассказал об особенностях таких молодежных субкультур, как хиппи, панки, рэйверы, готы и эмо, специфике их мировоззрения. Вместе с тем Дмитрий Пантьо отметил, что не всегда молодежные субкультуры могут быть тесно связаны с сектами, но определенная работа их адептами с ними все же ведется. Молодежь, в свою очередь, в ходе общения с экспертами, проходившего в неформальной обстановке, рассказала о том, как здравый смысл и критическое мышление помогли им избежать опасной ошибки - вступления в секту.
А во второй части семинара (практической) его участников ожидал социальный тренинг "Социальный театр и псевдорелигиозные культы", представленный гостем из Павлодара, руководителем молодежного общественного объединения "Адал" Иваном Рандюком. Присутствующим были показаны сценки, где два персонажа - адепт деструктивного культа и молодой человек, которого пытаются вербовать. Третьим персонажем, способным в любой момент вмешаться в действие, мог быть любой человек из зала. Как в жизни. Главное ведь - не пройти мимо.
Иван ОДНОРОГ.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.




 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru