Информбюро
Авторитетно
Фестиваль здоровья-2010
Ассамблея...
По письму
в редакцию
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 АССАМБЛЕЯ   ОСНОВНОЕ БОГАТСТВО СТРАНЫ - ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

Основное богатство страны - единство в многообразии
"Тот, кто ищет друга без изъяна, рискует остаться без друга", - гласит мудрая азербайджанская пословица. В нашей стране в дружбе и согласии живут представители более чем 130 национальностей, и все они составляют единый народ Казахстана. Главный принцип нашего государства - терпимость к обычаям и вере ближнего.
В этом собственно и состоит феномен казахстанской модели дружбы народов признанный всем мировым сообществом.

Всякое многонациональное государство, желающее стабильно развиваться, просто обязано найти "золотую" середину между манкуртизмом и интернационализмом, между интеграцией и потерей своих корней. Немало государств в мире испытывает большие проблемы из-за сложного этнического состава населения.
Благодаря мудрой политике Лидера нации Нурсултана Назарбаева, проводимой им с первых дней обретения страной независимости, нашу национальную многогранность удалось сделать преимуществом, а не тормозом развития. И это не просто декларация прекраснодушных намерений, а свершившийся факт: многие иностранные инвесторы решающим доводом для выбора Казахстана местом размещения своих денег называют способность страны сохранять мир и согласие при таком многообразии религий и этносов.
Образно выражаясь, они доверяют нашему умению устроить жизнь так: что казаху хорошо, то и немцу гут.
В этом и состоит смысл истинной дружбы: уважать особенности каждой национальности, сделать это особенное общей ценностью, не пытаться переделать ближнего на свой вкус, взимообогащать культуры.
Бесспорно, многое в основание дружбы народов было заложено еще во времена Советского Союза. Но на самом деле это не столько заслуга коммунистической идеологии, сколько мудрости самих народов, вместе переживших тяжелые времена.
Возвысить всех
Ортодоксальные апологеты коммунистического режима придут в ярость, прочтя эти слова: "Как?! Да в СССР дружба народов ценилась превыше всего! Все были равны!"
Но в эпоху информационной открытости большинство людей способны сами отличить правду от пропагандистских штампов. Да, в советскую эпоху неустанно воспевалась дружба народов Союза и всего мирового пролетариата. Но это было большей частью лишь пропагандистской трескотней, на деле суть национальной политики сводилась к унификации народов Союза, утрате ими своих корней, языка и культуры.
К 80-м годам прошлого века в СССР сложилась такая ситуация, что говорить и учиться на родном языке кроме мононациональных республик типа Грузии считалось зазорным. И ситуацию не спасало существование разнарядки на получение званий и премий представителями всех народностей. Все это не способствовало истинному интернационализму.
Примечательно, что насаждаемый советской пропагандой культ "старшего брата" принес великому русскому народу и великой русской культуре больше вреда, чем преимуществ - любовь и дружба не навязываются свыше приказами и силой. Наоборот, в некоторых постсоветских государствах, вроде стран Балтии, сейчас все свои беды пытаются переложить на русский народ, который и сам немало пострадал от многочисленных злодеяний режима.
Что же касается остальных народов, особенно малочисленных, то дело шло к фактической утрате ими своего языка и культуры. Это печальное явление с легкой руки великого кыргызского писателя Чингиза Айтматова было названо манкуртизмом. Кстати, данное понятие чрезвычайно быстро прижилось во всем мире. Давно замечено, что человек не любящий свой народ, неспособен уважать и другие. Также как и человек, не уважающий собственных родителей, не способен искренне уважать старших по возрасту.
Позиция Нурсултана Назарбаева в национальном вопросе в корне отличалась от советской - вопреки страхам некоторых граждан нетитульной национальности и ожиданиям иных национал - патриотов, он не объявил казахский этнос "старшим братом" в стране. Наоборот, с первых дней независимости Президент республики придерживался принципиальной позиции: Казахстан - родина не только казахов, а всех Казахстанцев, всех, кто искренне считает ее своей страной.
При этом у казахов, как у титульной нации, живущей на своей исконной земле, есть лишь одна привилегия - заботиться о развитии и соблюдении прав всех остальных этносов, консолидировать их в единое целое - народ Казахстана.
Чрезвычайно важным фактором стало и то политическое решение, что наряду с государственным языком - казахским, наравне будет функционировать и язык межнационального общения - русский. Более того, Нурсултан Назарбаев, будучи выдающимся интегратором, постоянно подчеркивает, что каждый юный казахстанец должен стремиться знать как минимум три языка: казахский, русский и английский.
Наша национальная идея основана на трех говорящих за себя фундаментальных ценностях - единстве, стабильности и развитии.
Объединяющая роль титульной нации
По мнению международных экспертов, огромную роль в сложившейся дружбе народов сыграла многовековая толерантность культуры номадов, поскольку наша страна является своеобразным мостом между Европой и Азией. Отсюда естественно вытекают традиции уважения к иной культуре, вере, обычаям.
Показателем зрелости казахского этноса американские политологи называют отношение казахского народа к одному из величайших бедствий в своей истории - голоду, вызванному насильственной коллективизацией в 30-е годы. Тогда половина казахского народа либо умерла от голода, либо была вынуждена бежать за границу... Несмотря на старания врагов, в годы независимости ни официально, ни на бытовом уровне казахи никогда не пытались связывать эти злодеяния с определенной нацией. Было ясное понимание - это вина кро-вавового сталинского режима, чьи социальные опыты привели к неисчислимым бедствиям. Сейчас это кажется чем-то само собой разумеющимся, но ведь очень многие государства до сих пор пытаются выставить счет современной России. До недавнего времени среди них была и "демократическая" Украина, обвинявшая Москву в геноциде.
Можно также с гордостью отметить, что и печально известные декабрьские события 1986 года, закончившиеся кровавыми репрессиями режима против студентов и молодежи, и выходом позорного постановления ЦК КПСС " О казахском национализме" не смогли вбить клин в отношения с братским русским народом. А ведь как старались многие СМИ в 1991 году, в том числе и некоторые популярные московские газеты, без зазрения совести голосившие: казахи будут мстить за 1986 год, надо уезжать оттуда.
Конечно, ничего подобного не произошло и не могло произойти, но такие безответственные заявления привели в то время к большому оттоку русскоязычного населения, привыкшего доверять печатному слову.
И все же жизнь расставила все по своим местам: опросы граждан России в 2008 году дали такой результат - Казахстан был назван самым надежным союзником РФ. И это при том, что Беларусь являлась в то время союзным государством. На вопросы журналистов о причинах особого доверия россиян к нам, отвечали: " казахстан-цы дружат с нами искренне, а не за нефть или газ".
Как тут не отметить, что и на международной арене Казахстан, благодаря своему Президенту известен, прежде всего, как глобальный интегратор, призывающий государства объединяться исключительно на принципах равноправия. А Нурсултану Назарбаеву принадлежит инициатива созыва таких важных глобальных форумов как Съезд мировых религий, СВМДА (Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии), Саммит ОБСЕ в 2010 году и др.
И все это стало возможным, повторимся, потому что мировая общественность убедилась в том,что у нас в обществе действительно царит атмосфера истинной дружбы, а не политкорректных улыбок.
Создание в апреле 2002 года такого уникального образования как Ассамблея народов Казахстана (АНК), в котором представлены 818 этнокультурных объединений, - одна из нетривиальных идей Нурсултана Назарбаева. Как сказано в специальном Законе Республики Казахстан Об Ассамблее народа Казахстана, - это учреждение..., образуемое Президентом Республики Казахстан, способствующее разработке и реализации государственной национальной политики
Цель создания Ассамблеи - обеспечение межэтнического согласия в республике в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации. Она должна быть основана на казахстанском патриотизме, гражданской и духовно-культурной общности народа нашей страны при консолидирующей роли казахского народа.
Жизнь показала правоту Президента - сегодня АНК является главным проводником идей в деле обеспечения эффективного взаимодействия государства и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений. АНК, в которую вошли многие видные и авторитетные представители страны, работает эффективно и наряду с Лидером нации является своеобразным гарантом соблюдения прав всех этносов.
Когда мы едины - мы непобедимы
Логическим развитием национальной политики страны стало создание Доктрины национального единства Казахстана. Этого требовало само время - на этапе становления государства главной задачей была консолидация общества на основе межэтнической толерантности и общественного согласия. Сейчас с учетом амбициозных планов страны, поставленных Лидером нации, стратегическим приоритетом становится достижение Национального Единства, основанного на признании единой системы ценностей и принципов. Главные ее принципы следующие:
I. Одна страна - одна судьба Национальное единство основывается на осознании общности судьбы каждого гражданина и его Родины Республики Казахстан.
II. Разное происхождение - равные возможности
То есть, равенство возможностей для всех граждан, независимо от этнического или иного происхождения, вероисповедания и социального положения. Этот принцип гарантирует каждому гражданину Казахстана, что он имеет все шансы полностью реализовать свои возможности и добиться успеха, благодаря своему уму, таланту и трудолюбию, а не происхождению.
III. Развитие национального духа Укрепление и развитие Духа Нации,
как укрепляющего и объединяющего начала - важнейшая задача на новом этапе. Именно дух сплачивает нацию в единое целое. Это дух традиций и патриотизма, дух обновления, состязательности и победы. Чем сильнее дух народа, тем выше перспективы его государственности. В первую очередь это относится к расширению сферы употребления государственного языка. Овладение им должно стать долгом и обязанностью каждого гражданина, стимулом, определяющим личную конкурентоспособность и активное участие в общественной жизни. Знание государственного языка - главный фактор духовного и национального единства. Чтобы осуществился прекрасный принцип: язык мой - друг мой.
В современном мире только нации, нацеленные на достижение сверхзадач планетарного масштаба, добиваются успеха. Поэтому ориентация на конкурентоспособность должна стать важнейшей частью нашего общенационального духа. Это основа грядущих побед нашей нации. Каждый гражданин Казахстана должен стремиться стать образованнее, умнее, чтобы его страна процветала. И надо стремиться, чтобы Дух победы стал частью жизни гражданина, общества и государства.
Как показывает история человечества, любая нация, лишенная стремления к развитию, обречена. Нам необходим интеллектуальный прорыв, так как в XXI веке только интеллектуальная нация может рассчитывать на достойное место в мире.
Истинные патриоты должны осознавать себя все сынами и дочерьми одного Отечества и понимать, что наша Независимость - это воплощение вековой мечты многих поколений. Независимость и развитие государственности, созданной на исконной казахской земле, - наши главные завоевания.
И тогда наше Отечество будет сильным и заметным в мире. А как точно сказал Симонид Кеосский: "... для полного счастья человека необходимо иметь славное отечество".
Завершить тему хотелось бы поистине поэтическими строками из Доктрины: "Без единства нет Нации. Без Нации - нет государства. Без государства - нет будущего".
Бек АРГЫНОВ.

АССАМБЛЕЯ: УЗНАВАЕМЫЕ ЛИЦА
От брейк-данса до лезгинки
На концерте, посвященном двадцатилетнему юбилею областного чечено-ингушского этнокультурного объединения "Вайнах", особенно запомнились яркие и динамичные танцы, представленные кокшетауским коллективом "Ритмы гор". Глядя на лихих джигитов, выделявшихся на сцене своими яркими черкесками и белыми папахами, было трудно представить, что один из них - русский парень, игравший, к тому же, во многих номерах ведущую роль...

Семнадцатилетний Александр Оськин в танцевальном ансамбле "Ритмы гор" около года, но за это время он уже успел заслужить уважение среди своих коллег по коллективу, стал в нем заметной фигурой. Говоря о нем, руководитель ОО "Акмолинское областное чечено - ингушское объединение "Вайнах" Герихан Яндиев замечает:
- Удивляет то, как этот юноша умеет передать тот особый, неповторимый колорит и энергию, характерные именно для кавказских танцев. Ведь если в них, особенно в лезгинке, эти моменты выражены слабо или вовсе отсутствуют, то можно считать, что номер получился безжизненным.
Откуда такая любовь к кавказским танцам и обычаям, и как приобрел необходимые навыки и умения этот скромный и немногословный сероглазый славянский парень? Возможно, как говорит Александр, интерес к культуре этих народов ему передался от деда Юрия, потомственного терского казака, родившегося во Владикавказе, который каждое лето ездит в родные места, чтобы посетить могилы своих предков. Быт и культура терцев во многом складывались под влиянием соседей - горцев. К тому же, с детства Саша, как и его старший брат Юра, росли в застанционном поселке, а позже в районе детской железной дороги, вместе с ингушами и чеченцами. Среди них у братьев немало друзей, общаясь, они могли наблюдать за их обычаями и этикетом, и в какой-то степени перенимать. Как и его друзья, в случае чего Александр может и постоять за себя - свою физическую форму он поддерживает, занимаясь кикбоксингом.
- Увлекаться танцами я начал с 11 лет, - вступает в разговор Александр Оськин. - Как-то по MTV меня заинтересовало шоу известного американского танцора Уэйда Робсона. Вначале был хип-хоп, а далее я начал осваивать электро - буги, брэйк - данс и даже самбу. А с семнадцати лет самостоятельно изучил самый зажигательный танец горцев - лезгинку.
Приглашение друга Адама Точиева продемонстрировать свои способности в ансамбле "Ритмы гор" подогрело интерес парня и было весьма кстати. Приняли Александра очень хорошо в коллективе, он быстро стал своим. До этого ему нередко удавалось демонстрировать свои навыки, принимая участие в ловзаре - играх на свадьбах, где гости, среди всего прочего, пляшут в кругу лезгинку. Работа же в коллективе под руководством Лейлы Газиковой позволила с каждым днем совершенствовать мастерство.
Жизнь не стоит на месте. Как у творческого человека, стремящегося к покорению новых высот, у Александра есть цель. Ради нее он стремится перевестись из колледжа "Арна" на второй курс музыкального колледжа им. Биржан-сала, чтобы учиться на хореографическом отделении. В планах у руководителя областного этнокультурного объединения "Вайнах" Герихана Яндиева создание на базе "Ритмов гор" профессионального танцевального коллектива. Его особенностью станет то, что состав участников в нем будет многонациональным, что немаловажно в международный год сближения культур. Как знать, может, началом этому послужило участие в ансамбле Александра.
Для повышения танцевального уровня в скором времени ожидается прибытие из Ингушетии хореографа, который проведет мастер - класс. Получить и закрепить свои навыки надеется и Александр Оськин, в планах которого стать хореографом будущего ансамбля. А далее дело будет уже за набором людей, и, как он признается, важно чтобы их было задействовано как можно больше, от этого танец становится более зрелищным. Есть у артистов и желание покорять своими зажигательными танцами республиканские и международные арены.
- Кавказцев я воспринимаю, как хороших друзей, некоторые из них мне даже, как братья, - делится Александр. Хотя я не делю людей по национальности, со всеми нахожу общий язык. С детства я с уважением отношусь к русской культуре, в которой воспитывался, и к кавказской, которую узнал благодаря окружающим меня ингушам и чеченцам - на равных. Понимаю их язык, немного даже владею им. А то, что я вношу свой вклад в развитие кавказской культуры, встречает у моих родителей и ровесников, независимо от их происхождения, уважение. Ведь нет ничего плохого, когда русский парень или девушка, если им нравится, исполняют горные танцы, а чеченец, как например, Гелани Хамзатханов, художественный руководитель ансамбля из Сандыктауского района "Горный родник", поет в славянском фольклорном коллективе. Это делает наши культуры более открытыми друг для друга, заметно их обогащая, а для людей - расширяет границы восприятия ими уже, казалось бы, устоявшихся вещей, - резюмирует он. Иван ОДНОРОГ.
Фото из архива Александра Оськина.



 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru