Информбюро
За строкой
Послания
Религия и
общество
Среда обитания
  КультУра
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 КультУра   Я поведу тебя в музей..., Особый строй души, Он, она, окно ...
Я поведу тебя в музей...
Акмолинский областной историко - краеведческий музей - один из первых в Казахстане, созданный после Октябрьской революции. Он был организован в 1920 году по инициативе заведующего отделом народного образования при уездном ревкоме А.А. Прохожева и заведующего подотделом внешкольного образования А.Н. Чеботарева, как музей наглядных пособий. Немного позже обрел статус уездного. Основой для первой экспозиции послужили взятые местными чекистами у царских офицеров собрания экзотических предметов восточных культур Китая и Японии, коллекции оружия XV-XIX веков.

Первым его директором стал Иван Степанович Хохлов, человек, отдавший жизнь изучению края. С его именем неразрывно связано становление этого учреждения, проводившего в Кокчетавском уезде первую историко - краеведческую работу. До Октябрьской революции И.С. Хохлов служил инспектором народных училищ Акмолинской области. Тогда им был написан ряд книг таких, как: «География Оренбургской губернии», «Поездка по Аральскому морю», «Столетие Оренбургского трехклассного училища» и др.
Первоначально музей занимал одну из комнат в помещении отдела народного образования, но в 1922 году из-за отсутствия средств в УОНО его передают на содержание Кокчетавского районного отделения Союза кооператоров.
Ежедневно в Дом союза кооператоров стекалось много посетителей, подчас жителей самых отдаленных уголков уезда, втянутых в сферу кооперации.
В период с 1922 года по 1928 И. Хохлов сделал ряд археологических раскопок на территории Кокчетавского уезда и в окрестностях города. Многие из них дали интересные результаты, привлекшие внимание крупных специалистов - археологов страны таких, как член - корреспондент АН СССР А.А.Спицын, антрополог, профессор МГУ В.В.Бунак, профессор М.П.Грязное. Отдельные найденные вещи были переданы в Эрмитаж города Санкт - Петербурга.
Со временем огромное количество выставочных материалов в одной комнате делало невозможной работу с посетителями, и в 1926 году музей переходит в четырехкомнатный деревянный дом №113 по улице Советская (ныне Ауэзова).
Развитие музея надолго прервала смерть И.С.Хохлова. Иван Степанович умер в возрасте 75 лет. До 1930 года работой музея руководил М.Н.Лентовский, брошюру которого «Памятники в южной половине Петропавловского округа» годом раньше выпустила Кокчетавская типография. В ней автор описывал результаты археологических работ, произведенных на территории края.
В предвоенные годы дела несколько улучшились. Приобретаются новые экспонаты, возникают постоянные связи с центральными музеями страны и республики. Устраиваются тематические выставки. Была произведена реорганизация экспозиции, она стала научной, занимательной. Прочно устанавливается разделение экспозиции по трем основным отделам: природы, досоветской истории и советского периода.
Летом 1940 года была предпринята Северо-Казахстанским и Кокче-тавским музеями археологическая экспедиция. В ее состав вошли сотрудники: С.А. Попов, П.А. Козлов, А.И. Ушмугин. Маршрут экспедиции пролегал по берегам реки Чаглинка. Был получен богатейший материал о поздненеолитических и энеолитических стоянках человека, некогда располагавшихся вдоль русла реки.
С началом Великой Отечественной войны директор и научный сотрудник ушли на фронт. В начале 1942 года музей был закрыт, а в его здании разместился призывной пункт. С января 1945 года, получив статус областного, стал называться Кокчетавским областным историко - краеведческим музеем. В шестидесятые годы прошлого столетия его положение несколько поправилось. Постепенно формировался штат сотрудников, в числе которых появились специалисты с высшим образованием.
Музей менял неоднократно свой адрес, переезжая из одного здания в другое, с 1974 года обосновался в здании, являющемся памятником истории и архитектуры начала XX века. В 2000 году получил статус Акмолинского областного историко - краеведческого музея, так как город Кокшетау стал областным центром Акмолинской области.
В настоящее время его фонд насчитывает более 70 тысяч единиц хранения, экспонаты пополняются, приобретаются через фондово-закупочную комиссию, а также сбору раритетов способствуют ежегодные историко - археологические и топонимические экспедиции.
Созданный в 2004 году научно-методический совет способствовал коллегиальному координированию деятельности Акмолинского областного историко-краеведческого музея и его структурных подразделений. В состав научно-методического совета музея, на заседаниях которого рассматриваются и определяются основные темы и направления всей работы музея, входят доктора исторических наук, профессора Кокше-тауского госуниверситета им. Ш. Уа-лиханова К.К. Абуев и В.Ф. Зайберт, В.А. Соломина - заместитель председателя городского Совета ветеранов и другие. Музей работает в тесном сотрудничестве с малой Ассамблеей народов Акмолинской области по сбору этнографического материала для новой экспозиции. Укрепляются связи с краеведами области (Н.А. Травкин, К.К. Ибраев - Буландынский район, С. Б. Трешневский - Аккольский район, Т.М. Коростылева - Аршалынский район), которые оказывают большую помощь сотрудникам музея во время комплексных экспедиций в сборе экспонатов и топонимического материала.
В соответствии с теорией и практикой музейного строительства в последние годы руководством музея предпринимаются реальные шаги, направленные на усиление научной базы музея, как главного условия и основного фактора эффективного выполнения им своих двух основных профильных функций - научно-исследовательской и культурно-образовательной.
Акмолинский областной историко-краеведческий музей - методический центр, где разрабатываются узловые вопросы музеелогии, археологии, краеведения, этнографии, истории, историографии и культуры области. В состав ГУ «Акмолинский областной историко-краеведческий музей» входит семь музеев области.
Уже подходя к зданию областного музея по улице Калинина 35, замечаешь, что в жизни учреждения произошли большие изменения: новый отреставрированный образ архитектурного памятника замечают все горожане нашего города.
Алма КУНАНБАЕВА, заместитель директора Акмолинского областного историко-краеведческого музея по
науке.


К 20-ЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ
Особый строй души
В отделе литературы по искусству Акмолинской областной универсальной научной библиотеки имени Магжана Жумабаева состоялась выставка народного прикладного искусства, посвященная 20-летию Независимости Казахстана.

В наше прагматичное рациональное время, к счастью, есть и будут люди, которых в свое время Василий Шукшин окрестил «чудиками». Тех, кто неуемно всю жизнь тянется к прекрасному, искусству.
В тиши своих уютных обжитых квартир они вдохновенно и истово творят, изобретают, выдумывают диковинные изделия, вызывающие неподдельное изумление буйством человеческой фантазии, ловкостью необычного мастерства.
Из алюминиевой проволоки подполковник полиции с высшим инженерным образованием Марат Камалинов составил богатейшую коллекцию сложнейших технических изделий - уникальных моделей экскаваторов, тракторов, грузовых машин, мотоциклов, причем это не просто невиданные каркасы - все до мельчайших деталей ме ханизировано. Для Марата Советовича главное в его эксклюзивных трудах, чтобы все работало по-настоящему - модели приводятся в движение системой рычагов - здесь проявляется удивительное инженерное мышление офицера в отставке, представившего на выставке народных умельцев также коллекцию оружия: кольты, револьверы, браунинги... - увлечение длиною в жизнь.
Строитель, прораб Анатолий Кириллов, пять лет назад выйдя на пенсию, увлекся древнейшей техникой бумагокручения - квилингом.
Из тонких бумажных полосок, нарезанных вручную, Анатолий Николаевич сооружает истинные произведения искусства, поражающие изяществом и тончайшим оформительским вкусом: пасхальное яйцо, модель земного шара, цветы, птицы, пейзаже церквушкой, золотая рыбка...
Глаз не оторвать от изделий из дерева: изогнутая, застывшая в гибком прыжке саламандра, статуэтка пышнотелой красавицы-мулатки, притягивающая взор безупречным совершенством форм.
Широко известно в Акмолинской области имя Альбины Байковской, активной участницы многих творческих конкурсов. Гобеленами, сотканными руками умелой художницы, коллекцией кукол, сшитых так, что радуется душа, любовались посетители вернисажа.
Художник и ювелир Курман Базилинов, преподаватель технологии ИЗО Лилия Усачева, ветераны труда Аскар Касымов, Шамиль Казбекова, Лидия Власенко, сотрудницы областной библиотеки Сулушаш Малгаждарова и Карашаш Сатиева, полковник запаса Владимир Банковский - все участники выставки, вопреки любым превратностям судьбы, ощущают окружающий мир, восторженно веря в свои силы и доброе начало.
Сотрудники библиотеки Ольга Пивень и Сауле Ивахина, подготовившие встречу, вручили всем участникам выставки благодарственные письма. Ну, а лучшей наградой, конечно же, было заинтересованное пристальное внимание всех тех, кто созерцал экспонаты, подолгу останавливаясь у каждой вещи.
Алия АХЕТОВА.

ПРЕМЬЕРА
Он, она, окно ...
На сцене Дворца культуры «Горняк» степногорцы посмотрели новую постановку Народного театра драмы под интригующим названием «Он, она, окно и......


Эта комедия положений английского драматурга Рея Куни привлекла внимание молодого режиссера степногорского театра драмы Виталия Самсонова с подачи его бывшего ученика, сегодня - студента актерского факультета Академии искусств Сергея Маштакова. Да и зрители уже давно ждут от Самсонова легкой комедийной постановки.
Выбор пьесы неслучаен. Ведь постановка «Он, она, окно и покойник» (в оригинальном названии пьесы присутствует еще и этот неживой персонаж), при минимуме декораций, позволяет в полной мере раскрыть режиссерский и актерские таланты, доставить огромное наслаждение зрителю. В 1993 году Рэй Куни получил за эту пьесу, в оригинале называющуюся «Out of order» («Беспорядок»), престижный приз литературного драматургического конкурса имени Лоуренса Оливье.
Пьеса «Он, она, окно и покойник» сегодня популярна во всех театрах СНГ. И как же иначе, ведь она - пример одного из лучших образцов жанра комедии положений в мировой драматургии. Блестящая и остроумная, наполненная английским юмором, эта анекдотичная комедия, веселый детектив, просто заряжающий энергией и хорошим настроением.
Дело происходит в дорогом и чопорном английском отеле, а главным действующим лицом является член правительства, помощник премьер-министра Ричард Уилли, который попал в западню, сбежав с заседания палаты общин и уединившись в гостиничном номере с секретаршей лидера оппозиции. Мог ли он предположить, чем для него обернется привычная интрижка: в окне номера под фрамугой обнаруживается бездыханное тело мужчины. Под угрозой оказывается политическая карьера главного героя, для спасения которой действующие лица прикладывают все усилия - как свои, так и ничего не подозревающих людей - управляющего отелем, официанта, горничной, сиделки, жены, любовницы...
В общем, пересказывать сюжет пьесы Рэя Куни - все равно, что пытаться пересказать немой фильм с Чарли Чаплином. А еще - это благодатное поле для режиссерских пассажей и фейерверка актерских работ, в чем зрители, пришедшие на премьеру, сами смогли убедиться. Актерский состав, участвующий в постановке, сполна выразил видение режиссера Самсонова. Актеры смогли найти массу выразительных моментов, ярких красок, чтобы обыграть многочисленные комичные ситуации. Главные роли в спектакле сыграли молодые актеры Дмитрий Титов-ский (Ричард Уилли), Юлия Бузанова (Джейн Уор-зингтон) и Вячеслав Друзин (Джордж Пигден). В театре они - первый год, но так убедительны, органичны и естественны начинающие актеры в своих ролях. Их молодость и жизненная неискушенность не помешали им создать натуральные
образы прожженного политика, не удрученной высокими моральными принципами изменницы-секретарши, патологически добросовестного, предприимчивого и нелепого секретаря, которому в одну ночь пришлось побывать и молодым мужем чужой жены, и соблазнителем старой девы, которого чуть не убил обесчещенный муж...
Свою маленькую, но важную роль симпатично сыграл Ержан Айтжанов: его официант, чемпион по сбору чаевых, обаятелен, имеет характер и чувство собственного достоинства. По-мужски привлекателен и очень убедителен Виктор Тара-сенко в роли ревнивого, вспыльчивого и недалекого Ронни, мужа любовницы-секретарши. Образец солидности - управляющий отелем, которого блистательно преподнес мэтр степногорской сцены Валентин Савенко. Изящна и привлекательна Кристина Андрыгалова в роли Памеллы, супруги Ричарда Уилли. Забавна и старая дева Гледис, давно и безнадежно влюбленная в Пиг-дена: в исполнении ДамильТурмухамбетовой она наконец-то смогла обрести свое женское счастье. А экзальтированная горничная? Этот второстепенный персонаж благодаря бесподобной игре Ирины Фотлер, вызвал восхищение и смех зрителей и запомнится им надолго. И не забыть бы о трупе, по ходу действия оказывающемся частным детективом. Иван Десятое - не новичок в театре, но никогда раньше ему не приходилось играть безжизненное тело, висеть на гвозде в шкафу и...
По мнению актеров, в пьесе есть все: элементы детектива, мистики, присутствует гротеск и пантомима. Они уверены: не будет места скуке в этой любовной истории, смешанной с политической сатирой, в этом коктейле из забавных си-
туаций, уморительных диалогов и эксцентрики. Наблюдая за тем, как невероятные события сменяют друг друга так быстро, что одна ситуация накладывается на другую, порождая немыслимый водоворот и абсурд, зрители смогли не только посмеяться и забыть о своих повседневных буднях, но и что-то извлечь для себя из двух театральных действий, происходящих на сцене. Ведь в череде непрекращающейся игры в прятки, бесконечных переодеваний и постоянного риска разоблачения проявляются живые человеческие характеры.
Сам Рэй Куни определил жанр этой пьесы, как фарс: «Я хочу, чтобы зрители смеялись над историями про простых людей, над чрезвычайными вещами, с ними происходящими. Поэтому история струпом, который срочно необходимо спрятать, ибо в противном случае высшему должностному лицу грозит позорное публичное расследование, ломающее его стремительную политическую карьеру, - легка, изящна, воздушна и необременительна».
А режиссер Виталий Самсонов, введя в пьесу такой персонаж, как Любовь (преподнеся его в виде хореографических композиций в исполнении коллектива «Алексис» под руководством Дениса Головастикова), мечтает о том, чтобы молодые люди, посмотревшие спектакль, могли в своей будущей жизни отличать это светлое и нежное чувство от банальной страсти и похоти. Ценить Любовь, не размениваясь на мимолетные порывы, оберегать и лелеять своих любимых - такова сверхзадача режиссера в постановке «Он, она, окно и...».
Нана АНТИДЗЕ. г.Степногорск.

 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru