Информбюро
В облакимате
День
охраны труда
Брифинг
Почта "АП"
Культура
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 КУЛЬТУРА    ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР. ПРОБЛЕМА. КОНЦЕРТ
ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
Судьба, подарившая Слово
Благодатная земля Кокшетау взрастила немало талантливых людей, чьи имена прославили край далеко за его пределами. В их числе наша одаренная землячка, член Союза писателей Казахстана, журналист, деятель культуры, поэтесса, Марфуга Бектемирова. Поклонники ее таланта вновь услышали любимого автора на творческом вечере «Мен сені жырлап љтем, сулу Кљкшем», прошедшем в ДК «Кокшетау».

Несмотря на свой плотный график, в котором кроме поэзии есть общественная работа, редакторско - журналистская деятельность в газете «Есіл», Марфуга Толеухановна считает своим долгом бывать в регионах, встречаться с людьми: «Мой нынешний творческий вечер, который я посвящаю 20-летию Независимости страны, является своеобразным отчетом перед моими земляками. Хочу отметить, что где бы я ни была, куда бы ни заносили меня творческие пути - дороги, всегда воспеваю и чту взрастивший меня благословенный край, с гордостью несу звание дочери кокшетауской земли».
А признания в любви к родному краю сквозят во многих ее строчках. Вот только одно стихотворение из сборника «Белый парус мечты», вышедшего в свет в московском издательстве «Либерея - Бини - форм» в 2007 году.
Мне ласкают тело нежно травы,
На лугу брожу близ Кокчетава.
И в названьях «Щучье», «Боровое»
Что-то материнское, родное.
И любая сопка в снах прелестных
Кажется мне только Эверестом.
Лес зеленый, чистые озера
Я дочерним вижу своим взором.
На груди у гор своих поплачу -
Родине мой долг весь не оплачен.
И в любви признание простое
Вылито из сердца Марфугою.
У поэтессы, называющей себя продолжателем песенно - поэтических традиций края, выпущено десять сборников стихов и поэм. Написанные в разные годы, они объединились в сборниках «Айдыным меніњ», «Сандђѓаш», «Озеро души», других. Со временем ширится и их география. В череде стихов о любимой Сары-Арке появляются строки - впечатления о других регионах страны - «Жезќазѓан», «Тараз». «Раньше мне казалось, что смогу писать только о своих родных местах, - делится Марфуга Толеухановна. - Но с годами поняла, - мне этого мало. Хочу воспеть в стихах весь Казахстан и его славных людей».
Поэтическим откликом на обретение страной независимости стала поэма «Тѕуелсіздік тірегі». Произведение, вышедшее к 15-летнему юбилею Независимости, охватывает весь путь становления нового Казахстана. А его автор стала тогда лауреатом республиканского конкурса поэтов. В свое время она удостаивалась этого звания на фестивале творческой молодежи «Жигер», является победительницей республиканской «Мушайры», посвященной 150-летию Абая.
Марфуга Бектемирова успешно пишет в разных поэтических жанрах. Так, в ее творческой копилке есть фантастическая поэма «Меніњ Атлантидам», навеянная воспоминаниями детства, когда после тяжелой болезни девочка потеряла зрение. Выздоровела, благодаря бабушке, которая без устали водила ее на лечение к местному имаму. Вообще тема детства для нее особенна. Родилась она в Енбекшильдерском районе, но родиной своей считает аул Кљрнекті, что в Бурабайском районе. Девочку, рано оставшуюся без родительской любви, вырастили дедушка с бабушкой. Поэма «Мен љмірге келгенде» - это разговор с любимым дедом о том, как она постаралась воплотить в жизнь все его мудрые заветы.
Первое стихотворение девочка напишет в 12 лет. Живописная природа тех мест не могла оставить равнодушной ее впечатлительную натуру. Она часами пропадала в лесу, любуясь окружающей ее красотой. На озере, близ села, завороженно следила за лебедиными парами, прилетавшими сюда каждую весну. Любовь к литературе, по словам моей собеседницы, привил ей дедушка - Серик Темиров, обладавший природным музыкальным дарованием. Он научил внучку играть на домбре, поскольку слыл хорошим домбристом, умел сам изготовить инструмент. Будучи человеком неграмотным, из каждой своей поездки привозил много книг и всегда просил Марфугу почитать гостям, когда в доме хлебосольного человека собирались друзья и соседи. Особенной популярностью пользовались у аксакалов сказания и легенды «Батырлар жыры». Перечитывая их, девочка постигала красивую мелодию родного языка.
Она окончила казахскую школу - интернат г. Щучинска, где была бессменной участницей художественной самодеятельности, даже мечтала поступить в консерваторию, но стала журналистом, окончив КазГУ. Работать по профессии начала в областной газете «Кокшетау правдасы» и продолжала писать стихи.
Мне судьбой
Отведенное время
Я не трачу напрасно -
Пою.
Моей юности
Песенной теме
Я по капле
Себя отдаю...
Некоторые из ее стихов положены на музыку. Например, одной из известных песен стало стихотворение «Аќќуым меніњ ќайдасыњ?» на музыку композитора Ануара Бекжанова.
В свое время она занялась и переводческой деятельностью. Взяться за столь сложное дело нашу героиню подвигла любовь, как она считает, к близкому ей по духу творчеству Анны Ахматовой. Труд, в котором она постаралась передать самую суть, не исказив содержания, увенчал сборник серии стихов великой русской поэтессы на казахском языке «Жыр жаупар». Ждет своего часа и проза Марфуги Бектемировой.
На вечере звучали известные произведения поэтессы в исполнении студентов Казпедколледжа, читала свои новые стихи и виновница торжества. Хорошим фоном мероприятия стали песни, написанные на стихи автора и исполненные артистами филармонии: заслуженной артисткой РК Газизой Жумекеновой и солистом Жанатом Есовым.
Завершая встречу, поэтесса поблагодарила организаторов за теплый прием, отметив, что каждый ее приезд в родные края наполняет душу светлой радостью. А конец встречи нынешней становится началом будущих, которых, она надеется, предстоит с земляками еще немало.
Мы не преминули обратиться к зрителям, пришедшим на творческий вечер Марфуги Бектемировой. Каковы их впечатления?
Кайни Копубаева, преподаватель психологии: «Я сегодня открыла для себя поэтессу, которую, к сожалению, раньше не знала. Вечер получился очень праздничным и уютным. Мне понравились стихи, стиль Марфуги Бектемировой, ее философия. Еще я очень сожалею о том, что не было со мной моих коллег-филологов, которые говорят на языке поэзии. Думаю, это недоработка организаторов, которые не донесли информацию как следует до горожан, и я считаю, «украли» у многих время настоящего эстетического наслаждения».
Айша Жанузакова, преподаватель казахской литературы: «Поэзия Бектемировой мне близка. Я слежу за ее творчеством, читаем ее стихи со студентами на занятиях, а сегодня увидела ее воочию. Радуюсь за нашу талантливую землячку, которая воспевает в своих стихах наш родной край. Вызывает уважение то, что она смогла достичь высот в творчестве, ведь женщин - поэтов у нас не так уж и много. А еще мне нравятся ее переводы Ахматовой, которую я тоже люблю».
Иса Байжан Акжанулы, фотохудожник: «Благодарим бога, что наша священная земля рождает талантливых людей. Одна из них, я считаю, Марфуга Бектемирова».
Жадыра Итжанова, библиотекарь: «Вечер удался. Но мне хотелось бы побольше послушать саму поэтессу. Студентов мы часто видим и слушаем на мероприятиях в нашей областной библиотеке. Сегодня я приняла участие в организации выставки поэтических сборников поэтессы. Она передала нам свои статьи, интервью с интересными людьми, фотографии. Хочу отметить, что выставку посетило много молодежи, особенно студентов. Они интересовались ее творчеством, спрашивали о том, где можно приобрести книги Марфуги Бектемировой. Лично мне стихи поэтессы нравятся своим светлым лиризмом. Читая их, понимаешь, в каком красивом месте и доброй семье она родилась».
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ


На крыльях вдохновения и таланта
Дельфийские игры - комплексные соревнования, объединяющие классические и современные жанры искусства (фортепиано, скрипка, флейта, эстрадное пение, народное пение, академическое пение, эстрадный танец, народный танец, фотография, изобразительное искусство и т.д.). У нас в области творческие состязания под флагом Игр проходят с 2010 года. На этот раз для выступлений участников были выбраны несколько площадок: областная филармония, детская художественная школа, музыкальный колледж им. Биржана сал, колледж культуры им. Акана серэ и учебно - методический центр по работе с творчески одаренными детьми. В проекте приняли участие свыше трехсот детей из 59 организаций образования Акмолинской области.

Выступая на открытии, заме- ститель начальника облуправ- ления образования Евгений Шеленжек вспомнил курьезы, которые сопутствовали Дель- фийским играм в самом начале: чиновники воспринимали их как физкультурные состязания и адресовали приходящие «свер- ху» бумаги именно спортивным структурам. Теперь же - все иначе, ведь наш регион, край великих акынов и импрови- заторов, песенный и талант- ливый, не может стоять в стороне от этого важного мероприятия. В прошлом году, например, акмолинские дети показали на республиканских Играх высокий уровень мастерства и творчества.
На церемонии открытия настоящий мастер-класс показали артисты областной филармонии. В зал шел добрый посыл как пожелание успешной и плодотворной работы на всех этапах. Целый день компетентное жюри оценивало мастерство юных домбристов, певцов, дизайнеров, фотографов, скрипачей, художников.
По отзывам заслуженной артистки РК Шолпан Докумбаевой, все члены жюри получили истинное наслаждение - растет талантливое поколение. Их специализированная группа оценивала мастерство исполнителей академического, народного пения, слушала фортепианную музыку, наслаждалась скрипичной музыкой.
В доме творчества тоже лилась музыка, специалисты оценивали «эстрадников». И тоже с большим удовольствием. В детской художественной школе было тихо, ведь творчество художников и дизайнеров требует вдохновения и полного ухода от звуков, хотя многие представленные на конкурс работы можно смело оценивать как синтез красок и музыки. Юные фотографы привезли с собой свои снимки, но все были отправлены в творческий поиск по городу: надо было запечатлеть какой-то найденный «коронный» сюжетный кадр. Пожалуй, только в этой секции была возможность в присутствии самих участников сделать «разбор полетов» и провести мастер-класс.
Заполненные оценочные листы до глубокой ночи приводились в систему и только тогда были определены победители. Золотых медалей удостоились:
Диана Кошебен («Эстрадное пение») - воспитанница Зерендинской музыкальной школы, Жанат Рашит («Домбыра») - детская музыкальная школа г.Кокшетау, Полина Маслова («Фортепиано») - детская музыкальная школа г.Кокшетау, Алтынай Керимбаева («Скрипка») - музыкальная школа п.Шортанды, Рамиз Алиев («Изобразительное искусство») - детский дом Сандыктауского района, Алдияр Ергалиев («Эстрадное пение») - УМЦ г.Кокшетау, Максат Абзелов («Народное пение») - музыкальный колледж им. Биржана сал, Асем Аубакирова («Академическое пение»), Балтабаев Жумагали («Академическое пение»), Жанар Абжанова, Жулдыз Мукушева - («Домбыра, кобыз»), Владимир Зенченко («Фортепиано») -все из этого же учебного заведения, Яна Енькова («Веб-дизайн») - колледж культуры им.Акана серэ, Влада Кныш («Фотография») - колледж «Арна», Олжас Тасымов («Изобразительное искусство») - многопрофильный колледж г. Кокшетау.
Гульнар КИКИМОВА,
директор областного
учебно-методического центра
по работе с творчески одаренными
детьми, член оргкомитета.


ПРОБЛЕМА
Ненужные художники?
Кто не знает о Леонардо да Винчи, авторе портрета Джоконды! Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, астроном, он реализовал свой талант благодаря поддержке властей. Правитель Флоренции Ло-ренцо Медичи стал покровителем поэтов и художников, и его политика способствовала превращению небольшого уездного города в крупнейший центр культуры Возрождения. Сколько различных удельных князьков, живших в то время, богатых, но жадных, ушли в безвестность и только имя мецената Медичи в веках осталось рядом с именем Леонардо да Винчи. Так он прославил себя. А Леонардо создал в искусстве «гармоничный образ человека, отвечающего гуманистичным идеалам, заложив основы искусства Высокого Возрождения».

Заметьте, сколь возвышенно воспринял мир художник, которому были созданы условия. Я привожу этот пример, чтобы подчеркнуть, как тускнеют краски художников, которых власти просто не замечают. И это совсем не нагнетание страстей. Судите сами. Четыре года назад Кокшетауский филиал художников Казахстана лишили мастерских, то есть творческих условий для работы, и даже выставочного зала - всего, что было создано за последние 20 лет. И понятно, как они сегодня мечтают о появлении меценатов, которые бы всерьез задумались о том, сколь важно искусство в жизни людей и что, увы, не может образовавшуюся пустоту заменить ничто другое.
Председатель областного отделения Союза художников Юрий Попов рассказывает:
- В народе про бомжей говорят: без определенного места жительства. Так сегодня можно сказать и о художниках, которые остались в одночасье без своих мастерских. Здание, где мы располагались, забрали, а другого до сих пор так и не нашли. Четыре года мы судились. Хотя и считались собственниками своего здания, суд решил по-другому. Мы подали апелляцию, но ее проигнорировали. Мы просили - дайте нам время куда-то определиться. Нет, стояли над душой 24 пристава, по одному на каждого художника. Работы художников сейчас даже собрать на выставки трудно, они прямо говорят: «Раз город с нами так поступил, что он от нас тогда хочет? Представьте, столько работ просто погибло, ведь из мастерских полотна выносились и размещались на хранение в подвалы, гаражи... А это ведь признанные мастера, члены Союза художников, которые отдали служению искусству и оформлению этого города десятки лет! Хотя еще не так давно, лет пять назад, мы были востребованы, выставляли свои работы в Астане и Алматы. Работали увлеченно, действовал выставочный зал, магазин по продаже картин, в мастерских каждодневно шел творческий процесс. Это был яркий культурный очаг города, который знала общественность и который формировал эстетические вкусы. Работы Байтурсынова, Шаповалова, Жарылгасовой, Юрьева, Анисимовой, Кокурхоева и многих других хорошо знают в городе. Но, если нет выставок и места, где эти работы можно показать, они тоже незаслуженно предаются забвению. К сожалению, и областное управление культуры нас как бы вычеркнуло из всех списков - никуда не приглашает, не интересуется - будто нас вообще не существует...»
Сегодня областному отделению Союза художников после солидного здания с мастерскими выделили лишь крохотную комнату в шесть квадратных метров в бывшем кинотеатре «Юность». На все обращения и письма, даже из республиканского Союза художников, ответ всегда один - вопрос решается. Так год за годом. Художники надеются, что, может, после строительства Дома дружбы часть помещений все же достанется им. Или организовать творческий центр для них и дизайнеров, архитекторов с выставочным залом и мастерскими. Но это лишь мечты, аренду зданий никто из художников не потянет, им нужно помогать. К примеру, в Костанае эту проблему решают так: есть у художников свой выставочный зал и мастерские, им отдан целый этаж. И все это на балансе города. Акимами города и области учреждаются премии для творческих людей. У нас же потенциал художников практически не используется. А ведь каждый из них мог бы столько сделать! Во всех наших университетах есть факультеты, выпускающие дизайнеров и оформителей. Но для чего? Чтобы смолоду почувствовать свою ненужность?
Их вспоминают лишь когда нужно сделать выставку или эскизы снежного городка. Если же рассматриваются эскизы того или иного обновления городов области, мнения наших художников не спрашивают, нет их и в экспертных художественных советах. К примеру, обустраивают в Кокшетау центральную площадь, выделяют на это деньги и приглашают заезжих специалистов, а ведь у нас есть свои и не хуже. Со званиями и опытом. Их картины - во многих странах, о них знают за рубежом, но не у нас. А они, несомненно, могли бы внести свой весомый вклад, и очень грамотный, в изменение лица города, где подчас возникают случайные и безвкусные вещи.
Что еще обидно: все это влияет на формирование вкуса у людей, которые сегодня идут в те же магазины и закупают китайский ширпотреб, или заказывают бесконечно одни и те же фотопейзажи. Налицо отсутствие роста в эстетическом плане. Спрашиваю Юрия Григорьевича:
- А есть такая практика сейчас, чтобы меценаты на постоянной основе заказывали художникам какие-то полотна и финансировали их?
- Конечно, во многих городах мира существуют картинные галереи, которые заказывают художникам работы, отбирают лучшие и закупают их. Меценаты содержат эти галереи. Приезжают даже из других стран, приобретают работы для галерей искусства народов мира. Существует Интернет. Если бы была у нас широкая выставочная деятельность, все эти моменты можно было использовать и искусство наших художников тоже стало бы достоянием всех.
Художница Алла Сутулова выразила общее мнение:
- Большую часть времени художник проводит в мастерской, а если ее нет, то мы как без определенного места жительства. Потому что там у нас были встречи, выставки, общение между собой. Ведь новые задумки, работы, темы подчас рождаются от коллективной мысли. Когда нас выставили из мастерской, свои работы, к примеру, я вывезла в гараж - больше некуда. И все пропало зимой, от мороза и перепада температур. Конечно, кто нас помнит, еще звонит, люди интересуются творческими вещами, но редко. От жизни такой и в творчестве обида, сейчас вот пишу «Апокалипсис» - исключительно по современным событиям, появились работы «Мироздание», «Мегаполис», где человек - словно букашка, которую можно растоптать...
Есть ведь среди нас художники, которые остались полностью без работы, и это очень бьет по самолюбию. Представьте, хоть на минуту ощутить такое - что ты не нужен...
Александра МЯКОТА.

Детского танца яркие краски
Праздником стал отчетный концерт детского образцового ансамбля «Полянка», прошедший в стенах ДК «Кокшетау». Многочисленный коллектив одаренных детей, творящий на сцене уже 19 лет, снискал себе известность экспрессивностью, индивидуальной направленностью хореографических постановок.

В успешности коллектива, который сегодня состоит в штате областного ДК «Кокшетау» и насчитывает порядка восьмидесяти маленьких артистов в возрасте от 7 до 18 лет, велика заслуга его руководителя - талантливого хореографа Виктории Семеновой. Благодаря ее беспрестанному поиску новых постановочных замыслов, в репертуаре ансамбля более 30 танцев.
У юных артистов внушительный опыт выступлений на различного рода конкурсах и фестивалях. Ребята - лауреаты престижных республиканских конкурсов «Ѕнші балапан», «Бозторѓай». Обладатели главного приза республиканского и международного хореографического фестиваля «Аќ кљгершін» 2006-2007 годов в Астане. Кроме того в гастрольной карте ансамбля значатся Германия, Греция, Россия, Турция.
В отчетной концертной программе зрители увидели самые лучшие танцы из тех, что уже полюбились зрителю («Газалина», «Москито», «Наруто») и совершенно новые постановки. На сцене красивый узор казахского танца «Аќќу арманы» сменили зажигательно - завораживающие «Турецкий», «Гавайский». Покорила младшая группа образцового ансамбля, высыпавшая на сцену в роли очаровательных «Гномиков». А танцы «Крутуха», «Детишки - шалунишки» и другие, веселые и заводные, напоминали яркую карусель, звонкий весенний день. При этом юные артисты танцевали с полной выкладкой, по-взрослому.
Конечно, не обошлось без помощи старших. Так, в концерте приняли участие народный ансамбль танца «Сувенир», лауреат международных конкурсов Бота Шайкенова, а также Евгения Лазатникова, Валерия Андреева, Жантуар и Санжар Жуманалины.
Руслан ИБРАГИМОВ.


 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru