|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
ОБРАЗОВАНИЕ |
ВИЗИТ
МИНИСТРА. ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ. ОБМЕН ОПЫТОМ.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА |
|
|
Министр образования о задачах отрасли
В минувшую субботу в Кокшетау с рабочим визитом побывал министр
образования и науки РК Бахытжан Жумагулов. Он провел региональное
совещание по обсуждению актуальных задач Государственной программы
развития образования РК на 2011-2020 годы с участием педагогов
из четырех регионов страны: Акмолинского, Северо - Казахстанского,
Карагандинского и Костанайского. В работе пленарного заседания
принял участие аким области Сергей Дьяченко.
Открывая
встречу, глава об- ласти вкратце проинформиро- вал собравшихся
о том, что сделано и делается в регионе в год 20-летия Независимости.
Особое внимание уделяется развитию сферы образования, и, в
частности, переходу на 12-летнее обучение. Все школы области
компьютеризированы, подключены к сети Интернет, повсеместно
приобретаются предметные кабинеты, интер- активные доски.
В течение последнего года усилия были направлены на улучшение
санитарного состояния учебных заведений. К примеру, по итогам
прошлого года практически выполнена задача установки во всех
школах области теплых санузлов. На 16,6% по сравнению с 2006
годом повышен охват детей дошкольным обучением и воспитанием,
составив 58,5% (4616 мест). В планах нынешнего года ввести
еще 3255 мест и довести охват до 63%.
Для решения проблемы аварийных школ в текущем году из местного
бюджета будет выделено 38,7 млн. тенге, а до 2015 года в области
запланировано строительство шести новых общеобразовательных
учебных заведений на сумму 868 млн. тенге.
«В то же время, - отметил аким области, - мы надеемся на республиканское
финансирование для возведения двух школ взамен аварийных в
Буландынском и Целиноградском районах. Несомненно, проблем
в сфере образования очень много, но при условии приложения
усилий всех заинтересованных сторон возможно их поэтапное
решение».
Затем слово было предоставлено министру образования и науки
РК Бахытжану Жумагулову. Он ознакомил коллег с основными положениями
Госпрограммы, поделился планами на ближайшее будущее. По словам
главы ведомства, на реализацию госпрограммы предусмотрено
461,4 млрд. тенге, а при корректировке бюджета на текущий
год дополнительно выделено еще 22,5 млрд. тенге. То есть принятый
документ финансово обеспечен.
Серьезное внимание уделено дошкольному воспитанию. Для этого
в регионах необходимо детально проанализировать демографическую
динамику и просчитать обоснованный прогноз строительства и
ввода детских садов на ближайшие пять лет. Кроме строительства
госпрограмма предусматривает открытие до 2015 года 615 мини-центров,
163 частных садов, возврат 115 приватизированных зданий, ввод
154 детских садов за счет высвобождения зданий из коммунальной
собственности. Министерством уже разрабатывается принципиально
новая программа дошкольной подготовки.
К 2015 году в Казахстане будет построено 520 новых школ, 26
из которых - в Акмолинской области. «Нужно создать условия
для перехода на 12-летнее обучение, - сказал министр. - Поскольку
требуется и свежая методология, Министерством подготавливаются
новые государственные образовательные стандарты, программы,
учебно - методические комплексы».
По словам министра, в республике имеется серьезная проблема
малокомплектных школ (56,4%). Задача регионов создать центры
их развития при областных институтах повышения квалификации
работников образования. «Очень многое зависит от квалификации
педагогов, -сказал министр. - Впервые в республиканском бюджете
нынешнего года на укрепление базы ИПК направлено 500 млн.
тенге». Кроме того, Госпрограммой запланировано ваучерно -
модульное финансирование. То есть педагоги, получив ваучер,
смогут сами выбирать лучшие варианты повышения квалификации
вплоть до зарубежных центров.
Затронув тему ЕНТ, он отметил, что на данном этапе его формат
не изменится, а вот содержание претерпит значительную корректировку
и будет направлено на оценку творчества и знаний учащихся.
Аплодисментами встретил зал слова Бахытжана Жумагулова о том,
что отныне показатели ЕНТ будут исключены из рейтинга районов.
Особо руководитель ведомства остановился на положении педвузов.
«Не секрет, - подчеркнул он, - что студенты поступают в них
по остаточному принципу, поскольку престиж профессии педагога
пока очень низок». В сфере высшего образования главный ориентир
Госпрограммы - на повышение качества подготовки специалистов.
«Некоторые наши вузы, гордо именующиеся университетами, -
сказал глава ведомства, - на самом деле не соответствуют этой
высокой планке. Мы дали время, чтобы часть из них переоформила
свои документы и стала называться институтами и колледжами.
Если в стране будет 50, а не 148 университетов, дающих качественные
знания, будет всем только на пользу».
Для вузов вводится новая квалификация: национально - исследовательские
университеты, национальные, исследовательские университеты,
академии, институты и колледжи. У каждого уровня свои жесткие
критерии. Непрошедшие проверку высшие учебные заведения будут
понижаться в квалификации, и они, в конечном счете, должны
объективно покинуть рынок образовательных услуг.
По поручению Правительства Министерством разрабатывается программа
«Студенческое жилье». Ее реализация позволит к 2015 году повысить
обеспеченность студентов общежитиями до 80%. Специалистам
ведомства было дано поручение тщательно проанализировать,
какие частные вузы не имеют своих общежитий. Это значит, что
они не выполняют квалификационные требования и не могут дальше
заниматься образовательными услугами.
Многое предстоит сделать по модернизации технического и профессионального
образования. Его качество сегодня, по словам министра, не
соответствует не только мировым стандартам, но и требованиям
казахстанского рынка труда.
На пленарном заседании выступили начальник управления образования
Акмолинской области Марат Ибраев, заместитель акима Костанайской
области Серик Бектурганов, директор комплекса школы-сада «Шашубай»
Карагандинской области Айман Тукбай, ректор Кокшетауского
госуниверситета имени Ш. Уалиханова Найман Калабаев, заместитель
начальника управления образования СКО Шолпан Каримова. Они
поделились наработанным опытом, обозначили имеющиеся проблемы,
говорили о механизме достижения целей, определенных Госпрограммой.
Затем министр ответил на ряд вопросов, заданны хему из зала.
В заключение между акиматом Акмолинской области и Министерством
образования и науки РК подписано Соглашение по достижению
целевых индикаторов и показателей Госпрограммы развития образования
РК. После совещания педагоги продолжили ее обсуждение на трех
секционных заседаниях.
В тотже день министр МОиН РК Бахытжан Жумагулов вместе с акимом
области Сергеем Дьяченко посетили ряд учебных заведений областного
центра. В частности, побывали в ПЛ-11, где ознакомились с
производственными мастерскими, поговорили сучащимися. Здесь
министр отметил, что в соответствии с новой образовательной
программой профессиональные лицеи будут готовить тех специалистов,
в которых нуждается рынок труда.
Затем министр побывал в «Назарбаев Интеллектуальная школа»,
встретился с педагогами, учащимися, посетил детский сад с
государственным языком обучения «Айша». РаушанУТЕУЛИНА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ Всё у нас получится
Я родилась и живу вот уже 43-й год в Казахстане. Работая директором
Егиндыкольской средней школы № 2 в течение десяти лет, вижу,
какое пристальное внимание уделяет наш Президент воспитанию
молодежи, и в этом мы поддерживали и поддерживаем Нурсултана
Абишевича Назарбаева.
Конечно, многое изменилось сегодня в школах, особенно в сельских,
которые оснащены интерактивными досками, кабинетами информатики,
физики, биологии. Естественно, и современный учитель должен
меняться, осваивать новые методики образования, так как время
идет, общество развивается, дети тоже стали другими. И не
секрет, что уровень воспитанности и обученности учеников зависит
от умения педагога и его образования. В нашей школе на сегодняшний
день 30 учителей имеют высшее образование. И каждый из нас
организует свою работу так, чтобы ежедневно продвигаться вперед.
Хочу отметить, что у нас вместе со старшим поколением педагогов
трудятся молодые выпускники вузов, бывшие ученики нашей школы.
Одиннадцать молодых коллег окружены вниманием и заботой учителей,
проработавших в школе не один десяток лет.
Я думаю, что молодые люди вернулись в родное село, потому
что наш Президент проявляет внимание и заботу о молодых специалистах.
Они видят, что наше село с каждым днем хорошеет и благоустраивается.
Если до недавнего времени у егин-дыкольцев были проблемы с
водоснабжением, освещением, то в настоящее время в селе проложен
новый водопровод, асфальтируются дороги, освещаются улицы,
строится жилье для молодых специалистов.
Наш дружный коллектив учителей и учеников претворяет в жизнь
важное направление Послания Президента о здоровом образе жизни,
так как только здоровый человек будет учиться и трудиться
в полную силу. Поэтому в нашей школе постоянно проводятся
различные экологические и спортивные акции, в зимнее время
проходят лыжные соревнования, другие спортивные мероприятия.
В юбилейный для родной страны год каждый из нас имеет ясные
цели: беречь мир и спокойствие, дружбу и взаимопонимание и
приумножать лучшие традиции нашего общего дома - Независимого
Казахстана. С очередным избранием на пост Президента страны
Нурсултана Абишевича Назарбаева, в котором егиндыкольцы принимали
самое активное участие, уверена - все у нас получится.
Татьяна ВАВШКО, депутат Егиндыкольского
раймаслихата.
ОБМЕН ОПЫТОМ На английском с индийскими сверстниками
Международные программы - один из способов приобщить наших
школьников к новым формам учебной деятельности. Учителя английского
языка «Назарбаев Интеллектуальной школы» физико - математического
направления являются активными участниками одной из таких
программ.
Цель
программы «Школьные партнерства онлайн» - эффек- тивное использование
интер- активных коммуникационных технологий в системе среднего
образования и налаживание партнерских связей между шко- лами
Казахстана и других стран. Координатором проекта являет- ся
Британский Совет. Участвуя в программе, учителя получают возможность
обсуждать рабочие планы со своими коллегами по всему миру,
использовать материалы для преподавания, разработанные специально
для участников проекта, а также обмениваться опытом с другими
школами.
Педагоги нашей школы неоднократно проходили тренинги в рамках
данной программы. В итоге преподаватели английского языка
Баян Рахымжанова, Любовь Белявская и я стали ее координаторами.
Как же на практике проходит работа? Учитель регистрируется
на сайте Британского Совета, что дает ему возможность общаться
со школами других стран. Затем, в ходе переписки, завязываются
партнерские отношения с одной из таких школ, результатом чего
является работа над совместным международным проектом. Несомненным
преимуществом подобных проектов является возможность создания
языковой среды, когда иностранный язык является естественным
средством общения. В ходе работы над проектом учащиеся обмениваются
электронными письмами, презентациями, видеороликами, а также
проводят видеоконференции. В марте этого года мои учащиеся,
ученики 7-х классов, дважды общались со своими индийскими
сверстниками из города Тривандрум в он-лайн-режиме. В ходе
первой конференции ее участники задавали друг другу вопросы
на общие темы, которые вызывают интерес у каждого подростка:
как их сверстники проводят свободное время, какую слушают
музыку, каким спортом увлекаются? Вторая конференция была
посвящена национальной культуре наших стран. Наши ребята были
одеты в национальные костюмы, играли на казахских народных
инструментах, демонстрировали образцы народного прикладного
творчества. Индийские школьники также продемонстрировали свои
таланты игры на индийских музыкальных инструментах, рассказали
о самобытной культуре своей страны.
По программе «Школьные партнерства онлайн» в данный момент
также Баян Рахымжанова вместе с шестыми классами проводит
совместный проект со школой Индонезии, Светлана Харькова и
Ботагоз Абдрахманова вовлекают детей в сотрудничество с индийскими
школами, Гульнара Галимжанова работает по проекту с тайваньской
школой.
Не останавливаясь на достигнутых успехах, мы планируем установить
партнерские отношения со школами Великобритании. Это сотрудничество,
несомненно, откроет новые горизонты перед нашими учащимися,
дав им возможность совершенствовать свои коммуникативные навыки.
Лилия ЖУРБА,
учитель английского языка
«Назарбаев Интеллектуальной школы».
Быть признанным
и востребованным
В Кокшетау прошла педагогическая олимпиада «Построим будущее
вместе!». Ее организаторами выступил Союз детских общественных
организаций «Жулдыз» совместно с КГУ им Ш. Уалиханова и облуправлением
образования. В ней приняли участие старшеклассники - будущие
педагоги из разных районов Акмолинской области.
Как отмечают организаторы, цель этого проекта - профессиональная
ориентация и ранний профессиональный отбор среди учащихся
старших классов на дальнейшее получение специального образования
в педколледжах или на педагогических факультетах вузов.
Программа двухдневного мероприятия была насыщенной. Команды,
представленные пятью юными педагогами и одним руководителем
- наставником, состязались в презентации портфолио участников
олимпиады, лучшем сочинении - эссе «Моя мечта - быть хорошим
учителем». Кроме того, оценивались лучшие фрагменты урока
по выбору конкурсанта и защита педагогических исследовательских(творческих)
проектов. В первый день состоялись знакомство конкурсантов
с Кокшетауским государственным университетом им.Ш. Уалиханова
и презентация команд - участников. Проведены мастер-классы
«Учитель XXI века» мастеров педагогического труда, индивидуальные
конкурсы по решению педагогических задач и ситуаций, «круглый
стол» «Абитуриент-2011: Куда пойти учиться?» и т.д. Стоит
отметить, что мастер-классы проводили опытные педагоги областной
школы интерната для одарённых детей г. Кокшетау. А вечерняя
программа «Педагогическая гостиная», прошедшая в формате брейн-ринга,
позволила выявить у участников олимпиады широкий диапазон
имеющихся педагогических знаний. Вопросы и задания отбирались
экспертами - представителями кафедры педагогики КГУ им. Ш.
Уалиханова, казахского педагогического колледжа им. Ж Мусина,
а также Щучинского педколледжа.
К слову, компетентному жюри, куда вошли настоящие мэтры педагогического
труда, ученые, методисты, пришлось нелегко. Большое внимание
уделялось каждому участнику олимпиады, оценивались не только
мотивы выбора школьниками профессии учителя, воспитателя,
но и имеющиеся у ребят педагогические склонности, задатки,
способности, профессионально значимые качества личности.
В итоге, каждый юный педагог получил сертификат участия, все
команды - грамоты за презентацию. Благодарственные письма
вручены членам жюри олимпиады, директорам школ - участников,
руководителям делегаций.
Дипломом гран-при педагогической олимпиады награждён Евгений
Блюм, ученик школы - гимназии № 4 им. Л.Н. Толстого г.Степногорска.
Кроме того, этой же школе вручен диплом I степени в номинации
«Лучшее оформление портфолио». Грамоты управления образования
Акмолинской области за активное участие получили команды СШ
№ 18 г.Кокшетау, школы-гимназии № 4 г.Степногорска и Казгородской
СШ Енбекшильдерского района. Первые места в конкурсе «Внимание!
Урок!» получили Жанерке Хадыс, ученица Казгородской СШ Енбекшильдерского
района и Динара Дѕуіт, ученица СШ № 18 г. Кокшетау.
Итоги олимпиады подвела президент ОО СДОО «Жулдыз» Елена Дмитриенко:
- Благодаря активизации профориентационной работы и профотбора
среди школьников нам удалось значительно укрепить кадровый
корпус педагогов имеющий хороший творческий потенциал. Этот
продуктивный опыт мы и решили возродить совместно с КГУ им.
Ш.Уалиханова и областным управлением образования. Результатами
этой необычной олимпиады остались довольны все: и организаторы,
и школьники. Все участники продемонстрировали высокий индекс
профпригодности, осознанность своего выбора профессии педагога.
Мало выявить, увидеть, знать таких старшеклассников. Надо
их привлечь к педагогическому творчеству ещё в школьные годы,
помочь состояться и быть успешным именно в сфере педагогических
отношений, т.е. «зажечь факел» их любви к детям и уверенности
в своих больших и привлекательных возможностях, сделать их
успешными, счастливыми, равно как и себя. Ведь каждому человеку
очень важно быть именно успешным. Иными словами, признанным
и востребованным. Мира АМИНОВА.
Умение работать сообща
Качество знаний школьников - насущный вопрос, стоящий перед
педагогами. Внедрение в процесс обучения новых технологий,
ориентированных на воспитание в детях осознанного, самостоятельного
мышления через чтение и письмо - одна из целей работы областного
общественного объединения педагогов «Развитие критического
мышления», созданного в 2004 году. Недавно члены объединения
провели VIII областную научно - практическую конференцию «Качество
знаний - показатель мастерства учителя».
В работе конференции, прошедшей на базе областного института
повышения квалификации и переподготовки работников образования,
приняли участие президент КазАЧ Сапаргуль Мирсеитова, директор
Центра независимой оценки качества образования Людмила Лапенко.
Проект международной Ассоциации по чтению был предложен в
1997 году, с тех пор в нем принимают участие 30 стран. Единоличным
правом внедрения проекта «Развитие критического мышления через
чтение и письмо» в стране является Казахстанская Ассоциация
по чтению (КазАЧ). На сегодняшний день тренеры областного
общественного объединения - Газиза Базарбек, Гульдана Сагындыкова
на четырех обучающих семинарах в год, на каждом из которых
предлагается до 15 инновационных стратегий (в проекте их более
130), провели подготовку более одной тысячи педагогов области.
Педагоги строят уроки по новой технологии, не требующей дополнительных
пособий и затрат. На сегодняшний день членами 00 «Развитие
критического мышления» являются порядка 230 учителей. Получили
сертификаты «Учитель RWCT» 24 педагога, активно работающие
по этой технологии. Стать членом объединения - значит профессионально
расти в выбранном направлении. В течение года учителя получают
для работы специальный журнал «Голос и видение», издаваемый
Казахстанской Ассоциацией по чтению, делятся своими находками
друг с другом посредством книг из серии «Школа Профессионального
Развития». Приглашаются на развивающие семинары, тренинги
и консультации, которые проводят известные тренеры из других
регионов страны. К примеру, летом прошлого года учебу проводили
американские тренеры международного уровня - Алан Кроуффорд
и Дэвид Ландис. Проект в доступной форме предлагает конкретные
методы трансформации учебного процесса в классе. В итоге полностью
меняется традиционная структура урока, делящегося на этапы:
мотивация, осмысление и рефлексия, а класс - на мини-группы.
Любое задание ученик на начальном этапе выполняет самостоятельно,
затем этот вопрос обсуждается в паре, потом - в группе, где
школьники приходят к общему мнению. Если класс разделен, к
примеру, на три группы, то можно услышать три обоснованных
мнения на одну тему. Так дети обучаются критически мыслить,
а вместе с ними учатся и преподаватели, нацеленные увидеть
в каждом ребенке индивидуальность, уважать его мнение. А результаты,
по словам тренера - методиста ИПО и ПРО Гупьданы Сагындыковой,
не замедлили сказаться. К примеру, учителя, активно работающие
по проекту и применяющие его стратегии, - ШГ №1 г. Щучинска
Бибигуль Абдульманова, Аккольской КРСШ №3 Раиса Ледовских,
Астраханской СШ№1 Анаргуль Казанбаева, говорят о том, что
на уроках заговорили дети, которые обычно молчали, подтянулись
в учебе «троечники». И, что важно, школьники с удовольствием
читают, если их заинтересовать, правильно преподнести материал.
В рамках проекта школьники под руководством педагогов занимаются
различными исследованиями, развивая мини-проекты. Это, к примеру,
«Развитие мышления через этнографическое Чтение и Письмо»,
«Семейная грамотность: создание читательских клубов», «День
Чтения» и т.д. Так, в 2009 году на республиканском конкурсе
«Зерде» в числе победителей, занявших первые - третьи места,
подопечные учителей СШ №17 Бахыт Шегеновой, МШГ№5 г. Степногорска
Светланы Жакишевой. Успешно занимаются по новой технологии
учитель Саулинской СШ Енбекшильдерского района Жамал Смагул,
СШ №21 г. Кокшетау Оксана Пранге, ШГ №8 г. Щучинска Лариса
Беспрозванных и многие другие.
Интересен опыт учителя биологии Ортагашской СШ Зерендинского
района Серика Кошанова. Молодой человек уже после второго
семинара занялся с учениками исследовательской работой, которая
по итогам в январе нынешнего года попала на республиканский
проект «Зерде». Вместе с детьми они побывали в Апматы. А изданный
сборник уроков биолога Кошанова, построенных по новой технологии,
будет представлен на ожидающейся в ИПО и ПРО ярмарке инновационных
идей. Сегодня учитель с ребятами продолжает селекционную работу
по выведению улучшенной породы овец.
Методист Атбасарского РОО Татьяна Чуркина, преподает в школе
предмет «Самопознание». Она стала членом ОО в нынешнем году
и по ее словам, тема «Развитие критического мышления через
чтение и письмо» ей по-настоящему интересна, поскольку стратегию
технологии можно применять на любом уроке. Дети учатся логически
мыслить и рассуждать, делать выводы, то есть, это хорошая
возможность творчески себя проявить. Уроки стали проходить
намного интересней и плодотворней, потому что ученики и учителя
находятся на равных, становятся партнерами, друзьями. Сегодня
этой технологии обучаются порядка 80% педагогов района на
казахском и русском языках, и их ряды, несомненно, будут расти.
Раушан УТЕУЛИНА.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок
В 2009 году педагогический коллектив детского сада №5 «Колосок»
Степногорска стал участником эксперимента по реализации проекта
ВОЗ «Здоровые детские сады». Директором ДОУ Надеждой Подолько
и методистом Татьяной Проценко разработана авторская программа
«Здоровый ребенок - счастливый ребенок». Ее цель - формирование
у детей сознательного отношения к собственному здоровью, активного
его сохранения, восстановления и укрепления. Реализация программы
началась с мониторинга здоровья дошкольников, разработки рекомендаций,
организации и контроля питания детей, их физического развития,
закаливания, профилактических мероприятий в детском саду.
Словом, создания здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Сегодня педагоги работают над осуществлением второго этапа
эксперимента в тесной связи с учреждениями медицинскими, образовательными,
культуры, родителями. Здоровье сберегающее сопровождение на
занятиях - неотъемлемая часть образовательного процесса, поэтому
в детском саду рационально сочетаются разные виды деятельности
детей: интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки,
адекватные возрасту. Причем, учебный материал размещен по
всему пространству групповой комнаты, что позволяет проводить
занятия в режиме смены динамических поз. Педагоги совершенствуют
собственную вапеологическую культуру. Так, воспитатели Светлана
Бриль, Надежда Леглер, Ольга Малышева, Зоя Лукашевич, Тамара
Кульчицкая, Елена Федорова, Татьяна Минчукова стараются с
помощью разнообразных методов и приемов создавать на занятиях
ситуации успеха, положительного эмоционального настроя, обеспечения
двигательной активности через физкультминутки, динамические
игровые, музыкальные паузы, минуты релаксации. Педагоги отбирают
технологии общения, проводят кинезеологическую гимнастику,
комплексы упражнений для улучшения мозгового кровообращения.
Таким образом, в дошкольном учреждении применяются системные
мероприятия для детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей. Малыши оздоравливаются с помощью разнообразных
видов закаливания, прогулок, точечного массажа, профилактического
приема элеутерококка, кварцевания, сбалансированного питания.
Применяется в саду аромотерапия с помощью санации воздуха
в помещении природными и лекарственными препаратами. Ходьба
по «Дорожкам здоровья» для профилактики плоскостопия включена
в комплекс корригирующей гимнастики после сна.
В период солнечного голодания используется аппарат ультрафиолетового
облучения. Добавление йода в применяемые увлажнители в период
дневного сна помогает достичь эффекта морского воздуха. В
каждой возрастной группе имеется комплект современных массажеров-аппликаторов
Ляпко.
Мы не забываем о том, что центром здорового образа жизни должна
быть семья. Поэтому к технологии укрепления здоровья детей
активно привлекаются родители, которые приглашаются на групповые
информационно-просветительские консультации, представленные
визуально в форме «Добрых советов». Их тематика разнообразна:
«Воспитание без наказания», «Правила хорошего тона», «Пусть
вашего дома не коснется беда» (о детском травматизме), «Кодекс
семейной безопасности» (по основам безопасного поведения дома,
на улице и на природе), другие. Татьяна
ПРОЦЕНКО,
методист детского сада «Колосок».
г. Степногорск.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |