Информбюро
Послание Президента...
По письму
в редакцию
Мнение
День космонавтики
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПО ПИСЬМУ В РЕДАКЦИЮ   ПАРАДОКС: ДОРОГА БИЗНЕСУ МЕШАЕТ?

Парадокс: дорога бизнесу мешает?
Практически каждый из нас пользовался услугами придорожного сервиса. Как правило, основные его клиенты - перевозчики и дальнобойщики. Отправляясь в путь, они уже знают, где перекусить и где заночевать. И обязательно рассказывают своим знакомым, в каком из придорожных кафе или ресторанчиков вкусно и не очень дорого накормили, вежливо или, напротив, не слишком любезно обслужили и т.п. Так создается репутация, которая дорогого стоит.

В редакцию «АП» обратились жители с. Кенесары Бурабайского района. Предприниматели, живущие в этом селе и занимающиеся придорожным сервисом, обеспокоены тем, что сегодня дело их приходит в упадок. Причина - участок автобана «Щучинск - Кокшетау», введенный в эксплуатацию осенью прошлого года. Теперь дорога эта проходит в объезд населенного пункта по специально выстроенной развязке.
Раньше любые машины беспрепятственно проезжали через село по центральной улице с двухсторонним движением. Теперь это можно сделать, только едучи из Кокшетау, а те, кто хочет попасть в Кокшетау из села, делают крюк порядка двенадцати километров, транзитные же автомобили «проскакивают» напрямую по автобану, не заезжая в населенный пункт.
Факт потери потенциальных клиентов и отразился, по словам предпринимателей, на их бизнесе. Доходы резко упали, сократилось и количество кафе.
Село Кенесары (в прошлом Александровка) славилось издавна. Построенные здесь экспериментальные дома всегда радовали глаз проезжающих. Добротные, просторные, по-своему уникальные здания свидетельствовали о благополучии и достатке сельчан. Село, словом, процветало. Позже, когда начался передел 90-х, многие, сориентировавшись, организовали придорожный бизнес. Так, на главной проезжей улице длиной почти пять километров, появились 11 кафе, 12 магазинов, три гостиницы, четыре бани, парикмахерская. Здесь было занято в общей сложности более двухсот пятидесяти человек. Стабильный, неплохой для села заработок- порядка сорокатысяч тенге в месяц. Остальные сельчане тоже не оставались в стороне. Поставляли в кафе и магазины свою продукцию: мясо, молоко, яйца, овощи. Словом, то, что приносило маломальский доход. Придорожный сервис, по мнению многих, вполне обоснованно определял экономику населенного пункта.
Стого момента, как дорогу перекрыли, ситуация, сетуют предприниматели, резко изменилась.
- Прошло чуть более полугода, как сделали развязку, а это уже сильно сказалось на нас. Где-то процентов на двадцать «упала» проходимость. Число кафе сократилось почти вполовину. Пришлось уменьшать и штат работников, заработную плату. А что делать? В основном мы сейчас существуем за счет постоянных, давно знающих нас клиентов. Большая же часть проезжает по автобану, - констатирует Бахытжан Кабылгазизова, хозяйка кафе «Меруерт».
Слова ее подтверждают Шолпан Жусупбекова, Серик Омаров, другие предприниматели. Всю их жизнь движение автотранспорта на главной улице было сквозным, и это устраивало всех, говорят они. Теперь, чтобы добраться до трассы, им приходится делать большой крюк. Да, через село проходят рейсовые автобусы, соглашаются сельчане, но не так часто, и в неудобное время.
- Чтобы как-то решить проблему, нужно поставить дорожный знак, предупреждающий о существовании придорожного сервиса в селе. Либо установить знак о разрешении выезда из с. Кенесары в Кокшетау, - предлагает Серик Омаров.
Действительно, на краю села есть лишь знак о запрете выезда. Там, где начинается развязка, со стороны Астаны указательных знаков о существовании придорожного сервиса нет. А ведь по главной дороге идет большой потокав-томобилей. Желающих перекусить, притом качественно, и передохнуть более чем достаточно. Конечно, старожилы и постоянные клиенты знают свои «фирменные» места и периодически заворачивают в них.
- Когда решался вопрос по поводу проектировки и строительства автодороги, наши интересы не были учтены, - безапелляционны заявители. - Большинство из нас, взяв за основу политику поддержки предпринимательства, заверения администрации о том, что въезд будет свободным, сочли перспективным вложение заемных средств. Набрав долгосрочные кредиты, начали благоустройство имеющихся фондов.
На сегодня в селе проживает порядка двух тысяч человек. Есть школа, мини-центр, врачебная амбулатория. Но нет Дома культуры, где могла бы собираться молодежь. Раньше, когда дела шли в гору, у Серика Омарова, помимо кафе была еще и бильярдная. Ее пришлось закрыть - нерентабельно. Кроме того, весной у кенесаринцев к имеющимся добавились и другие хлопоты. На поля необходимо выгонять сельхозтехнику и скот. А как это сделать, если привычная дорога закрыта?
По словам акима сельского округа Тулегена Оразалина, ситуация не такая безнадежная, как обрисовывают ее предприниматели. Та часть населения, которая была занята в придорожном сервисе, будет трудоустроена на других производствах. В ближайшей перспективе в с. Кенесары - создание мукомольного завода, животноводческого комплекса, которые позволят обеспечить занятость сельчан, заверяет аким.
Директор облдепартамента Комитета автомобильных дорог МТК РК Геннадий Долгих утверждает, что до начала проектирования строительства дороги кенесаринцев уведомляли о готовящейся развязке. Сегодня у нескольких дорожных пикетов организованы переходы для выгона скота и техники.
- Кроме того, мы готовы, если есть такая необходимость, поставить стандартный дорожный знак «Ложка - вилка», который будет предупреждать проезжающих о придорожном сервисе. Проводить же рекламные кампании и организовать установку билборда, это уже, простите, в «епархии» самих предпринимателей, - говорит Геннадий Долгих. - В любом случае дорога, проходящая через село, не может нести полную нагрузку и соответствовать необходимым требованиям ГОСТа, которым отвечает современный автобан.
- Прямой выезд транспорта из с. Кенесары в направлении г. Кокшетау невозможен, т.к. согласно СНиП РК 3.03.-09.2006 г. «Автомобильные дороги» на дорогах первой технической категории маневр левого поворота запрещен, в связи с чем введено одностороннее движение. Строительство второй развязки с экономической точки зрения нецелесообразно. Цель внедрения объездной автодороги - исключить пропуск транзитного транспортного потока со среднесуточной интенсивностью 4500 автомашин через жилой сектор с. Кенесары, где вблизи проезжей части расположены практически все виды массового скопления людей, - комментирует ситуацию специалист - инспектор отдела дорожной и технической инспекции УДП ДВД Акмолинской области, капитан полиции Айбек Хасенов.
Раньше придорожный сервис определял экономику села.
- Те перегоны, которые орга- низованы дорожниками, для нас неприемлемы, это далеко и не- удобно. Сельчане не скрывают, что вопреки всему нарушают и будут нарушать запрет, следуя по старой, проторенной дороге. Что касается рекламного бил- борда, его стоимость нам просто не по карману, - заявляет Серик Омаров.
Придорожный сервис сущест- вует, прежде всего, за счет грузовых потоков, тех самых дальнобойщиков. Чтобы была минимальная рентабельность, считается, что в день каждый предприниматель в идеале должен обслужить до ста машин. К сожалению, сегодня это нереально. Сельчане, занятые в этом непростом бизнесе, в настоящее время так или иначе решают свои проблемы. Изучают опыт своих коллег из других регионов, пытаются находить альтернативные источники дохода, обращаются в различные инстанции, одним словом, приспосабливаются. И все же, им непросто решать множество насущных вопросов без поддержки властей.
- Если говорить в целом о социально - экономическом развитии села Кенесары, считаю, что вниманием со стороны государства оно не обделено. Не так давно здесь построен водопровод, которого до этого вообще не было. Создаются новые производства, действуют бюджетные организации. В конце концов, отремонтированата самая улица, которая проходит через все село. Что касается придорожного сервиса. Безусловно, такого потока автотранспорта, как раньше, здесь не будет. Учитывая сложившиеся противоречия с интересами предпринимателей, нужно использовать такие традиции (включая их самих), благодаря которым бизнес будет развиваться. В любом случае какой-то вариант решения вопроса в рамках нашей компетенции будет рассматриваться. То, что от нас зависит, мы сделаем, - резюмирует аким Бурабайского района Владимир Балахонцев.
Асель СЫЗДЫКОВА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
Бурабайский район.



 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru