|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
КУЛЬТУРА |
РАМПА.
К 20-ЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ... |
|
|
РАМПА
Прошлое, соприкоснувшееся с современностью В областном
русском музыкально - драматическом театре - премьера. На суд
зрителей представлена пьеса Орынбая Жанайдарова «Окжетпес»
по мотивам поэмы Сакена Сейфуллина «Кокшетау».
Эта
постановка в репертуаре русского театра уже значилась. Но
теперь пьеса зазвучала чуть по-другому, более драматично,
освеженная новым прикос- новением к нему молодого режиссера
Ольги Луцива. В ее основе - древняя легенда, рассказывающая
о том, как плененная воинами Абылай - хана юная калмычка,
не желая достаться ни одному из них, со словами: «Я выйду
замуж за того, чья стрела попадет в платок!», взобралась на
вершину скалы. Но ни одна стрела ка- захских мергенов не достигла
цели, а храбрая девушка бросилась в волны озера. С тех пор
та скала носит название «Окжетпес». В том месте, где утонула
калмычка, выросла удивительной формы скала - загадка «Жумбактас»...
По словам Ольги Луцива, ее работа - посвящение шестидесятилетию
автора пьесы, нашего земляка, Орынбая Жанайдарова и 20-летию
Независимости страны. «Идея спектакля достаточно сильно перекликается
с сегодняшней современностью, - говорит режиссер. - Мудрый,
дальновидный Абылай-хан старался разрешать все конфликты миром,
не доводя до кровопролитий. Его главная цель - мирное сосуществование
с другими государствами и народами. У Жанайдарова есть такие
строки: «...Народы были бы дружны и не смолкали бы пиры!»
Режиссер не стала менять редкостной силы духовного воздействия
художественное оформление постановки: поднятый занавес открывает
взору зрителя полупрозрачную завесу - паутину времени, покрывающую
всю сцену. Из небытия, невесомой пыли столетий, отдаляющих
нас от тех исторических событий, вдруг возникают на сцене
вооруженные воины, а чуть поодаль на троне восседает великий
и мудрый Абылай-хан. Спектакль, в котором его немногочисленные
герои говорят красивым стихотворным слогом, легок, похож на
сказку. Он затрагивает больше психологические аспекты, нежели
исторические и имеет целью показать, как в тяжелой, драматической
ситуации в полную мощь раскрываются душевные качества великой
исторической личности. Из действий и фраз героев зритель узнает,
что воины, только вернувшиеся из похода, не могут поделить
главный трофей - юную красавицу - калмычку. Драматизм ситуации
в том, что достаточно насыщенно и живо разворачивается и зреет
страшный, кровопролитный конфликт между своими. Масла в огонь
разгорающегося спора за обладание красавицей подливают слова
убитой горем матери (Нургуль Джунусова), только что потерявшей
в битве с калмыками единственного сына.
Конечно, весь спектакль звучит, прежде всего, потому, что
он имеет замечательного, глубокого Абылай-хана, сыгранного
Виктором Крыловым. Здесь великолепно найденный стиль самой
роли - его Абылай-хан величественен, немногословен, порой
даже ироничен, но дальновиден. Вопреки легенде калмычка остается
жива. Покоренный ее мудростью, казахский хан отпускает ее
с миром, несмотря на то, что стрела его родственника - принца
Ардака (Дмитрий Бронников) смогла - таки пронзить платок юной
девы на скале, и загадку ее сложную он отгадал. «Худой мир
лучше доброй войны» - многих бед избежал прозорливый правитель,
отпустив калмычку, и первая из них - готовая вот-вот вспыхнуть
убийственная распря между его же подчиненными.
Юную калмычку Агдам сыграла актриса Татьяна Пашковская и сделала
это, конечно, старательно. Однако, на наш взгляд, несмотря
на все усилия, ее игра была несколько схематичной и мало эмоциональной.
Не завладела актриса воображением, не смогла убедить в том,
что не может быть иной юная, но вместе с тем мудрая и мужественная
девушка - калмычка, оказавшаяся в стане врага. Той, в которой
борются масса чувств: страх смерти, того, что достанется кому-то
из воинов, честолюбие, гордость, тоска по родным краям.
Тем не менее, спектакль понравился зрителям, которых на премьере
в тот день к огромному удивлению было не так уж и много, но,
по-видимому, это были настоящие театралы. Некоторые из них
поделились с нами своим мнением о спектакле.
Зинаида Санчило: «Прекрасный спектакль, вызывающий бурю эмоций.
По-моему, он своевременен и нужен. Особенно хочу отметить
игру Крылова, который, на мой взгляд, сыграл Абылай-хана именно
таким, каким многие из нас себе его представляют: величественным
и мудрым политиком. Хорошо исполнила роль девушки - калмычки
актриса Татьяна Пашковская. Мне, например, она понравилась.
Спасибо всем актерам за прекрасную постановку, я с удовольствием
смотрела, слушала. Хорошо, что мы вспоминаем тех людей, которые
когда-то боролись за свободу и единство Казахстана. Эталиния
четко проходит через весь спектакль. Поэтому нужно, чтобы
его посмотрело как можно больше людей, для того чтобы поучиться
у наших предков, как нужно жить».
Людмила Лозовская: «Спектакль отличный. Великолепная игра
актеров оставила самые хорошие впечатления. Вообще, любая
историческая тема всегда трогает и волнует, а сюжет нынешней
пьесы, в которой говорится о наших прекрасных местах, легенде,
связанной с ними, трогателен вдвойне. Спасибо всей актерской
труппе». Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
К 20-ЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ Воспели в стихах достижения
страны
Несколько часов держал в азартном напряжении своих поклонников,
заполнивших зал Дворца культуры «Кокшетау», региональный айтыс
акынов. Словесный поединок мастеров - импровизаторов, прошедший
в областном центре, - посвящение юбилею Независимости страны.
В конкурсе приняли участие 16 острословов, откликнувшихся
на приглашение из самых разных регионов республики: Северо
- Казахстанской, Павлодарской, Костанайской, Карагандинской
и Акмолинской областей, г. Астаны. Каждый из конкурсантов
образно и метко воспевал в своих произведениях красоту и великолепие
края, патриотизм людей, достижения нашего молодого государства
за 20 предыдущих лет. Остроумно затрагивали в стихах злободневные
темы современности, да так, что зрительный зал то и дело взрывался
смехом, восторженными возгласами одобрения. С каждым новым
выступлением пар акынов росла теплота, удовольствие от меткой
находчивости словесных дуэлянтов, самые острые выпады тонули
в щедрых овациях. Особый интерес публики вызвало выступление
пары акынов: кокшетауца Азамата Кожанова и карагандинки Ботагоз
Мухиденкызы. Их остроумные парирования друг другу всякий раз
поддерживались одобрительными аплодисментами зала.
Членам жюри, которое возглавил начальник облуправле-ния культуры
Муратбек Оспанов, было трудно выбрать из сонма мастеров самого
яркого и артистичного острослова, виртуоза импровизации. Тем
не менее, выбор был сделан. Третье место среди победителей
досталось айтыскеру из Астаны Срыму Ауезхану. Второе - карагандинке
Ботагоз Мухиденкызы, а первое место завоевал акын из Павлодарской
области Аспанбек Шугатов.
Обладателем гран-при айтыса стал уже успевший заявить о себе
молодой, талантливый айтыскер из Кокшетау Алибек Сергалиев.
Хорошо известный в поэтической среде, неоднократный призер
республиканских айтысов, он сказал: «Замечательно, что подобное
мероприятие посвящается юбилею Независимости страны. Каждый
из нас в своих выступлениях, конечно, говорил о нашем молодом
государстве, его становлении, о том, что сделано и будет выполняться
для ее развития и расцвета». Руслан
ИБРАГИМОВ. Живая традиция, переданная
через поколения
Нести людям прекрасное, пробуждая в них интерес к истокам
своего жизненного древа, и, вместе с тем, осознание того,
что все культуры в своих базовых принципах во многом универсальны
- такими были душевные устремления Еркежан Муратхан и Андрея
Шаповалова, когда однажды они поступили в Кокшетауский колледж
культуры им. Акана серэ.
Еркежан
- студентка - второ- курсница, постигающая пре- мудрости театральной
режис- суры. Андрей - скромный пер- вокурсник, который в будущем
может стать организатором массовых мероприятий. Что, помимо
общего места учебы, объединяет темноволосую и черноглазую
девушку - казашку и светловолосого русского парня с пронзительно
ясными глазами? А то, что с традициями и обычаями своих народов
они ознакомились от их храни- тельниц - Батимы-эже и бабушки
Зинаиды Владимировны.
Как говорит Еркежан Муратхан, среди многочисленных обычаев
казахов есть и немало незаслуженно забытых людьми. Например,
такой как «Ђйќы ашар», что в переводе с казахского означает
«Пробуждение». Когда в аулах наступает время первого приплода
скота, собирается компания из молодых девушек и веселых джигитов.
Девушки готовят напиток из молозива - уыз, а парни варят в
казане копченую конину. Накрывается общий дастархан, и молодежь
весело проводит время с непременными песнями, айтысом и танцами.
Это время пробуждения чувств, нового, солнечного настроения
после холодной зимы.
Рассказывает о традициях перед веселой и раздольной русской
свадьбой Андрей Шаповалов. Получив «добро» со стороны матери
невесты, жених засылает своих сватов и родню. Когда все уже
определено и согласовано, родители жениха и невесты встречают
хлебом - солью будущую супружескую пару. Муж и жена должны
одновременно отведать хлеба и, по существующему поверью, тот,
кто больше его откусил, будет главой и хозяином в доме. Сейчас
за все это на свадьбе отвечает тамада, но, как признается
Андрей, было бы намного интереснее, если бы родители молодоженов
сами, как встарь, взяли эту инициативу на себя.
Колледж культуры им. Акана серэ, где учатся наши герои, -
одно из тех мест, где стараются сохранить и сберечь традиции,
передать их студентам. И делают это на высоком уровне. Подтверждением
тому стали дипломы первой степени на конкурсах «Жігіт Султаны»
и «Арка аруы», завоеванные его студентами Адилханом Жаксыбаевым
и Айнур Жанган. Нынче, в год празднования двадцатилетия Независимости
страны, растет интерес молодых людей к культуре и истории
своего народа. И таким, как Еркежан Муратхан и Андрей Шаповалов,
предстоит быть преемниками традиций, которые должны, словно
живая река, питать нас и наших потомков. Иван
ОДНОРОГ.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ. Хип-хоп - это
творчество
На днях в Щучинске прошел первый областной конкурс хип-хопа
и брейк - данса «Battle in KZ». Абсолютными победителями -
обладателями первых трех призовых мест стали команды танцевальной
студии «The legacy show» г. Кокшетау. Ее руководитель - лидер
хип-хоп культуры Акмолинской области Айдар Мубараков. Кроме
того, участниками фестиваля стали последователи современного
танца из Астаны, Степногорска, Атбасара, Щучинска.
Выступление кокшетауцев высоко оценило авторитетное жюри,
в составе которого был президент Федерации современных танцев
Шакур Хакимбеков, участница групп «Краш», «Чемпионы-2008»
Акмарал Рыспекова, другие. Их покорили динамика, креативность
и упорство участников. Ведь, что ни говори, к этой победе
(пусть и не самой главной в их активе) они шли долго и упорно.
Этому фестивалю предшествовали другие, в том числе проходившие
в Алматы и Астане. Были разбитые локти и коленки, слезы разочарования,
обида, мысли: «зачем мне это нужно?». Но наступал новый деньи...
новые тренировки.
- В нашей студии мы обучаем не только хип-хопу, но и брейк-дансу.
В сущности, это разновидности одного направления. Но все больше
предпочтения молодежь отдает именно хип-хопу. Сегодня это
- не просто течение, это - отдельная культура, если хотите,
философия. Если один раз начнешь заниматься этим танцем, больше
ему уже не изменишь, - считает Айдар Мубараков.
Сам Айдар в хип-хопе с 90-х. Такой же самоучка, как и все.
Танцевал в клубах, на вечеринках, дискотеках, пока не появилась
возможность создания отдельной студии. Теперь он - постоянный
участник концертов, шоу, конкурсов различного уровня.
Девушкам, участницам команд - победителей, по 13-16 лет. Хип-хопом
они увлечены уже три года, а то и больше. Есть и юноши, но
их не так много и, в основном, солисты. В последнее время
в студию потянулись мальчишки и девчонки гораздо младше -
9-12 лет.
Альмира Агибаева, 17 лет:
- Для меня хип-хоп значит многое. Это уже образ жизни. Кто
приходит сюда, имею в виду хип-хоп, наверное, уже не остановится.
Постоянные тренировки, общение, конкурсы и фестивали - все
это формирует особую молодежную среду, главным средоточием
которой являются танцы.
Дамира Алиакпарова, 16 лет:
- Сегодня в хип-хопе можно различить, в основном, пять стилей:
«хаус», «поппинг», «локинг», «крамп», «LA» («элэй»). Используя
все эти направления, мы танцуем своеобразный микс...
Айза Ермуханова, 15 лет:
- Благодаря студии у меня появилось много друзей. Мы - одна
команда. У нас появилось много своих традиций - дарить друг
другу пусть незамысловатые, но смешные подарки - сувениры,
даже дни рождения мы отмечаем здесь.
У хип - хоповцев сформировались не только танцевальные стили,
свои традиции и привычки, но и своя мода. Одежда, в основном,
спортивная: широкие, мешковатые брюки (трубы), приспущенные
вниз шорты, футболки, баскетбольные майки, куртки, толстовки
с капюшонами, кроссовки, кеды, «шузы», бейсболки, низко надвинутые
на брови лыжные шапочки. Многие ошибочно воспринимают это
направление как деструктивное, ведь этот танец считается уличным.
Однако мировоззрение сегодня другое, и танцуют в студии мальчишки
и девчонки из вполне благополучных и интеллигентных семей.
Главное, что есть у них в жизни одно большое, общее на всех
увлечение, имя которому - творчество. Мира
АМИНОВА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |