Информбюро
Отчеты акимов
Гостиная "АП"
Актуально
Образование
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГОСТИНАЯ «АП»   ТРИ КИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Три кита государственной службы
На протяжении ряда лет государственная служба Казахстана претерпевает существенные изменения. По поручению Главы государства соответствующим Агентством РК разработана Концепция новой модели государственной службы, совершенствуется законодательство, проводится административная реформа, внедряются новые принципы бюджетного планирования, повышается имидж государственных служащих, но самое главное, считает мой сегодняшний собеседник, появилось новое направление в работе с кадрами.
Персона: Токтамыс Жумагулов, начальник управления - председатель Дисциплинарного совета Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области. Родился 8 февраля 1965 года в с. Черновая Катон - Карагайского района Восточно - Казахстанской области. Окончил Усть - Каменогорский пединститут (учитель истории, обществоведения и советского права), Восточно - Казахстанский госуниверситет (юриспруденция), КИЭМ (экономика). Кандидат юридических наук. Почетный профессор Семипалатинского государственного пединститута. За образцовую государственную службу и активную общественную деятельность награжден орденом «Ќџрмет», а также юбилейной медалью «10-летие Конституции РК».

- Токтамыс Кадошевич, реформирование государственного сектора - объективная необходимость, и можно ли сегодня говорить о результатах?
- Если обратиться к истории развития того или иного государства, можно отметить, что каким бы успешным оно ни было, в нем периодически про- водятся реформы. И именно - реформа совершенствования государственной службы. Это - требования и реалии времени. Казахстан, заявив о себе, как независимое и суверенное государство, в этом отношении - не исключение. В стратегии развития государства боль- шой упор делается на создание немногочисленного, компактного госу- дарственного аппарата, отвечающего современным требованиям. И те реформы, которые проводятся сейчас в сфере госслужбы, прежде всего направлены на повышение благосостояния жизни людей через улучшение работы госаппарата. Причем тут благосостояние? К сожалению, то, что мы сегодня делаем, не всегда отвечает настрою и требованиям потребителей услуг. А на все готовых рецептов нет. Поэтому было принято соответствующее решение о проведении этой реформы и разработаны направления, которые нужно усовершенствовать: внедрение стандартов госуслуг, проведение оценки эффективности госорганов, оптимизация численности государственных служащих, дальнейшее повышение профессионального уровня персонала, социально-правовая защита служащих.
- В сентябре прошлого года в нашем регионе запущен пилотный проект двухэтапного конкурсного отбора на государственную службу. Насколько он эффективен?
- Пилотный проект - одна из форм и методов отбора кадров на государственную службу. Почему возникла необходимость его внедрения? В обществе сложилось мнение, что в ряды госаппарата поступают не совсем, мягко говоря, достойные кадры. К сожалению, существующее законодательство не всегда способствует объективному притоку кадров. Многие руководители разводят руками: за-
частую приходится брать «кота в мешке», т.е. по результатам прошлых тестирований было затруднительно выявить весь спектр моральных и деловых качеств сотрудника. А в рамках пилотного проекта использование, в частности, психометрического метода позволяет в конечном итоге выявить личные качества претендента, подобрать достойных кандидатов на замещение вакантных мест в госорганах. Проект внедряется с 1 сентября прошлого года по 1 марта 2011-го. К сожалению, он не оправдал себя до конца по одной простой причине: в сентябре был принят Указ Президента о сокращении численности госслужащих, что и повлияло на исход эксперимента. Хотя порядка 400 человек, прошедших тесты, подтвердили, что внедрение психометрического метода просто необходимо. Это неплохие показатели.
- Одно время говорилось об использовании полиграфа при приеме на госслужбу...
- Детектор лжи - процедура, определяющая, насколько честно кандидат будет служить Отечеству. В некоторых правоохранительных органах он уже используется, будет внедряться и дальше. Однако, еще раз подчеркну, для гражданских служащих на первом месте стоит апробация психометрического теста, что, думаю, справедливо. Есть ряд критериев, по которым определяется профессионализм собеседника: мотивация на достижение результата, коммуникативность и комплементарность, ориентация на обучение, стрессоустойчивость, креативность, лидерские качества и, обратите внимание, честное служение...
- Какую оценку Вы можете дать госслужащим нашей области?
- Очень трудно давать подобную оценку. Думаю, что это должны делать наши граждане. Но могу твердо заявить, что наш регион по своим показателям занимает лидирующее место в республике. Я здесь уже четвертый год. За это время у меня сложилось мнение, что в подавляющем большинстве уровень знаний, квалификации акмолинских госслужащих довольно высок. Это показали и результаты анкетирования - преобладающее доверие населения к работе территориальных органов. За последние несколько лет были внедрены несколько интересных проектов, оказавшихся хорошим моральным стимулом для наших сотрудников. Создание Книги почета государственных служащих, не имеющей сегодня аналога в стране. Открытие клуба молодых госслужащих «Жігер», тоже до недавнего времени бывшего единственным в республике. Буквально в прошлом месяце подобный проект «Жас тулпар» стартовал в Таразе. Благодаря КМГ «Жігер» удается реализовать много интересных идей, в том числе социально и общественно значимые, спортивные мероприятия. Кроме того, существует состоявшийся и положительно зарекомендовавший себя проект «Лучший государственный служащий».
- Токтамыс Кадошевич, не секрет, что нарушения в сфере государственной службы зачастую носят типичный характер...
- К сожалению, Вы правы. Наверное, это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, уровень квалификации отдельных сотрудников не всегда соответствует требованиям, предъявляемым сегодня к госслужащим. Во-вторых, частые изменения законодательства не позволяют многим вовремя «влиться в струю». В-третьих, недобросовестное отношение к своим обязанностям. И самая наша большая головная боль - совершение коррупционных проступков. К сожалению, сегодня их количество существенно не сократилось, хотя по сравнению с 2009-м их число уменьшилось примерно на 20-25 процентов.
- Жизнь приводит сегодня такие факты и примеры, когда вчерашние коллеги могут оказаться по ту сторону закона. Можно ли искоренить коррупцию?
- Это социальное явление присутствует в любом обществе, независимо от уровня его развития. Но сегодня в нашей стране предпринят ряд мер к борьбе с противодействием коррупции - разработана законодательная база, и по оценке зарубежных экспертов, она - одна из самых эффективных в мире. Законодательство совершенствуется, но в нем еще есть пробелы, которые планомерно устраняются. Мы проводим активную работу по привлечению общества к борьбе с коррупцией, и нужно сказать, что без его участия трудно говорить об эффективности принимаемых мер. Наша задача- не карательные меры, а, прежде всего, профилактика. В этой части в силу своих возможностей проводим мероприятия, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений: семинары-совещания, проведение приемов граждан, Дисциплинарных советов, организация «телефонов доверия». Однако не все госорганы занимают активную позицию по предотвращению коррупционных нарушений.
Объективно говоря, на сегодня один из самых эффективных рычагов в этом направлении - Дисциплинарный совет. Многие вопросы порой оказываются скрытыми от глаз общественности, выносятся негласно, порождая много домыслов и нелепых предположений, а Диссовет - это коллегиальный орган. Его решения доносятся до широкой общественности. Ни для кого не секрет, что заседания совета проходят в открытом формате с привлечением СМИ. И Вы даже представить себе не можете, какэтот факт вызывает у привлекаемых лиц большое желание не присутствовать на нем. В частной беседе один из правонарушителей признался мне, что обсуждению на совете он бы предпочел альтернативу - уйти добровольцем на фронт.
- Идеал государственного служащего в Вашем понимании?
- (Задумчиво). В идеале любой госслужащий должен быть высококвалифицированным специалистом, глубоко предан своему народу. Каждый из нас, так или иначе, является патриотом, но к государственному служащему предъявляются более высокие требования. Он осуществляет государственные функции - служение народу и государству. Кроме этого есть и морально - этические критерии: при любом государственном устройстве в органах власти должны работать люди достойные. Гражданин, поступающий на госслужбу, должен нести особую ответственность за выполнение своих должностных обязанностей и принимаемые решения, проявлять активную гражданскую позицию.
- Почему именно госслужба - выбор Вашего профессионального пути?
- К этому я шел большую часть сознательной жизни. Хорошо учился, был активистом в школьных организациях, в свое время вступил в партию (улыбается). У меня была конкретная цель, сегодня она достигнута. Как руководитель, как член НДП «Hyp Отан» отмечу, что реформа государственной структуры направлена на ее профессионализацию. Госслужба нуждается в широком привлечении людей с сильной мотивацией. Но мы должны помнить о том, что труд госслужащего должен адекватно оплачиваться. Без создания соответствующих условий нельзя добиться качественного исполнения своих обязанностей.
- Вы позиционируете себя как требовательный, порой жесткий руководитель. Что скрывается за этим обликом? Какие у Вас увлечения?
- Люблю читать, хотя в последнее время на это фактически нет времени. В основном изучаю публицистическую, профессиональную литературу, требующую постоянного анализа. Если есть возможность, могу порыбачить. Активно занимаюсь спортом: волейбол, нравится играть в шахматы. Но более всего импонирует бильярд. Это - отдельная философия, направленная, прежде всего, на то, чтобы мыслить, принимать правильные и четкие решения...
- Вы отметили очередной день рождения, позвольте поздравить Вас.
- Любой день рождения - определенный итог прожитых тобой лет, деятельности, которую осуществляешь. Это - личный праздник, который отмечаешь, в основном, в кругу друзей. А в целом, прошедший год был очень насыщенным, отмеченным высокой государственной наградой. Это - большая честь, радость, но еще и ответственность: за тобой стоит коллектив, труд, частью которого является реформирование и усовершенствование государственной службы.
- Любимая цитата?
- Маркс считал: «В науке нет широкой столбовой дороги, и тот достигнет сияющих вершин, кто, не страшась карабкается по ее каменистым тропам». Это как раз приемлемо для государственной службы: мы должны все время двигаться вперед, не сворачивая с выбранного нами пути.
- Благодарю за беседу.
Асель СЫЗДЫКОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.







 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru