|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
ТУРИЗМ |
КРАСОТЫ
КРАЯ - В ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЭНД |
|
|
СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Красоты края - в туристический брэнд
Человек,
определяющий развитие туристической отрасли в нашем регионе
как главное занятие, депутат, директор ОЦ «Сункар» Кайрат
Султанов уверен: туризм реально претендует на то, чтобы стать
одной из доходных индустриальных отраслей в Казахстане. Но
на сегодняшний день еще достаточно много сдерживающих факторов,
о которых, как и путях их устранения, наш разговор.
- Власти давно озаботились проблемами туристической отрасли
республики. Развитие этой индустрии определяется Главой нашего
государства Нурсултаном Назарбаевым как один из важнейших
приоритетов Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее
конкурентоспособных стран мира. И вот, казалось бы, внутриполитическая
нестабильность одного из главных региональных конкурентов
Казахстана в сфере туризма - Кыргызстана - позволяет перехватить
поток не только казахстанцев, традиционно отдыхающих на Иссык-Куле,
но и иностранных любителей отпуска по-азиатски. Не самым безопасным
местом сейчас является и Таиланд, куда тоже любят ездить туристы
из Казахстана, Египет, где в последнее время участились случаи
нападения акул на людей. Но поток отдыхающих только сменил
направление в пользу Турции, Индии, Китая. Как оказалось,
никакие внутриполитические причины и красоты природы не могут
заставить людей платить за второсортный отдых, -размышляет
собеседник.
Главная проблема заключается не в недостатке интереса туристов
к Казахстану, а в том, что, несмотря на обилие красивых и
интересных мест, выбрать что-то проблематично из-за отсутствия
инфраструктуры, квалифицированных кадров, должного уровня
безопасности... Экспорт, деньги и рабочие
места...
Туризм в целом оказывает три положительных эффекта на экономику
государства: обеспечивает приток иностранной валюты, положительно
влияет на совокупный экспорт и помогает увеличить занятость
населения.
По оценкам ВТО, на каждое рабочее место, создаваемое в индустрии
туризма, приходится от пяти до девяти рабочих мест, появляющихся
в других отраслях.
Первой проблемой отрасли наш собеседник обозначил развитие
туризма как отдельного направления. В области нет самостоятельного
управления туризма, оно постоянно к кому-то присоединяется:
то к управлению предпринимательства и промышленности, как
это было раньше, то - к физкультуре и спорту, как в данное
время. В итоге, несколько дополнительных единиц в штате просто
физически не могут справиться со всем объемом работы. А ведь
только за 11 месяцев прошлого года в областной бюджет от туризма
поступило более 500 млн. тенге, и, как показывает практика,
эта цифра ежегодно увеличивается. За решением этой проблемы,
по мнению Кайрата Султанова, далеко ходить не нужно, достаточно
усилий местных исполнительных властей. Не
направления, а дороги...
В России, говорят, две беды... Не знаю насчет двух, но одна
- дороги - имеется и у нас. Не секрет, что в некоторых районах
дороги давно не видели ремонта. Кое-где они и вовсе - грунтовые,
и осилить их могут только авто с полным приводом. В течение
многих лет подобные дороги используются в экотурах, сафари.
Однако в последнее время они становятся все более непокоряемыми
и делают невозможным реализацию некоторых туристических маршрутов.
Другая сторона аспекта: если до курортной зоны есть дорога,
то оставить машину негде, попросту отсутствуют автостоянки.
Зачастую, любителям автомобильного туризма приходится просто
«бросать» своего «железного коня» на приличном расстоянии
от места дислокации.
По словам Кайрата Султанова, «отпугивает» иностранных туристов
и отсутствие условий при прохождении пеших маршрутов. Здесь
у заграничных гостей немного другой менталитет - ни одному
казахстанцу или представителю стран СНГ не придет в голову
искать, простите, санузел в лесу. А вот люди дальнего зарубежья
привыкли, что в лесах и зонах прохождения маршрутов обязательно
установлены биотуалеты.
Говоря о развитии туризма, мы не ведем речь о дополнительном
строительстве зон отдыха, гостиниц. Это сделают частные структуры,
они и прилегающие территории обустроят. А вот вопрос, кто
будет облагораживать остальные земли, пока остается открытым.
Также как и вопрос о том, кто за ними будет смотреть. Численность
природоохранных полицейских по всей области составляет 25
штатных единиц. На всех всего две машины, нет радиостанций,
биноклей, приборов ночного видения. А ведь при должном подходе
именно эти полицейские смогли бы пополнить бюджет административными
штрафами. Но главное - их оснащение позволит ужесточить контроль,
профилактику и предупреждение административных нарушений,
сохранить экологическую безопасность.
Экология - еще одна проблема наших туристических зон. По мнению
депутата, необходимо построить мини-заводы по переработке
твердых отходов в Кокшетау, Степногорске, Щучинске, Зеренде,
также установить оборудование биоочистки жидких нечистот на
локальных сетях. Нужно развивать коммунальное хозяйство на
территориях курортных зон - на пляжах, автостоянках и т.п.
установить мусорные контейнеры и обеспечить своевременный
вывоз. Немного о безопасности
Большую озабоченность местных туроператоров, как оказалось,
вызывает обеспечение безопасности людей вовремя выездных экскурсий,
встречи групп детей с вокзалов и аэропортов. Проблема заключается
в нехватке (в летний период особенно) машин сопровождения
ДПС. В этой связи на прошедшей сессии облмаслихата Кайрат
Султанов предложил дополнительно предусмотреть средства из
областного бюджета на приобретение спецмашин для УДП и увеличение
лимита ГСМ, а также для организации передвижных постов с целью
обеспечения безопасности отдыхающих в местах наибольшего скопления
людей. Был также поднят вопрос о приобретении вертолета санавиации
для оказания оперативной медицинской помощи пострадавшим от
ДТП на автостраде Астана - Бурабай - Кокшетау.
На территории области 754 естественных и искусственных водоемов,
50 из них пользуются большой популярностью в летний период.
Однако на сегодняшний день в регионе имеется только четыре
спасательные станции - две в ЩБКЗ, и по одной - в Кокшетау
и Атбасаре! Немудрено, что за последние шесть лет утонуло
более двухсот человек.
Не один год поднимая этот вопрос, Кайрат Султанов смог наконец
добиться открытия в наступившем году спасательной станции
на оз. Зеренда. Однако ясно, что проблема далеко не исчерпана...
... и о лицензировании
Камнем преткновения для вновь открывающихся туристических
организаций является получение лицензии, за которой приходится
ездить в Министерство туризма и спорта в Астану. Каково предпринимателям
из Алматы или, допустим, Восточного Казахстана? Бесспорно,
это намного затрудняет и затягивает сроки получения лицензии.
- Намного проще стало бы, - предлагает Кайрат Султанов, -
если бы лицензирование внутреннего туризма было отменено,
или эти полномочия были бы переданы местным исполнительным
органам или ЦОНам. Детям - все лучшее
Детский летний отдых. Согласно данным статистики, именно в
это время года увеличиваются несчастные случаи и детская преступность.
Неудивительно, ведь летом дети зачастую предоставлены самим
себе, многие родители просто не могут позволить себе отправить
ребенка в летний лагерь, а иногда в них попросту нет свободных
мест. (Для сравнения: в 1993 году в области функционировало
64 детских пионерских лагеря, сегодня - около 25).
- Ведь можно совместно с управлением образования и местными
исполнительными органами провести мониторинг бездействующих
лагерей независимо от форм собственности и рассмотреть вопрос
о реанимировании, выделении льготных кредитов по программе
развития бизнеса, - предлагает предприниматель, - тем самым,
увеличив количество объектов, занятых оздоровлением детей,
создав конкурентный рынок и обеспечив приток средств в бюджет.
Безработные специалисты
В настоящее время в области несколько вузов ведут подготовку
менеджеров по туризму. Но по сложившейся грустной закономерности
только один выпускник из 30 устраивается по специальности,
указанной в дипломе. Первое требование всех работодателей
- опыт.
Ольга Дмитриева, менеджер туристической фирмы, недавно окончившая
университет:
- Долго не могла устроиться на работу. В фирмах штат маленький,
если есть места, то берут специалистов с большим опытом работы
за плечами. Сейчас понимаю, что без практических знаний человек
просто не сможет работать. Практика и то, чему учат в университете,
-это совершенно разные вещи.
Преподаватели специальности «Туризм» сетуют на то, что в основном
в туристических фирмах нашего города работают люди без специального
образования, а их студенты остаются без работы.
И все-таки, при всех проблемах понимание на всех уровнях необходимости
развития такой потенциально прибыльной отрасли экономики,
как туризм, внушает оптимизм. Марина
МАРКЕВИЧ.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
Зерендинский район.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |