Информбюро
Общественное
мнение
Лента новостей
Туризм
К 20-летию
независимости
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 К 20-ЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ   ЗНАКОВЫЙ ГОД. ТВОРЧЕСТВО ЮНЫХ. ИНТЕРЕСНЫЕ ВСТРЕЧИ
Этот лицей не похож на другие
Нынешний год для Кокшетауского гуманитарно - технического лицея - школы - знаковый. Престижное учебное заведение, образованное в 1991 году, отмечает 20-летний юбилей со дня основания. Глубоко символично, что лицей, цель обучения в котором, выходя за рамки собственно образования, формировать конкурентоспособную личность - ровесник Независимости.

История возникновения частного, как поначалу задумывалось, учебного заведения - яркий пример свободы выбора сферы деятельности, выпавшей казахстанцам с обретением страной Независимости. Именно тогда, в 90-е годы, горный инженер, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационно-вычислительных систем филиала Карагандинского политехнического института Серик Давленов смог осуществить свою задумку - создать компактное учебное заведение, где все учащиеся знали бы друг друга в лицо и даже по именам. Что-то вроде дружной семьи, которая гордилась бы достижениями всех и каждого ученика в отдельности. А самое главное, здесь должны учиться дети, желающие быть конкурентоспособными, максимально самореализоваться. Кстати, по словам Серика Хабибулловича, тогда «процесс» пошел, что называется, в гору, с легкой руки Сергея Дьяченко, который, будучи первым секретарем горкома партии, наведался в новое учебное заведение, ютившееся поначалу в нескольких кабинетах политеха, ознакомился с условиями, организацией учебной работы, количеством учеников. А последних было всего 24, по 12 человек в 9-х и 10-х классах. В успех начинания горожане тогда не верили, включая учителей, работавших в лицее по совместительству.
С тех пор минуло двадцать лет - для школы срок совсем небольшой. Однако все это время учебное заведение, которое с 2006 года - экспериментальная площадка по работе с одаренными детьми при ИПКи ПРО, неизменно среди 100 лучших школ республики по итогам ЕНТ.
Чтобы получить настоящее образование, нужно учиться в хороших вузах. Для выпускни- ков данного лицея это, как говорится, не вопрос. Они все получают высшее образование, стараясь, как правило, попасть в лучшие вузы Казахстана и зарубежные университеты. Сти- пендий Президентской програм- мы «Болашак» удостоены уже 16 выпускников лицея, изучающих ракетно - космические и теле- коммуникационные технологии, экономику, архитектуру в университетах Великобритании, США. Кстати, три выпускника ГТЛ-Ш во время учебы в Америке награждены грамотами Президента США «За выдающиеся академические достижения». Учатся сегодня лицеисты в вузах России, Китая, Польши, Малайзии, Чехии, Канады, а также филиале МГУ в Астане. Выпускница прошлого года Асель Апьмуратова стала студенткой первого набора «Назарбаев Университеті». Несколько выпускников нынешнего учебного года еще до получения аттестата благодаря успешному участию в специальных программах фактически стали студентами престижных вузов Великобритании и Турции. Кроме того, в списке достижений учебного заведения - обучение 17 учеников по грантам «АКСЕЛС», «АЙРЕКС», «ФЛЕКС», фонда «Сорос-Казахстан» в школах США. Четыре выигранных зарубежных гранта международного школьного обмена позволили порядка 40 лицеистам изучать в США культуру, экологию, системы школьного образования и государственного устройства.
За 19 лет существования лицея призерами городских, областных, республиканских олимпиад стали почти 500 учащихся. А в прошлом учебном году в зачете ГТЛ-Ш 26 призовых мест на городской и 9 - на областной олимпиадах. Учащиеся Абылай Жакыпов и Мадина Тасова стали победителями Президентской олимпиады.
Высшая награда для лицеиста - знак «Алтын белгі». Так, в прошлом году его удостоились два выпускника, в нынешнем году - шесть претендентов на этот почетный знак.
Ученица 11 класса Жадыра Джазина - одна из лицейских отличниц. Она рассказывает: «Наша семья переехала в Кокшетау из Астаны в 2009 году. В поисках лучшей школы для меня родители остановили выбор на ГТЛ-Ш. Мне нравится особая школьная обстановка. Нас мало, мы все друг друга знаем, учителя подходят к каждому ученику, доступно объясняют. Знаете, я сменила уже пять школ и только в этой увидела, как ребята запросто могут подойти к директору, о чем-то поговорить. Еще нравится, что в моем классе все ученики твердо уверены: обязательно добьются в жизни самого лучшего. Каждый планирует поступление только в престижный вуз».
Успешное освоение учащимися образовательных программ - несомненно, результат кропотливой, комплексной работы педагогического коллектива, инновационных методик обучения. Так, в лицее с самого основания успешно внедряется полиязычная технология. Большую помощь детям в овладении английским языком оказывают преподаватели из США, поскольку многие годы лицей сотрудничает с Корпусом Мира. И в освоении трехъязычия нет мелочей, уверены здесь. Поэтому шесть рабочих дней разделены на дни казахского, русского и английского языков, когда дети и учителя, включая директора, активно культивирующего этот процесс, здороваются, расспрашивают друг друга о делах только на одном из них. Простые фразы. Но когда они употребляются постоянно, у детей снимается психологический барьер, возникает желание знать больше и произносить лучше.
Предметы здесь изучаются в том же объеме, что и в средних школах, но вместо обычного профилирующего урока, скажем, одной математики или русского, идет пара, как в вузе, с переменой после каждых 40-45 минут. Возможно, ничего нового в этом и нет, но система работает и причем, по словам директора, весьма эффективно. У учащихся есть возможность закрепить пройденное на втором уроке. Правда, такая технология, признает директор, жестка для учителей.
- Но у нас замечательный коллектив педагогов, среди которых трое - кандидаты наук, два отличника образования, - отмечает Серик Давленов. - Творческий, думающий, стремящийся к инновациям, ведь процесс обучения не стоит на месте. Самое главное, чтобы учитель любил свое дело и хотел расти.
С особым чувством директор отметил работу учителя казахского языка и литературы Натальи Дементьевой. Действительно, достойный пример и хороший стимул для сомневающихся в целесообразности изучения языков. Также активно внедряют новые технологии в учебный процесс на основе дифференцированного и индивидуального подхода педагоги Татьяна Коготько, Наталья Богапова, Елена Юрко и другие.
Учитель русского языка и литературы Татьяна Анатольевна Коготько когда-то с опаской пришла на работу в ГТЛ-Ш. Она поделилась с нами своим сегодняшним взглядом на атмосферу в лицее: «В нашем коллективе, возглавляемом человеком - психологом по натуре, умеющем настроить всех на творческую работу, - на виду каждый ученик. У нас сложилась настоящая лицейская атмосфера - содружество учителя и ученика, в которой детям комфортно, интересно. Они становятся сильнее, уве-реннее, целеустремленнее. Сравнивая, могу сказать, что школы, где бывает до 2000 учащихся - это огромный поток, в котором трудно воспитать личность».
В лицее сегодня порядка 180 воспитанников, обучающихся в две смены.
Таковы реалии учебного заведения, которое всего за 20 лет сумело, преодолев все трудности роста, войти в сотню лучших в республике. У лицея, как и у его ровесницы - страны, все лучшее еще впереди.
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.


ТВОРЧЕСТВО ЮНЫХ
Где ещё увидишь межпланетный самолёт
Подсчитать количество экспонатов на этом творческом празднике, конечно, можно было - более тысячи. Но как оценить труд ребенка, который, вышивая картину мелким крестиком, даже приблизительно не может сказать, сколько здесь уложено расцветок и стежков. Зато точно знает, что трудился он над ней целых полгода.

Руководители творческих и технических кружков Домов творчества и центров детского досуга, учебных комбинатов и средних школ изрядно поволновались, когда собирали своих воспитанников в Кокшетау на совмещенную областную выставку декоративно - прикладного искусства «Наследие предков сохраним и приумножим» и «Творчество юных».
Если сравнивать нынешнюю выставку с прежними, то заметен явный прогресс - дети проявили столько фантазии и выдумки, что даже не верится, что многие поделки изготовлены в обычных классах и на примитивном оборудовании. Члены кружка юных техников при Аршапынском ДДТ представили на своей выставке модели межпланетных кораблей, самолетов и космодромов, объединив все одной тематикой - в текущем году полету Юрия Гагарина исполняется 50 лет. А Казахстан - родина космических полетов, вот вам и наследие предков, которое надо приумножать и помнить! Экспозиция этого района - одна из самых примечательных и обширных.
Что касается технического творчества, то стоит сказать о моделях Щучинского кружка по изготовлению народных инструментов (центр «Арман») - многие изделия могут претендовать на выставочные экземпляры музеев. Впрочем, почему могут, несколько экземпляров уже красуются в столичных залах. А делают ребята кобызы, домбры, гитары, адырны (аналог арфы) и другие инструменты, которые использовали наши предки и которые находят применение в современных оркестрах.
Интересное направление выбрал Серик Рахметжанов из Звенигородской СШ - филиала Ерейментауского ДДТ, он из полосок профлиста научился собирать фигурки инопланетян, роботов, сооружать целые композиции из бросовых материалов. На этой выставке, кроме привычных кукол, глиняных фигурок и деревянных сучков, можно было увидеть игрушки из мокрой ваты, поделки из пеноблоков и резаного металла.
Удивил Степногорск, вернее, учащиеся местного межшкольного комбината. Они привезли макет действующего фонтана «Каскад», где по-настоящему струится и поет водичка, подходи - расслабляйся! Не оставляет равнодушным и мини - монумент Вечного огня с площадью и названиями городов - героев СССР. Помимо МУПК, участие в выставке приняли и ребята из школ №№3,6,7 г. Степногорска, приготовив поделки из тканей, бисера, шерсти, бумаги, дерева и глины.
Кружок художественной обработки дерева при Атбасарском ДЮЦ пользуется популярностью, и это все стараниями педагога Владимира Молодикова. Он работает в коррекционной школе - интернате №2. Вместе с ребятами ходят в лес, вместе выбирают древесину для обработки, а потом строгают, пилят, лакируют. От игрушек пахнет смолой и отдает стариной - как жаль, что не ездим мы на телегах и не перемалываем зерно на мельничных жерновах. Но увлечения подростков не дают забыть о далеком времени. Кстати, приехали на выставку и учащиеся профессионального лицея №9. Они ходят в Атбасаре в технический кружок и занимаются там очень серьезными делами. Не без гордости демонстрировали они стенд автоэлектрика, автомат по управлению уличным освещением, фотоэлектронный счетчик.
А попробуй из глины или соленого теста слепить и раскрасить фигурку размером с ноготь! Именно маленькие формы увлекают воспитанников Ларисы Ивановой из ОУМЦ, их на столе - целая россыпь, в ладонь десяток поместится. На блюде - кажущиеся съедобными груши и ананас, персики и яблоки, ягоды и виноград. Новым подходом и оригинальностью отличаются и работы педагогов Талгата Маженова и Елены Таганкиной. А как же иначе? Областной учебно - методический центр - не только организатор подобных выставок, но и образец для остальных.
Именно это подчеркнул в беседе с педагогами начальник областного управления образования Марат Ибраев. И еще он порадовался за успехи юных дарований, пообещав, что на внешкольное образование будет уделяться значительно больше внимания.
Если же говорить об итогах, то на этом этапе пришлось плотно поработать членам жюри, в составе которого были очень авторитетные люди: художники, специалисты-прикладники, модельеры и дизайнеры. В целом же выставка оценивалась по 13 разделам - керамика, скульптура, художественное вязание, бумаготворчество, обработка дерева, техника будущего, рационализаторство и так далее. По всем номинациям -по три места. Получается, что все приехавшие так или иначе получили подарки и дипломы. Но призовые места за общую организацию выставочных экспозиций определились так: первое место досталось рукодельницам Ерейментауского ДДТ, на втором - г.Степногорск и на третьем - Аршалынский Дом творчества. Это что касается творческого направления. А по техническим параметрам выставки «Творчество юных» лидерство досталось Аршапынской станции юных техников, Бурабайским умельцам (центр «Арман») и команде Атбасара.
Стоит сказать и о сделанных выводах: некоторые Дома творчества привезли очень много экспонатов, полагая, что из большего будет что выбрать. Но это создавало дополнительные трудности и заслоняло собой порой очень интересные поделки. У отдельных команд наблюдалась «мешанина», мешающая раскрытию главной тематики выставки «Наследие наших предков сохраним и приумножим». А некоторые организации внешкольного образования побоялись приехать и показать главный итог своей работы - творчество детей, это, например, Кор-галжынский район, Степногорский ДДТ и другие.
В целом же получился большой творческий праздник, после которого, наверняка, у юных умельцев и художников, мастеров прикладного искусства и любителей мастерить, появятся новые идеи, интересные замыслы. А от них до воплощения - рукой подать!
Любовь ФОМИЧ.

Наиля Бекмаханова: «История - моя судьба»
Бывают в жизни встречи, которым состояться было предписано свыше.
Как-то мне довелось стать свидетелем дискуссии и выслушать любопытную историю. Собеседники, уроженцы Восточного Казахстана, рассказывали о том, как они частенько любили задевать ехидными вопросами одного живущего в их краях. Дело в том, что он был из казахского рода тама и на вопрос, как очутился на земле найманов, отбивался, говоря, что еще деды дедов перебрались жить в эти края. Понятное дело, удовлетворить его ответ никого не мог.

Для того чтобы понять, почему его предки с нынешней территории Западно - Казахстанской области нашей страны попали в ее восточную часть, нужно было, как оказалось, знать историю пугачевского движения.
Думая навсегда стереть из памяти людской все об Емельяне Пугачеве и его последователях, русская царица велела переименовать и дать нынешние названия городу Уральску и реке Урал, лишив их тем самым исконно казахских имен. А карательные и весьма жестокие действия царских войск по зачистке казахских аулов способствовали миграции казахов вглубь страны.
Этим летом мне довелось стать участником юбилейных встреч по случаю 85-летия со дня рождения Алии Молдагуловой в Актобе. В областном мемориальном музее героини с первого взгляда привлекла внимание одна красочная картина, на которой была изображена девушка - воин. Ее звали Сапура Матенкызы.
После возвращения в Алматы мысль о необходимости подготовить о ней материал у меня нет-нет да и возникала, и я приступила к поискам. Материалов оказалось много - ведь речь шла об участии казахов в Пугачевском восстании. Готовя статью о Сапуре, невозможно было не обратить внимание на многочисленные ссылки на труды профессора Наили Ермухановны Бекмахановой, которая оказалась старшей дочерью знаменитого историка Ермухана Бекмаханова.
Кому довелось на историческом факультете КазГУ в конце пятидесятых годов слушать единственного в ту пору профессора Ермухана Бекмаханова, были очарованы его свободой изложения и удивительной красотой мысли и речи. И о том, что он прошел ад сталинских лагерей, знали все.
Едиге Валиханов в своей биографической повести о Кенесары Касымове (вышла в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей») особое внимание уделил исследованиям выдающегося казахского ученого-историка Ермухана Бекмаханова.
Последней точкой в необходимости подготовить материал о дочери знаменитого ученого, уже давно ставшей профессором истории, стала моя встреча с Полатом Джамаловым, председателем Совета Казахской региональной национально-культурной автономии Москвы. В ходе продолжительной беседы мы независимо друг от друга пришли к одному мнению: надо рассказать о Наиле Ермухановне.
***
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Наиля Ермухановна Бекмаханова занимается исследованиями истории народов России и Центральной Азии, исторической географии и демографии, политической и социально - экономической истории XVIII-XX веков; академик РАЕН, МАДЕНМ, член - корреспондент МСА, член Международной ассоциации женщин с уни- верситетским образованием, Российского общества востоковедов, Российского географического об- щества, заместитель председателя Совета Казахской региональной национально - культурной автономии Москвы. Награждена орденом, медалями и почетными грамотами.
Уроженка города Алматы, она училась и закончила обучение в алматинской школе №40, где были замечательные учителя. Разумеется, без влияния отца и матери не обошлось.
«Когда я оканчивала школу, родители были в длительном отъезде, и мне предстояло самостоятельно решить, куда идти учиться дальше, - рассказывает Наиля Ермухановна. - Я выбирала между медициной и гуманитарными науками, и окончательный выбор мне помог сделать именно мой учитель истории, выпускник Петербургского университета. После выпускного вечера он выслушал меня и сказал: «Наиля, ты должна заниматься историей, и в этом не может быть никаких сомнений». Я отправилась в Москву и поступила в Московский государственный историко-архивный институт».
О сделанном выборе она не пожалеет никогда. Это было абсолютно точным решением. Училась с огромным желанием и увлечением. Хотя в самой истории искала себя долго. Сначала занималась историей театра - Таиров, Мейерхольд, Камерный театр... Не правда ли, звучит, как музыка? Этой теме была посвящена ее первая курсовая работа. Потом ее заметил и пригласил в свой научный кружок известный востоковед, профессор Николай Устюгов. Он сразу дал тему - средневековые путешествия и экспедиции по Центральной Азии, но она не заинтересовала Наи-лю. Зато вторая тема, предложенная профессором Устюговым, полностью ее захватила: «Юриспруденция и правовое положение народов Казахстана в дореволюционной России».
Ее совершенно заворожил четкий и вместе с тем удивительно изысканный язык правовых документов первой половины XIX века, их совершенная логика и точность. На втором курсе она отправилась на годовую практику в Ленинградский государственный университет, где получила доступ к архивам и уникальным юридическим документам XIX в., хранившимся в фондах Сената Центрального государственного исторического архива. И, будучи еще студенткой, Наиля Ермухановна вышла на документы, которые еще не были введены в научный оборот. Разумеется, ее дипломная работа была на эту тему. Параллельно продолжала заниматься исследованиями по истории русского театра, консультировала ее актриса Камерного театра Алиса Коонен.
Правда, тему кандидатской диссертации Наиля выбрала другую. Как об этом рассказывает она сама: «Меня рекомендовали в аспирантуру, но тут случилось несчастье - в Риге скоропостижно скончался мой научный руководитель Николай Устюгов. Я посоветовалась с папой - тогда уже членом - корреспондентом Академии наук Казахской ССР, и он рекомендовал мне сменить тему, потому что заменить Устюгова на тот момент в Москве не смог бы никто - специалистов не было. Он посоветовал мне обратиться к ленинградскому профессору Михаилу Вяткину, с которым был знаком еще с 1941 года, когда они вместе читали лекции в Казахстане о восстании Емельяна Пугачева. Ездили они с этими выступлениями по отдаленным поселкам, аулам, гарнизонам верхом на лошадях. Это был их вклад в Победу в Великой Отечественной войне. И, по словам отца, книга об участии казахов в восстании Пугачева еще никем не была написана и опубликована. Он мне посоветовал связаться с Михаилом Порфирьевичем и взяться за эту тему. Признаюсь, я не очень хотела, но все же приступила к этой теме. И снова помогли старинные документы.
Обратившись в Государственный архив древних актов в Москве, я обнаружила документы XVIII века, к которым еще не прикасалась рука исследователя.
Особенно меня заинтересовал последний, самый длительный этап пугачевского восстания, включающий так называемое движение Сапары. Меня увлекал сам факт, что я буду писать о том, о чем еще не писал никто. В итоге была подготовлена не только диссертация, но и книга. Книгу помог отредактировать Михаил Пор-фирьевич, который поражал всех, кто его знал, своим профессионализмом, высокими человеческими качествами, порядочностью, и, несмотря на свой почтенный возраст - ему тогда было уже 82 года, фантастической работоспособностью. Кандидатскую диссертацию я защитила в 1965 году в Ленинграде. Со мной «защищал» диссертацию мой трехмесячный сын Назым, которого я привезла в Ленинград.
Сложностей в научной работе было немало. Были длительные командировки в архивы Омска, Барнаула, Оренбурга, Астрахани. В этом случае помогали нам мама, тетя - Сара Зарифовна, сестры - Нурия и Надия Бекмахановы».
Было интересно узнать из уст Наили Ермухановны о родителях - Ермухане Бекмахановиче Бекмаханове и Амине Зарифовне Бекмахановой - Губеевой.
«Мой папа, Ермухан Бекмаханович Бекмаханов, родился в 1915 году в Баянауле - сейчас это Павлодарская область Казахстана, а тогда была Тобольская губерния Российской империи. Он рано потерял семью, остался сиротой. Тянувшись к знаниям, окончил подготовительные курсы в Семипалатинске и поступил на рабфак Воронежского педагогического института. Его учителем, а потом и другом на всю жизнь был профессор Ян Зутис. В 1937-1945 годах отец возглавлял в Алма-Ате НИИ педагогики при Наркомпро-се, позже работал заместителем директора Института истории, археологии и этнографии АН Каз.ССР, с 1947 по 1966 годы, до конца жизни, заведовал кафедрой Казахского государственного университета. Он исследовал проблемы социально - экономической и политической истории Казахстана ХІХ-ХХ столетий. Автор монографий, а также учебных пособий по истории Казахстана для школ и вузов. Награжден орденом и медалями СССР.
Моя мама, Амина Зарифовна Бекмаханова - Губеева, была преподавателем биологии. Она окончила Уральский педагогический институт. Ермухан Бекмаханович и Амина Зарифовна поженились в 1938 году. Родители моей мамы - выходцы из Казанской губернии. Род Губеевых - Акчуриных широко известен в Казани. Это были люди образованные, знающие восточные языки и в совершенстве владеющие русским, французским языками, а также инженерными знаниями, способствовавшими научно - техническому прогрессу Западного Казахстана на рубеже XIX- XX веков.
Родители многому научили, главное - это умению дружить. Папа и мама ценили людей, ценили дружбу, и «передали» мне многих из своих друзей, которые помогали и поддерживали меня всю жизнь. Это семьи Будовницев, Панкратовых, Пясковских, Кучкиных, Базановых, Бейсембаевых, Даркамбаевых, Канапиных, Сауранбаевых. Низкий им всем поклон».
Со своим будущим мужем Батырбеком Нарбаевым Наиля познакомилась в Москве. Он учился в Московском архитектурном институте, она - в историко-архивном. Познакомили их общие друзья. Встречались пять лет, поженились после окончания учебы. Через год родился Назым. Муж, талантливый архитектор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, очень помогал и поддерживал ее - и в научном плане, и в жизни. Сын Назым пошел по стопам мамы, защитив докторскую диссертацию по истории Евразийства, он - дипломат, советник МИДа РФ. Невестка Эльмира - врач, подарила им трех внуков.
Два десятилетия Наиля Бекмаханова входила в президиум Комитета Советских женщин.
В КСЖ она курировала стипендиаток - а это более тысячи человек - девушек из разных стран, которые учились в вузах СССР. Особенно много было студенток из Азии, Латинской Америки и Африки. Многие изучали медицину. Наиля Ермухановна помогала им решать вопросы, связанные с учебой, общественной деятельностью, возила делегации стипендиаток по всему Союзу - Минусинск, Новосибирск, Ленинград, Смоленск, Украина, Узбекистан, Туркменистан и Молдавия, - показывая им вузы, школы, детские сады, поликлиники и больницы. Время было необыкновенно интересное. Со многими девушками отношения продолжались и после их отъезда на родину - они писали письма, рассказывали о своей работе.
Целый год Наиля Бекмаханова представляла работу Комитета советских женщин в США, читала лекции в пяти университетах. Особый интерес вызывали ее лекции об экологической ситуации на Каспии и Арале. Статистика детской смертности там была высокой - дети рождались слабыми и больными, а матери не могли их кормить - в грудном молоке была морская соль. После одной из таких лекций с Наилей Ермухановной встретились представительницы Союза медицинских сестер Америки, предложив помощь - поставить в медицинские учреждения Приаралья новое медицинское оборудование (на сумму три миллиона долларов) и обучить персонал работе с ним. Вопрос решался на правительственном уровне, и все получилось. Слово действенно, в этом Наиля Ермухановна убеждена.
Больше десяти лет отдано Казахской региональной национально - культурной автономии Москвы. Вместе с председателями Кенесбаем Мусаевым и Полатом Джамаловым она стояла у истоков создания Региональной национально - культурной автономии казахов Москвы, все это время поддерживая тесные связи с правительством Москвы, Московским домом национальностей, Посольством Казахстана в Москве, а также с региональными общинами соотечественников в Астрахани, Саратове, Санкт - Петербурге, Оренбурге, Омске и других городах РФ. Казахская РНКА Москвы активно поддерживает московских казахов в их стремлении развивать культуру, язык, народное искусство, в том числе помогает материально, организуя народные праздники (например, тысячи наших соотечественников ежегодно встречаются на Празднике весны Наурыз). Автономия ведет издательскую деятельность - вышли в свет учебник казахского языка (автор - академик К. Мусаев); исследование о казахском орнаменте (автор - кандидат исторических наук А. Шевцова), энциклопедия «Казахи России». Ждет своего издателя книга Наили Ермухановны по истории Казахстана для российских казахов. Для нее очень важно, чтобы российские казахи знали свою историю, не забывали родной язык. За плечами у нее большой опыт в создании школьных учебников по истории Казахстана: всего это шесть книг и две документальные хрестоматии - для каждого класса средней школы, выдержавшие 29 изданий на казахском, русском и уйгурском языках. Они переиздавались миллионными тиражами каждый год, четыре первых издания готовила она со своим отцом, 25 - она сама. Последний учебник для 10 класса вышел в 2002 году в соавторстве с академиком Манашем Козыбаевым. Также она является автором тридцати монографий (авторских и в соавторстве) и более 300 статей по истории Центральной Азии, в том числе и Казахстана.
Наиля Ермухановна считает себя счастливым человеком, у нее прекрасная семья, и она продолжает получать удовольствие от своей профессии, исследовательской и общественной деятельности.
Дина ИГСАТОВА. г. Москва.





 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru