Информбюро
Отчетные встречи
Депутатский корпус
Есть проблема
Культурное наследие
Светлая память
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ОПРОС
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
Считаете ли Вы,
что название
газеты "Акмолин-
ская правда"
не соответствует
духу времени?
Да Нет
Считаете ли Вы,
что необходимо
изменить название?
Считаю
Так не считаю
Результаты голосования

Если Вы можете предложить новое название газеты,
пишите в гостевую книгу сайта или на E-mail сайта akmolinka@narod.ru
с пометкой "Новое название газеты
"
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ   ТАБАЌ К ДАСТАРХАНУ - СИМВОЛ ДОСТАТКА
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Табаќ к дастархану - символ достатка
В казахском дастархане издавна было принято подавать еду в красивой посуде. Так, кумыс наливали в широкие тегене, отделанные серебром, или в раскрашенные тос-таганы. Мясо накладывали в посуду с широкими краями. В далекие времена из целого куска дерева казахи вытачивали блюда - табак - с плоским круглым дном. В них подавали чаще всего мясо по-казахски.

Табаќ - это большое, расширяющееся к верху блюдо. Раньше табаќ изготавливали из дерева, украшая узорами края и дно. Позднее стали появляться металлические и стеклянные блюда. В настоящее время слово «табаќ» означает блюдо. В период существования Степной цивилизации под ним понимались: дастархан - стол, или шанырак-домашнее хозяйство. Составлять табак приглашались знающие обычаи и традиции люди. Процесс «табак тарту» (преподнесение мяса гостям) удивительным образом воплотил в себя не просто традиции и обычаи казахского народа, а его характер, духовный менталитет. «Табаќ тарту» - показатель умения, соблюдения приличия, гостеприимства и культуры почитания старших. Считается невежеством незнание, несоблюдение сервировки табака. Каждому гостю преподносится определенный жілік (кость с мясом) по его заслугам и почитаемости. «Бас табаќ» - главный табаќ преподносится самым почетным приглашенным гостям, старейшинам. «Сый табак» - также почетным гостям, «куйеу табак» - блюдо для зятя, «келін табаќ» - для снохи, «жастар табак» - для молодежи.
В блюдах табак - символизирующих достаток, сытость и благоденствие, ободок декорируется ажурной резьбой, инкрустациями из серебра, перламутра, резной кости.
В фондах Областного историко-краеведческого музея насчитывается двенадцать штук вышеназванной посуды из дерева. К примеру, этот табаќ работы неизвестного мастера изготовлен в 1917 году. Сдала Айтжан Рахметова из аула Ќђдыќ-Аѓаш Енбекшильдерского района бывшей Кокшетауской области. Хорошо сохранившиеся деревянное блюдо экспонируется сейчас в экспозиции «Этнокультура и быт казахского народа» зала истории Казахстана XIX века.
Внешняя часть другой посуды конца XIX века украшена неглубокими рельефными линиями. Оригинальная, слегка конусообразная форма табака встречалась не часто в традиционном быту казахов. Табак диаметром 48 см вместе с ќылышем, в историко-краеведческий музей сдал Муратбек Тельжанов из г. Кокшетау. Старинные предметы перешли ему по наследству от прадеда Ахмади, проживавшего когда-то в ауле Ак-кудук. Кстати, в данное время, посуду с полуметровым диаметром практически не производят. Со слов местных мастеров, цельнодолбленный табак из березы изготовить не так уж просто, ввиду того, что деревья подобных диаметров крайне редко сейчас встречаются в нашем регионе.
Табаќ, украшенный с внешней стороны двумя рельефными линиями, поступил в фонды 43 года назад. Изготовил Самен Мусин, 1893 г. р. из аула Ортагаш. В свое время ортагашцам мастер Самен изготавливал национальную деревянную посуду. Резьбой по дереву занимался также его брат Жукен. Табак вместе с этнографическими предметами передала Кульжиян Саменова. Что интересно, привезенные экспонаты были сданы в музей способом обмена на востребованную эмалированную посуду, а в качестве премии внук мастера - Кошек, получил две книги.
Старинным считается табак, приобретенный Музеем три года назад у частного коллекционера из Буландынского района Кымбата Ибраева. Табак работы неизвестного мастера был изготовлен более 150-ти лет назад. Со слов Кымбата Каирмухамедулы, деревянное блюдо принадлежало казахскому роду Матай, представители которого в первой трети XIX века перекочевали на земли Кокшетау из Семея. Данное решение было вынесено справедливым судом казахских биев, а связано с межродовыми спорными вопросами земельной собственности. В 1971 г. коллекционер Кымбат Ибраев приобрел табак у некоего Бимагамбета в г. Аягузе Восточно-Казахстанской области.
Подобные блюда маленькой формы называются табаќша. Обычно они предназначались для сладостей. Единственному в коллекции табаќша более 100 лет. Время изготовления - последняя треть XIX века. Деревянная посуда принадлежала Оразгулу Тлеулову - жителю аула Кызыл-Кайнар из рода Караул, а музею передал его сын Кабек, 1907 г.р. из аула Айдабол Зерендинского района. Оригинальная посуда диаметром 23 см до реконструкции музея экспонировалась в зале Казахской этнографии.
К традиционной посуде из дерева относятся также тегене - большие круглые чаши, средняя вместимость которых составляет 10-15 литров. Кумыс из сабы обычно переливается в эту чашу. Поверхность декорируется серебром и костью. У некоторых тегене деревянные крышки также украшаются серебром.
Ожау- специальные разливательные ложки для кумыса. Особое внимание мастер уделял выразительности формы, пластике изогнутых резных ручек, часто вытачиваемых с подвесными колечками. Резная, удлиненная, со сложными ответвлениями, она заканчивается черпаком грушевидной формы. Кумыс, разливаемый таким ожау, стекал ровной аккуратной струйкой. Характерным признаком казахского ожау являлась бинарность форм. Его не роняют, а подвешивают на крючок. Если кладут, то не в поворотном положении, а емкостью обращенной вверх.
Саптаяќ. Кумыс обычно пили в чашах круглой формы - тостаѓан, а также в кружках с резной ручкой саптаяќ, с которой связана народная поговорка, применимая в военное время: «Саптаяќќа ас куйып, сабынан карауыл ќарау» - «Налив в кружку напиток, через отверстия резной ручки держи врага на прицеле». Для богатых людей такие кружки делали двух-трех-четырехчастными, со сквозными отверстиями в перегородках, что согласно традиционному представлению должно способствовать увеличению членов семьи и приплоду скота.
Кџбі - узкие удлиненные бочонки с мутовками, использовались для изготовления кумыса. Они также были двух видов. В районах с богатым лесным массивом кџбі изготавливали из цельного куска дерева (березы), выдалбливая внутреннюю часть. Где леса было мало, кубi изготавливали из заготовленных узких досточек деревьев разных пород, которые скрепляли железными обручами.
Кенек- деревянные ведра, предназначавшиеся для дойки кобыльего молока. Кенек обычно выделывали со сливом, откуда содержимое переливалось для хранения и брожения в коническую емкость -сабаяќ (высотой до 70 см). Если ведро было не из цельного куска дерева, то дно и верх обязательно стягивались железными обручами. Интересным в этнографической коллекции музея представляется кенек, изготовленный из цельного куска дерева, причем слив его выдолблен из ответвленного сучка, а ручка - кожаная. Старинный кенек был изготовлен мастером Токалом для приданого баян-ольгийской девушки Аќпыштаќ в 1882 году. По семейному преданию, благодаря кенеку, в новой молодой семье увеличилось поголовье лошадей до пяти косяков, в каждом из которых было до пятнадцати кобылиц. Потомки семьи Аќпыштаќ, использовавшие кенек в повседневном быту, передали его в 1995 г. Хосолбай Азамату - директору краеведческого музея. А он, происходивший из рода Абаќ Керей, родился в 1942 г., в Баян-Ольгийском аймаке Западной Монголии. В XVIII веке его предки, жившие на побережье Есиля в тяжелые годы казахско-жонгарских войн, откочевали на территорию Монголии. Хосолбай А. в 1963 г. окончил историческое отделение педагогического института в г. Улан-Баторе, а 1975 - высшие партийные курсы. Затем обучался на курсах в городах Алматы, Улан-Удэ и Москве. Около двадцати лет Хосолбай Азамат возглавлял Баян-Ольгийский краеведческий музей, а в 2006 г. с семьей возвратился в Казахстан. Как известно, в этом аймаке проживает большая казахская диаспора (93 000 из 100 000 населяющих край). С обретением независимости страны, многие соотечественники в середине 90-х годов возвратились на историческую родину.
Хотелось бы сказать несколько слов о казахской традиционной медицине, имеющей отношение и к нашей теме. Казахские лекари придавали большое значение профилактике и своевременнности лечения. Они систематизировали заболевания в две группы: наружные и внутренние. При хронических заболеваниях органов дыхания народная медицина большое значение придавала усиленному питанию (свежее мясо, конский и барсучий и др. жиры). Разумееется, особую роль отводили кумысу, способствующему активному обмену веществ, оказывающему на организм общеукрепляющее действие. Раны, язвы, и другие воспаленные места смазывали... плесенью, образовывавшейся на стенках деревянной посуды, предназначенной для квашения кисломолочных продуктов. Эти факты свидетельствуют о том, что истоки антибиотикотерапии находятся в народной медицине и корнями уходят в далекое прошлое народов Востока.
Думаем, что популярная когда-то в казахском быту деревянная посуда, пройдя так называемый этап полувекового забвения, переживает сейчас период возрождения. В настоящее время, в связи с независимостью Казахстана, развитым туризмом и рыночной экономикой значительно оживился интерес к народному творчеству и возрос спрос на продукцию ремесленников на художественном рынке. Вместе с тем для сохранения и развития в будущем народных художественных ремесел необходима поддержка со стороны государства, усилия специализированных общественных организаций. Уверены, яркое и жизнерадостное в своей основе казахское прикладное искусство будет востребованным в народе во все времена.
Бибигуль БЕИСЕНБАЙКЫЗЫ.

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru


 
 ОПРОС
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ «АП»?
(Выберите один или несколько вариантов ответов)
аналитический обзор
развития области
жизнь районов
меры государственной
поддержки, реализация
Госпрограмм
жилищно-коммунальная
сфера
здравоохранение,
образование
гражданско-правовые
отношения
новостные блоки
исследования, мнения
люди
культура
спорт
криминал