|
|
|
|
|
|
|
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АКТУАЛЬНОЕ
ИНТЕРВЬЮ |
В
ГОССЛУЖБЕ ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ |
|
|
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ В госслужбе грядут перемены
На прошлой неделе в интервью с начальником облуправления Агентства
РК по делам государственной службы, председателем Дисциплинарного
совета Бахытжаном Аскаровым «АП » рассказала о том, какие
перемены произойдут в госслужбе после принятия находящегося
на рассмотрении в Парламенте проекта Закона РК «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам государственной службы». Сегодня мы
публикуем вторую часть этого интервью.
- Бахытжан Бекзатханович, можно ли подробнее остановиться
на «корпусе А» как важном элементе новой модели?
- «Корпус А», тщательно отобранные и зарекомендовавшие себя
профессионалы, будет служить своеобразным «костяком» государственного
управления, его кадровым стержнем, который сможет обеспечить
столь необходимую сегодня Казахстану последовательность и
системность государственной политики.
Его основным, первым уровнем станут ответственные секретари,
руководители государственных холдингов и национальных компаний,
которые будут являться высшими административными служащими.
Кстати, при такой структуре институт ответственных секретарей
будет более эффективным и реальным фактором обеспечения стабильности
и преемственности аппарата государственного органа.
Вторым уровнем данного корпуса будут директора ключевых департаментов
исполнительных органов, председатели комитетов, акимы районов
и городов.
Вновь отобранные кандидаты должны начать с третьего уровня,
своей компетентностью, эффективностью и честностью заслужить
дальнейшее продвижение.
Руководители государственных, частных компаний и неправительственных
организаций, работники науки, культуры, образования также
будут иметь возможность стать членами «элитного корпуса» через
специальную систему отбора и обучения. Это создаст своеобразный
легитимный и транспарентный «социальный лифт» для наиболее
талантливых и успешных менеджеров из негосударственного сектора.
Для кандидатов данного корпуса будут установлены ясные и четкие
правила отбора, жесткие требования по системному видению государственных
проблем, принятию решений, управлению персоналом, и, самое
главное, - высокие требования к репутации и моральным качествам
кандидата.
Оцениваться будут не только прошлые заслуги и показатели эффективности,
но также и потенциал дальнейшего роста. Так, у служащего,
обладающего потенциалом в будущем занять должность министра,
больше шансов попасть в «корпус А» и быть повышенным по карьерной
лестнице.
В этом плане американцы справедливо считают, что разница между
профессией и карьерой - это разница между сорока и шестьюдесятью
часами работы в неделю.
Для того, чтобы продвинуться по служебной лестнице, государственный
служащий не должен просто «стоять в очереди», нужно добиваться
результата и показывать этот результат.
После такого отбора, с учетом способностей кандидата, будет
разработана индивидуальная «дорожная карта», которая определит
основные этапы его будущей карьеры, заставит планомерно и
обдуманно накапливать опыт и квалификацию.
Ротация станет обязательным условием для этого корпуса. Перемещаясь
из одного государственного органа в другой, а также внутри
ведомства, государственные менеджеры будут в полной мере осознавать
взаимосвязанность процесса государственного управления и обладать
широким, системным видением работы исполнительной власти.
Исходя из этого, служащие «корпуса А» должны будут вникать
и искать решения всех проблем, не ограничиваясь своей сферой.
Таким образом, будет сформировано профессиональное кадровое
звено, ведущее за собой почти 100-тысячную армию административных
государственных служащих.
Государство, в свою очередь, будет всячески поддерживать и
развивать данный корпус. Специально для служащих «корпуса
А» будут разработаны новая система оплаты труда и мотивационный
пакет. Служащие «корпуса А» и члены их семей будут взяты под
особую государственную защиту.
Действующая система оплаты труда претерпит серьезные изменения,
направленные на отказ от уравнительного подхода. Будет оцениваться
работа каждого по конечным результатам, в зависимости от сложности,
рыночной стоимости работы и личного вклада.
Служащие «корпуса А» будут испытывать очень большие нагрузки.
Им придется пройти обязательное обучение за рубежом, постоянно
учиться в дальнейшем, разрабатывать инновационные методы работы,
развивать системное мышление и находиться под конкурентным
давлением наиболее талантливых и амбициозных служащих из нижестоящего
«корпуса Б».
Основные подходы и требования к административным государственным
служащим, находящимся в «корпусе Б», будут изменены.
Необходимо создать систему четких и конкретных стимулов честной
службы и продвижения по карьерной лестнице. Такой механизм
будет в виде карьерного плана государственного служащего.
По большому счету, исходя из принципа «плох солдат, который
не хочет стать генералом», это план продвижения из «корпуса
Б» в «корпус А» и далее в разряд политических служащих: от
сдачи проходного тестирования - до творческого оперирования
стратегическими приоритетами развития государства.
- Какую роль определили Дисциплинарным советам согласно Концепции
новой модели государственной службы?
- Их эффективность согласно Концепции новой модели госслужбы
будет повышена.
Необходимо отметить, что потенциал Дисциплинарного совета
в деле предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной
службы еще должным образом не раскрыт. Дисциплинарный совет
может оказать существенную помощь в профилактике коррупции
посредством обобщения и распространения данной практики, а
также выявляя сферы риска с точки зрения коррупции.
Действующая на сегодня нормативная правовая база достаточно
эффективна, и она постоянно совершенствуется. Согласно нормам
рассматриваемого в Парламенте законопроекта, о котором мы
говорим, одним из важных механизмов противодействия коррупции
стало введение в законодательство понятия «конфликт интересов».
Стоит отметить, что данное понятие является новым для практики
регулирования государственной службы. Конфликт интересов -
это ситуация, при которой возникают или могут возникнуть противоречия
между личными интересами государственного служащего и интересами
граждан, государства.
Предлагается ввести запрет для лиц после прекращения ими государственной
службы на трудоустройство в коммерческие организации, если
в период выполнения государственных функций эти лица непосредственно
контролировали деятельность данных коммерческих организаций.
В законопроекте получили дальнейшее развитие положения, определяющие
права и должностные обязанности государственных служащих.
Усилена антикоррупционная направленность Кодекса чести государственных
служащих в целях повышения требований к их этическому поведению.
Крометого, в целях профилактики коррупции на госслужбе предложеноусилить
ответственность первых руководителей госорганов и других должностных
лиц (вплоть до отставки), в случае совершения коррупционных
правонарушений в подведомственных органах.
Хотел бы чуть подробнее остановиться на том, что, в соответствии
с законопроектом, предлагается внести изменения и дополнения
в Кодекс РК «Об административных правонарушениях» (КОАП РК)
в части установления административной ответственности за нарушение
законодательства РК о государственной службе (Статья 388-2).
В соответствии с предлагаемыми нормами КОАП РК, административная
ответственность в виде штрафов на руководителей государственных
органов предусматривается за совершение следующих нарушений
законодательства о государственной службе:
- внеконкурсное назначение лиц на административные государственные
должности, кроме случаев, определяемых законодательством о
госслужбе;
- нарушение процедуры конкурсного отбора на занятие вакантной
административной государственной должности;
- нарушение процедуры наложения дисциплинарных взысканий на
административных госслужащих;
- неправомерное увольнение административных государственных
служащих, установленное решением суда;
- несоблюдение стандартов и регламентов оказания государственных
услуг;
- непринятие мер должностными лицами государственного органа
по заявлениям госслужащих, работающих в данном госоргане,
о коррупционных и иных нарушениях законодательства, склонении
их к совершению данных нарушений;
- непринятие мер должностными лицами госоргана по защите государственных
служащих, работающих в данном госоргане и сообщивших им о
достоверных случаях коррупционных и иных нарушений законодательства,
склонении их к совершению данных нарушений.
Кроме того указанный законопроект предполагает наделить уполномоченных
работников уполномоченного органа по делам государственной
службы полномочиями по составлению протокола об административных
правонарушениях по вышеуказанной новой статье 388-2 КОАП РК.
Эта работа уже ведется, и думается, чтоданная мера будет достаточно
эффективно способствовать совершенствованию правовых механизмов
в борьбе с коррупцией.
- Какими новыми функциями наделен Дисциплинарный совет и его
секретариат?
- Указом Президента Республики Казахстан от 21 июня 2012 года
№ 344 Агентство РК по делам государственной службы и его территориальные
органы наделены новыми функциями по осуществлению в государственных
органах оценки качества оказания государственных услуг и оценки
эффективности управления персоналом, а также осуществлению
контроля за качеством оказания го-сударственныхуслуг.
- Мировая практика государственного строительства подразумевает
под административной реформой прежде всего повышение качества
государственных услуг. В Казахстане в последние годы в этом
направлении сделано очень много, в частности введены стандарты
государственных услуг, внедрение их электронного варианта.
Теперь вот новые функции контроля вашего ведомства. Но есть
еще потребитель этих госуслуг, от которого, наверное, тоже
многое зависит?
- Очень важный вопрос. От граждан, обращающихся в госорганы,
действительно во многом зависит и повышение качества госуслуг,
и борьба с коррупцией. Необходимо повышать юридическую грамотность
населения, воспитывать понятие, что чиновник, оказывающий
госуслуги, работает для посетителя. А в случаях нарушения
стандартов госуслуг, которые можно найти в госоргане, где
они оказываются или в Интернете, каких-то других инцидентах,
надо обращаться к непосредственному руководству недобросовестного
госслужащего, если нет соответствующей реакции - в вышестоящее
ведомство или в наше управление. В любом случае молчать или
пытаться решить свой вопрос посредством взятки нельзя.
Завершая беседу, хотелось бы отметить, что в основе эффективной
реализации поставленных задач лежит человеческий капитал,
профессиональная компетенция государственного аппарата, направленная
на повышение уровня доверия населения к системе отбора кадров,
к росту профессионализма государственных служащих, обеспечению
своевременного и качественного оказания государственных услуг
гражданам страны. Вопросы задавала
Валентина ТЕПЛЯКОВА.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
|
|
|
|
|
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ
«АП»?
(Выберите один
или несколько вариантов ответов) |
|
|
|
|
|
|