|
|
|
|
|
|
|
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗ
ЖИЗНИ |
СЕЛО
МОЕ ТРЕЗВОЕ |
|
|
Село мое трезвое
Так совпало, что приехали мы сюда сразу после посещения детского
дома. Перед глазами еще стояли лица обездоленных ребятишек,
абсолютное большинство которых были социальными сиротами при
живых родителях - спившихся, деградировавших, забывших об
их существовании. А потому желание побывать в селе Красная
Поляна, объявившем пьянству бой, не вызвало известной иронии
о провалившихся антиалкогольных компаниях. А, может, здесь
и вправду, получилось?
Года
четыре назад, когда такое решение — вести трезвый образ жизни
- было принято сначала старейшинами, а потом всеми жителями
села, тоже не верилось, что оно приживется. Казалось, пройдет
всплеск эмоций, связанный с нашумевшим здесь хулиганским «ЧП»
с участием пьяной молодежи, бросившим тогда тень на всю проживающую
в округе чеченскую диаспору, и все вернется на круги своя.
Что характерно, их поддержали и единицы русских, немецких
семей, проживающих здесь.
Первый, с кем встретились в селе, был преподаватель истории
в местной школе Ансар Ибаев, он с горячностью, категорично
заявил, что трезвый образ жизни у них в крови.
- А потому нам надо возвращаться к истокам, - считает учитель,
- следовать строгим национальным семейным традициям, хранимым
веками, где честь и достоинство всегда были несовместимы с
такими пороками, как пьянство. Наших предков сюда депортировали,
но местное население нам не дало умереть, подало руку помощи,
а потому этой земле мы во век благодарны. Тем более, что здесь
уже выросло не одно поколение чеченцев, теперь мы тоже - казахстанцы,
и об этом говорим с гордостью. Сейчас под эгидой Ассамблеи
народа Казахстана в районе успешно действует чечено-ингушский
центр, мы собираемся, обсуждаем многие вопросы, стремимся,
как можно лучше работать, вносить свой вклад в общее дело.
Дом одного из аксакалов этого села Эдильсултана Дудуркаева
отстроен рядом с их первой землянкой, и он хорошо помнит те
горькие времена, хотя и был ребенком, когда родителей выслали
сюда с десятью детьми.
- Слава Аллаху, все выжили, - говорит он, - спасибо всем -
казахам, русским, украинцам - нашей семье все хорошо помогали.
Я это никогда не забуду и внукам своим передам. У меня самого
тоже большая семья, мы держим много скота, не бедствуем. Как
и все. Есть в нашем селе люди, у которых и по 200-300 овец,
десятки голов КРС. Дают нам микрокредиты под залог дома на
развитие хозяйства, а что еще надо? Потому свою молодежь мы
хотим тоже воспитать достойно - в труде, вере, традициях,
уважении к этой земле и ее людям. А пьянство -оно все это
разрушает, человек сразу забывает обо всем и творит глупости.
Кому это нужно? Решение старейшин было хорошо обдуманным шагом:
мы за своих детей в ответе. Вот и учим жить их в трезвости,
помня наказы предков.
Во главе совета старейшин стоят уважаемые люди, главы крестьянских
хозяйств Хансултан Мадырбиев и Хусейн Дадаев, к их слову прислушиваются,
а они считают, что трезвый образ жизни внес мир и покой в
семьи. Довольны и продавцы - спиртного в магазинах села нет
никакого, даже пива, а значит - нет ночных беспокойств по
этому поводу. И в сельском ФАПе медработники Раиса Муртазалиева
и Мадина Вахаева чуть ли не в голос добавляют свои аргументы
к общей картине.
- Красная Поляна то место, где на учете нет алкоголиков, пьющих
и неблагополучных семей, - констатируют они, - нет и лишенных
родительских прав, а это же здорово! Зато рождаемость - по
30 детей в год, и это при населении в тысячу человек! В каждом
доме растут 3-5 малышей, в селе 37 многодетных семей, и, что
характерно, несмотря ни на что, молодежь от нас практически
не уезжает, оставаясь с родителями, как и положено по нашим
традициям. У нас на редкость очень сплоченное село и тоже,
наверное, единственное, где преступность — нулевая! Сегодня,
если у нас и случаются споры или недоразумения, к примеру,
невесту украли (конечно, с ее согласия), было такое, то разрешаются
они миром на совете старейшин, но хулиганства теперь нет».
Сохранение в селе национального уклада и быта, абсолютная
трезвость заинтересовали и американскую семейную пару волонтеров,
которая вот уже второй год приезжает сюда, изучая национальные
традиции, теперь они даже хотят начать в селе свой бизнес.
В сельском акимате, как и в других домах здесь, нет никаких
решеток на окнах, как и отпугивающих собак во дворе. Аким
Берликского сельского округа Ваха Дизиев смеется: «Это теперь
«пережиток прошлого». Он тоже твердо убежден, что именно трезвость
и спокойствие дали толчок к улучшению жизни. Энергия сельчан
пошла на обновление домов и усадеб, они теперь как бы соревнуются
в этом, а ни в чем-то другом - один перед другим. И село стало
красивее выглядеть. Теперь намечают провести водопровод, пробурили
скважины, строится животноводческая ферма, расширяется конеферма.
В домике пенсионерки Эрны Петровны Дидрих тоже оказалась открыта
дверь, во дворе сосед Абусали Берсанукаев общается с их семьей,
как с близкими родственниками. «Если бы мы плохо относились
к друг другу, я бы не ходил сюда», - резонно замечает он.
Приехали гости из России, топится банька.
- Оставайтесь! - гостеприимно приглашает хозяйка. - У нас
баня новая, хорошая, веники березовые. Мы тут все, как одна
семья, - говорит просто, как о чем-то само собой разумеющемся.
- Нам, как и всем ветеранам в этом году, доставили по мешку
муки, комбикорма. Куда и зачем отсюда уезжать? Жила вот тут
Полина Сидорец, а перебралась в Саратовскую область, так пишет,
что скучает... Зачем нам это? Мы привыкли, нам и здесь хорошо.
Уважаем друг друга, наши дети и внуки знают чеченский, как
и все в селе, мы на Курбан Айт стол накрываем, а чеченцы -
на нашу пасху. И всегда без спиртного, а значит - без происшествий.
Есть интернациональные семьи в селе, живут - душа в душу...
Каждую ярмарку в областной центр едут посланцы из Красной
Поляны. Особо славится здесь брынза - идет нарасхват. Готовят
ее в каждом дворе. Сестры Догман и Тамара Дизиевы - первые
из мастериц, делают ее на парном молоке, а потому вкус отменный
- нежный, домашний. Из этого села сегодня ведется самый большой
в округе закуп молока, вот и появилась у женщин мечта — открыть
свой цех по его переработке, готовить сметану, йогурт, сыры.
Что также сможет решить остро стоящую проблему трудоустройства.
Хорошо, что в этом году открыли мини-центр при школе, молодые
мамы просто в восторге. И в школе начали капремонт - обновили
крышу, провели отопление, соорудили котельную. На следующее
лето займутся внутренней отделкой, перестелят старые полы
- здание-то было аварийным. Все потихоньку налаживается. Хотя
есть и нерешаемые годами проблемы, главные из которых - дороги
и строительство моста на Владимировку, в отсутствие которого
каждую весну вода преграждает путь на «большую землю». Все
об этом знают, обещают, но пока ничего не меняется. Нет преподавателя
казахского языка, а это, считают здесь, большой минус: дети
не должны отставать от других. Подводит и сотовая связь. А
вот TV в селе спутниковое. Кстати, в Чечне хорошо знают это
местечко - Красная Поляна -, считают святым. По традиции горцев
таковой считается земля, где покоятся твои отцы, деды. А еще
здесь долгие годы жил человек, которого почитали и почитают,
Висхажи Загаев - мудрец, знахарь, провидец, его цитируют до
сих пор. Среди старшего поколения в селе много веруюших. И
хотя нет мечети, часто собираются у кого-то в доме, молятся,
поддерживая святость этих мест, сохраняя лучшие традиции и
передавая свой образ жизни молодым. Чтобы связь поколений
не нарушалась. Ни к чему хорошему это не приводит — в этом
здесь теперь твердо уверены.
... Первые поселенцы этого села, приехавшие сюда по Столыпинской
реформе, наверное, были романтиками или просто почитателями
красоты. Потому, как назвали его «Красная Поляна» после того,
как увидели вдруг здесь, в голой степи, огромную поляну красных
тюльпанов... Александра МЯКОТА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
Сандыктауский район.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
|
| |