|
|
|
МОНИТОРИНГ |
«ЧАС
ИКС» ДЛЯ СОБСТВЕННИКА |
|
|
«Час икс» для собственника
«Модернизация инфраструктуры ЖКХ должна
сопровождаться снижением удельных эксплуатационных затрат
и внедрением ресурсосберегающих технологий».
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.
В рамках изучения общественного мнения жителей региона о ходе
реализации Программы модернизации ЖКХ управлением внутренней
политики проведено социологическое исследование, которое проводилось
в г.г.Кокшетау, Степногорске, в Атбасарском, Бурабайском,
Целиноградском районах.
Как показал анализ результатов, каждый пятый среднестатистический
житель области не в курсе реформ в сфере жилищно-коммунального
хозяйства (17,5%). Число частично знакомых с Программой модернизации
составило порядка 58%.
При этом большее число опрошенных узнали о программном документе
из печатных СМИ, на втором месте стоиттелевидение, замыкают
тройку информационных источников неофициальные - друзья, знакомые
и т.д. К сожалению только 5% респондентов получили информацию
из интернет-ресурсов, хотя на сегодня интернет предоставляет
широкие возможности для осуществления вертикального типа общения
между властью и народом.
При этом мониторинг официального блога акима области за период
с января по апрель текущего года показал, что за данный период
было размещено 122 обращения граждан, касающихся вопросов
жилищно-коммунальной сферы. По содержанию все обращения можно
распределить по следующим категориям:
- благоустройство дворов и подъездных путей;
- проблема качественной питьевой воды;
- тарифы затепло и электроэнергию;
- выделение земельных участков;
- освещение улиц.
Согласно результатам соцопроса, каждый пятый респондент не
надеется на улучшение сложившейся ситуации, каждый второй
не видит никаких положительных изменений за полгода реализации
данной Программы модернизации в регионе. Наибольшее число
негативно настроенных на эффективность реализации Программы
в г. Степногорске (36,8%). Число респондентов, не отметивших
позитивных сдвигов в г. Кокшетау, составило 58,7%.
Одной из двух составляющих сферу жилищно-коммунального хозяйства
является жилищный сектор, включающий в себя многоквартирные
жилые дома, являющиеся основными потребителями коммунальных
услуг. Основная часть жилищных многоквартирных домов в регионе
была застроена еще в советское время и требует капитального
ремонта. В этой связи участникам опроса был задан вопрос:
«По Вашему мнению, нужно ли вводить в Программу жилые дома
старше 40 лет?».
Результаты эмпирических данных показали, что порядка 60% респондентов
считают необходимым включить в Программу такие дома, требующие
ремонта. Иного мнения 14% опрошенных. Число не определившихся
в данном вопросе составило 15,4%.
Одной из основных проблем многоквартирных жилых домов является
низкая активность собственников жилья в управлении объектом
кондоминиума. Для выявления степени гражданской активности
местного населения в данном вопросе респондентам был задан
вопрос: «Хотели ли бы Вы, чтобы Ваш дом был включен в Программу?».
Результаты наглядно показали, что почти каждый третий респондент
решительно настроен в данном вопросе. Менее доминирующим способом
для каждого пятого респондента стал вариант «обращение в органы
ЖКХ». 13,2% респондентов критически настроены на открытость
и убеждены в предвзятости представителей госструктур жилищно-коммунального
сектора. Примечательно, что, по мнению 12,5% опрошенных, в
их домах созданы достаточные условия для комфортного проживания.
КСК, которые, выступая одновременно заказчиками и подрядчиками
ремонтных работ и услуг, занимают на сегодняшний день «монополистическое»
положение на рынке и не стремятся оказывать качественные услуги
по ремонту общего имущества объектов кондоминиума. Число давших
неудовлетворительную оценку работе КСК остается достаточно
высоким и составляет 35,5%, лишь на 2% уступая численности
респондентов позитивно оценивающих.
Ответ на вопрос: «Что, по Вашему мнению, из общего имущества
объектов кондоминиумов в Вашем доме требует ремонта?» был
направлен на выяснение контекста интереса респондентов в классификации
объектов кондоминиума, требующих ремонта.
Как показал результат опроса, наиболее проблемной зоной из
общего имущества кондоминиума в регионе является крыша домов.
Так считают 28,8% респондентов, на втором месте - подъезд
(26,4%), замыкает тройку проблем, требующих ремонта, фасад
здания (21 %). Аналогичный показатель в ответе «подвал».
Не оставлена без внимания и еще одна основная составляющая
сферу жилищно-коммунального хозяйства - коммунальный сектор,
включающий в себя сети и сооружения, обеспечивающие тепло-,
газо- и электроснабжение. Так, 16% опрошенных отметили, что
в первую очередь требует ремонта теплоснабжение и 14,5% -
газоснабжение.
Представляет интерес и распределение ответов на вопрос: «Какова
Ваша степень участия в управлении объектом кондоминиума?».
42% опрошенного населения считает, что они в достаточной мере
принимают участие, причем 12% из них оценивают свою степень
участия, как «активную». Каждый третий (36%) респондент признает
свою безынициативность, что является признаком безразличия
самих собственников квартир в вопросе управления имуществом.
Число не определившихся в собственной оценке также достаточно
велико.
Как показали результаты социологического исследования, процент
положительно ответивших на вопрос: «Согласны ли Вы, что собственники
квартир на общем собрании определяют виды ремонта общего имущества
объекта кондоминиума?» идентичен результатам ответов на предшествующий
вопрос и составил 47,3%.
Активную позицию в данном вопросе занимают респонденты Атбасара
и Бурабайского района (соответственно 62,3% и 54%). Однако
каждый пятый респондент из общего числа опрошенных по области
придерживается противоположного мнения. 30% не смогли определиться
с ответом. Наибольшее число не определившихся с ответом (52,9%)
- в Степногорске.
На вопрос об участии собственников кондоминиума в осуществлении
контроля качества производимого ремонта большая часть респондентов
посчитала обязательным свое участие. В разрезе регионов максимальное
число (70%) придерживающихся такого мнения проживает в Атбасаре.
Максимальное число респондентов, считавших необязательным
свое участие в осуществлении контроля в г. Степногорске (26,5%).
Число колеблющихся в конкретном ответе на поставленный вопрос
в г. Кокшетау составило 31%.
Для анализа мнений респондентов по вопросу степени личного
участия в выборе сервисных компаний был задан следующий вопрос:
«Согласны ли Вы стем, что выбор сервисных компаний осуществляется
собственниками квартир объекта кондоминиума на общем собрании?».
Выяснилось, что только третья часть респондентов считает необходимым
свое участие в выборе, каждый пятый полагается на КСК, каждый
четвертый - на избранных представителей. Достаточно велико
число не определившихся с ответом.
В ходе опроса респондентам было предложено ответить на вопрос:
«Известно ли Вам, что малообеспеченным семьям будет оказана
жилищная помощь для оплаты расходов на капитальный ремонт
общего имущества объекта кондоминиума?».
Ответы на поставленный вопрос еще раз подтвердили низкий уровень
осведомленности населения региона о реформе в сфере жилищно-коммунального
хозяйства и указывают на отсутствие до настоящего времени
отрегулированного механизма предоставления жилищной помощи
на капитальный ремонт объектов кондоминиума.
В ходе исследования был задан вопрос о конкретном личном опыте
респондентов по жилищной помощи в рамках реализации Программы.
В результате выяснилось, что у каждого третьего жителя Бурабайского
и Целиноградского районов был такой опыт. Число обратившихся
за жилищной помощью среди опрошенных гг. Кокшетау, Степногорска,
Атбасара не достигло и 10%, несмотря на достаточную осведомленность
жителей областного центра в данном вопросе (28,3%).
По результату обращения 6,1%- удовлетворены полностью, число
склоняющихся оценить результат скорее положительно идентичен
числу склоняющихся оценить скорее отрицательно и составил
по 14% соответственно. Недоволен исходом обращения каждый
десятый респондент.
По мнению респондентов на сегодняшний день наиболее проблемные
вопросы сферы ЖКХ, требующие первоочередного решения, распределились
следующим образом: лидирующее место занимает ремонт проезжей
части, на втором месте - благоустройство дворов, третьем -
уборка улиц. Идентичны результаты вариантов ответов «озеленение»
и «ремонт кровли домов».
В областном центре более 40% респондентов отдали предпочтение
проблеме благоустройства дворов, каждый пятый считает первоочередной
задачей ремонт канализационной системы (18%), далее стоит
проблема ремонта системы водообеспечения (15%).
Проблема «плохих» дорог ощущаема по всей области. Для примера
приведем сравнительный анализ ответов в 2011 и текущем годах.
Если в 2011 году в Атбасаре данная проблема беспокоила 29%
опрошенного населения, то нынче это число возросло до 70%.
В Щучинске число увеличилось с 24,2 % до 68%, вСтепногорске-с23,5%до42%,
что создает определенные условия для социального недовольства
населения регионов.
Изучая личное отношение респондентов к проблемам в жилищно-коммунальной
сфере по месту проживания, в анкету был включен открытый вопрос:
«Как Вы считаете, какая проблема вашего города/района является
наиболее острой? Имеется в виду, какой проблемой государственные
органы должны заниматься сейчас в первую очередь?».
Необходимо отметить, что в сравнении с прошлым годом число
респондентов, уверенных в улучшении работы ЖКХ, возросло с
31,7 % до 42,3%. Число сомневающихся снизилось с 34,2 % до
24%. 19,8 % респондентов, пессимистически настроенных, снизилосьдо
17%. Следует отметить, что наибольший процент не рассчитывающих
на улучшение ситуации (39,2%) - в Атбасаре.
Резюмируя содержание данных, можно сделать следующие выводы:
- каждый пятый среднестатистический житель Акмолинской области
не в курсе проводимых реформ в сфере жилищно-коммунального
хозяйства;
- наиболее проблемной зоной из общего имущества кондоминиума
в регионе является кровля домов;
- население региона считает обязательным свое участие в осуществлении
контроля качества производимого ремонта;
- наиболее проблемными вопросами в сфере ЖКХ являются - ремонт
проезжей части, благоустройство дворов, уборка улиц;
- в целом среди населения региона отмечен оптимистический
настрой в плане работы системыЖКХ. Оксана
САЛАХОВА,
начальник отдела анализа
и мониторинга управления
внутренней политики.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
| |