|
|
|
КУЛЬТУРА |
НАСЛЕДИЕ.
КОНЦЕРТ. КОНКУРС |
|
|
ЗАВТРА - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ Как
отражение истории и культуры
Историко-культурное наследие - важнейшее свидетельство многовековой
судьбы народа, составная часть человеческой цивилизации. 18
апреля - Всемирный день охраны памятников, к которому ГУ «Центр
по охране и использованию историко-культурного наследия» подходит
с определенными профессиональными результатами. Они не заметны
глазу, но оставляют свой след в душах людей, соприкоснувшихся
с историей.
Акмолинская
область - регион, богатый древней и средневековой историей
и уникальным этнокультурным пластом. Великие события запечатлены
в памятниках истории: ставка хана Абылая, Кенесары хана, богатое
культурное наследие Ш. Уалиханова, Біржана-сал, Аќана-сері,
Џкілі Ыбырая, развитие столицы независимого Казахстана - Астаны,
а вместе с ней и столичной области.
Памятники истории - неиссякаемый источник для научных исследований
и истории края. Поэтому их сохранение, широкое изучение и
пропаганда являются важнейшей стратегической задачей, как
государственных органов, так и общества в целом. Эта важная
и нелегкая миссия возложена на наш центр при об-луправлении
культуры, который возглавляет компетентный специалист и руководитель
Талгат Ибраев. В его команде трудятся 11 человек, вносящих
свой вклад в развитие общего дела.
В настоящее время на территории области имеются 1484, а в
городе Кокшетау - 38 памятников истории, культуры, монументального
искусства, архитектуры. В рамках государственной программы
«Культурное наследие» проводится множество мероприятий по
воспитанию у молодежи патриотизма, бережного отношения к истории
своей страны. С этой целью центр тесно сотрудничает с университетами,
колледжами, лицеями и школами города, шефствующими над памятниками,
расположенными вблизи их учебных корпусов. В течение года
ребята регулярно проводят уборки, «чистые четверги», следят
за сохранностью памятников и санитарным состоянием прилегающих
к ним территорий. С участием молодежи проводятся патриотические
акции, встречи с известными людьми, «круглые столы», семинары,
мероприятия, приуроченные к памятным датам. Предпринимаются
меры по спасению разрушающихся памятников археологии, выявлению
новых, ранее не исследованных, совместно с органами прокуратуры
ведется проверка их технического состояния.
В «Центре по охране и использованию историко-культурного наследия»
базируется областная археологическая экспедиция. Ежегодно
студенты исторических факультетов КГУ имени Ш.Уалиханова,
Кок-шетауского университета имени А. Мырзахметова проходят
археологическую практику в городищах, находящихся на территории
нашей области. Наряду с раскопками они слушают лекции, участвуют
в семинарах по истории и археологии, диспутах, дебатах, КВН,
различных соревнованиях.
По традиции студенческая практика завершается «Посвящением
в археологи», где ребята демонстрируют полученные знания и
практические навыки. Махаббат БОЛЬШИНА,
старший научный сотрудник
Центра по охране и использованию
историко-культурного наследия. С концертом
на родину предков
Волшебный голос скрипки пробуждает в душе самые светлые и
прекрасные чувства. И чем выше мастерство исполнителя, тем
сильнее переживания слушателей. Возможность ощутить себя причастным
к великому чуду искусства представилась на днях жителям Кокшетау:
в Акмолинской областной филармонии состоялся сольный концерт
магистранта Национального университета искусств, дипломанта
конкурса «Астана - Байтерек» Ашима Унайбекова и пианистки
Елены Сахно, обладательницы почетного знака «Мѕдениет ќайраткері».
Ашим
Унайбеков родился в Алматы, живет и работает в Астане, но
Кокшетау - город, где остались корни его большой музыкальной
семьи. Поэтому концерт здесь для скрипача был ответственным
вдвойне.
У семьи Унайбековых с городом Кокшетау много связано. Здесь
жил и работал на железной дороге дед Ашима Жунус Унайбеков.
Второй его дедушка - прославленный композитор, народный артист
СССР, лауреат Госпремии РК Сыдык Муха-меджанов, создавший
45 лет назад оперу «Жђмбаќ ќыз» по поэме Сакена Сейфуллина
«Кокшетау».
Сам Ашим окончил обычную музыкальную школу, затем Республиканский
музыкальный колледж им. К. Байсеитовой. В 1998 году скрипач
впервые выступил с большой сольной программой на сцене концертного
зала музыкального училища им. Чайковского, а через год впервые
выступал в сопровождении Государственного симфонического оркестра
под управлением Т. Абдрашева. Работал концертмейстером в симфоническом
оркестре столицы, а в составе оркестра Национального театра
оперы и балета им. К. Байсеитовой принимал участие в Днях
культуры Астаны, которые проходили в Москве в 2002 году.
На сцену областной филармонии Кокшетау Ашим вынес большую
и интересную программу. Звучали прекрасные лиричные произведения
Сергея Рахманинова, Эрнеста Блоха, Эдуарда Элгара, Рихарда
Вагнера, Енё Хубаи, Томазо Витали. Успеху концерта во многом
способствовало участие чуткого внимательного партнера, опытного
ансамблиста, дипломанта международных конкурсов Елены Сахно.
После каждого произведения в зале звучали аплодисменты и крики
«браво», и по окончании концерта зрители выходили из зала
под впечатлением от исполнительского мастерства Ашима Унайбекова,
лиричности и тонкости звучания его инструмента.
Однако несмотря на слова благодарности зрителей и поздравления
родных сам музыкант в интервью после концерта признался, что
немного расстроен, ведь ошибки и недочеты самому виднее всего.
Такая самокритичность молодому скрипачу, конечно, к лицу,
хотя у него уже есть большой опыт концертной деятельности.
В Астане Ашим Унайбеков дал девять сольных концертов, а последнее
его выступление в сопровождении Карагандинского симфонического
оркестра под управлением дирижера Ерлана Бахтыгереева состоялось
два месяца назад.
- Думаю, что пока еще сильно сказывается отсутствие опыта
игры на большой сцене, - сказал музыкант. -Конечно, многое
хотелось бы сыграть по-другому. Я знаю, в каком направлении
надо работать, что нужно сделать с этой музыкой, но это -дело
времени.
- Вы всегда знали, что будете музыкантом - все-таки росли
в творческой семье...
- Конечно, музыка всегда была большой частью нашей жизни.
Я начал заниматься с шести лет. Потом у меня был переломный
момент в учебе, но когда он прошел, появился настоящий, серьезный
интерес. Я почувствовал, что это будет главным делом моей
жизни.
- Сейчас у Вас есть желание чаще выезжать на гастроли?
- Думаю, чтобы ездить я еще недостаточно известный музыкант.
Я знаю, каким хочу быть, и иду к этой цели.
Сегодня Ашим Унайбеков занимается сольной карьерой, делает
первые шаги в качестве композитора, выступает с концертами.
Организационные и бытовые вопросы его творческой жизни взяли
на себя родители - мама Ляйля Сыдыковна Мухамеджанова - известный
в Казахстане музыковед, журналист, член Союза композиторов
СССР, и отец, скрипач и дирижер, преподаватель Казахского
национального университета искусств Габдул Унайбеков. Он и
привез сына в Кокшетау, на родину предков.
- ГабдулЖунусович,как Вы воспитывали своего талантливого сына?
- Для самостоятельно мыслящей и развивающейся художественной
личности важна в первую очередь атмосфера. Конечно, Ашим рос
в творческой семье. В детстве мы иногда оставляли его с аташкой
в Ал маты, он, конечно, имел возможность видеть, как работал
выдающийся композитор. Думаю, что это не прошло бесследно.
В Академии музыки Ашим учился на двух отделениях -скрипки
и композиции. Сейчас он пишет музыку, уже в апреле состоится
премьера одного из его произведений в Астане. А следующий
шаг, который мы планируем сделать, - выступление с сольным
концертом в Алматы. Кстати, пользуясь случаем, хочу поблагодарить
акима области Кайрата Кожамжарова за участие и внимание к
творческим людям. В сегодняшних условиях это очень важно.
- Вы, как отец, пытаетесь учить его, давать ему направления
для работы?
- Не думаю, что сейчас я могу его чему-то научить. Он уже
достаточно взрослый, и, если пытаться учить, получится обратный
эффект. Ведь формальные поучения не затрагивают душу человека
и, значит, ничему его не научат. Мы просто разговариваем с
ним обо всем на свете, о жизни и о творчестве. Думаю, это
лучшее, что я могу ему дать сегодня. Владислава
КОКОРИНА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
Оказались в числе победителей
В этом году ребятам из ДК «Кекше» села Красный Яр выпала возможность
принять участие в VI Международном конкурсе детского творчества«Аќ
кљгершін».
Это старшая группа народного ансамбля танца «Ритм», юный вокалист
из эстрадной студии «Ѕсем эуен» Айтуар Љмірбекђлы и участницы
детской вокальной студии «Жања ђрпаќ» Нђрсауле Бек и Алданыш
Аяжан. К состязанию ребята готовились очень серьезно в течение
месяца. Их руководители проводили дополнительные репетиционные
занятия, уделяя внимание отработке выбранного конкурсного
репертуара.
В хореографическом отделении конкурса, прошедшем в два тура,
участвовали 48 коллективов из России, Кыргызстана и Казахстана.
Девушки из ансамбля «Ритм» представили на суд жюри и зрителей
танцевальные композиции «Модерн» и «Energy ofyouth».
В младшей группе вокального конкурса юные участницы из ДК
«Кекше» состязались среди 88 претендентов из трех государств.
Девочки выступали в первой десятке, исполнив две песни. И
со своей задачей Нђрсауле и Алданыш справились неплохо.
В старшей группе условия изменились. Члены жюри объявили,
что конкурсанты будут исполнять одно произведение, а не два,
как значилось в положении. Айтуар, подготовивший две разноплановые
песни, стоял перед дилеммой: в одной можно было показать весь
свой вокальный потенциал, во второй - артистизм. Юный красноярец
сделал правильный выбор, исполнив песню из репертуара группы
«Битлз».
И вот настал долгожданный и волнующий час, когда были объявлены
итоги конкурса. Среди его победителей прозвучали и имена ребят
из села Красный Яр Акмолинской области. Так, народный ансамбль
танца «Ритм» и вокалист Айтуар Љмірбекђлы стали обладателями
дипломов лауреатов III степени VI Международного конкурса
детского творчества «Аќ кљгершін». А маленькие Нђрсауле Бек
и Алданыш Аяжан, впервые померившие силы в таком серьезном
мероприятии, награждены дипломами участников. Всем детям вручены
памятные подарки и сувениры. Дана
САКЕНОВА.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
| |