|
|
|
НАВСТРЕЧУ
СЪЕЗДУ РЕЛИГИЙ |
МЫ
МОЖЕМ НАЙТИ КОМПРОМИССЫ |
|
|
Мы можем найти компромиссы
Все большее значение в современном мире, полном политических,
социальных и иных противоречий приобретает конструктивный
диалог между представителями ведущих религиозных конфессий,
носителями духовных ценностей самых различных цивилизаций.
Вот уже несколько лет наша республика тепло принимает в своей
столице Астане Съезд лидеров мировых и традиционных религий.
Нынешний, намеченный на 30-31 мая, будет четвертым по счету.
Своими мыслями, надеждами и чаяниями по поводу предстоящего
Съезда поделился наиб-имам областной центральной мечети им.
Науана Хазрета КАНАТ АЛШЫМБАЕВ.
-
Сам факт того, что подобный Съезд проводится в Казахстане,
говорит о том, что миролюбие и толерантность для нас - слова,
наполненные конкретным содержанием. В частности, это проявляется
во внимательном и корректном отношении государства к разным
религиям, равенстве между ними. Если же говорить об отношении
к этому ислама, то всем известно, как хорошо мусульмане могли
соседствовать с людьми других мировых религий, проживавшими
с ними в одном государстве. Ислам никогда не уничтожал другие
религии и цивилизации. Если в исламском государстве живут
иудеи или христиане, то никто не имеет права ломать уклад
их жизни, применять к ним насилие. В Коране есть указание
на то, что представители этих религий считаются не язычниками,
это люди Писания, на что имеются прямые указания в аятах.
Согласно нашему вероучению, есть религия небесная, а есть
придуманная самими людьми. По исламу, иудаизм и христианство
считаются небесными религиями. Как сказано в Коране, их последователям
от Всевышнего были ниспосланы священные книги, например, Тора
и Евангелие.
Если же мы возьмем современный контекст, то у нас есть такое
понятие, как «муахат», живущий в соглашении о братстве с мусульманами,
если понимать это буквально. А с таковыми никто из нас не
имеет права поступать вероломно, это запрещено Шариатом. Как
говорил сам Пророк: «Тот, кто убьет муахата, тот не почувствует
запаха рая». Современные ученые-теологи высказываются по этому
поводу так: если какая-либо неисламская страна выдает мусульманину
визу, то, соответственно, он получает от нее и гарантию безопасности.
Правоверный же, в свою очередь, дает обещание не делать в
стране, где он гостит, ничего дурного и опасного для нее и
ее граждан. Если мусульманин убьет или украдет на чужой земле,
то получится, что он коварно поступил по отношению к своему
«муахату».
Обращаясь к истории, можно привести примеры справедливого
отношения мусульман клюдям, исповедующим другие религии. Это
было в давние времена правления халифа Умара ибн Хаттаба,
одного из ближайших сподвижников Пророка Мухаммада. Тогда
иноверцы, проживающие в исламском государстве, в зависимости
от своего социального положения, должны были выплачивать «джизью»
- своеобразную форму платы за право проживания и обеспечение
себя, а также исповедовать собственную религию. Однажды Умар
ибн Хаттаб встретил на улице старика из аравийских евреев,
просящего подаяние. На вопрос правителя, что вынудило пожилого
человека на этот шаг, он ответил, что это была выплата «джизьи».
После этого мудрый халиф освободил от ее уплаты пожилых людей
и назначил им выплату пенсий. Конечно, исторические реалии
давно уже изменились, и мы живем в другом мире. Но значение
аята «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми
ктем неверным, кто не брался за оружие из-за вашей веры, кто
не изгонял вас из жилищ», для нас до сих пор остается актуальным.
- Ислам и православие являются двумя традиционными для нашей
республики религиями. Как Вы взаимодействуете в своей работе
с Русской Православной Церковью?
- На любых встречах, которые организовывают областной аки-мат
и другие госорганы, мы всегда вместе. К тому же, мы поддерживаем
хорошее общение со священноначалием православного прихода
Архистратига Михаила. В свое время группа мусульман посетила
для ознакомления с основами религии и особенностями богослужения
церковь, а православные - нашу мечеть. Замечу, что это не
запрещается исламом. Так, в свое время, когда праведный халиф
Умар ибн-аль Хаттаб взял Иерусалим, ключи от города он получил
из рук греческого православного патриарха Софрония, и ему
он сказал следующее: «Во имя Аллаха... ваши церкви будут сохранены
в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и
не будут разрушены». По просьбе халифа патриарх Софроний показал
ему местонахождение храма Гроба Господня. Когда халиф там
находился, в это время прозвучал азан - призыв на намаз. Халиф
Умар хотел удалиться, чтобы провести его в соответствии со
всеми правилами, но патриарх Софроний предложил ему прочитать
намаз в церкви. На что правитель ответил, что не может это
сделать, так как потом мусульмане, узнав об этом, смогут претендовать
на то, чтобы забрать здание и превратить его в мечеть. Поэтому
Умар ибн-аль Хаттаб выполнил ритуал вне христианского храма.
А на том месте, где он обратился с молитвой к Всевышнему,
была построена мечеть.
«Мусульманин» в переводе с арабского языка означает «покорный
Всевышнему». Истинный мусульманин-это тот, кто выполняет предписания
Всевышнего. Мы, мусульмане, с уважением относимся к Евангелию,
которое было ниспослано Иисусу Христу. Для нас познание собственной
веры - ключ к уважительному отношению к другим религиям.
- Но в массовом сознании нередко ислам ассоциируется по-другому...
- Все это является частью информационной войны против ислама.
Конечно, негативные факты, к сожалению, имеют место в нашей
современной реальности. На Северном Кавказе, да и в ряде других
стран террористы взрывают и убивают невинных людей, причем
не только иноверцев, но и мусульман, в частности, имамов,
не разделяющих идеи вахабизма. К тому же, как я уже говорил,
ислам запрещает разрушать храмы других религий, убивать тех,
кто там находится. К сожалению, многие мусульмане этого не
знают. Терроризм не имеет никакого отношения к джихаду, и
люди, задействованные в этих организациях, думают, что они
на пути к Аллаху, но на самом деле они глубоко заблуждаются.
Это - преступление, за которое предусматривается ответственность
в Уголовном кодексе. Ни терроризм, ни бандитизм ислам никогда
не поощрял и не будет поощрять, потому что это считается самоубийством,
а оно карается.
- Учитывая международную обстановку, а она сейчас непростая,
на что Вы возлагаете надежды в связи с проводимым съездом?
- Мы очень надеемся, что во время съезда будет создана диалоговая
база для разрешения большого количества имеющихся сейчас проб-лем.
Например, урегулирование отношений между Израилем и Палестиной,
ситуации вокруг Ирана, продолжающейся «арабской весны». К
тому же, признаем, в современном мусульманском мире нет единства.
А это для правоверных является очень важным, к этому нас призывали
как Пророк, так и его сподвижники. Исламскому миру необходимо
развиваться, ученым-мусульманам вносить, как это было ранее,
весомый вклад в развитие науки и политики. Считаю, что для
развития ислама требуются более трезвые подходы. В то же время
мы не должны забывать и о том, что есть и другие моменты,
которым мы не уделяем внимания. Наша молодежь, отдалившись
от религии, гибнет в погоне за разными страстями. Мы видим,
что от наркомании и СПИДа умирает больше людей, чем от терроризма.
Съезд может послужить началом для единения самих мусульман,
а также может способствовать правильному пониманию ислама
не только самими мусульманами, но и людьми других вероисповеданий,
например, втойже Европе. Сейчас, пока не поздно, мы можем
сообща найти компромиссы, чтобы спасти мир, но при этом, конечно,
надо оставить позади какие-либо корыстные политические цели.
Согласие-дороже всего. Беседовал
Иван ОДНОРОГ.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
| |