Информбюро
Аутсайдеры рейтинга
ARTF-2012
Важно знать
"Посмотри на
звезды"
Тепло родного
дома
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 ВАЖНО ЗНАТЬ!   ВСЁ ОБ УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Всё об управлении земельными ресурсами
На расширенном заседании Правительства в конце января текущего года Глава государства отметил, что новый этап Казахстанского пути - это новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа. При этом Президент акцентировал особое внимание его участников на решение вопросов, связанных с землей - национальным богатством Казахстана. И хотя регулирование земельных отношений у нас регламентировано нормативной базой, как Земельный кодекс и принимаемыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами, однако вопросы земельных отношений на местах порой не соблюдаются, не выполняются нормы и требования земельного законодательства.

В связи с этим Агентство РК по управлению земельными ресурсами начало проведение по регионам обучающих семинаров. Первое такое мероприятие в минувший четверг прошло в г. Кокшетау. Его открыл и вел аким области Кайрат Кожамжаров.
Участникам семинара-заместителям акима области, сотрудникам ТЗИ и предприятий Агентства, акимам районов и сельских округов, руководителям структурных подразделений акиматов, представителям НПО, и ассоциации предпринимателей, ученым в области землеустройства и земельного права - по теме «Основные проблемы эффективного управления земельными ресурсами» подробно рассказал председа-тельАгентства Кадирхан Отаров. Было заявлено, что по площади земель республика входит в десятку крупнейших стран мира, землеобеспеченность на одного жителя страны составляет 17 га, из них пашни - 1,5 га. Аналогичные индексы в других странах составляют соответственно: Россия -11,6 и 0,89, США - 3,8 и 0,75, Канада - 37,1 и 1,72, Китай-0,8 и 0,8 и т.д.
Объектом сферы управления земельными ресурсами является весь земельный фонд страны, по которому осуществляется учет земель и субъектов земельных правоотношений. На начало ноября прошлого года в частной собственности граждан и юри-дическихлицнаходилось1,60млн.гаили0,6 % от общей площади земельного фонда, а остальные 99 % - в государственной собственности.
По словам докладчика, земельные ресурсы - это факторы развития почти что всех отраслей экономики, актив в виде недвижимости, средство производства в сельском хозяйстве, источник инвестиций. Прогнозная нормативная оценочная стоимость только лишь четырех категорий земель (земли сельскохозяйственного назначения, запаса, населенных пунктов, промышленности) составляет 4,2 трлн.тенге. Анализ же использования земельного фонда в целом показывает, что наблюдается громадный разрыв между экономическим потенциалом и фактическим его использованием. Решение данной проблемы видится в стимулировании процесса капитализации земли для вовлечения ее в рыночный оборот, для чего необходимо осуществить эффективное управление земельными ресурсами.
В рамках эффективного управления ими в первую очередь должен быть достоверный государственный земельный кадастр, представляющий систему сведений о природном и хозяйственном положении земель, его количественном, качественном и правовом состоянии и кадастровой стоимости участков. Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, независимо от формы собственности, целевого назначения и разрешенного характера использования. Кстати, это и есть начало и основа всех работ в области земельных отношений.
С учетом сказанного напрашивается вопрос, кто должен вести государственный земельный кадастр?
- В соответствии с земельным законодательством, - уточнил Кадирхан Махмутович, - эта работа возложена на Агентство, а непосредственное ведение - специализированное республиканское госпредприятие в составе 14 областных, г.г. Астаны и Алматы и 183 районных центра автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра. К базе данных АИСГЗК через Интернет-сайт предоставлен доступ 496 государственным органам и учреждениям, местным исполнительным органам всехуровней.
Руководитель ведомства далее сообщил, что одним из влияющих факторов на эффективное управление земельными ресурсами является их мониторинг. Уже формируется территориально-зональная сеть. На начало ноября прошлого года всего на территории республики заложено 975 пунктов наблюдений, из них 576 - стационарных и 399 - полустационарных. Однако сеть создана не полностью, она не охватывает многие доминирующие почвенные разновидности. Практически повсеместно отсутствует ведение мониторинга на природных кормовых угодьях (кроме Алматинской области), в связи с чем, проводится работа по выделению дополнительных средств в том числе и Акмолинской области.
По словам председателя Агентства, одним из составляющих мероприятий по управлению земельными ресурсами страны является проведение почвенных и геоботанических изысканий. Имеются материалы по проведенным в разные годы анализам и обследованиям на площади соответственно, 1,2 млн.га и 165 млн. га. Этого, конечно, не достаточно. Принимаются меры по привлечению бюджетных ассигнований на проведение данных работ. Итоговыми данными будут пользоваться непосредственно местные исполнительные органы и землепользователи для повышения плодородия земель.
Руководитель ведомства особо подчеркнул, что один из действенных методов управления земельными ресурсами - государственный контрольза использованием и охраной земель. Между тем, в большинстве регионов в недостаточной степени реализованы нормы земельного законодательства, касательно вопросов разработки Генеральных планов, установления черты населенных пунктов и пригородных зон, которые являются основными инструментами регулирования земельных отношений.
В соответствии сзаконодательством, границы пригородных зон городов республиканского значения, столицы и городов областного значения устанавливаются Правительством, а границы городов и пригородных зон районного значения - совместным решением областных представительных и исполнительных органов. Администратором является местный исполнительный орган с выделением средств из местного бюджета. Указанными документами определяется комплексное планирование развития населенных пунктов, в том числе и создание подготовленных площадок для предоставления под ИЖС и устанавливается особый порядок предоставления участков и их градостроительное освоение, в том числе, перспективы развития населенного пункта и его инфраструктуры.
Остается пока нерешенным вопрос по установлению минимальных размеров участков сельскохозяйственного назначения, они устанавливается совместными решениями областных представительных и исполнительных органов. Ключевым моментом управления является установление базовых ставок платы за землю с учетом зонирования. Как подчеркнул Кадирхан Отаров, данная функция на местный уровень была передана в целях установления реальных цен на земельные участки, поскольку все происходящие изменения относительно стоимости хорошо известны только органам, находящимся на местах. Необходимые методические рекомендации Агентством разработаны и доведены до всех акиматов.
Докладчик достаточно подробно остановился на вопросе рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, которые регулируются Правилами, вступившими в законную силу с 29 марта 2012 года. К сведению заинтересованных органов и лиц, в настоящее время Агентством подготовлена Концепция проекта закона по вопросам рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, которая направлена на регулирование отгонного животноводства и использования пастбищ. Впервые здесь будут предусматриваться вопросы создания инфраструктуры на пастбищах на государственном уровне с определением источника финансирования, по аналогу, какэто делается для подготовки площадок под ИЖС.
Далее было сообщено, что Стратегическим планом Агентства предусмотрено проведение в 2012-2014 годах инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения. Это большой объем работы, в текущем году она будет проведена на площади более 30 млн. га (по Акмолинской области - на 3,3 млн.га). Цель ее - уточнение площадей на предмет соответствия их фактическим данным, изучение состояния, а также выработка предложений по эффективному использованию. Итоговые документы инвентаризации могут служить основанием в процессе судебных разбирательств, направленных на принудительное изъятие неиспользуемых или используемых с нарушением земельных участков. Разработаны методические рекомендации, в которых отражена вся процедура проведения работ по инвентаризации угодий, вовлеченных в сельскохозяйственный оборот. Эта работа в нашей стране проводится впервые, и она должна быть проведена организованно и качественно, а выделенные средства использоваться строго по целевому назначению.
Не обойден был вниманием и вопрос инвентаризации земель, под ИЖС с подготовкой предложений по совершенствованию их предоставления. Так, по данным акимата Акмолинской области из 25 тысяч предоставленных участков инвентаризации подлежат все. Но так не бывает. Это говорит о том, что в регионе не придается еще должного внимания проведению данных работ.
Содержание основного доклада было дополнено рядом содокладов специалистов и ученых, более полно раскрывающих практическое решение тех или иных проблем эффективного управления земельными ресур-
сами. С большим интересом прослушали участники семинара выступление зампредседателя Агентства Каналбека Раймбекова по теме «О государственном контроле за использованием и охраной земель». Были раскрыты критерии выявления нарушений и применение мер.
Касаясь темы «Вопросы изъятия земельных участковдля государственных нужд», Ка-налбек Утжанович раскрыл основные положения и принципы изъятия земель,особое при этом внимание обратил на размер возмещения стоимости земельного участка. В частности, было заявлено, что стоимость земельного участка определяется в размере суммы, уплаченной государству, за исключением случаев, когда земельный участок предоставлен под ИЖС, либо для ведения личного подсобного хозяйства (кроме полевых наделов), на котором находится индивидуальный жилой дом.
Стоимость земельного участка, перешедшего к собственнику по гражданско-правовой сделке или по решению суда, определяется в размере стоимости, указанной в гражданско-правовом договоре или в решении суда, но не превышающей рыночную стоимость. В случае, если в гражданско-правовом договоре цена за земельный участок не указана, стоимость земельного участка определяется по его кадастровой (оценочной) стоимости.
С содокладами по актуальным темам собравшимся рассказали академик HAH РК Зайролла Дюсенбеков, начальник РЦ АИС ГЗК РГП «ГосНПЦзем» Элеонора Тагирова, генеральный директор РГП «ГосНПЦзем» Абдугали Бегманов, директор департамента картографии и геодезического контроля АУЗР РК Донабек Тажединов.
Семинар завершился на приятной ноте. Кадирхан Отаров вручил акиму области Кайрату Кожамжарову сигнальный тематический атлас Акмолинской области, изготовленный Агентством РК по управлению земельными ресурсами.
Владимир ХУДЕНКО.

 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru