Информбюро
Наурыз
Рабочие поездки
Гостиная "АП"
Рядом с нами
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 РЯДОМ С НАМИ   ТАИНСТВА РЕМЕСЛА... НАУРЫЗ МЕЙРАМЫ ГЛАЗАМИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
Таинства ремесла открываются Мастеру
В народе говорят: «Истинный казах - не сам казах, а его домбра». А вот мастеров, создающих музыкальные инструменты - символ национальной культуры, в нашем краю - единицы. Один из них - житель Кокшетау Шокан Елеманов, занятый эксклюзивным изготовлением различных их видов из дерева уже более 20 лет. Но главенствующее положение в мастерской, как и душе умельца, прочно заняла казахская домбра.

В его небольших арендуемых владениях среди различных деревянных изделий около десятка заготовок домбры на разных стадиях завершения. Одна из них практически готова: на светлой деревянной поверхности переливается на свету темный лак орнамента. А ее создатель, пряча лукавые искорки в глазах, вспоминает, что взяться за незнакомую работу его некогда заставила жизнь. В 90-х годах директор Кокчетавской областной станции юных техников, мастер спорта СССР по авиамодельному спорту остался без работы и, чтобы прокормить семью, торговал, работал таксистом. Так, наверное, продолжалось бы еще долго, не предложи ему супруга дать работу своим «золотым» рукам, не забывшим конструирование моделей радиоуправляемых самолетов, ракет, воздушных змеев. Кстати, мастер Елеманов уже многие годы вынашивает мечту о том, чтобы в стране повсеместно открывались настоящие школы мастерства, которые вместили бы в себя самые разные направления прикладного искусства. С ностальгическими нотками вспоминает он увлеченность, пытливые глаза подростков, с удовольствием занимавшихся в кружках областной станции юных техников, числившихся в школе отпетыми двоечниками...
Увлечение моделированием, сборкой он унаследовал от отца, который с помощью лишь рубанка и ножовки ладил деревянные шифоньеры, имевшие спрос у односельчан. Однажды отец смастерил небольшие изящные сани, обрамленные по бокам плетеным тальником. Кошевка так приглянулась заведующему фермой, что он отдал в обмен на нее собственную лошадь.
В один из дней, когда глава семьи Елемановых терзался в поисках работы, его младшая сестра-музыкант попросила брата отремонтировать разбившуюся домбру. Соскучившиеся по такой работе душа и руки, произведенные расчеты выпускника физико-математического факультета сделали свое дело: сестра, взявшая в руки заново отделанный инструмент, была немало удивлена новым, лучшим звучанием домбры. С этого все и началось. Наряду со сборкой мебели по заказу, первую домбру он, двигаясь по наитию, изготавливал вручную полмесяца. Учиться было не у кого. Посмеиваясь, Шокан-аѓа вспоминает, как на заре своей деятельности отправился за недостающими знаниями к известному прикладнику в мастерскую при Алматинской консерватории имени Курмангазы. Но тот, отделавшись общими фразами, отправил нежданного гостя восвояси. Через два года он оказался в Алматы снова. Отработав бесплатно на сборке инструментов целую неделю, сумел все-таки выведать профессиональные секреты, с которыми мастер никогда не делился с другими.
В 1992 году Шокан Елеманов, как создатель национальных инструментов, принимает участие в первом всемирном Курултае казахов в Алматы, где неожиданно для себя попадает в 20-ку призеров конкурса «Џкілі домбра». Сегодня созданные им инструменты звучат в руках учащихся музыкальных школ области, колледжей: музыкального, педагогического, культуры. Немало их в арсенале оркестра казахских народных инструментов областной филармонии, в качестве сувениров увезены гостями из Австралии, Германии, Америки. К слову, однажды из областного центра народного творчества Шокану-аѓа принесли на ремонт домбру стоимостью тысячу долларов. Впечатленный суммой, он с величайшей осторожностью взялся за дело, а, когда заглянул внутрь дорогущего инструмента из того же материала, что и у него, удовлетворенно хмыкнул: сам делает ничуть не хуже. Для него так и осталось загадкой: почему она такая дорогая?
Он находится в постоянном поиске, экспериментируя и совершенствуя производство древних музыкальных инструментов со своими специфическими сложностями, которым занялся когда-то только с целью заработка. Сегодня эта трудоемкая деятельность - больше состояние души. Если изготовить домбру для него уже не так трудно, поскольку есть запас заранее приготовленных и высушенных заготовок, специальные станки, то производство других музыкальных инструментов - практически всегда тонкая ручная работа. К примеру, сейчас ломает голову над выполнением одного такого заказа - первый раз в жизни ему предстоит изготовить бас-домбру. Местные инструменталисты-практики отмечают высокую эстетику и изящество его инструментов. Долгое время его конечную работу «инспектировал» сам Турлыгожа Базаров - дирижер оркестра казахских народных инструментов облфилармонии. Сегодня его рецензент, добрый помощник и, если нужно, жесткий критик - известный музыкант, преподаватель музыкального колледжа имени Биржана сал Сакен Биржанов. Без его личной апробации к клиентам «не уходит» ни один инструмент. Это значит, что своей репутацией мастер дорожит. Случается, люди, желающие приобрести домбру, высказывают какие-то замечания, терпеливо слушает каждого, выбирая из сказанного крупицы самого рационального.
На вопрос: считает он себя мастером, мой собеседник философски отвечает: «Совершенству, как известно, предела нет, а знаете, что следует за призрачной вершиной мастерства? Начало падения вниз... Знаю одно - чем больше я узнаю о изготовлении музыкальных инструментов, тем больше вопросов у меня возникает...»
Словом, кропотливый и трудоемкий процесс создания древних казахских инструментов благодаря мастерству таких людей превращается сегодня в настоящее искусство, которое приоткрывает свои таинства только натурам пытливым, творческим и терпеливым, настоящим умельцам.
Руслан ИБРАГИМОВ.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.




Наурыз мейрамы глазами соотечественников
Считается, что щедрое празднование Наурыза принесет в дом изобилие и успех на целый год. Стоит отметить, что у каждого народа, встречающего этот праздник, свои традиции и обряды. Во многом обычаи схожи, хотя есть и отличия воплощения пожеланий и примет. Провести небольшую аналогию мы попросили жителей поселка «Нџрлы кљш», еще недавно живших в соседних государствах.

Абдулла Абубакиров, приехал на историческую родину из Узбекистана в 2009 году. Он рассказывает, что издревле в Узбекистане на Наурыз устраивались массовые народные гулянья, оживленные базары, состязания народных певцов, единоборства богатырей. После празднования первого дня Навруза в Узбекистане обычно начинаются полевые работы, которые также сопровождаются выполнением различных обрядов. Например, первую борозду проводит самый уважаемый и старейший член общины. Приехав в Казахстан, по словам Абдуллы Абубакирова, он не видит существенной разницы в том, как празднуют Наурыз два родственных народа. Небольшое отличие лишь в том, что казахи в этот день еще и накрывают в домах столы, ходят, поздравляя друг друга, в гости, прощают старые обиды. А узбеки больше празднуют Наурыз массово на площадях и базарах.
- В Монголии мы всегда хорошо встречали Наурыз, устанавливали юрты, обязательно накрывали дастархан, встречали гостей, сами ходили в гости и, конечно, варили наурыз-коже, рецепт которого такой же, как и в Казахстане. «Коктем туды» («С рождением весны») - так поздравляли там друг друга близкие и знакомые, - рассказывает бывшая жительница Баян Ульгий Асемгуль Махмет, приехавшая на историческую родину еще в 1989 году.
По словам многодетной матери, очень ей понравилось, как отмечают день весеннего равноденствия в Кокшетау, селе Красный Яр, где утром праздничного дня сотни людей направляются на центральные площади, наблюдают за состязаниями спортсменов, театральными сценками, представляющими национальные традиции и ритуалы, которые учат молодежь уважать свою культуру и родную землю. В Наурыз собраться за щедрым дастарханом старается и большая семья Асемгуль Махмет, обязательно заходят в гости соседи, друзья.
Молодая семья Токушевых - бывшие россияне. Улыбчивая хозяйка Айгуль говорит, что, несмотря на многочисленность омской казахской диаспоры, соблюдать досконально все национальные традиции, разумеется, было сложно. Поэтому 22 марта активисты диаспоры приглашали соотечественников на концерт в городской Дом культуры. Облаченные в национальные костюмы, они своими силами устраивали импровизированное представление с песнями, сценками, конкурсами. Айгуль вспоминает, как их семья всегда с удовольствием ходила на концерты, где люди поздравляли друг друга с праздником весеннего возрождения. В Казахстане молодая семья живет всего полтора года. «Конечно, здесь праздник Наурыз я открыла для себя по-настоящему. Во-первых, целых три праздничных дня, - смеется хозяйка. - А в прошлом году впервые увидела, как на площади «Тѕуелсіздік» бурлило массовое гуляние с ярмаркой, белоснежными юртами, украшенными традиционным орнаментом. Помню добрые улыбки радостно настроенных горожан разных национальностей, возгласы поздравлений вокруг с праздником Наурыз».
Чтут и соблюдают обычаи и традиции своего народа казахи, живущие в Китае. В зависимости от достатка и возможностей, как могут, отмечают они национальные праздники, главным из которых, бесспорно, является Наурыз. Они всегда сплачивал и диаспору казахов и побуждали помнить о своей настоящей Родине, рассказывает аксакал Рамазан Баймолда, проживавший в Тарбагатайской провинции Китая. По его словам, в КНР устраивать массовые гуляния на праздники национальных меньшинств не принято. Поэтому, впервые увидев по приезде в Кокшетау большой, яркий праздник на центральной площади с белоснежными юртами, спортивными играми, борьбой палуанов, ярким концертом местных артистов в честь Наурыза, был безмерно рад этому и благодарен за это местной власти. Аксакал поделился, что и сам вносит посильный вклад в празднование Наурыз мейрамы: каждый год на время этих торжеств он отдает две юрты, собственноручно изготовленные им еще в Китае.
От редакции: Когда мы покидали дом аксакала, пожилой человек, выйдя провожать нас на улицу, показал глубокую сквозную трещину в стене дома, протянувшуюся от подоконника до фундамента. По его словам, он опасается, что его все еще не утепленный, как было обещано городской властью, дом может просто рухнуть. Кстати, о том, как тяжело нынче пришлось зимовать, рассказывали в тот день все наши собеседники. К примеру, Айгуль Токушева говорит: «Наши дома после зимних холодов трещат по швам. Эта морозная зима выявила все недостатки казалось бы нового жилья. Чтобы поддерживать сносную температуру в квартире, приходилось топить печь день и ночь». Словом, неоконченные по сей день жилищные проблемы соотечественников, растущие, как снежный ком, добавили изрядную ложку дегтя в радужное предпраздничное настроение жителей поселка. Материал об этом читайте в одном из номеров «АП».
Раушан УТЕУЛИНА. Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.


 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru