Информбюро
Рабочие поездки
За строкой
Послания
Финграмота
Забота
По следам...
Из почты "АП"
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ   МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. НА НАШИХ ГЛАЗАХ И С НАШИМ УЧАСТИЕМ
Модернизация образования. На наших глазах и с нашим участием
«... Важно повышать качество педагогического состава... В каждом регионе должны действовать интегрированные центры повышения квалификации педагогов».
Из Послания Президента РК народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития».

Происходящая в стране модернизация затронула все уровни казахстанского образования. Действующая система повышения квалификации педагогических кадров существует более 60 лет. Она внесла значительный вклад в развитие отрасли. Однако за последние годы эта система не подвергалась и во многом не соответствует уровню сегодняшних задач. Возникла необходимость приведения ее в соответствие с запросами времени, придания ей адаптивного характера, способности адекватно реагировать на современные вызовы. Вот почему Министерством образования РК инициированы ее кардинальные изменения. Они касаются как реформирования в целом структуры системы повышения квалификации, так и глубоких преобразований в содержании образования. Создаются новые структуры - Центры педагогического мастерства при АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», атак-же национальный центр повышения квалификации. Система повышения квалификации педагогов будет работать по совершенно новым правилам, для чего привлекается новейший отечественный и зарубежный опыт.
В январском Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева 2012 года акцентируется внимание на качественном росте человеческого капитала в стране, что предусматривает модернизацию системы образования. Важнейшей ее составляющей является повышение качества педагогического состава. В Послании отмечается, что в этих целях в каждом регионе должны действовать интегрированные центры повышения квалификации педагогов, независимые центры подтверждения квалификации.
В целях реализации поставленных в Послании задач принято Постановление Правительства РК «О создании акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Љрлеу» Министерства образования и науки Республики Казахстан». В его состав вошли республиканский и 16 региональных ИПК в качестве филиалов. Вновь созданная структура имеет республиканское бюджетное финансирование.
Наряду с традиционными двухнедельными курсами повышения квалификации в Национальном центре и его филиалах с апреля 2012 года будут проводиться трехмесячные курсы повышения квалификации по трем уровням: 3-й уровень - в филиалах НЦПК «Љрлеу», 2-й уровень - в АО «НЦПК «Љрлеу», 1 -й уровень - в Центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
Каждый из них представляет собой единую обучающую программу, включающую семь модулей: новые педагогические технологии в образовании, критическое мышление, критериальное оценивание учебных достижений учащихся, менеджмент в среднем образовании и обучение на основе компетенций в условиях перехода на 12-летнее обучение, использование информационно-коммуникационных технологий, электронное обучение в преподавании («e-learning»), современные технологии работы с одарен-ными детьми, психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах школьников.
В нынешнем году по Акмолинской области нами будет охвачено обучением 400 человек. Из них до первого сентября -146 человек, до 31 декабря - 254. По окончании курсов педагоги будут сдавать квалификационный экзамен и получат сертификаты с присвоением нового квалификационного уровня, которые дадут право на повышение зарплаты. Таким образом, к существующим трем категориям учителей добавятся еще три уровня квалификации. В результате Казахстан перейдет к шести квалификационным градациям, что принято во многих развитых странах мира.
В целях реализации международных связей АО «НЦПК «Љрлеу» предполагает партнерские отношения с образовательными центрами: Институт образования Лондонского университета, Кембриджский университет, Интернациональный центр повышения квалификации для специалистов стран СНГ (Германия). В течение 2012 года будет осуществляться всеобщая переподготовка преподавателей ИПК по трехмесячным программам. Программы направлены на формирование у них таких современных профессиональных качеств, как умение анализировать, критично мыслить, проектировать и т.д. Восемь преподавателей нашего института после проведенного тестирования и собеседования зачислены на курсы. В январе они прошли первый этап обучения; в феврале вышли на базу школ для реализации практических мероприятий, эксперимента, мониторинговых исследований; в марте приняли участие в заключительном этапе курсов. По их окончании работники ИПК будут аттестованы независимыми комиссиями и сертифицированы, как «национальные государственные тьюторы». Подготовленная группа национальных тьюторов (первый выпуск - 286 человек) приступит к организации повышения квалификации школьных педагогов на трехмесячных курсах.
Формат трехмесячных курсов предусматривает сочетание очных и дистанционных способов обучения, практические занятия на базе школ, обязательное прохождение заключительной квалификационной аттестации с присвоением категории. Успешное прохождение по окончании курсов всех аттестационных процедур и получение сертификата Национального центра ПК автоматически приводит кустановлению повышенной заработной платы и нового квалификационного уровня. За пять лет в этом режиме планируется повысить квалификацию более 83 тыс. педагогов Казахстана. Как отметил министр образования РК Б.Т.Жумагулов, «созданная «критическая масса» педагогов станет главной точкой опоры, которая позволит перевести всю систему общего среднего образования на новый качественный уровень».
Для организации независимого оценивания тренеров и педагогов разрабатывается «Модель оценивания» на базе Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и ведется подготовка оценщиков, которые составят основу будущей структуры по оцениванию педагогов и присвоению им сертификатов, дающих право на повышение заработной платы по итогам курсов. В соответствии с Госпрограммой предстоит ввести принципиально новую ваучерно-модульную систему финансирования. В ближайшее время предусматривается апробация этой системы на базе Павлодарской и Жамбылской областей, городов Астаны и Алматы.
Поставленные модернизацией системы повышения квалификации задачи особую актуальность имеют в связи с переходом на «двенадцатилетку». Новое содержание образования потребует и новых учителей. Будут востребованы не только имеющие глубокие теоретические знания, большой практический опыт, но, в первую очередь, владеющие психолого-педагогическими знаниями, способные организовать самостоятельную деятельность учащихся, формировать мотивацию школьников на раскрытие и развитие своих способностей, определение будущей профессии. Большое значение в современных условиях имеет практикоориентированность учебного процесса, формирование самостоятельности, инициативы, критического мышления учащихся.
Именно на это нацелена работа создающейся на наших глазах и при нашем участии обновленная система повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан.
Еркин ИСИМБАЕВ,
директор Акмолинского
облИПКиПРО.




 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru