Информбюро
Отчеты акимов
За строкой
Послания
АПК
Актуально
Нововведение
Свободное время
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 НОВОВВЕДЕНИЕ   ТЕХОСМОТР НАМ НЕ СТРАШЕН?
Техосмотр нам не страшен?
С начала нынешнего года основной темой обсуждения многих ка-захстанцев стало прохождение технического осмотра. Напомним, с 1 января 2012 года техосмотр транспортных средств перешел в ведение Министерства транспорта и коммуникаций, а его проведение передано в частные руки. Все это не могло не вызвать определенного ажиотажа среди автовладельцев.

Тревоги автовладельцев
Первое, что сразу насторожило автомобилистов, наличие единственного на весь регион Центра технического обслуживания. Раньше всем можно было пройти техосмотр на местах, теперь же, преодолевая расстояния и, разумеется, затрачивая на дорогу дополнительные средства, водителям приходится выезжать в Кокшетау. Первые дни возле ЦТО стояли целые автоколонны. Не устраивало всех время, затрачиваемое на проведение техосмотра, а также стоимость услуг. Масла в огонь подливала неуверенность владельцев, мягко говоря, стареньких машин.
Один из знакомых, с которым общалась в Интернет-форуме, обсуждая сложившуюся картину, рассказал прямо-таки абсурдные, на первый взгляд, вещи. Привожу дословно: «Когда я к ним ездил, сразу не прошел осмотр по бензину. Я заправляюсь АИ-92, их аппаратура «читала» только АИ-96 или 98 Возникает вопрос: значит, АИ-92 не отвечает требованиям???». В списке тех, кто не проходил ТО, были владельцы праворуких авто, у кого имелись неодинаковые шины (!), несоответствующий протектор. Кроме того, автомобиль должен был прибыть сразу после мойки, вето наложено на царапины, трещины, сколы на стекле и т.д. Поток жалоб был нескончаемым.
Что на самом деле?
Известно, лучше один раз увидеть. Вооружившись этими сведениями, направились в Центр технического обслуживания, который находится по Красноярской трассе. Порядка шести-семи машин выстроились у входа в производственный бокс. В офисе на стене висят расценки на услуги: прохождение ТО легковыми автомобилями - 4000 тенге, грузовыми - 5000. Есть специальный перечень параметров, по которым транспортное средство необходимо проверить: тормозное и рулевое управление, обзорность стекол, внешние световые приборы, колеса, шины, подвеска, содержание вредных веществ в выхлопах, состояние и функционирование креплений узлов и агрегатов шасси, состояние и функционирование прочего оборудования (ремни безопасности, спидометр, аптечка, огнетушитель и т. п.). Водителю, прежде чем поставить машину на поток, нужно обязательно представить три основных документа: техпаспорт, квитанцию об уплате налога на транспортное средство за текущий календарный год и обязательный страховой полис. При нас владелец автомобиля «Ауди» не прошел ТО из-за отсутствия аптечки в салоне. По правилам, на устранение недостатков требуется порядка десяти дней. Если автовладелец не вписывается в это время, за прохождение техосмотра он будет платить повторно. Время, в среднем затрачиваемое на проведение ТО, порядка 25-30 минут.
Сама система проста: автомобиль исследует специальная компьютерная программа, тут же на мониторе видны все параметры диагностической карты. Директор ЦТО Александр Мигачев опережает немой вопрос: возможно ли «пройти» техосмотр, минуя компьютер.
- Человеческий фактор в данном случае исключен, - утверждает он, - во-первых, автоматически включается прибор фитофиксации (действительно, в углу установлен глазок видеокамеры). Во-вторых, оборудование дорогостоящее - порядка трехсот тысяч долларов, потому стоит ли рисковать им и в целом репутацией заведения? По правилам, если уполномоченным органом обнаруживается какое-либо нарушение правил прохождения ТО, первоначально накладывается штраф до 100 МРП. В следующий раз предприятие полностью исключается из реестра.
По словам Александра Мигачева, стоимость услуг складывается из затрат, вложенных в это предприятие - аренда помещения, электро- и тепло-энергия, заработная плата сотрудников. Для того, чтобы войти в республиканский реестр ЦТО, необходимо наличие оборудования, перечень которого указан в правилах, помещения, специалистов и мобильной установки. На данный моменте Центре работают восемь сотрудников, прошедших обучение в России на немецком оборудовании.
В настоящее время в ЦТО обслуживается в среднем 20-25 транспортных средств в сутки. В основном, позиции, по которым машины не проходили поначалу ТО, неправильное расположение фар и тормозных установок, поставарийные транспортные средства. Многие СТО уже приноровились к новым условиям прохождения техосмотра, закупив необходимое оборудование, так что работы у них прибавилось.
Снова - водители
Тем не менее большинство водителей настроено скептически. В объективность диагностической аппаратуры им мало верится, потому прохождение ТО пока при возможности ими оттягивается. Не спешат в ЦТО и владельцы подержанных автомашин с большим сроком эксплуатации, боясь и вовсе остаться без средств передвижения.
К тому же многие автовладельцы не исключают возможности проявления коррупции. Водитель со стажем, по понятным соображениям отказавшийся назвать имя, уверяет, что отдельные автовладельцы вообще отказались проходить ТО, заимев липовые талоны. К таким мерам, утверждаетон, будут прибегать и те, чьи автомобили требуют ремонта и, соответственно, вложения средств.
Мнение другой стороны
Техосмотр - не проблема, уверяют в межрегиональной инспекции транспортного контроля «Солтџстік» по Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областям. В ведомстве разработан специальный график, согласно которому специалисты выезжают дежурить в Центр технического обслуживания. «Все эти домыслы не соответствуют действительности», - утверждает главный специалист отдела в транспортно-коммуникационном комплексе Марал Кульмагамбетов.
Устранение любых дефектов возможно, и, если владелец аккуратно ухаживает за машиной и исполняет все требования ЦТО, техосмотр он пройдет без проблем. «Праворулькам», как известно, дан карт-бланш в течение года на приведение машин в соответствие, если быть точнее, у таких машин угол света фар направлен на встречную полосу, а не на обочину, как обычно. Проходят ТО и старенькие машины. Бывает, конечно, что не проходят освидетельствование совершенно новые автомобили, но здесь чисто технический вопрос, в основном касающийся тормозной системы.
Нововведение внедрено с целью усилить контроль за техническим состоянием автотранспорта. Специалисты уверяют, что таким образом число ДТП уменьшится в разы. Считается, что подобная мера будет способствовать и уменьшению коррупции. В свое время в Великобритании Маргарет Тэтчер до 80% госуправленческих функций передала в частный сектор, что повлекло резкое снижение фактов коррупционных правонарушений.
Откроются ли новые ЦТО?
Когда верстался номер, стало известно об открытии в Кокшетау еще одного центра технического обслуживания. ИП «Гидич»до 1 марта предлагает свои услуги автовладельцам бесплатно. Инвалиды и ветераны войны обслуживаются бесплатно на постоянной основе. С наступлением первого весеннего месяца ТО легковых автомашин здесь будет оцениваться в три тысячи тенге. Можно сказать, ситуация стала меняться в сторону развития конкуренции.
В настоящее время в Щучинске находится мобильная линия, которая обслуживает грузовые транспортные категории, планирующая передислоцироваться затем вСтепногорск. Со стороны Астаны заехала мобильная станция в Шортандинский район. В марте новый ЦТО откроется в г.Есиль, а в апреле состоится презентация одного из крупнейших в республике Центров технического обслуживания в г. Кокшетау. Он будет оснащен необходимым оборудованием для проверки грузовых машин и автобусов.
На сегодня разрабатывается специальный график проведения технического осмотра большегрузного и пассажирского транспорта по договоренности с местными исполнительными органами, транспортной инспекцией, дорожной полицией, ЖКХ. К примеру, уже в следующем месяце ТО подобной транспортной категории предусмотрен в пос. Шантобе. Пока же водителей, не успевших вовремя пройти техосмотр, не будут штрафовать. И, в сущности, для того, чтобы его пройти, не нужно обращаться по месту регистрации. Это можно сделать в любом городе и регионе, где на данный момент находится автовладелец.
Асель СЫЗДЫКОВА. Фото Ермурата ДОСУМОВА.
P.S. На сегодняшний день в Акмолинской области зарегистрировано 219 000 транспортных средств. Из них в январе техосмотр прошли только 700 (в прошлые годы этот показатель был выше примерно в три раза). За ГАИ остался государственный контроль прохождения технического осмотра. Талоны же теперь получают в межрегиональной инспекции транспортного контроля «Солтџстік» по Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областям. За текущий период их было выдано порядка 1000 штук.

 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru
Адрес редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16. E-mail: akmolinka@narod.ru (админ сайта), pravda_6019@mail.ru (редакция в Астане), akmolynka@mail.ru (редакция в Кокшетау)