Информбюро
Индустриа-лизация
Авторитетно
Пульс регионов
Культура
В путь-дорогу
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В ПУТЬ-ДОРОГУ!   О ТЕХОСМОТРЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ, ЗАДУМАЙСЯ, ВЫБИРАЯ АВТО...
О техосмотре и лицензировании
Главой государства на одном из заседаний Совета безопасности было подчеркнуто, что в стране сложилась нетерпимая ситуация с людскими потерями в результате дорожно-транспортных происшествий, что требует принятия кардинальных и решительных мер.

В этой связи в нашей стране было возобновлено лицензирование сферы пассажирских услуг в целях квалифицированного отбора и обеспечения безопасности движения. Особенно эти меры необходимы для регулирования неорганизованных перевозок, так как участники регулярных проходят конкурсные процедуры, где учитываются меры предосторожности. Этому новшеству и вопросу передачи права проводить технический осмотр транспортных средств в конкурентную среду было посвящено совещание, состоявшееся в межре-гиональной инспекции транспортного контроля «Солтџстік», участие в котором приняли председатель Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК Адилет Барменкулов, представители уполномоченных органов.
Лицензирование внутренних перевозок пассажиров в Казахстане было отменено в 1998 году, международных перевозок -в 2007-м. До его упразднения показатели аварийности были следующими: количество ДТП в 1995 г. - 13036, 1997 г. - 11555, после же - ежегодный прирост ДТП составил 7-8% (2001 г. -12162, 2002 г. - 12966, 2003 г. -14013). Статистика свидетельствует, что в 2010 году на автодорогах республики с участием автобусов погибло 114 человек (в сравнении с 2009 годом увеличение на 100%), ранено 488человек(5,2%).
В 2011 году обязательные нормы, заставляющие лицензиата обеспечивать предупреждение аварийности и повышение качества транспортных услуг, введены вновь. «За нарушение этих правил должны нести ответственность владельцы лицензий, а не только водители. В целях пресечения безлицензионной деятельности должен быть усилен контроль на транспортных постах. Только тогда действительно будет обеспечен цивилизованный рынок этих услуг, гарантированы качество и безопасность перевозок», - заявил Адилет Барменкулов.
Хотя с момента введения лицензирования прошло несколько месяцев, получать документы торопятся не все. В нашей области выдано 22 лицензии, из них: 19 на регулярные и 3 на частные.
Как известно, с начала этого года техосмотр автомашин будет осуществляться только в частных центрах. На сегодняшний день в области шесть предпринимателей планируют принять участие в его проведении. Первые три начнут действовать до марта, остальные откроются во втором полугодии. Всего же по области предполагается действие девяти таких объектов предпринимательства, всего же, считают специалисты, необходимо в нашем регионе наличие более 30 центров.
Один из первых центров технического осмотра начнет действовать в Бурабайском районе. Его собственник Виктор Белинец рассказывает:
- Стационарная линия для проведения техосмотра мной была закуплена еще в середине 2000-х, когда было разрешено проведение техосмотра частными структурами. Теперь к предпринимателям предъявлено дополнительное требование - наличие мобильного пункта, который я также приобрел. Думаю, за пару лет вложенные мною средства окупятся сполна. Тем же, кто только начинаете нуля, о получении сразу большой прибыли мечтать не приходится. Чтобы закупить все необходимое оборудование, нужны достаточно большие суммы, может, поэтому на сегодня количество планируемых центров невелико. Но определенными регионами работа первых станций не ограничится, по графику мобильные линии будут выезжать в разные населенные пункты.
По словам предпринимателя, стоимость техосмотра согласно предварительным расчетам будет составлять от четырех до пяти тысяч тенге, время его прохождения - в пределах получаса. Но, считает Виктор Белинец, в будущем конкуренция на рынке этих услуг приведет к существенному снижению стоимости техосмотра.
Айдана АДИЛЬБЕКОВА.

ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ
Задумайся, выбирая авто...

Проблема частных перевозок, а корректнее сказать, беспорядочность их осуществления, казалось бы, в правовом государстве давно должна была себя изжить. На первый взгляд, в чем может быть вопрос, если поставщики автотранспортных услуг поставлены в равные условия рыночной конкуренции. Сегодня никому не запрещается зарабатывать себе на хлеб, обслуживая людей, однако нормы законодательства, ставящие в приоритет безопасность жизни пассажиров, соблюдаются не всеми частниками.

Думаю, не найдется ни одного среди нас, кто бы не знал о существовании или не пользовался услугами так называемых «бомбил», что никогда не покидают своих постов перед вокзалами Кокшетау. И наш город в этом отношении не единственный, аналогичная ситуация -практически везде. Здесь срабатывает самое основное правило экономики: спрос рождает предложение. В настоящее время наши пассажирские маршруты дальнего следования не изобилуют комфортабельными автобусами. Периодичность их отправки оставляет желать лучшего. И в таких условиях основная масса пассажиров выбирает легкость и оперативность в осуществлении своих намерений. И при этом, наверное, они редко задумывается о безопасности своей жизни, а тем более о том, кто понесет ответственность за возможные инциденты надороге.
Именно поэтому сегодня хотелось бы вспомнить о законе, устанавливающем правила для нерегулярных перевозчиков. Само это понятие согласно Закону РК «Об автомобильном транспорте» подразумевает транспортные услуги, оказываемые по заказам перевозчиками с использованием автобусов, микроавтобусов. В отличии от регулярных перевозчиков, которые ездят по заранее согласованным маршрутам следования.
В чем заключаются основные обязанности частных извозчиков? Помимо основных требований: ездить на исправном автомобиле, иметь все правоустанавливающие документы на управление им, водители должны еще и проходить предрейсовый медицинский осмотр, который фиксируется в бортовом журнале, соблюдать режим труда
(например, наличие в машине тахографа) и отдыха. Далее, у нерегулярных перевозчиков всегда должны иметься свидетельство налогоплательщика, страховка на пассажиров, а также договор о предоставлении своих услуг с заказчиком. Этот же документ предусматривает цель поездки, маршрут движения, пункты посадки и высадки пассажиров. Более того, организуя свою деятельность, они должны обеспечить продажу проездных билетов. Ведь, как известно, страховые выплаты в случае дорожно-транспортного происшествия выдаются только по этому, казалось бы, не столь уж важному корешку. «Согласно страховому законодательству, только при предоставлении проездного билета потерпевшим в ДТП восстанавливается ущерб», - комментирует юрист Кокшетауского филиала СК «НСК» Динара Жумабаева. А где у нас их дают, кроме как на вокзале?
Ситуация с частными перевозчиками в областном центре выглядит так - на нашей привокзальной площади, которая является коммунальной собственностью города, работает зарегистрированное предприятие. Насколько удалось узнать из беседы с водителями, собирающими пассажиров на этой территории, на законных основаниях. Показали они и все необходимые документы - страховка, свидетельство, бортовой журнал о прохождении медосмотра перед выездом, договор и лицензию. Билеты же на проезд здесь не выдают. Но близ вокзалов, вне ее площади, промышляют другие частники, у которых как раз таки разрешительных документов нет. «Вот они-то и представляют опасность, - говорят частники. - Бывало и такое, что «заезжие» собирали людей, вывозили их на трассу, обирали их до последней нитки и там же бросали. А мы работаем по всем правилам - это в наших интересах».
- Услуги перевозок - рынок, и каждый стремится завоевать большую его часть, - констатирует президент ТОО «Кокшетауский автовокзал» Муратбек Адамов. - Но при этом условия, предъявляемые к организации нерегулярных и регулярных перевозок, неравноправны. К последним эти требования высоки, а расходы на их выполнение существенно отличаются. Конечно, объективно судя, регулярные перевозчики сегодня не блещут качеством предлагаемого людям сервиса. Как правило, сегодня все организованные перевозки перебиваются с копейки на копейку- заработать бы денег на топливо, запасные части. На то же, чтобы модернизировать свой автопарк в таких условиях, рискнут не многие. Конкуренция велика. Сами посудите, если раньше с городского автовокзала уезжало до 6 тысяч пассажиров, то сегодня - тысяча. Поток незначительно увеличивается лишь в праздничные дни и то - человек на 500. Однако наиболее остро стоит вопрос того, что перевозчики отказываются от некоторых маршрутов. Так случилось, например, по омскому направлению, в села - Талшык, Кызыл-Ту, Арыкбалык. В этом отношении, на мой взгляд, не дорабатывают уполномоченные органы, которые должны проводить мониторинг и контролировать перевозчиков, выигравших конкурс на право обслуживания маршрутов. А сельчане жалуются, и порой им просто нет иного выхода, как пользоваться услугами частников. Безусловно, должна быть нашим пассажирским перевозкам альтернатива, но в рамках закона и цивилизованно, а чтобы так оно и было, требуется должный контроль, который на сегодня почему-то отсутствует.
Задуматься организованным перевозчикам о своем положении не помешало бы. Сетовать лишь на то, что их поставили в условия жесткой конкуренции, значит сидеть сложа руки. Сегодня сами «бомбилы» признаются, что перехватывать клиентов у Щучинского ТОО «РОСТ», занимающегося регулярными перевозками в районе, стало намного сложнее. А все потому, что здесь расширен диапазон направлений и автобусный парк обновился 20-ю новыми единицами техники. Ничего не скажешь, грамотный подход к ведению бизнеса. Не исключено, что и в Кокшетау может появиться некий инвестор, который, понимая прибыльность этого предприятия, предложит людям качественные и безопасные услуги. В таком случае ни подержанные автобусы регулярных перевозчиков, ни потрепанные временем «Газели» не смогут бороться за место под солнцем.
Совсем недавно у нас было возвращено государственное регулирование автотранспортных услуг путем лицензирования. Как заявляют сегодня чиновники, не уйдут от таковых обязательств и нерегулярные перевозчики. Но пока в этом отношении будет наводиться порядок, выбирать между не вполне комфортной безопасностью и непредсказуемой поспешностью решать нам. И если уж выбор пал на крайний вариант, полюбопытствовать, не нарушены ли наши права, все же стоит.
Алексей БУБНОВ. Фото Ермурата ДОСУМОВА.

 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru
Адрес редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16. E-mail: akmolinka@narod.ru (админ сайта), pravda_6019@mail.ru (редакция в Астане), akmolynka@mail.ru (редакция в Кокшетау)