Информбюро
Индустриа-лизация
Авторитетно
Пульс регионов
Культура
В путь-дорогу
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 КУЛЬТУРА   ТАЙНЫ ПЕЩЕРЫ УЛГИЛИ, ЕСТЬ СТИМУЛ БЫТЬ ЛУЧШИМИ!, С НОВОСЕЛЬЕМ, БИБЛИОТЕКА!
Тайны пещеры Улгили
Женис Темирхан,
профессор академии «Кокше».

Не секрет, территория Зерендинского района давно славится богатым археологическим наследием. Сотрудники академии «Кљкше» и облуправления туризма, физической культуры и спорта в течение трех лет проводили исследование пещеры Улгили, расположенной в этом регионе. Поводом послужили сохранившиеся в народе былины и сказания о пещере Жыланды-Дидахар и уже разрушенной полости, находящейся в средней части Каукарагайского хребта.

Перед нами стояло множество вопросов о загадках пещеры. Интересовали внутренний объем полого пространства, в том числе веками отложившихся органических веществ и песчано-каменистых пород, которые могли определенным образом рассказать о жизнедеятельности человека того далекого периода.
Обнаружилось, что внутренний диаметр пещеры составляет около 13-15 метров, высота - свыше 2-2,5 м. Объемы органических веществ и песчано-каменистых пород, обвалившихся сверху, составили порядка 250 кубометров, а общий внутренний объем пещеры - более 300. У входа каменистая полость плавно опускается вниз. Если учесть, что в этом направлении в двух-трех километрах находятся Жыландынские горы, можно сделать предположение о продолжении пещеры. Местные старожилы утверждают, что в начале прошлого века человек мог стоять в ней в полный рост, в период голода, во время войны здесь находили пристанище беглецы, разбойники, отшельники. А можем ли мы представить жизнедеятельность человека в пещере четыре-пять тысячелетий назад (в эпоху неолита, энеолита), и могут ли найденные артефакты служить доказательством этому? С большой вероятностью можно сказать «да», ибо заключения наших ученых - историков, археологов, основанные на результатах научно-практических исследований, совпадают с народными преданиями.
Летом прошлого года экспедиция потрудилась на славу. Результатом кропотливого трехлетнего труда стал обнаруженный в ходе раскопок артефакт. У двухтонного валуна археологи отыскали камень размером в человеческий кулак (малта тас). Очистив его, мы выявили похожий на пиалу или горшочек, сосуд, на выпуклой стороне которого были изображены фигуры и извилистые линии узоров, на боку - небольшое отверстие диаметром 0,9 см. Его предназначение заставило нас озадачиться. По заключению археологического научно-исследовательского института имени К.Акишева в г. Астане, находке 4-4,5 тыс. лет. Сосуд сделан из глины. Было установлено, что на его дне есть остатки пепла. Принимая во внимание этот факт и необычное отверстие, специалисты института пришли к выводу, что в древности подобные сосуды люди использовали как средство для курения.
Находку эту мы показали и известному исследователю, руководителю археологической экспедиции северного региона Казахстана, профессору Виктору Зайберту. Через некоторое время было получено заключение лаборатории «Археология и культурогенез», в которой указывалось, что находке более 3-3,5 тыс. лет. Остатки пепла на дне посуды говорят о том, что его использовали как лампу. А фигуры, изображенные на ней, могут иметь календарное значение.
Оба заключения имеют статус официальных документов. И какой из них верен, пока трудно определить. Нам остается продолжить свои предположения. Сосуд найден в центре пещеры. Значит, это был предмет быта, важный для ее обитателей. Посуда, орудия охоты, другие приспособления тоже занимали особое место. Но, по всей видимости, пещерный человек также нуждался и в свече или, быть может, предмете для курения. Логичнее предположить, что в освещении первобытные люди нуждались больше, потому я склонен думать, что данный предмет служил все-таки для этих целей.
Каковы были методы и приспособления для изготовления посуды? Безусловно, для нее использовалась глина. Но какая? Желтая или белая (коалин)? И в какой пропорции все это применялось? К сожалению, точного ответа на эти вопросы узнать у специалистов не удалось, все это требует детального изучения. Вообще, подобные способы использовались с древних времен, что доказывалось предметами культуры, найденными во время раскопок. В бронзовом веке люди начали применять специальные гончарные станки, обжигали посуду в печи.
Теперь возникает вопрос, каким образом пещеру Улгили внесли в список объекта путешествий по туристическо-краеведческому краю? Для этого рассмотрим ее сточки зрении географии. У подножья сопки Каукарагай, где находится пещера, протекает приток реки Чаглинка. К востоку, на правом берегу реки, в семи-восьми километрах от нее расположена могила аула Би (иногда эту могилу называют могилой Тарагай). О каком би здесь идет речь? От Кылды карауыл Аргына произошел сын Малбакты Тарагай, от него произошел Кудас, затем - Жаны-кул.Тиникул.ОтЖаныкула рождаются Ангар, Тинибек, Можик. По мнению местных старейшин, Тинибек, современник отца Шокана Уалиханова Чингиза, был известным бием северного региона Казахстана. Мудрый оратор и советчик, он решал споры, возникающие между родами (ру), вел переговоры. Это селение, где поселились его потомки, впоследствии стало известно, как аул Би. В то время (во второй половине ХIХв.) аул Би был расположен на северном склоне горы Жыланды. По свидетельству потомков, останки Тинибек бия находятся в могиле Тарагай, но человек, знавший конкретное место захоронения, ушел в мир иной. Найти место захоронения - задача прямых потомков Тинибек бия, ныне живущих в крае Зеренды-Улгили.
Сегодня численность заповедников, курганов, захоронений, зарегистрированных и найденных только на берегу реки Чаглинка, составляет более четырехсот. А сколько еще объектов, не замеченных вдоль берегов притоков? Если к этому добавить сравнявшиеся сземлей могилы батыров, биев, не составиттруда представить объем необходимых работ.
Несколько слов о названии водопада, находящегося в этой местности. Этот природный памятник в советские времена называли «Ермаковским водопадом». Казахи же всегда предпочитали использовать название «Карсак». В переводе оно имеет два значения: первое произошло от слова «курить» (сосать), второе - разжигать свечу...
Трехгодичные спелеологические исследования, проводившиеся в рамках госпрограммы развития туризма и спорта в Акмолинской области, завершены. Однако археологические работы не доведены до конца. За три года удалось вынести наружу лишь пятнадцать-двадцать процентов органико-песчаных пород. Остальные двести кубических метров материала необходимо не просто извлечь, а археологическим методом разделить с каждого уровня отдельной клетки, внимательно изучив их, зарегистрировать в специальных документах. Такая кропотливая работа требует много времени и дополнительных средств. В наши цели входит не только расчистить пещеру и организовать места для посещений туристами, но и продолжить свои исследования. Опираясь на артефакты тех эпох, мы можем глубже и достовернее исследовать историю края.
... Я бы назвал эту местность «Тарагайским водопадом», потому что села Ермаковка и Карсак расположены в двух-трех километрах отсюда, а могила известного предка Тарагая находится вдоль этой речки буквально в метрах пятистах от нее.
Если к приведенным выше историко - природным памятникам добавить найденные в регионе Карсака-Кеноткеля и изученные стоянки человека бронзовой эпохи, то, думается, было бы сформировано еще одно существенное экскурсионно-туристическое направление. Более того, в северной части аулов Айдарлы и Кошкарбай находится древний сакский курган, правда, уже разграбленный. В южной части аула Улгили, в четырех-пяти километрах виднеется холм Кейки батыра (не путать с другим Кейки батыром - непревзойденным стрелком, прославленным соратником Амангельды Иманова), а в западном направлении, в десяти-пятнадцати километрах находится могила известного Шамай батыра из рода кылды-кумекей, одного из храбрых сарбазов Кенесары хана. Верится, что если включить названные объекты в систему Улгилинской пещеры, то получился бы солидный, весьма интересный туристический комплекс.
Немало говорится и пишется о том, что в Зерендинском районе с его уникальными природными особенностями имеются все необходимые условия для развития горнолыжного спорта, охоты, этнокультурного, исторического и экологического туризма. Наверное, уже пора перейти от слов к делу. Это диктуют время, требования нынешнего общества, сама жизнь, давшая такое наследие.


Есть стимул быть лучшими!
Впервые в Акмолинской области прошел смотр - конкурс общественных музеев «Славы Отечества», инициированный Союзом детских общественных организаций «Жулдыз» при поддержке облуправлений культуры и внутренней политики. Итоги были подведены в Кокшетау накануне новогодних праздников.

- Безусловно, такой конкурс - дело нужное, - отметила, приветствуя и поздравляя присутствующих, начальник облуправления внутренней политики Гульжанар Шукееева. - Хочется верить, что его проведение привлечет внимание руководителей различных государственных и общественных структур, работников культуры, педколлективы, детские, молодежные и ветеранские организации к эффективному использованию потенциала музеев в пропагандистской, культурно-просветительской работе, нравственно-духовном и патриотическом воспитании молодежи.
- Идея проведения мероприятия подобного уровня зрела давно, - прокомментировала руководитель СДОО «Жулдыз» Елена Дмитриенко. - Таким образом мы попытались повысить статус общественных музеев организаций культуры, образования, других государственных, общественных объединений как эффективного средства патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения, всего казахстанского народа. Как итог, ждем, что конкурс займет свое место в жизни акмолинцев, став традиционным, и позволит приобщить детей и взрослых к работе по возрождению истоков нравственно-духовных и культурных ценностей народов, населяющих нашу страну. Для людей, увлеченных историей, смотр станет своего рода совершенствованием традиционных и поиском новых методов и форм работы общественных музеев, будет способствовать развитию поисково-собирательской, экскурсионно-просветительской деятельности молодежи и специалистов музейного дела, историков и, конечно, поможет распространению опыта работы лучших общественных музеев, действующих в различных формированиях.
После объявления конкурса СДОО «Жулдыз» была проделана огромная работа. Всего за месяц жулдызовцы посетили всех, подавших заявки кучастию. Аэто ни много ни мало 22 музея области! Компетентному жюри были представлены характеристики музеев, программы их деятельности, видеозаписи обзорных экскурсий, мультимедийные презентации «Популярные выставочные экспозиции». Оценивалось буквально все: про-фориентационная работа среди молодежи, работа общественных экскурсоводов, новизна и оригинальность содержания, актуальность и педагогическая целесообразность проводимых экскурсий, роль учащихся, родителей, педагогов в реализации программы деятельности музея, логичность изложения материалов и контакты с аудиторией, многое другое.
В результате победителем и обладателем гран-при стал Астраханский историко-краеведческий музей (с.Астраханка). Первое место единогласно присуждено музею Новобратской СШ Буландынского района. Дипломом второй степени награждены шесть музеев: ДДТ «Арман» Бурабайского района, детский дом и Курская СШ Есильского района, Каменская и Журавлевская школы Сандыктауского и Буландынского районов, музей «Село мое родное» Целиноградского района. Приз за третье место отправился в школу им.М.Габдуллина Зерендинского района. Практически все участники были отмечены грамотами и дипломами признания заслуг, а призеры - еще и ценными подарками - оргтехникой. Теперь каждый из них начнет подготовку ко второму этапу конкурса, на этот раз - республиканскому, который начнется в марте 2012 года.
Марина МАРКЕВИЧ.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.


СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
С новосельем, библиотека!
В г. Степняк Енбекшильдерского района долгое время пустовало помещение, где в 90-е располагался крытый рынок. Со временем торговля оттуда перекочевала в другое место, а здание стало приходить в негодность.

Районная же библиотека до настоящего времени размещалась в арендованном учреждении. Поэтому было принято решение о реконструкции для нее пустовавшего здания. И теперь оно изменилось до неузнаваемости, благодаря строителям местного ТОО «Козы-кош», приобрело современный облики украсило Степняк.
Открывая торжество, аким района Темиржан Хамитов особо подчеркнул, что все строительство велось на средства спонсора - ТОО «Семизбай О», которое в рамках заключенного меморандума по социальной ответственности бизнеса выделило на объект 44 млн. тенге. Плюс к этому в библиотеке установлено 14 современных компьютеров, которыми будут пользоваться учащиеся местных школ и студенческая молодежь.
Побывавший в Степняке накануне открытия этого объекта аким области Сергей Дьяченко дал высокую оценку хорошей идее. На торжестве от имени коллектива ТОО «Семизбай U» выступил его генеральный директор Игорь Цой. Новое здание он назвал подарком району к 20-летию Независимости. В новой библиотеке обеспечен доступ к информационным технологиям, открыт информационно-образовательный центр, на полках - изобилие новых книг, имеется видеопроектор.
И.Цой с удовлетворением отметил, что средства, выделяемые его предприятием на реконструкцию объектов культуры и спорта, Енбекшильдерье использует полноценно и творчески. О чем свидетельствуют появившийся в Степняке в последнее время и оздоровительный центр.
Василий УСТЬЯНЦЕВ.
Енбекшильдерский район.


 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru
Адрес редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16. E-mail: akmolinka@narod.ru (админ сайта), pravda_6019@mail.ru (редакция в Астане), akmolynka@mail.ru (редакция в Кокшетау)