|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИСТОРИЯ
КРАЯ |
БОЛЬ
ПРОШЛОГО И БЛАГОДАТЬ НАСТОЯЩЕГО |
|
|
Боль прошлого и благодать настоящего
75 лет исполнилось селу Приишимка. На карте района оно появилось
как 14-я точка КарЛАГа, а в годы сталинских репрессий первыми
поселенцами здесь стали поляки, целыми семьями сосланные из
Украины в казахстанские степи. Годы нищеты, голода, холода
и унижений пережило не только взрослое население, но и дети.
Для большинства тех сельчан, кому уже за семьдесят, Приишимка
стала малой родиной, а для их детей и внуков - родным и самым
лучшим селом на свете. И сегодня они искренне благодарят казахский
народ, протянувший репрессированным руку помощи и разделивший
с ними все трудности бытия. Не скупятся приишимцы и на слова
признательности Главе государства Нурсултану Назарбаеву за
возможность жить и получать на равных со всеми благодать стабильности
и социальной справедливости, работать на благо своей семьи,
села и страны.
Приишимка - одно из благополучных сел в районе. Но его особенность
еще и в том, что все эти годы основным языком общения здесь
остается украинский. Его понимают все взрослые и дети, поляки,
русские и казахи. Как понимают и казахский, на котором прозвучало
первое приветствие собравшихся на праздник сельчан из уст
школьников, своими костюмами продемонстрировавших единство
и сплоченность казахстанцев. Маленький коллектив учителей
и учащихся местной школы и стал организатором большого праздника,
который надолго запомнился приишимцам. Единственным его недостатком
была теснота в школьном коридоре, который по такому случаю
на время превратился одновременно в зрительный зал и сцену,
едва вмещая всех приглашенных. «Знать бы заранее, что будет
такой ясный и теплый день, - подготовили бы праздник во дворе»,
- сетует директор школы Викентий Свидзинский.
- Дорогие мои! - так начал свое выступление Иван Анатольевич
Загаевский, чье детство пришлось на суровое время. - Оглядываясь
сегодня назад, я не перестаю удивляться той несгибаемой силе
воли, той стойкости, которую продемонстрировали наши родители.
Я был в числе первых поселенцев 14-й точки, которой изгнанники
из далекой Украины дали красивое название Приишимка. Здесь
был построен ряд саманных коробок, накрытых сверху балками
и камышом. В такое жилище размером три на пять метров нас
разместили по 2-3 семьи в дом...
Поселенцы спешили до сильных холодов утеплить дома: замешивали
глину, обмазывали стены, уплотняли крышу, заготавливали для
топки камыш, кизяк. Им не на кого было надеяться, неоткуда
было ждать помощи и поддержки, а потому трудились все, от
мала до велика, преодолевая неимоверные трудности.
Вскоре на базе села был образован колхоз, началась распашка
земель. Помнят старожилы: пахали на быках, лошадях и коровах.
И все это под бдительным оком комендатуры, без разрешения
которой никто не мог выйти за пределы территории села. Здесь
казахстанская земля принимала беженцев-поляков в 1939 году,
а когда началась Великая Отечественная война, сюда поселили
беженцев из Украины, в 1944-м - спецпереселенцев из числа
чеченцев и ингушей, а в 1945-м - немцев из Поволжья. Всем
жилось трудно, но спасала взаимовыручка.
Особенно памятным для старшего поколения остался 1944-й год,
когда на трудодень давали всего лишь по 40 граммов продуктов.
В ту зиму от голода в селе умерли 68 человек. Умирали целыми
семьями. А хоронить их было некому - у истощенных голодом
соседей или родственников не было сил разгребать снег и копать
могилы в мерзлом грунте. Поэтому трупы просто вывозили на
санках на окраину и засыпали снегом с тем, чтобы весной, когда
земля оттает, по-человечески похоронить.
- Я была старшей в нашей большой семье и однажды мама собрала
скарб и взяла меня с собой в Ундрус, чтобы обменять вещи на
продукты, - делилась своими воспоминаниями Альбина Свяцкая.
- Помню, как мы зашли в дом муллы, он вышел навстречу. Уяснив
суть нашего визита, стал на казахском языке спрашивать у мамы:
сколько детей она имеет? Мама вначале не понимала, потом догадалась,
ответила ему. Вскоре нам вынесли кое-что из продуктов, а вещи
у нас не взяли. Тронутая такой добротой мама всю обратную
дорогу плакала, но говорила, что это слезы радости от того,
что встретились нам такие добрые люди. К счастью, таких было
много, и это им мы обязаны жизнью, потому что, спасая нас
от голодной смерти, они сами рисковали попасть в немилость
комендатуры.
Эту тему продолжил Иван Загаевский: - Как бы ни было трудно,
но жили мы на удивление дружно. Наверное, трудности жизни
нас сплотили. Поляки и немцы, ингуши, чеченцы, русские и казахи
были как братья, - рассказывал Иван Антонович. - По-настоящему
спасли нас от голодной смерти жители сел Сапетовка, Ундрус,
Новочеркасское. И сегодня, считаю, у меня лично есть еще один
повод низко поклониться казахскому народу за все то доброе,
что для нас было сделано. Разве могу я забыть старшее поколение
Бахтыбае-вых, Калиевых, Канапьяновых, Смагуловых, Иманжусуповых
и многих других, которые делились с нами последней лепешкой,
последним кусочком курта...
Минутой молчания почтили участники мероприятия память о своих
земляках и всех тех, кто ушел в мир иной, испытав на себе
тяготы репрессий.
Печаль воспоминаний о прошлом плавно сменялась радостью дня
сегодняшнего. И тон опять задал старожил Иван Анатольевич
Загаевский.
- Я хочу отметить, что 75-летие нашего села совпало с 20-летним
юбилеем Независимости нашего Казахстана, - сказал ветеран.
- Я горжусь тем, что наша страна - единственное государство
в Центральной Азии, где живут и трудятся в мире и согласии
представители 140 наций. В этом огромная заслуга нашего Президента
Нурсултана Абишевича Назарбаева. От имени поколения репрессированных
я говорю ему огромное спасибо за то, что с нас снято позорное
клеймо, что мы имеем право на достойную жизнь, что наши дети
и внуки имеют возможность трудиться, учиться, радоваться жизни.
Пусть и дальше в нашей стране царят мир, согласие и взаимопонимание
между людьми, а Казахстан остается процветающим государством!
На эти слова ветерана зал ответил стоя аплодисментами. А улыбки
детворы стали подтверждением всему тому, о чем искренне сказал
великий труженик и собиратель истории села Иван Загаевский.
Еще долго во дворе школы звучала музыка, и сельчанам, впечатленным
увиденным и услышанным, не хотелось расходиться по домам.
Лидия ЧЕРНЕГА.
Астраханский район.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
Адрес
редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г.
Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16. E-mail:
akmolinka@narod.ru
(админ сайта), akmolinka@mail.ru
(редакция в Астане), akmolynka@mail.ru
(редакция в Кокшетау) |
| |