|
|
|
|
|
|
|
гурики.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АССАМБЛЕЯ:
КОГДА МЫ ВМЕСТЕ |
ПРОФЕССОР
АСИЯ КУКУБАЕВА: «Я - ЗА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ...» |
|
|
Профессор Асия Кукубаева: «Я - за общечеловеческие
ценности...»
Национальные проблемы всегда волновали человечество: к вопросам
становления, развития взаимоотношений наций неподдельный интерес
проявляют специалисты разных наук, и это не случайно. В современном
мире наблюдается значительное возрастание роли этнических
факторов в социально-экологических, политических, демографических
и других сферах общественной жизни.
С этой точки зрения актуально интервью с этнопсихологом Асиёй
Кукубаевой, профессором академии «Кокше», членом научно-аналитического
центра Акмолинской ассамблеи народа Казахстана.
-
Сейчас очень изменилась ситуация в стране и в мире, -считает
собеседница, - и поэтому пришло время усилить аспекты, связанные
с национальным самосознанием молодежи, так как только часть
её сегодня участвует в активной жизни и мероприятиях, а основная
масса предоставлена сама себе. Надо обратить внимание на ценностные
ориентации, ибо главные из них - дружбу, взаимоуважение друг
к другу - нашим детям надо не только сохранить, но пронести
дальше. Они должны знать ценности общечеловеческого характера.
Очень важно обогащать себя знаниями мировой культуры и народных
традиций. И в общении с другими этносами их проявлять. Это
и есть взаимоуважение. Нужен также новый подход и к семейным
традициям, и к ценностям. Многие из них сегодня просто игнорируются,
что в итоге приводит к разрушению семьи. К примеру, если наши
бабушки раньше воспитывались в незыблемых канонах, то и семьи
были крепче, а дети в них вырастали в любви и согласии. Помогала
и вера воспитывать детей в строгих традициях, она становилась
основой мировоззрения. Обо всех этих вещах надо говорить сегодня,
пока не поздно побороться за нравственные устои молодежи,
семьи, общества и еще не растеряны лучшие традиции народа.
Передать их дальше другим поколениям, жить в мире и согласии
- это и есть принципы выживания и благополучия в нашем обществе.
- Ведущий лозунг Ассамблеи - «Мы один народ - мы одна
страна», и консолидирующую роль в этом процессе играют казахский
язык и казахская нация, как это сказывается на психологии
этносов?
- Это очень тонкий вопрос. С одной стороны, казахская нация
- государствообразующая, и знание государственного языка является
обязательным, для этого многое уже сделано и делается, и тут
есть понимание со стороны абсолютно всех проживающих в стране
этносов. Многие сегодня изучают и уже хорошо знают государственный
язык. В то же время я, к примеру, считаю своим долгом знать
в совершенстве также и русский язык, относиться к нему с уважением,
потому как это язык межнационального общения. Мне, как филологу,
всегда режет слух, когда говорят неграмотно. А сейчас ещё
мы должны знать и английский, чтобы налаживать международные
связи, заявлять о себе в полный голос на мировой арене. К
примеру, в нашей академии професорско-преподавательский состав
изучает ещё и английский. - Как Вы занялись этнопсихологией?
Окончив филологический факультет Кокшетауского пединститута,
увлеклась психологией. Благодаря централизованному распределению,
получила возможность продолжить свою учебу в Ленинградском
университете на факультете психологии в очной аспирантуре,
там же защитила кандидатскую диссертацию. А докторскую - уже
в Алматы, избрав своей темой национальное самосознание народа
Казахстана. Проводила исследования среди немцев, поляков,
русских, казахов и других наших этносов. Одним из основных,
сделанных мною выводов стало то, что, несмотря на глобализацию,
к счастью, у всех наших этносов сохранились базовые ценности.
Это меня, как специалиста и человека, очень радует. Значит,
не всё потеряно и мы не оторвались от своих корней. Хоть и
говорим, что во многом подражаем Западу и кое-что утеряно,
но основа осталась. И это не только национальные традиции
и обычаи, но и уважение старших, тяготение к крепкой и дружной
семье, где закладывается абсолютно все. Семья - это тот потенциал,
на который нам особо сегодня нужно обратить внимание, и я
веду такие исследования с точки зрения этнопсихолога. Издав
несколько книг и этнопсихологический словарь, учебное пособие
по основам психологии, решила сегодня выпустить также монографию
и книгу «Национальная психология» на государственном языке
для студентов казотделения. Будучи завкафедрой этнопсихологии
и этнопедагогики университета им. Ш. Уалиханова, старалась
работать над усвоением студентами психологии разных этносов,
учила их толерантности. - А сейчас над чем работаете?
- Продолжаю заниматься ценностными ориентациями, в последнее
время увлеклась психологией религии. И это для меня не только
чисто теоретический интерес, он сопровождается исследовательской
работой, которую веду конкретно, с учетом мнений представителей
разных этносов по тем или иным вопросам. В своих исследованиях
пытаюсь понять психологию других народов, проживающих с нами,
и того, что родилось от нашего совместного проживания на протяжении
столетий.
Сейчас в стране акцент делается на гармонизацию межэтнических
отношений, межнациональное согласие, толерантность - это наши
главные ценности, которые следует развивать. Казахстан - полиэтническое,
сложное по своей структуре и составу государство. Он находится
на пути формирования новой модели взаимодействия этносов.
В республике проживают представители 130 этносов и успешная
адаптация личности к многонациональной среде невозможна без
этнопсихологических знаний. Нет необходимости доказывать,
что процесс общения в многонациональных государствах, тем
более в таких, где межэтнические конфликты стали, к сожалению,
повседневной реальностью, должен строиться с учетом этнопсихологического
фактора.
Здесь подчас мы имеем налицо наличие клишированных стереотипов,
то есть устоявшихся, шаблонных представлений о себе и других,
и они тоже могут внести определенные, не совсем добрые моменты
во взаимоотношения. Надо учиться отходить от отрицательных
стереотипов и развивать положительные. Роль образования здесь
очень важна. Центр этнопедагогики и этнопсихологии, организованный
у нас и который я возглавляю, проводит на эту тему свои исследования,
организует встречи, рассматривает многие факторы, сближающие
разные этносы и помогающие больше узнать друг друга. Недавно,
к примеру, речь у нас шла о национальных узорах. То есть,
параллельно с теоретическими исследованиями, результаты которых
используем в своих публикациях и монографиях, ведем чисто
практическую работу. Сейчас вот организуем форум психологов
вузов, планируем также к себе пригласить представителей этнокультурных
объединений, показать, чем мы занимаемся, выслушать их мнения.
- А что дают Вам встречи с учеными других стран?
- В свое время на базе нашей, тогда первой в стране кафедры
этнопсихологии университет имени Ш. Уалиханова проводил республиканскую
олимпиаду, и я с командами-победительницами выезжала в Киев.
Там впервые заметила высокий научный интерес к исследованиям
этнопсихологического характера. Ко мне подходили доктора наук
и предлагали заниматься вплотную этими вопросами. У нас же
тогда об этом даже не говорили, а сейчас вот и мы всерьез
изучаем эти проблемы, выходим на более широкую аудиторию,
стараемся своими исследованиями предупредить конфликты, занимаемся
профилактикой. Работа эта большая и многотрудная - на перспективу.
С приобретением суверенитета РК отличительной особенностью
стало обращение к национальной психологии, к истокам своей
истории. Не будет преувеличением сказать, что современный
мир переживает сегодня своеобразный «этнический ренессанс».
И уже общепризнанной категорией этнопсихологии является понятие
психологического склада нации. Он рассматривается как исторически
складывающаяся совокупность национального характера, индивидуально-своеобразных
черт, традиций, обычаев, эмоциональных реакций. Особо актуальным
является утверждение о том, что принадлежность человека к
народу определяется не биологической наследственностью, а
сознательным приобщением к культурным ценностям и истории.
- Вопрос на засыпку: зачем Вам, представителю государствообразующей
нации, всё это нужно?
- Как раз и нужно, чтобы уверенно жить в стране. Я поняла,
что всем нам надо еще учиться понимать друг друга. И себя
я чувствую человеком, который обязан знать культуру не только
своего народа, но и других. Сейчас уже появился такой термин
- глобальное образование, вот мы к нему и идем. Это нужно
и для самоутверждения - своё видение межэтнических процессов
и их понимание хочу передать молодежи. В своих научных работах
и книгах раскрываю свой взгляд на те проблемы, которые есть
во взаимоотношениях этносов. Считаю, что мудрость как раз
в том, чтобы найти нам всем общий язык. Государство-образующая
нация, она и должна быть консолидирующей -мудрой, доброй,
сильной. И в то же время понимающей. Какой, впрочем, она и
была всегда. Именно так поступали наши предки. И это подтверждено
историей в самые разные моменты, даже очень тяжелые. Продолжить
эти лучшие качества, доказывать их в своей повседневной жизни
- теперь наш долг. Я, к примеру, это видела каждый день в
своей семье, где мои родители, известные в области педагоги,
общались с людьми разных этносов. Мы выросли на таком вот
толерантном, уважительном отношении к другим, и это дало свои
корни - мои дети очень уважительно относятся к представителям
других этносов, вот теперь в нашей семье даже появилась невестка-славянка.
Считаю так: если я хочу понять другого человека, то буду и
уважать, и общаться с ним. Хорошо помню: когда училась в аспирантуре
Санкт-Петербурга и имела возможность читать лекции студентам
Ленинградского университета, они были очень удивлены, что
я, казашка, говорю так хорошо по-русски. В ответ я посчитала
своим долгом познакомить и россиян с нашей страной, её обычаями
и традициями - тем, что в ней живут в дружбе и согласии самые
разные этносы. Аудитория была громадная, слушатели - люди
очень подготовленные, и меня поразил их большой интерес к
этнопсихологии. Что говорит о неординарности темы. Там я познакомилась
со многими учеными, с которыми до сих пор поддерживаю теплые
отношения, переписываюсь. Вот это чувство - эмоционально очень
сильное, такое позитивное отношение от встреч - оно во мне
осталось и согревает меня. С ним я живу. - В принципе,
это и есть тот спасительный круг во взаимоотношениях людей,
что так нам всем необходим...
- Когда мы на уровне простых людей в повседневной жизни сами
будем жить дружно и научим этому своих детей, то всё у нас
будет хорошо. Потому как только мир и спокойствие в обществе
гарантируют дальнейший расцвет Казахстана. В последние годы
наш центр активно занимается научной работой в Казахстане,
Кыргызстане, а недавно и в Чехии были опубликованы мои две
статьи. Очень солидное жюри отбирало наши работы - это ученые
с мировыми именами из разных стран. Так что о нас теперь узнали
далеко за пределами Казахстана.
Я также являюсь членом редколлегии республиканского журнала
«Психология в школе», неоднократно выступала официальным оппонентом
по защите докторской диссертации. Правда, нас, специалистов
по этнопсихологии, сегодня в стране единицы. А ситуация в
сфере межэтнических взаимодействий развивается весьма динамично
и зачастую характеризуется неожиданными поворотами и коллизиями.
Это связано с тем, что национальный интерес изменяется в зависимости
от исторических реалий, и развитие социального организма вне
учета этнического компонента невозможно. Этнопроцессы являются
идейно-психологической формой, отражающей состояние межнациональных
отношений. С одной стороны, это подтверждается реалиями современной
жизни, а с другой - результатами психологических исследований.
Александра МЯКОТА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
Адрес
редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г.
Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16. E-mail:
akmolinka@narod.ru
(админ сайта), akmolinka@mail.ru
(редакция в Астане), akmolynka@mail.ru
(редакция в Кокшетау) |
| |