Информбюро
К 20-летию
Независимости
Ассамблея...
Актуально
История края
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
гурики.
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 АССАМБЛЕЯ: КОГДА МЫ ВМЕСТЕ   ПРОФЕССОР АСИЯ КУКУБАЕВА: «Я - ЗА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ...»
Профессор Асия Кукубаева: «Я - за общечеловеческие ценности...»
Национальные проблемы всегда волновали человечество: к вопросам становления, развития взаимоотношений наций неподдельный интерес проявляют специалисты разных наук, и это не случайно. В современном мире наблюдается значительное возрастание роли этнических факторов в социально-экологических, политических, демографических и других сферах общественной жизни.
С этой точки зрения актуально интервью с этнопсихологом Асиёй Кукубаевой, профессором академии «Кокше», членом научно-аналитического центра Акмолинской ассамблеи народа Казахстана.

- Сейчас очень изменилась ситуация в стране и в мире, -считает собеседница, - и поэтому пришло время усилить аспекты, связанные с национальным самосознанием молодежи, так как только часть её сегодня участвует в активной жизни и мероприятиях, а основная масса предоставлена сама себе. Надо обратить внимание на ценностные ориентации, ибо главные из них - дружбу, взаимоуважение друг к другу - нашим детям надо не только сохранить, но пронести дальше. Они должны знать ценности общечеловеческого характера. Очень важно обогащать себя знаниями мировой культуры и народных традиций. И в общении с другими этносами их проявлять. Это и есть взаимоуважение. Нужен также новый подход и к семейным традициям, и к ценностям. Многие из них сегодня просто игнорируются, что в итоге приводит к разрушению семьи. К примеру, если наши бабушки раньше воспитывались в незыблемых канонах, то и семьи были крепче, а дети в них вырастали в любви и согласии. Помогала и вера воспитывать детей в строгих традициях, она становилась основой мировоззрения. Обо всех этих вещах надо говорить сегодня, пока не поздно побороться за нравственные устои молодежи, семьи, общества и еще не растеряны лучшие традиции народа. Передать их дальше другим поколениям, жить в мире и согласии - это и есть принципы выживания и благополучия в нашем обществе.
- Ведущий лозунг Ассамблеи - «Мы один народ - мы одна страна», и консолидирующую роль в этом процессе играют казахский язык и казахская нация, как это сказывается на психологии этносов?
- Это очень тонкий вопрос. С одной стороны, казахская нация - государствообразующая, и знание государственного языка является обязательным, для этого многое уже сделано и делается, и тут есть понимание со стороны абсолютно всех проживающих в стране этносов. Многие сегодня изучают и уже хорошо знают государственный язык. В то же время я, к примеру, считаю своим долгом знать в совершенстве также и русский язык, относиться к нему с уважением, потому как это язык межнационального общения. Мне, как филологу, всегда режет слух, когда говорят неграмотно. А сейчас ещё мы должны знать и английский, чтобы налаживать международные связи, заявлять о себе в полный голос на мировой арене. К примеру, в нашей академии професорско-преподавательский состав изучает ещё и английский.
- Как Вы занялись этнопсихологией?
Окончив филологический факультет Кокшетауского пединститута, увлеклась психологией. Благодаря централизованному распределению, получила возможность продолжить свою учебу в Ленинградском университете на факультете психологии в очной аспирантуре, там же защитила кандидатскую диссертацию. А докторскую - уже в Алматы, избрав своей темой национальное самосознание народа Казахстана. Проводила исследования среди немцев, поляков, русских, казахов и других наших этносов. Одним из основных, сделанных мною выводов стало то, что, несмотря на глобализацию, к счастью, у всех наших этносов сохранились базовые ценности. Это меня, как специалиста и человека, очень радует. Значит, не всё потеряно и мы не оторвались от своих корней. Хоть и говорим, что во многом подражаем Западу и кое-что утеряно, но основа осталась. И это не только национальные традиции и обычаи, но и уважение старших, тяготение к крепкой и дружной семье, где закладывается абсолютно все. Семья - это тот потенциал, на который нам особо сегодня нужно обратить внимание, и я веду такие исследования с точки зрения этнопсихолога. Издав несколько книг и этнопсихологический словарь, учебное пособие по основам психологии, решила сегодня выпустить также монографию и книгу «Национальная психология» на государственном языке для студентов казотделения. Будучи завкафедрой этнопсихологии и этнопедагогики университета им. Ш. Уалиханова, старалась работать над усвоением студентами психологии разных этносов, учила их толерантности.
- А сейчас над чем работаете?
- Продолжаю заниматься ценностными ориентациями, в последнее время увлеклась психологией религии. И это для меня не только чисто теоретический интерес, он сопровождается исследовательской работой, которую веду конкретно, с учетом мнений представителей разных этносов по тем или иным вопросам. В своих исследованиях пытаюсь понять психологию других народов, проживающих с нами, и того, что родилось от нашего совместного проживания на протяжении столетий.
Сейчас в стране акцент делается на гармонизацию межэтнических отношений, межнациональное согласие, толерантность - это наши главные ценности, которые следует развивать. Казахстан - полиэтническое, сложное по своей структуре и составу государство. Он находится на пути формирования новой модели взаимодействия этносов. В республике проживают представители 130 этносов и успешная адаптация личности к многонациональной среде невозможна без этнопсихологических знаний. Нет необходимости доказывать, что процесс общения в многонациональных государствах, тем более в таких, где межэтнические конфликты стали, к сожалению, повседневной реальностью, должен строиться с учетом этнопсихологического фактора.
Здесь подчас мы имеем налицо наличие клишированных стереотипов, то есть устоявшихся, шаблонных представлений о себе и других, и они тоже могут внести определенные, не совсем добрые моменты во взаимоотношения. Надо учиться отходить от отрицательных стереотипов и развивать положительные. Роль образования здесь очень важна. Центр этнопедагогики и этнопсихологии, организованный у нас и который я возглавляю, проводит на эту тему свои исследования, организует встречи, рассматривает многие факторы, сближающие разные этносы и помогающие больше узнать друг друга. Недавно, к примеру, речь у нас шла о национальных узорах. То есть, параллельно с теоретическими исследованиями, результаты которых используем в своих публикациях и монографиях, ведем чисто практическую работу. Сейчас вот организуем форум психологов вузов, планируем также к себе пригласить представителей этнокультурных объединений, показать, чем мы занимаемся, выслушать их мнения.
- А что дают Вам встречи с учеными других стран?
- В свое время на базе нашей, тогда первой в стране кафедры этнопсихологии университет имени Ш. Уалиханова проводил республиканскую олимпиаду, и я с командами-победительницами выезжала в Киев. Там впервые заметила высокий научный интерес к исследованиям этнопсихологического характера. Ко мне подходили доктора наук и предлагали заниматься вплотную этими вопросами. У нас же тогда об этом даже не говорили, а сейчас вот и мы всерьез изучаем эти проблемы, выходим на более широкую аудиторию, стараемся своими исследованиями предупредить конфликты, занимаемся профилактикой. Работа эта большая и многотрудная - на перспективу. С приобретением суверенитета РК отличительной особенностью стало обращение к национальной психологии, к истокам своей истории. Не будет преувеличением сказать, что современный мир переживает сегодня своеобразный «этнический ренессанс». И уже общепризнанной категорией этнопсихологии является понятие психологического склада нации. Он рассматривается как исторически складывающаяся совокупность национального характера, индивидуально-своеобразных черт, традиций, обычаев, эмоциональных реакций. Особо актуальным является утверждение о том, что принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к культурным ценностям и истории.
- Вопрос на засыпку: зачем Вам, представителю государствообразующей нации, всё это нужно?
- Как раз и нужно, чтобы уверенно жить в стране. Я поняла, что всем нам надо еще учиться понимать друг друга. И себя я чувствую человеком, который обязан знать культуру не только своего народа, но и других. Сейчас уже появился такой термин - глобальное образование, вот мы к нему и идем. Это нужно и для самоутверждения - своё видение межэтнических процессов и их понимание хочу передать молодежи. В своих научных работах и книгах раскрываю свой взгляд на те проблемы, которые есть во взаимоотношениях этносов. Считаю, что мудрость как раз в том, чтобы найти нам всем общий язык. Государство-образующая нация, она и должна быть консолидирующей -мудрой, доброй, сильной. И в то же время понимающей. Какой, впрочем, она и была всегда. Именно так поступали наши предки. И это подтверждено историей в самые разные моменты, даже очень тяжелые. Продолжить эти лучшие качества, доказывать их в своей повседневной жизни - теперь наш долг. Я, к примеру, это видела каждый день в своей семье, где мои родители, известные в области педагоги, общались с людьми разных этносов. Мы выросли на таком вот толерантном, уважительном отношении к другим, и это дало свои корни - мои дети очень уважительно относятся к представителям других этносов, вот теперь в нашей семье даже появилась невестка-славянка. Считаю так: если я хочу понять другого человека, то буду и уважать, и общаться с ним. Хорошо помню: когда училась в аспирантуре Санкт-Петербурга и имела возможность читать лекции студентам Ленинградского университета, они были очень удивлены, что я, казашка, говорю так хорошо по-русски. В ответ я посчитала своим долгом познакомить и россиян с нашей страной, её обычаями и традициями - тем, что в ней живут в дружбе и согласии самые разные этносы. Аудитория была громадная, слушатели - люди очень подготовленные, и меня поразил их большой интерес к этнопсихологии. Что говорит о неординарности темы. Там я познакомилась со многими учеными, с которыми до сих пор поддерживаю теплые отношения, переписываюсь. Вот это чувство - эмоционально очень сильное, такое позитивное отношение от встреч - оно во мне осталось и согревает меня. С ним я живу.
- В принципе, это и есть тот спасительный круг во взаимоотношениях людей, что так нам всем необходим...
- Когда мы на уровне простых людей в повседневной жизни сами будем жить дружно и научим этому своих детей, то всё у нас будет хорошо. Потому как только мир и спокойствие в обществе гарантируют дальнейший расцвет Казахстана. В последние годы наш центр активно занимается научной работой в Казахстане, Кыргызстане, а недавно и в Чехии были опубликованы мои две статьи. Очень солидное жюри отбирало наши работы - это ученые с мировыми именами из разных стран. Так что о нас теперь узнали далеко за пределами Казахстана.
Я также являюсь членом редколлегии республиканского журнала «Психология в школе», неоднократно выступала официальным оппонентом по защите докторской диссертации. Правда, нас, специалистов по этнопсихологии, сегодня в стране единицы. А ситуация в сфере межэтнических взаимодействий развивается весьма динамично и зачастую характеризуется неожиданными поворотами и коллизиями. Это связано с тем, что национальный интерес изменяется в зависимости от исторических реалий, и развитие социального организма вне учета этнического компонента невозможно. Этнопроцессы являются идейно-психологической формой, отражающей состояние межнациональных отношений. С одной стороны, это подтверждается реалиями современной жизни, а с другой - результатами психологических исследований.
Александра МЯКОТА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.




 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru
Адрес редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16.
E-mail: akmolinka@narod.ru (админ сайта), akmolinka@mail.ru (редакция в Астане), akmolynka@mail.ru (редакция в Кокшетау)