Информбюро
В облакимате
К 20-летию
независимости
Международный
День учителей
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
гурики.
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
Обменять WebMoney в Казахстане
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5 ОКТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ УЧИТЕЛЕЙ   ВЫПУСКНИК - ЗА ПОРОГ, УЧИТЕЛЬ - НА ПОРОГ...
Выпускник — за порог, учитель — на порог
Мы живем в поистине счастливые времена. Столько возможностей для самореализации, о чем старшее поколение не могло и мечтать. Сегодня, когда государство создает для молодежи все условия, - время талантливых, энергичных людей, верящих в себя.

По Государственной программе поддержки молодежи «С дипломом - в село» в Запорожскую среднюю школу Жаксынского района в 2009 году прибыли три педагога. Молодая семейная пара - выпускники Аркалыкского государственного педагогического института Баянгали Маханбетов и Улсерик Тобагабылова - учителя истории и английского языка. Еще один учитель истории - выпускник Запорожской школы Олжас Абжанов, вернувшийся в родные пенаты по окончании Евразийского национального университета имени Л. Гумилева.
Согласно Госпрограмме молодым учителям оказана помощь в виде подъемного пособия в размере семикратного месячного показателя, получили они и беспроцентный кредит на приобретение жилья.
Что касается профессионального роста новоявленных специалистов, то и здесь все обстоит на должном уровне. Так, с прошлого учебного года в нашей школе создана и работает методическая секция «Школа молодого специалиста». За каждым молодым педагогом закреплен наставник из числа опытных учителей школы. Они оказывают методическую помощь, консультируют по всем возникающим вопросам, помогают решать текущие проблемы. Формы работы с молодыми учителями разнообразны: консультации администрации школы, практикумы психолога, семинары, проведение декады молодого специалиста.
Энергия и инициативность молодых учителей, их целеустремленность стали залогом их достижений. К примеру, Олжас Абжанов уже дважды был участником археологической практики в городище Бузук, что в Целиноградском районе, на раскопках средневекового мавзолея - в Коргалжынском. На районном конкурсе учителей истории и географии «Основные маршруты путешествий Шокана Уалиханова» занял первое место. Кроме того учитель подготовил старшеклассников, которые оказались самыми достойными в районном дебатном турнире прошлого года. В апреле нынешнего его ученики заняли первое (Анна Алешина) и второе (Алихан Ануарбеков) места на районной олимпиаде по Основам права среди учащихся 10-11 классов.
В мае прошлого года среди участников встречи Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева с представителями районов Акмолинской области, прошедшей в селе Зеренда, были и молодые педагоги Запорожской СШ Баянгали Маханбетов и Улсерик Тобагабылова. Эта встреча стала фрагментом документального фильма «Мы - одна команда». По словам молодых людей, атмосфера того дня была незабываемой, они чувствовали себя частицей большой, успешной команды Президента нашего процветающего независимого государства.
За два года, проведенных в стенах Запорожской школы, есть что сказать и учителю английского Улсерик Тобагабы-ловой. Активный, целеустремленный, эрудированный педагог успела принять участие во многих профессиональных и творческих конкурсах, занимая призовые места. Среди них: «Классный руководитель года-2010», районные конкурсы молодых специалистов «Педагогический дебют -2010», «Супер невестка-2010», «Ќанатты ѕйел-2010» и другие.
Неоднократно занимали призовые места в различных конкурсах и ученики Улсерик Жамшитовны. Так, в школьном конкурсе научных проектов ученица 10 «Б» Анна Алешина заняла первое место, второе - в районной олимпиаде по английскому языку. А в конкурсе сочинений на английском языке «Единство языков - единство народов», прошедшем в регионе, первое место досталось ученице 9 «А» Макпал Калиакпаровой.
Под стать своей целеустремленной супруге и глава семьи - учитель истории Баянгали Маханбетов. Например, на семинаре учителей истории и географии его открытый урок на тему: «Абылайхан - 300 жыл» вызвал восхищение опытных педагогов всего региона. В 2011 году на районном конкурсе «Тіл жѕне тѕуелсіздік» он занял 2 место. Кстати, творчески активная семья педагогов Маханбетовых-Тобагабыловых в конкурсе «Отан - отбасынан басталады-2011» заняла третье место по району.
«Молодость - это замечательная вещь, преступно растранжиривать ее», - говорил Бернард Шоу. Молодое поколение открыто новым идеям, мыслит глобально, думает категориями будущего. Сегодня эти качества молодежи, когда мы говорим о будущем Казахстана, как никогда востребованы. Нужно только учиться, не жалея сил трудиться, работать над собой, и мы достигнем всего задуманного.
Елена АЛЕШИНА, руководитель методической секции «Школа молодого специалиста».
Жаксынский район.


СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Если бы я была министром...
Дети часто пишут сочинения на тему: «Если бы я был...». Напишу и я. Если бы я была министром образования, я бы отменила прежде всего бесконечные планирования: тематические, поурочные, календарные... Пусть будет учебная программа: на пол-тетрадной страницы по объему, с перечнем обязательного материала, пусть будут критерии выполнения и способы контроля. Но не надо расписывать все по часам, не надо планировать уроки апреля-мая в начале сентября. Больше всего меня раздражают лицемерие и вранье. Эти планирования - ложь по определению. За 30 лет работы в школе (из них 10 лет в советской) не припомню, чтобы поурочная программа выполнялась на 100% - всё всегда зависело от класса, настроения, погоды...

С учителями - как с детьми. Проверяют каждый час, каждый шаг, каждую букву.
Час влево, час вправо - государственное преступление? Что в конце концов важнее проверять: процесс или результат? Говорят, в скандинавских школах о работе учебного заведения судят по результатам их выпускников. А инспекций вообще нет.
Между тем в любой школе всегда открытый и прозрачный учебный процесс: и учителя, и дети, и администрация всегда отчетливо понимают, кто как работает. Дети знают, у кого из педагогов можно опоздать, у кого побаловаться, кто грузит до предела, вернее, беспредела, а кто вообще не проверяет домашние задания и красиво выводит «4» и «5». У кого «халява» пройдет, а кто заставит потеть и пахать.
Если бы я была министром образования, я бы боролась за трехкратное повышение зарплаты молодым учителям. Их надо привлечь и удержать! Часто слышу возражение: повышение зарплаты не изменит школу, учителя всё равно будут работать, как работали. Не изменит сразу.
Но, если в школу захотят прийти молодые, хорошо образованные люди, и статус школы потихоньку будет меняться с приходом нового поколения людей: задорных, думающих по-другому, свободных, владеющих информационными технологиями. Но для этого им надо платить не 28-30 тысяч тенге, а хотя бы 100 тысяч.
На моих глазах много талантливых, способных увлечь, молодых учителей без тени сожаления уходили из школы, по их признанию, «в хорошую контору»... Школа - это особый мир, куда захватывает тех, кто способен ради любви к детям терпеть неадекватную оплату своего бескорыстного труда.
Если бы я была министром образования, я бы ужесточила родительскую ответственность за поведение и воспитание детей, ввела бы систему ограничений на излишнее и назойливое командное администрирование отделов образования.
Молодежь остро чувствует фальшь во всем: в словах, в делах, в поступках и действиях. Говоря о том, что все мы равноправны и равноценны, часто кривим душой. Дети не равны взрослым по дееспособности, но равны по ценности их жизни и человеческому достоинству. Активно воздействуя на детей в домашней среде, воспитывая их в духе исламских традиций, тем не менее, родители в погоне за качественным образованием отдают их не в медресе, а в обычную светскую школу. Однако дети, покорно и послушно следуя наставлениям отца и матери, вынуждены ходить в школу в хиджабах. Инструктивное письмо Минобразования о введении единой школьной формы одежды для таких родителей не указ. Чем может школа противостоять родительскому натиску? В законопроекте «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» ст.7 п.З указано: «не допускается проведение и совершение религиозных обрядов и церемоний, миссионерской деятельности в зданиях организаций образования». А как быть с такой проблемой, как хиджабизация мусульманских девушек в обычных общеобразовательных учреждениях? Раз наше общество становится все более религиозным, с этим фактом тоже надо как-то считаться, а главное, определиться.
Как-то в ТВ- интервью ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий посетовал, мол, из 50 реформ образования за последние годы ни одна не была успешной. Возможно, причина буксования еще и в том, что школа еще остается далека от власти. Внутренние проблемы учебных заведений волнуют директоров школ, не всегда открыто говорящих о проблемах, выступающих в печати с наболевшим, требующим безотлагательного решения. Ведь речь идет о самом привилегированном классе нашего социума - о детях - будущем Казахстана.
Алия АХЕТОВА,
учитель истории и права
высшей категории МГ №5 «Тандаџ».


Необычная сельская школа
Для тех, кто учится в школе и работает в ней, - это, наверное, вся жизнь. Во всяком случае, так должно быть в идеале. Любопытство, подкрепленное различными отзывами о знаменитой Вячеславской средней школе, позвало в дорогу...

С первого взгляда это обычная сельская школа. Побывать в ней довелось практически накануне нового учебного года. Не- приметное двухэтажное здание притаилось в тени деревьев, уютно разместивших свои ветви на сверкающих свежей чистотой окнах. Глаз цепляется за клумбы с диковинными цветами: фиолетовые, розовые, желтые, красные - в последнем цветении они призывно топорщили свои дерзкие бутоны. Какое-то непонятное шебуршание заставило обернуться - в своем маленьком деревянном царстве обживалось семейство кроликов. Взрослые особи настороженно косили черными бусинками глаз, а малыши (голов пятнадцать, точно!) резво вгрызались острыми зубками в капустные листья...
Так началось знакомство. В коридорах и классах мастера наводили завершающие штрихи. В основанном в 1967 году учебном заведении в этом году был проведен капитальный ремонт. В нем участвовали сами учителя, родители, - словом, те, кому дороги родные школьные стены. Отремонтирована крыша, свежий лоск приобрели учебные помещения, в специально оборудованных классах физики и химии проведена вода, повсюду зелень. Шаг за шагом мои экскурсоводы - завуч Елена Молешкова и заместитель директора ОФ «Акбота» Галина Орлова, перебивая и дополняя друг друга, вводят в школьный мир. Особый, надо признать.
Помимо того, что здесь разводят кроликов и занимаются ландшафтным дизайном, в школе на приличный поток поставлено овощеводство. На школьном огороде вольготно раскинулись грядки с картофелем, капустой, морковью. Но самый смак - огурцы и помидоры - щедро вьются в находящихся рядом двух теплицах. Так школа обеспечивает овощами себя впрок. Осенью, после сбора урожая, часть их хранится в школьных кладовых, часть уходит на засолку. «Закручиваются» самые разнообразные салаты и, пожалуйста, нате вам, - в рационе школьников овощи круглый год.
Особая гордость - школьный музей, в котором собраны по-настоящему уникальные экспонаты. Кропотливо и, самое главное, заинтересованно, экспозиция собиралась руками школьников и учителей. История родного края - богатое духовное и культурное наследие арнасайцев. Однако музей - не самое главное достояние. В школе действуют кабинеты физиолечения и стоматологии, услугами которых пользуются не только школьники, но и сельчане.
Проекты и достоинства этой школы можно перечислять долго. Здесь есть чем гордиться ее 148 ученикам и 24 учителям, идейным вдохновителем и «локомотивом» которых является директор школы Татьяна Немцан. При ее поддержке в 2004 году был создан общественный фонд «Акбота» - главный поставщик социально значимых проектов. Именно благодаря ему за последние годы в школьной среде было реализовано шестнадцать грантовых проектов. Школа - ресурсный центр, он объединяет двадцать две школы из девятнадцати регионов. Проектным донором является ОФ «Бота». Активное продвижение проектов позволяет объединить вокруг школы не только детей и молодежь, но и взрослое население села Арнасай. Помимо вышеперечисленных инициатив, проекты направлены на формирование здорового образа жизни, прикладных бизнес-навыков, экологической культуры, изучение основ агробизнеса. Кроме того успешно реализуются программы правового всеобуча, создания ресурсных центров предпрофильного образования детей и молодежи. В этих стенах в особой атмосфере свободы, творчества, доверия друг к другу формируются лидерский потенциал, интеллектуальный задел учеников, креатив, - словом, здоровое сплоченное сообщество единомышленников. К слову, в нынешнем году Вя-чеславская средняя школа получила Золотой сертификат I международной ярмарки социально-педагогических инноваций.
Нельзя не сказать о сотрудничестве школы с воинской частью, находящейся по соседству. Ее обитатели - военнос-лужащие-срочники и контрактники, и даже их супруги - частые посетители всевозможных школьных мероприятий, коллеги по работе и просто хорошие друзья.
Мира АМИНОВА. Фото Ермурата ДОСУМОВА.
Аршалынский район.


Первооткрыватели талантов
Школа-сад № 7 «Айша» вскоре отметит свою первую годовщину, которая совпадает с юбилейной датой - 20-летием Независимости страны. Открытое в декабре прошлого года по Президентской программе «Балапан», это дошкольное учреждение с государственным языком обучения по праву считается одним из передовых в области.

Радушно встречают благоуст- роенные игровые площадки. Перед зданием тянутся ввысь множество молодых деревцев - сосенок, елей, кленов, дубов и других саженцев, раскинулись создающие настроение, кра- сочные композиции - цветники. В просторном новом сооружении размещается 15 групп, из которых две санаторные, две - логопедические, и один класс. Сегодня сад посещают более 320 маленьких кокшетауцев, из которых 25 процентов - представители некоренной национальности. К примеру, в группе № 11 двадцать пять воспитанников (из них восемь - мальчики и девочки других этносов), где абсолютно все с желанием и интересом учат азы казахского языка по картинкам в детских книжках, стихотворениям и загадкам. В этих стенах, которые на какое-то время становятся детишкам домом, они узнают культуру казахского народа.
- Дети очень быстро улавливают слова, пусть даже не родной речи, у них удивительная способность постигать все новое, - делится наблюдениями воспитатель Лейла Макатова.
Кстати, по словам директора учреждения Айман Нурмагамбетовой, в последнее время число родителей, желающих научить своих детей государственному языку, растет. Впрочем, современных пап и мам, стремящихся с самого юного возраста подготовить для малыша достойную образовательную базу для будущих знаний, можно понять: в «Айше», кроме основных помещений, работают музыкальный и спортивный залы, бассейн, библиотека, несколько кабинетов - казахского языка, самопознания, коррекции, логопеда, психолога, игровой, компьютерный. Есть возможность изучать и английский язык, развивать вокальные способности и даже заниматься в театральной студии. Отметим, что основные приоритеты школы-сада в воспитательном и образовательном направлениях - обеспечение комплексного подхода в оздоровлении и физическом развитии ребенка и развивающей среды с учетом инновационных методик.
Особая гордость педагогического коллектива и радость ребятни - зимний сад, где сейчас живут любимые питомцы - три попугая и несколько десятков зеленых растений. Чучела разных диких животных и птиц привлекают живой интерес не только воспитанников, но и родителей.
К слову, общению с родителями здесь уделяют много внимания. Педагоги убеждены, что, только постоянно взаимодействуя, можно открыть в детях скрытые способности, черты характера и склонности, которые помогут раскрыться маленькой личности. Взрослые с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, будь то выставка поделок - общий труд семьи, конкурс «Сладкая булочка» или состязания в ловкости и быстроте «Веселые старты».
Кроме того для родителей устраиваются специальные социально-психологические тренинги, где они знакомятся, ближе узнают друг друга, делятся собственным опытом воспитания.
Конечно, было бы несправедливым не рассказать о большом коллективе «Айши», в котором насчитывается около 140 человек. Говорят, что слаженный коллектив получается благодаря прежде всего умелому руководству. Однако директор Айман Нурсеитовна не совсем разделяет эту точку зрения. За более чем двадцатипятилетниий стаж работы на педагогической стезе твердо усвоила, что успех кроется как раз в возможностях тех людей, что работают рядом. Добавим, что руководитель - своего рода первопроходец, на ее счету третье новое дошкольное учреждение.
- В коллективе кроме других работников трудятся 54 педагога. Поверьте, каждого ценю, потому что они - наша движущая сила. Некоторые пришли со мной из сада «Арман», опытные и проверенные в деле специалисты, есть и молодые кадры, пришедшие работать после окончания педагогического колледжа. Всегда стараюсь помочь советом, и показать пример. Для педагога (знаю по себе), особенно начинающего, поддержка очень много значит. Наверное, главное, чтобы люди чувствовали, что их ценят, в них нуждаются, тогда будет отдача и результат. Для дошкольного учреждения наш возраст совсем юный, есть к чему стремиться. Тем более, что все условия для продуктивной работы созданы. Все - впереди.
Трудно с этим не согласиться. Успехов тебе, «Айша»!
Аэлита ТАЕВА. Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.

 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru
Адрес редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16.
E-mail: akmolinka@narod.ru (админ сайта), akmolinka@mail.ru (редакция в Астане), akmolynka@mail.ru (редакция в Кокшетау)