Информбюро
День независимости
Полит. итоги
года
С хорошими
делами
Мы - народ
Казахстана
Москвичи гово-
рят "Спасибо"
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 РЕКЛАМА   РЕКЛАМНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА. ОБЪЯВЛЕНИЯ.


***
Решение Акмолинского областного маслихата № 4С-28-4 от 27 октября 2010 года
Об утверждении Правил общего водопользования в Акмолинской области
В соответствии со статьей 38 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года, статьей 6 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года Акмолинский областной маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить Правила общего водопользования в Акмолинской области согласно приложения настоящего решения (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня государственной регистрации в Департаменте юстиции Акмолинской области и вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Г.Марченкова, председатель сессии Акмолинского областного маслихата.
У.Мусабаев, секретарь Акмолинского областного маслихата.
«СОГЛАСОВАНО»:
СагитовА.М., начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования Акмолинской области
Зарегистрировано в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 3377 от 8 декабря 2010 года.
УТВЕРЖДЕНЫ решением Акмолинского областного маслихата №4С-28-4 от 27 октября 2010 года


Правила общего водопользования в Акмолинской области
1. Общие положения
1. Настоящие Правила общего водопользования в Акмолинской области(далее - Правила) разработаны в соответствии с Типовыми правилами общего водопользования в Республике Казахстан, утвержденными приказом Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 19 октября 2009 года № 595 и определяют порядок общего водопользования водных объектов, расположенных на территории Акмолинской области.
2. Областной маслихат в целях экологической, технической и санитарно - эпидемиологической безопасности населения определяет места, где запрещены купание, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, катание на плавучих средствах на водных объектах.
3. Обеспечение безопасности граждан на водах, обязанности и ответственность владельцев водных объектов, водопользователей и организаций (независимо от формы собственности) опреде-ляются действующим законодательством Республики Казахстан.
2. Порядок пользования водными объектами
4. Использование водных объектов осуществляется в целях, для которых они предоставлены с соблюдением условий и требований, предусмотренных водным законодательством по бережному отношению к ним, недопущению их загрязнения и по непричинению им вреда.
Пользование водными объектами в порядке общего водопользования для водопоя скота допускается вне зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и при наличии устройства водопойных площадок.
5. На водоемах, предоставленных в обособленное или совместное пользование, учитываются требования общего водопользования, установленные настоящими Правилами.
6. Для объявления условий или запрета общего водопользования, водопользователь, осуществляющий обособленное или совместное водопользование, представляет в областной маслихат заявление, в котором обосновывается необходимость их принятия.
7. На водных объектах, признанных местами обитания диких водоплавающих птиц, ценных видов пушных зверей, рыбных ресурсов и других водных животных в период гнездования и нереста, областной маслихат устанавливает ограничения права общего водопользования.
8. О запрещении купания и других условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.
9. На незакрепленных водных объектах установка запретительных знаков и плакатов, с предупреждениями о размерах штрафов за нарушение настоящих Правил, обеспечивается местными исполнительными органами районов, городов Кокшетау и Степногорска.



***
Акимат Акмолинской области город Кокшетау от 27 октября 2010 года Постановление № А-11/396
Акмолинский областной маслихат город Кокшетау от 27 октября 2010 года Решение № 4С-28-6
О переименовании некоторых населенных пунктов и сельских округов Акмолинской области по Егиндыкольскому и Ерейментаускому районам
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» от 8 декабря 1993 года, на основании постановления акимата Егиндыкольского района от 23 сентября 2010 года № а-9/187, решения Егиндыкольского районного маслихата от 23 сентября 2010 года № 4С27-4, постановлений акимата Ерей-ментауского района от 5 февраля 2010 года № а-2/78, № а-2/79, решений Ерейментауского районного маслихата от 5 февраля 2010 года № 4С-23/6-10, №4С-23/7-10 и согласно решений областной комиссии по языковой политике и ономастике при акимате Акмолинской области от 30 июня 2010 года, 30 сентября 2010 года, акимат Акмолинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ и Акмолинский областной маслихат РЕШИЛ:
1. Переименовать некоторые населенные пункты и сельские округа Акмолинской области:
1) По Егиндыкольскому району:
село 30 лет Казахстана Узынкольского сельского округа в аул Тоганас.
2) По Ерейментаускому району:
село Павловка Павловского сельского округа в аул Еркиншилик;
Павловский сельский округ в Еркиншиликский аульный округ;
село Новодолинка Новодолинского сельского округа в аул Аксуат;
Новодолинский сельский округ в Аксуатский аульный округ.
2. Настоящее постановление акимата Акмолинской области и решение Акмолинского областного маслихата вступает в силу со дня государственной регистрации в Департаменте юстиции Акмолинской области и вводится в действие со дня официального опубликования.
Аким Акмолинской области С.Дьяченко
Председатель сессии Акмолинского областного маслихата Г.Марченкова
Секретарь Акмолинского областного маслихата У.Мусабаев
Зарегистрировано в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №3375 от 3 декабря 2010 года.


***
«Азыќ-тџлік келісім шарт корпорациясы» Ђлттыќ компаниясы» Акционерлік ќоѓамы
Объявляет о начале закупа семян пшеницы Triticum aestivum L. 3 класса урожая 2010 года
в государственные ресурсы семян



Закуп семян в государственные ресурсы семян осуществляется у аттестованных в установленном законодательством порядке семеноводческих хозяйств в соответствии с Процедурой закупа семян в государственные ресурсы семян, утвержденной решением Правления АО «НК«Продкорпорация»от25 ноября 2010 года № 139.
Закупаемые в государственные ресурсы семена пшеницы Triticum aestivum L. 3 класса урожая 2010 года, должны соответствовать сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Актюбинской (Актобе 39, Павлодарская 93, Саратовская 29, Саратовская 42, Саратовская 55, Саратовская 70, Степная 2, Степная 50, Юго - Восточная 2) и Западно - Казахстанской (Альбидум 28, Альбидум 31, Волгоуральская, Казахстанская 17, Саратовская 42, Саратовская 60) областях, а также рекомендованным Государственной комиссией по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (Актюбинская - Казахстанская 19, Карабалыкская 90; Западно - Казахстанская - Казахстанская 19).
Закуп семян пшеницы Triticum aestivum L. 3 класса урожая 2010 года других сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан (кроме Актюбинской и Западно-Казахстанской областей), будет производиться в объеме до 15,0 тыс. тонн.
Условия оплаты: по факту поставки на хлебоприемных предприятиях, определенных АО «НК «Продкорпорация» в качестве поставщиков услуг по хранению зерна и имеющих специальные склады, обеспечивающие полную сохранность семян от порчи и засорения другими культурами и сортами.
Заявки на участие в программе закупа семян пшеницы Triticum aestivum L. 3 класса урожая 2010 года в государственные ресурсы семян принимаются вАкмолинском областном представительстве АО «НК «Продкорпорация» по адресу:
г. Кокшетау, ул. М. Горького, 19, тел. (8-716-2) 42-20-89,42-26-62,42-22-69.




***
МОНИТОРИНГ ИНОСТРАННОГО УЧАСТИЯ
В рамках либерализации валютного режима в Республике Казахстан была разработана процедура валютного мониторинга, позволяющая Национальному Банку Республики Казахстан детализировать информацию об операциях, отражаемых в платежном балансе и о внешнем долге страны.
Валютный мониторинг регламентирован Правилами осуществления мониторинга валютных операций нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 14 октября 2005 года №122 (далее - Правила).
Объектами валютного мониторинга являются все филиалы и представительства юридических лиц-нерезидентов, действующих на территории РК более 1 года со дня регистрации в Министерстве юстиции.
Необходимость введения валютного мониторинга была обусловлена тем, что внешнеэкономическая деятельность филиалов нерезидентов оказывает существенное влияние на состояние платежного баланса страны, который является важнейшим инструментом принятия решений в области внешнеэкономической политики государства.
Главная задача валютного мониторинга
- раскрыть участников крупных проектов, реализуемых на территории Республики Казахстан. Основной целью валютного мониторинга является оценка устойчивости платежного баланса путем расширения информационной базы по валютным операциям нерезидентов (включая филиалы иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение) как с резидентами, так и нерезидентами республики.
Валютным мониторингом охвачены такие виды услуг, как добыча сырой нефти, природного и попутного газа; строительные услуги; услуги, связанные с добычей полезных ископаемых; архитектурные, инженерные и прочие технические услуги; научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки.
Информационная база по валютному мониторингу формируется на основе сведений и отчетности (Приложения 1-6 к Правилам), предоставляемых объектами валютного мониторинга в территориальные филиалы Национального Банка Республики Казахстан в порядке и сроки, установленные Правилами. Данные формы отчетности содержат необходимую информацию о проводимых филиалами и представительствами иностранных компаний валют-
ных операциях в Республике Казахстан, которая необходима для правильного отражения их в платежном балансе страны, совершенствования анализа и прогноза, оценки устойчивости платежного баланса, экономической приемлемости внешнего долга, рисков валютно-финансовых кризисов.
В Астане сбором отчетности по валютному мониторингу занимается Центральный филиал Национального Банка (далее - ЦФ НБРК). По итогам сбора отчетности Национальным Банком отбираются наиболее интересные, с точки зрения валютного мониторинга, филиалы (представительства) иностранных компаний. По состоянию на 1 октября 2010 года перечень респондентов валютного мониторинга г. Астаны состоял из 18 филиалов (представительств) иностранных компаний - это лишь небольшой процент от общего числа иностранных компаний, действующих на территории столицы. В связи с этим сотрудниками ЦФ НБ РК постоянно проводится работа по выявлению филиалов и представительств иностранных компаний, осуществляющих деятельность в г. Астане, с целью вовлечения их в число участников валютного мониторинга.
Пользуясь случаем, Центральный филиал Национального Банка благодарит руководителей филиалов (представительств) иностранных компаний, участвующих в данном проекте Национального Банка и надеется на дальнейшее сотрудничества
Обращаем особое внимание руководителей и финансовые службы филиалов (представительств) иностранных компаний, еще не являющихся участниками валютного мониторинга, на важность данного проекта и в случае обращения работников ЦФ НБРК с просьбой о предоставлении сведений, предусмотренных Правилами, просим срочно направить их в ЦФ НБРК, тем более, что за отказ и/или несвоевременное представление отчетности предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.180 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».
С Правилами Вы можете ознакомиться на сайте Национального Банка РК www.nationalbank.kz. Интересующую Вас информацию можно получить по телефонам: 70-33-64,70-33-75.
Е.А. Данченко, начальник отдела экономического анализа и статистики Центрального филиала Национального Банка РК.



***
Департамент Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан по Акмолинской области, по адресу: индекс 020000, г. Кокшетау, ул Б. Момышулы 41, 5 этаж, электронный адрес koksh_ komu@mz.gov.kz
объявляет о проведении закупа следующих медицинских услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на 2011 год, финансируемых за счет средств республиканского бюджета (далее -услуга):
по виду (ам) медицинской помощи: квалифицированная, специализированная, высокоспециализированная.
по форме (ам) медицинской помощи: стационарная, стационарозамещающая, восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход.
Услуги должны быть оказаны: в Акмолинской области.
Заявки на участие в закупе представляются (направляются) потенциальными поставщиками в Департамент Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан по Акмолинской области по адресу: индекс 020000, г. Кокшетау, ул Б. Момышулы 41,5 этаж, каб. № 505, ответственный за прием и регистрацию заявок на участие в закупе - главный специалист отдела оплаты ГОБМП Жусупбекова Меруерт Дулатбековна.
Окончательный срок представления заявок на участие в закупе до 10-00 часов «27» декабря 2010 года.
Заявки на участие в закупе будут рассмотрены в 11 -00 часов «27» декабря 2010 года по следующему адресу: индекс 020000, г. Кокшетау, ул Б. Момышулы 41, каб. № 505.
К закупу допускаются все потенциальные поставщики, отвечающие требованиям, предъявляемым к потенциальному поставщику медицинских услуг, определяемым Правительством Республики Казахстан.
Дополнительную информацию и справку можно получить по телефону: 8(7162) 25-18-52.



***
В налоговом управлении по Енбекшильдерскому району действует «телефон доверия» 2-16-74, по которому рассматриваются жалобы и заявления на незаконные действия или бездействия работников управления.
Кроме того, о фактах превышения полномочий должностными лицами налогового управления, имеющих признаки коррупционных правонарушений или преступлений, просим сообщать непосредственно первому руководителю налогового управления.

***
ТОО «Шуйское-ХХІ» Атбасарского района Акмолинской области доводит до сведения пайщиков, что в связи с перерегистрацией ТОО всем пайщикам необходимо переоформить доверенности. Телефон для справок: 8(716-43)99-3-68.

***
Следующий номер газеты «Акмолинская правда» выйдет 21 декабря т. г.




***
В дополнение к объявлению АО «Васильковский ГОК», опубликованному «14» декабря 2010 года на третьей полосе газеты «Акмолинская правда», выпуск №157, Акционерное общество «Васильковский горно-обогатительный комбинат» сообщает следующее:
во исполнение требований ст. 70 Закона РК от 13.05.2003 года №415-11 «Об акционерных обществах», АО «Васильковский ГОК» информирует кредиторов и акционеров, а также всех заинтересованных лиц о совершении Акционерным обществом «Васильковский горно - обогатительный комбинат» сделки в составе крупной сделки в виде нескольких взаимосвязанных сделок с ТОО «Казцинк» по купле - продаже движимого имущества и иного недвижимого имущества с земельными участками в пользу последнего.

***
РГП "Жасыл Аймак" совместно с акиматами Аршалынского, Шортандинского, Целиноградского, Ерейментауского районов проводит общественные слушания по Предварительной оценке воздействия на окружающую среду (Пред. ОВОС) к технико - экономическому обоснованию (ТЭО) "Создание лесонасаждений и производственной базы РГП "Жасыл Аймак" в пригородной зоне г.Астана. Всем заинтересованным гражданам и общественным объединениям просьба выразить свои мнения по данному проекту. Слушания будут проводиться 25.12.2010 г. в 10 часов в акиматах сельских округов. Контактный телефон: 8(717-2) 28-63-53.


«GSM Казахстан/Kcell» запустила сеть 3G в городах Астане и Алматы
Компания «GSM Казахстан/Kcell» официально объявляет о запуске сети 3G, которая начала работать в городах Астане и Алматы с 1 декабря 2010 года.

Запуск сети 3G открывает новый этап в развитии телекоммуникационной отрасли в Казахстане. Развитие новой технологии связи позволит существенно улучшить качество пользования услугами и сервисами по обмену данными: абоненты компании получат высокоскоростной мобильный доступ в Интернет, что значительно повысит удобство работы в сети, с электронной почтой, файловыми приложениями, играми on-line. Тарифы на передачу данных составят от 2,3 тенге до 11,8 тенге за 1 Мб для абонентов, купивших Интернет-пакеты. Кроме того, абоненты получат воз-
можность пользоваться качественно новой услугой -видеозвонком. До 10 января 2011 года по акционному предложению стоимость видеозвонка будет тарифицироваться по стоимости обычного голосового звонка согласно тарифному плану абонента.
Компания «GSM Казахстан/Kcell» получила официальный статус мобильного оператора двух главных событий в политической и международной жизни Казахстана - Саммита ОБСЕ и Седьмыхх зимних Азиатских игр. В качестве официального партнера компания обеспечит иностранных гостей и отечественных участников и посетителей этих крупнейших мероприятий высококачественной связью третьего поколения. Применяя передовой onbrrTeliaSonera и используя современное оборудование, компания «GSM Казахстан/
Kcell» уже развернула сеть 3G в городах Астане и Алматы. На начальном этапе сеть будет состоять из 90 базовых станций, в краткосрочной перспективе их количество будет значительно увеличено.
«С запуском 3G перед нашими абонентами открываются новые возможности в области связи, а телекоммуникационная отрасль получит новые основу и стимул для дальнейшего развития. С уверенностью можно констатировать, что от запуска 3G выиграют все - потребители услуг связи, отрасль, Правительство. Со своей стороны, Kcell приложит максимум усилий для обеспечения абонентов качественной связью и надежным высокоскоростным доступом в Интернет», - отметил Вейсел Арал, главный исполнительный директор «GSM Казахстан/КсеІІ».


Міндетті ѕлеуметтік
саќтандыру жџйесі арќылы
ана мен баланы ќорѓау

Еліміздіњ ѕлеуметтік тђраќтылыќты ќамтамасыз етуге баѕытталѕањ ќђрамына бесіктегі баланы да, ењкейген кѕріні де ќосатын кљп дењгейлі ѕлеуметтік ќорѕау жџйесі халыќќа жан-жаќты ѕлеуметтік ќолдау кљрсетуді жџзеге асырады. Ѕлеуметтік ќорѕау жџйесі осы саладаѕы халыќаралыќ тѕжірибелерді ескере отырып, заман талабына сай сапаланып келеді.
2008 жылдыњ 1-ќањтарынан бастап Мемлекеттік ѕлеуметтік саќтандыру ќорынан (бђдан ѕрі Ќор) жџктілігіне жѕне босануына, жања туѓан баланы (ба-лаларды) асырап алуына байланысты жѕне бала бір жасќа толѓанѓа дейін оныњ кџтіміне байланысты табы-сынан айрылѓан жаѓдайларда ѕлеуметтік тљлемдер тљлеу жџргізіледі. Мђндай тљлемдерді тек жђмыс істейтін ѕйелдер жђмыс берушісімен ѕлеуметтіктѕуе-кел туындаѓан кџнге дейін ай сайын ѕлеуметтік ауда-рымдар тљленген, сонымен ќатар, љзін-љзі жђмыспен ќамтып, љзі џшін ѕлеуметтікаударымдар тљлеген жаѓ-дайда ала алады. Бђл ретте Зањмен жђмысшыныњ Ќорѓа ай сайын ѕлеуметтік аударымдар жџргізілетін табысыныњ ењ жоѓары дењгейі он еселенген ењ темен жалаќы мљлшеріндебелгіленген.
Ќордан жџктілігіне жѕне босануына, жања туѓан баланы (балаларды) асырап алуына байланысты бір реттік ѕлеуметтік тљлем жџктілігі жѕне босануы бо-йынша уаќытша ењбекке жарамсыздыќ параѓыныњ негізінде босанѓанѓа дейінгі жѕне босанѓаннан кейінгі ѕлеуметтікдемалыстыњ барлыќ кезењіне таѓа-йындалады. Аталѓан ѕлеуметтік тљлемніњ мљлшері жџктілігі жѕне босануы бойынша ењбекке жарамсыз-дыќ параѓы берілген кџнге дейінгі соњѓы 12 ай ішінде жђмыс берушімен Ќорѓа тљленген ѕлеуметтік ауда-рымдары негізінде аныќталатын орташа айлыќ та-бысты сѕйкес коэффициенттерге кљбейту арќылы айќындалады. Бђл коэффициенттер босану ќалпы-на байланысты аныќталады, мѕселен ќалыпты, ау-ыр жѕне екі не одан да кљп бала туѓан жаѓдайда, яд-рол ыќ сынаќтар жџргізілген аумаќта тђру не жања ту-
ѓан баланы (балаларды)асырап алу жаѓдайларына байланысты љзгереді.
Ќордан бір жасќа дейінгі бала кџтімі џшін тљл-енетін ай сайынѓы ѕлеуметтік тљлем бала туылѓан кџнге дейінгі соњѓы 24 ай ішінде жђмыс берушімен Ќорѓа тљленген ѕлеуметтік аударымдар негізінде аныќталатын орташа айлыќ табыстыњ 40 пайызы мљлшерінде таѓайындалады. Алайда, аталѓан тљлемніњ белгіленген ењ жоѓарѓы жѕне ењ кіші мљлшері ќарастырылѓан, яѓни тљлем мљлшері тиісті ќаржы жылына республикалыќ бюджеттуралы Заимей белгіленетін ењ темен жалаќыныњ 10 еселенген мљлшерініњ 40 пайызынан аспауы жѕне осы тектес бір жасќа дейінгі бала кџтімі џшін мемлекеттік бюджет есебінен тљленетін ай сайынѓы мемлекеттік жѕрдемаќыныњ бала санына орай белгіленген мљлшерінен темен болмауы керек.
Бала туылѓан кџнге дейінгі соњѓы 24 ай ішінде ай сайынѓы ѕлеуметтік аударымдар жџргізілмеген ѕйелдерге бір жасќа дейінгі бала кџтімі џшін тљ-ленетін ай сайынѓы мемлекеттік жѕрдемаќыныњ мљлшері Ќазаќстан Республикасыныњ «Балалы от-басыларѓа берілетін мемлекеттікжѕрдемаќылар ту-ралы» Зањымен аныќталѓан. Аталѓан Зањѓа сѕйкес, ЌР азаматтарына нѕрестелі болѓан жаѓдайда, мем-лекеттік бюджет есебінен баланыњ туылуына орай бір реттік мемлекеттік жѕрдемаќы тљлеу ќарасты-рылѓан: бірінші, екінші жѕне џшінші баланыњ туылуына - 30 айлыќ есептік кљрсеткіш (АЕК), тљртінші не одан да кљп баланыњ туылуына - 50 АЕКтењ сома та-ѓайындалады.
Сонымен ќатар, жџктілігі, босануы мен аналыќ кезін міндетті ѕлеуметтік саќтандырудыњ енгізілуіне байланысты жђмыс істейтін ѕйелдіњжџктілігі, босануы жѕне бір жасќа дейінгі бала кџтіміне байланысты ѕлеуметтік демалысы кезінде де зейнетаќы жи-наќтары џзілмейді, яѓни оѓан жџктілігі, босануы жѕне бір жасќа дейінгі бала кџтіміне байланысты таѓа-йындалѓан ѕлеуметтік тљлемдерден міндетті зей-нетаќы жарналары ђсталып, алушыныњ жинаќтау-шызейнетаќыќорынажіберіледі.
Ќордан ѕлеуметтік тљлемдер таѓайындау џшіњ Зањѓа сѕйкес ѕлеуметтік тљлемді таѓайындауѓа ќа-жетті ќђжаттармен бірге тђрѓылыќты жері бойынша Зейнетаќы тљлеужљніндегі мемлекеттікорталыќтыњ бљлімшесіне љтініш білдіру керек. Ќазаќстан Рес-публикасыныњ «Міндетті ѕлеуметтік саќтандыру ту-ралы» Зањына сѕйкес, Ќордан тљленетін ѕлеуметтік тљлемдерді таѓайындау жљніндегі уѕкілетті орган бо-лып, Ќордан ѕлеуметтік тљлемдерді таѓайындау џшін ђсынылѓан ќђжаттардыњ дђрыстыѓын тексеру ќђќыѓын иеленетін, Ќазаќстан Республикасы Ењбек жѕне халыќты ѕлеуметтік ќорѓау министрлігініњ ау-маќтыќ Баќылау жѕне ѕлеуметтік ќорѓау департа-менттері саналады.
Міндетті ѕлеуметтік саќтандыруѓа ќатысты толыќ аќпарат пен жеке кењесті www.gfss.kz сайтынан алу-ѓаболады.
Гџлбаѓила БОЛАТБЕКОВА,
«Мемлекеттік ѕлеуметтік саќтандыру ќоры» АЌ
Аќпараттыќ ќамсыздандыру жѕне талдау
департаментініњ ди ректоры.



Проверь свои деньги
Очень часто в центральный филиал Национального банка обращаются граждане нашего города с вопросом по определению платежности иностранной валюты. Как поступать с иностранной валютой, если она разорвана, склеена, залита чернилами и прочее? Кто примет и обменяет такую иностранную валюту, какую сумму от операции с неплатежной иностранной валютой потеряет гражданин города?

Рассмотрев поступившие вопросы, центральный филиал Национального банка информирует: «Основными признаками платежности банкнот являются: наличие на банкноте наименования эмиссионного банка, номера и серии, номинала цифрами и прописью, основного рисунка (портрети так далее) лицевой и оборотной стороны, а также элементов защиты от подделки (водяной знак, магнитные метки, внедренные в бумагу цветные волокна, включая видимые в ультрафиолетовых лучах, конфетти, защитные нити, микротекст, люминесцирующие рисунки и так далее). Вместе с тем, годными к обращению законными платежными средствами признаются банкноты, которые имеют следующие повреждения: потертости и загрязнения, имеющие подклеенные оторванные углы или куски (площадью не более 1-2 квадратных сантиметров), заклеенные надрывы, не превышают одну четвертую часть ширины (длины), имеющие мелкие масляные и другие пятна, надписи и отпечатки штампов (кроме штампов, свидетельствующих о погашении или о том, что банкнота является не подлинной или образцом), в случае, если они не препятствуют определению подлинности банкнот и не перекрывают в значительной степени (более 50 процентов), имеющие проколы с диаметром отверстий не более 0,5 миллиметров.
Банкноты признаются негодными к обращению, если они не соответствуют следующим требованиям, а именно: разорванные на части и склеенные, изменившие первоначальную окраску или обесцвеченные, обожженные или прожженные, залитые полностью или в значительной степени (более 50 процентов одного из основных признаков годного к обращению законного платежного средства) краской, чернилами, маслом, подвергнутые воздействию химических реактивов, в том числе реактивов, приведших к свечению бумаги в ультрафиолетовых лучах, имеющие значительные повреждения умышленного характера (изменены основные рисунки, в частности, портреты людей, удалена защитная нить, наличие значительных надписей, в том числе видимых в ультрафиолетовых лучах), банкноты, имеющие явный печатный брак (отсутствие или ненадлежащее расположение водяного знака или защитной нити, непропечатка или смазанность изображений), изменившие геометрические размеры более чем на 3 (три) миллиметра как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
Кроме того, следует знать, что неплатежными признаются банкноты, выведенные из обращения, после даты, объявленной банком-эмитентом соответствующего иностранного государства.
Операции с неплатежной иностранной валютой могут осуществляться только уполномоченными банками и Национальным оператором почты. Обращаем внимание, что уполномоченными банками и Национальным оператором почты комиссионное вознаграждение, взимаемое за замену, покупку, прием на инкассо неплатежных или негодных к обращению банкнот, не должно превышать 10 (десяти) процентов от номинальной стоимости банкнот, предъявляемых к обмену (покупке, приему на инкассо).
Данную информацию доводим до сведения населения в целях разъяснения отдельных требований валютного законодательства РК. Справки и подробные консультации можно получить непосредственно в центральном филиале Национального банка РКпо адресу: г.Астана, ул. Бейбитшилик, 21, тел. (8-717-2) 703-358,703-368.
Погорелова Ольга Георгиевна, главный специалист-экономист отдела контроля валютных операций ЦФ
ГУ «Национальный Банк РК».


***
АНЫЊ ЌАРЖЫ НАРЫЃЫ
Ел экономикасыныњ тоѓыз айдаѓы он, кљрсеткіштері, шикізат тауарларына баѓалардыњ љсуі, жыл басынан бастап еліміздіњ, оныњ ішінде елорданыњ барлыќ ќаржы жѕне ќаржылыќ ќызмет нарыќтарыныњ керсет-кіштеріне оњ ѕсерін тигізіп отыр.
Ѕлемдік нарыќтаѓы баѓа конъюнктурасыныњ ќолайлы жаѓдайы, ел экономикасыныњ даѓдарыстан кейінгі есу ќар-ќыны банк жџйесіндегі депозит нарыѓына ыќпал етті. Астана ќаласыныњ депозит нарыѓы - еліміздіњ аймаќтары ішінде ќарќынды дамып келе жатќан сегменттерініњ бірі. Ќазіргі тањда жалпы салымдардыњ ішінде Астананыњ џлесі 30,0% шамасында саќталып, Алматы ќаласынан кейінгі орында тђр.
Резиденттердіњ депозиттік ђйымдардаѓы салымдары-ныњ жалпы келемі 2010 жылѓы ќазанда 1170,9 млрд. тењ-гені ќђрап, жыл басынан бастап 6,1%-ѓа (еткен жылдыњ осы кезењімен салыстырѓанда 8,6%-ѓа жоѓары) ђлѓайѓан. Жыл ішінде зањды тђлѓалардыњ депозиттері 3,0%-ѓа есуі-не ќарамастањ олардыњ жалпы салымдаѓы џлесі айтар-лыќтай темендегењ оныњ себебі - жеке тђлѓа салымдары-ныњ 40,4%-ѓа ескенінде. Банктік емес зањды тђлѓалар жалпы депозиттер кљлемініњ 82,5%-н немесе 965,7 млрд. тењ-гесін (2009 жылѓы ќазанда 87,0% немесе 937,6 млрд. тењ-ге) ќђраса, ќалѓан 17,5%-н немесе 205,2 млрд. тењгені (13,0% немесе 140,3 млрд. тењге) жеке тђлѓалардыњ џле-сіне тиесілі болды.
Љткен жылѓы ђлттыќ валютаныњ ќђнсыздануынан тењ-гедегі депозиттер айтарлыќтай темендеген, ал ќазіргі уаќытта оѓан халыќтыњ сенімі артып, оныњ џлесі депозиттіњ жалпы келемінде 60 пайызѓа жетіп отыр. 2010 жылѓы ќазанда шетел валютасындаѓы депозиттердіњ келемі 460,8 млрд. тењге болып, немесе жыл басынан бастап 30,4%-ѓа (еткен жылдыњ осы кезењімен салыстырѓанда 31,8%-ѓа азайѓан) темендеген, ђлттыќ валютадаѓы депозиттер 710,1 млрд. тењгені ќђрап, жыл басынан - 60,9%-ѓа (76,5%-ѓа жоѓары) ђлѓайды. Тењгедегі депозиттердіњ џлес салмаѓы 2010 жылѓы ќазанда љткен жылѓы ќазанмен салыстырѓан-да 37,3%-дан 60,6%-ѓа дейін айтарлыќтай жоѓарлаѓан.
Еліміздіњ банк секторына деген сенімін салымдардыњ мерзімінен аныќ байќауѓа болады. Жалпы депозит нары-ѓыныњ 99,6%-н мерзімдік салымдар ќђрайды, бђл љткен жылѓы мерзіммен салыстырѓанда 0,2 пайыздыќ тармаќќа жоѓары. Мерзімді депозиттердіњ ішінде ђзаќ мерзімді (1 жылдан жоѓары) салымдар кљлемі 2010 жылѓы ќазанда 600,8 млрд. тењгені ќђрап, љткен жылѓы ќазанмен салыс-тырѓанда 44,3%-ѓа (416,2 млрд.тењге) ђлѓайѓањ нѕтижесі-нде олардыњ џлесі 38,8%-дан 51,5%-ѓа дейін жоѓарлаѓан.
2010 жылѓы ќазанда банктік емес зањды тђлѓалардыњ тењ-гедегі мерзімді депозиттері бойынша орташа алынѓан сыйаќы ставкасы 8,1% (2009 жылѓы ќазанда - 7,9%), ал жеке тђлѓа-лардыњ салымдары бойынша 10,3% (11,1%) ќђрады.
Депозит нарыѓында ќалыптасќан ќолайлы жаѓдай, кредит нарыѓына ќатты эсер етпей отыр. Еліміздіњ кредит на-рыѓы, банктердіњљтімділікдењгейінебайланысты соњѓы екі жыл «тђралаѓаны» белгілі, алѓашында сырттан алѓан ќарыздарын ќайтаруѓа жђмсаѓан еліміздіњ жџйе ќђраушы банктері, соњѓы уаќытта несиеніњжоѓары тѕуекелін ескеріп, ќаражаттарыныњ басым бљлігін Ђлттыќ Банкте саќтап, баѓалы ќаѓаздар сатып алуда. Банктердіњ экономиканы кредиттеуініњ жалпы кљлемі 2010 жылѓы ќазанда 528,7 млрд. тењгені ќђрап, жыл басынан бастап 7,3%-ѓа (љткен жылдыњ осы кезењімен салыстырѓанда 10,1%-ѓа жоѓары) љскен. Дегенмењ бђл љсім экономиканыњ наќты секторын-даѓы кѕсіпорындар сђранымын ќанаѓаттандыруѓа жеткіліксіз болып отыр. Оѓан себеп Астана ќаласында «жђмыс істемей тђрѓан» ќаржы кљлемініњ 2,2 есе асуы болып тђрѓандыѓында асќан (депозит нарыѓыныњ кредит на-рыѓына ќатынасы). Ѕрине, аѓымдаѓы жылдыњ жарты жы-лына дейін кредит саясатын ќатањ саќтап келген екінші дењгейдегі банктер, соњѓы тоќсанда бастапќыдаѓы ђста-нымдарын аз да болса љзгерткен сияќты.
Аѓымдаѓы жылы экономикаѓа кредиттіњ басым бљлігі тењ-гемен берілген. Ђлттыќ валютадаѓы кредиттер кљлемі 399,6 млрд. тењгені ќђрап, жыл басынан 12,8%-ѓа (љткен жыл-дыњ осы кезењімен салыстырѓанда 20,2%-ѓа ђлѓайѓан) љссе, шетел валютасындаѓы кредиттер кљлемі 183,1 млрд. тењ-геге жетіп, жыл басынан бастап 2,9%-ѓа, љткен жылмен са-лыстырѓанда 6,6%-ѓа темендеген. Тењгедегі кредиттердіњ џлес салмаѓы 2009 жылѓы ќазанмен салыстырѓанда, 2010 жылѓы ќазанда 62,8%-дан 68,6%-ѓа дейін љсті.
Наќты сектор мониторинг кљрсеткендей, екінші жарты-жылдыќта экономиканы кредиттеу аз да болса жанданѓ-ан. Банктер тѕуекелді азайту маќсатында несие мерзімін тљмендетіп, корпоративті секторда кѕсіпорындар айналым ќаражатын толыќтыруѓа, ал бљлшек кредит нарыѓында ќысќа мерзімді тђтыну кредитін беруге ниет білдірген. Нѕтижесінде, ђзаќ жѕне ќысќа мерзімді кредиттеу 2010 жылѓы ќазанда 500,1 млрд. тењге жѕне 82,6 млрд. тењгені ќђрап, сѕйкесінше 2009 жылѓы ќазанмен салыстырѓанда 3,2%-ѓа (484,5 млрд. тењге) жѕне 82,1%-ѓа (44,6 млрд. тењ-ге) кљбейді. Сонымен ђзаќ мерзімді кредиттердіњ џлес сал-маѓы 2009 жылѓы ќазанмен салыстырѓанда 2010 жылѓы ќазанда 91,6%-дан 85,7%-ѓа дейін азайды.
Зањды тђлѓаларѓа берілген кредиттер 2010 жылѓы ќазан-да 363,5 млрд. тењгені ќђрай отырып, жыл басынан бастап 14,9% ђлѓайды (2009 жылѓы ќазанда 294,2 млрд. тењге), жеке тђлѓаларѓа берілген кредиттер 219,1 млрд. тењге немесе жыл басынан бастап 3,2% тљмендеді (2009 жылѓы ќазанда 234,9 млрд. тењге). Жеке тђлѓаларѓа кредиттердіњ џлес салмаѓы 2009 жылѓы ќазанмен салыстырѓанда 2010 жылѓы ќазанда 44,4%-дан 37,6%-ѓа дейін азайды.
Елбасы болашаќта ел экономикасыныњ ќозѓаушы кџші -
шаѓын жѕне орта бизнес екенін жиі атайды. Осы ретте, елор-даныњ аталмыш секторын банктер ќарќынды тџрде несие-лендірді десе артыќ айтпаѓан болармыз. Шаѓын кѕсіпкерлік субъектілерін кредиттеу 2010 жылѓы ќазанда 130,6 млрд. тењгеге дейін жетіп, љткен жылдыњ осы мерзімімен салыс-тырѓанда41,8%-ѓа кљтерілді, бђл экономикаѓа кредиттердіњ жалпы кљлемініњ 22,4% ќђрайды (2009 жылѓы ќазанда -17,4%). Кредиттіњ 74,2%-ы тењгемен берілген (56,2%). Даѓ-дарысќадейінгі мерзімде, кредитті «оњды-оолды» беріп келген банктер, шаѓын кѕсіпкерлікке берілген кредит мљлшері 105 млрд. тењге шамасында болѓанын ескерсек, ќазан ай-ындаѓы 130 млрд. тењге - жоѓары кљрсеткіш екенін атап кетуіміз ќажет.
2010 жылѓы ќазанда банктік емес зањды тђлѓаларѓа ђлттыќ валютамен берілген кредиттер бойынша орташа алынѓан сыйаќы ставкасы 13,8% (2009 жылѓы ќазанда -15,0%), жеке тђлѓалар бойынша - 13,8% (13,3%) ќђрады.
Депозит жѕне кредит нарыќтарында ќалыптасќан ќолай-лы жаѓдайлармен ќатар, Ђлттыќ Банктіњ аќша-кредит сая-сатыныњ басты маќсаттарыныњ бірі - баѓалардыњ тђраќты-лыѓын ќамтамасыз ету болатынын атап љткен жљн. 2010 жылы инфляцияныњ жылдыќ дењгейі 8 пайыз дењгейінде болады деп кџтілуде жѕне оны осы дењгейде ђстауѓа бар-лык, алѓышарттар бар. Ќарашада еліміздегі инфляция дењ-гейі 7,1%-ѓа ќалыптасса, оныњ жылдыќ дењгейі 7,7% шамасында саќталѓан. Мђнда ѕсіресе азыќ-тџлік тауарларыныњ баѓасы ќымбаттап отыр, жылдыќ 9,1% (2009 жылы - 3,0%).
Жыл ішінде Ђлттыќ Банк Ќазаќстан экономикасыныњ ішкі жѕне сыртќы бѕсекеге ќабілеттілігі арасындаѓы тепе-тењдікті ќамтамасыз етуге баѓытталѓан айырбастау баѓамы саясатын жџргізіп келді. Ѕлемдік ќор нарыќтарындаѓы шикіза-тќа деген баѓаныњ љсімін болжай отырып, айырбастау ба-ѓамы белгіленді. Тењгеніњ ауытќу «дѕлізі» 2010 жылѓы 5 аќпаннан бастап 150 доллар/тењге (+)10% немесе (-)15% кењейтілді. Жыл ішінде тењгеніњ АЌШ долларына ќатысты баѓамы 1 АЌШ доллары џшін 148,09-147,58 тењге диапазо-нында љзгерді. Кљптеген сарапшы мамандардыњ АЌШ дол-ларыныњ баѓамы жыл аяѓына дейін 140 тењгеге љзгереді деген болжамдары еш негізсіз болып шыќты. Љткен жылѓы ќарашадан бастап аѓымдаѓы жылдыњ наурызына дейін Ђлттыќ Банк валюта нарыѓына ќатысып отырды, алайда соњѓы жарты жылда аса белсенділік танытќан жоќ.
Аќша-кредит саясатыныњ осы шараларын іске асыру Ђлттыќ Банк џшін инфляция бойынша белгіленген баѓдарѓа жетуге мџмкіндік береді, оонымен ќатар бђл экономиканыњ тђраќты жѕне сапалы љсуіне ыќпал етеді.
Елдос БИМЕНОВ,
ЌР Ђлттыќ Банкі Орталыќ филиалыныњ
(Астана ќаласы) экономикалыќ талдау жѕне
статистика бљлімініњ бас маманы - экономист






 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru