Информбюро
Развитие отрасли
Дата
Спорт
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ   ЩЬЕМ САМИ?
Удельный вес текстильной и швейной промышленности в общем объеме валового производства Казахстана по данным маркетинговых исследований этой отрасли в прошлом году составил 0,4%. Для примера: в Турции и Китае доля текстиля в ВВП доходит до 30%, в Германии, Франции и США она равна 4%, в Италии - 12%. Это позволяет им сформировать 20% бюджета и обеспечить наполнение внутреннего рынка на 75-85% продукцией собственного производства.
Говоря о нашей области, тер- риториально большой, эконо- мически перспективной, за девять месяцев этого года, по данным отдела облуправления предпринимательства и про- мышленности, всего лишь 0,01% внутреннего регионального продукта приходится на произ- водство текстильных изделий и тысячная доля процента (!) - швейных. Эти отрасли у нас представлены мелкими и средними предприятиями: це- хами, ателье, салонами. Спе- циализируются они, в основном, на пошиве спецодежды, рабочей формы, постельного белья, одеял, реставрации изделий. Практически у всех из них деятельность зависит целиком и полностью от наличия тендеров, и лишь определенная часть продукции шьется для свободной реализации, либо по индивидуальным заказам.
Точки опоры
Широко известная швейная фабрика "Силуэт", что в г.Щучинске, была создана в далеком 1967-м году. В то время, когда в нашей республике эта отрасль легкой промышленности находилась на пике своего развития. Начинало предприятие работать, выпуская матрацы, одеяла, постельное белье. Постепенно ассортимент расширялся, стали шить рабочие куртки, платья, халаты. Так и сейчас, пройдя тяжелые кризисные 90-е годы и вновь встав на ноги, на фабрике продолжают шить спецодежду 50 наименований для силовых и охранных структур, нацкомпаний, медучреждений, сферы обслуживания. Также занимаются обеспечением местных жителей матрацами, одеялами, подушками, постельным бельем. Как рассказывает заместитель директора по производству Ольга Позднякова, сейчас здесь обновляют оборудование. Его закуплено на 2 млн. тенге. Еще вчера, по данным облуправления предпринимательства и промышленности, изношенность основных фондов предприятия составляла 90 %. Конечно, при таком техническом оснащении выходить на новый виток развития было трудно. Сегодня же "Силуэт" занял твердую позицию на рынке, объем его продаж за 8 месяцев этого года составил 150 млн. тенге. Как отмечает руководство предприятия, за счет новых швейных машин значительно улучшилось и качество товаров. К тому же здесь весьма сплоченный и ответственный коллектив - почти сто человек, для которых созданы благоприятные условия работы. Но квалифицированных кадров все же не хватает. При том, что молодые специалисты в дефиците. Подтверждением того, что предприятие стабильно функционирует, внося ощутимый вклад в экономику региона и его имидж, служит не одна награда в копилке "Силуэта". Уже нынче - первенство в областном конкурсе "Лучший товар для населения", почетная премия в отрасли предпринимательства на V Международном саммите МДС во Франции в мае 2010 года.
Выпуском практически аналогичных товаров занимается и предприятие ТОО "Крокус-Астана" в г.Акколь. Здесь так же, участвуя и побеждая в тендерах, шьют форму для министерств обороны и внутренних дел, спецодежду, одеяла. Сырье сюда, как и у "Силуэта", поступает из России, Китая и т.д. Директор ТОО Геннадий Чен, понимая необходимость развития собственной отрасли легкой промышленности, стремится расширять свое производство, но финансовых возможностей нет, затрудняет воплотить планы в жизнь и недостаток кадров.
В нашей области есть еще несколько мелких предприятий, специализирующихся на спецодежде. Но основную массу швейных производств представляют индивидуальные салоны, занимающиеся частным пошивом, ремонтом одежды. Таковые есть в каждом районе и городе области. На свободную реализацию и частные заказы ориентировано и ТОО "ТП "Арман" в Кокшетау. Средний годовой объем продаваемой трикотажной продукции здесь равен 15 млн. тенге. По словам директора предприятия Татьяны Басан, изменений пока не предполагается, так как оборудование предназначено только для полушерстяной ткани.
Население в качестве инвесторов. Правильно ли?
Зато намерения расширять производственный ассортимент есть у руководства ТОО "Швейная фабрика "Диас", бывшая Кокчетавская "40 лет комсомола". Только вот финансовые средства здесь рассчитывают привлечь, используя в качестве инвесторов население. Чтобы распространить свою идею, к тому же весьма социально значимого характера, Хасен Кажибаев пригласил в свой офис журналистов региональных СМИ. К образовательным учреждениям он обратился с предложением на базе своего предприятия шить школьную форму, которая со следующего года, по его словам, станет обязательной. Хасен Кажибаев представил такие данные. В Кокшетау насчитывается около 19 тыс. школьников. Чтобы для всех сшить форму за два-три месяца, необходимо закупить ткани на 333 млн. тенге плюс 50 млн. - на фурнитуру. При таком объеме можно будет трудоустроить до 300 человек с работой в две смены. В перспективе руководство фабрики намерено охватить всю область. Особый акцент в предложении делается на качество. Хасен Кажибаев гарантировал, что в производстве будет использоваться лишь российское сырье, рассказал о недостатках и ценовых несоответствиях китайских и турецких товаров данного ассортимента. Один комплект школьной формы, изготовленный на фабрике "Диас", будет стоить от 7 тысяч тенге и выше, в зависимости от размера. Однако воплотить планы в жизнь своими силами предприятие не может - кредит получить не получается, да и нет желания рисковать, если вдруг их товар не найдет сбыта. Предприниматель предлагает, чтобы родители школьников оплатили половину стоимости формы, а потом, по мере готовности и по факту получения, рассчитались бы полностью.
Такая позиция руководства имеет две стороны медали. С одной, кто может заказчику навязывать идею, гарантировать качество. Да, швейная отрасль находится в кризисном положении, но трудности можно преодолевать и в век рыночных отношений, а порожденное ими дитя - маркетинг дает реальные ответы на возникающие вопросы. Специалисты рекомендуют производителям швейных и текстильных изделий не избегать рисков, а уметь управлять ими, делая упор на обновление оборудования и ориентированность на модные тенденции. Они считают, что лучше изготавливать небольшие партии, расширять экономические связи, делать товар узнаваемым - брендовым, совершенствовать методы стратегического управления предприятиями и т.д. С другой стороны, если родители пожелают приобрести своим детям качественную красивую школьную форму, сделав предоплату, это их дело. Которое может быть взаимополезным.
Откуда у проблемы ноги растут
По данным Ассоциации предприятий легкой промышленности РК доля теневой экономики в этой сфере достигает 95%. Фактически казахстанский рынок текстиля и готовой одежды заполняется примерно на 800 млн. долларов. Доля отечественной продукции покрывает потребности населения на 8-10%, официальный импорт составляет приблизительно столько же, притом, что при условных ценах завозной товар оформляется не штучно, а по весу. Поэтому годовой оборот нелегальной продукции оценивается Ассоциацией приблизительно в 4 млрд. долларов.
Бытует мнение, что наши швейные предприятия уделяют мало внимания дизайнерской стороне дела. Молодые люди и, в особенности, женский пол, придают большое значение фасону, ткани, бренду, модным тенденциям, и значительно меньше их волнует производитель изделия, качество. Но этого нельзя сказать о пожилых людях, которые предпочтение отдают добротности вещи и отечественному производству. Что же нужно сделать, чтобы поднять эту отрасль легкой промышленности области на новый уровень? Люди, не один десяток лет отработавшие на швейных предприятиях, уверяют: перспектива развития есть. Подготовить нужных специалистов можно и достаточно быстро, найти поставщиков сырья сейчас тоже не проблема. Следует модернизировать технологический процесс, приобретать высокопроизводительное оборудование, шить современную одежду, уделять особое внимание маркетинговым и рекламным кампаниям. В корне измененное отношение и подход к делу могут обеспечить экономическую безопасность региона в отрасли легкой промышленности. Но есть и другая сторона дела - государственная поддержка. Если есть необходимость (а она есть и четко прописана в Программе "Дорожная карта бизнеса-2020"), нужна и взвешенная программа развития этой отрасли. Это решает проблему трудоустройства (например, в Индии на таких предприятиях занято 20% населения страны, в Китае также, а в Турции - 21%), налоговых поступлений в бюджет, наполнения рынка своей продукцией, поддержки смежных отраслей.
В нашей области, по словам заместителя начальника облуправления экономики и бюджетного планирования Светланы Ермаковой, на ближайшее время нет ни одного проекта по развитию текстильной и швейной отраслей. Сами предприниматели ни разу не выступали с инициативой включить их в госпрограмму по поддержке малого и среднего бизнеса. А под лежачий камень, как известно...
Алёна ЕРИНА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.



 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru