|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
КУЛЬТУPA |
ЧЕЛОВЕК
И ЕГО ДЕЛО. АЛЬМАНАХ. ФОРУМ. |
|
|
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
Пленённый театром навек
В нынешнем году колледж культуры имени Акана-cepi отмечает
55-летие со дня основания. Единственное в регионе профильное
учебное заведение более полувека взращивает будущих работников
культуры. В 2000 году при колледже открылся курс драматических
актеров с целью пополнения свежими силами подмостков русского
и казахского областных театров. Через два года обучение
студентов на русском отделении продолжил режиссер Иосиф
Дмитриев, волею судьбы сменивший жизнь в столице Чувашии
Чебоксарах на Кокшетау.
"У
меня есть только театр" - эти слова режиссера звучат
как эпиграф ко всей его творческой жизни, небогатой на внешние
события, но целиком посвя- щенной трудному и волную- щему
театральному делу. В Казахстане Иосиф Александ- рович Дмитриев,
обладатель почетного знака "Мѕдениет
ќайраткері" живет, в общей сложности, уже более
четыр- надцати лет. В середине девяностых годов его при-
гласили из Чебоксар на работу в тогдашнюю Акмолу. Приняв
предложение, вскоре начал трудиться в русском драма- тическом
театре имени Горького. А в 2002 - м, впервые приехав в Кокшетау,
так и остался здесь, покоренный, по его словам, приветливыми
и хорошими людьми, размеренным течением городской жизни.
А еще возможностью растить таланты и творить, ни на что
более не отвлекаясь.
За плечами режиссера - актерский курс чувашской студии при
Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.
Ему посчастливилось совершенствовать актерское мастерство
в классе ученика самого Станиславского - Георгия Товстоногова.
После службы в армии поступает на режиссерский факультет
ГИТИСа, пройдя школу Юрия Завадского. По окончании вуза
работал в Чебоксарском ТЮЗе. А свой первый большой режиссерский
успех пережил, поставив впервые на сцене чувашского драматического
театра чеховскую "Чайку". Кстати, в 2007 году
знаменитую пьесу в постановке Дмитриева увидели и кокшетауские
зрители. А главную роль - Константина Треплева - играл его
ученик Максим Дыкин. В восстановленной постановке "Чайки"
в прошлом году эту роль играл другой его подопечный - Анатолий
Григорьев.
На преподавательской стезе режиссер, всегда ощущавший потребность
обучать мастерству молодую актерскую поросль, с 1972 года.
В Чебоксарах он выпустил три актерских курса, созданных
при музыкальной школе. Успешная педагогическая деятельность
продолжилась в Кокшетауском колледже культуры. В 2002 году
он приступил к занятиям на русском отделении курса, набранном
до него бывшим режиссером казахского театра Гульсиной Мергалиевой.
И сегодня у педагога, уже выпустившего в жизнь два потока
студентов, немало поводов для гордости, поскольку его ученики
успешно продолжают начатое дело. К примеру, Дина Жумабаева
- студентка театрального факультета Казахского национального
университета искусств, Максим Дыкин - актер Екатеринбургского
театра драмы, Анатолий Григорьев - артист Новосибирского
театра "Старый дом". Добрая часть его бывших слушателей
работают на подмостках областного русского театра драмы.
Это - Наталья Рознер, Анна Бронникова, Татьяна Пашковская.
Своих нынешних студентов, которые старательно постигают
азы актерского мастерства уже третий год, он называет "золотым
курсом". Они талантливы, смелы, умеют отстоять свое
мнение. А Мастер, стараясь увидеть в каждом целый мир, с
большим терпением и огромным энтузиазмом ставит своих подопечных
на творческие рельсы. Учатся на курсе Иосифа Дмитриева и
уже пробуют силы на театральной сцене молодые актеры: Тимур
Валиев, Владимир Андреев, Станислав Тавгень, Анастасия Малицкая,
Татьяна Швец, Александра Букреева, Борис Курган.
- Актерская профессия невероятно трудна, - убежден режиссер.
- И если молодой человек не приучен ктруду, то сложностей
ему не избежать. Победы в искусстве, как и во всяком другом
деле, никому еще не давались без всепоглощающего труда.
Мало стать на сцене совершенно другим, неузнаваемым, максимально
перевоплотиться, важны человеческая глубина, неповторимость
и духовное богатство личности актера.
Конечно, не все ученики Мастера отправляются по окончании
курса на театральную сцену. Некоторым это ремесло просто
не под силу. Но в любом случае, они, оканчивая колледж,
получают среднее специальное образование и сами решают,
где приложить полученные знания и опыт.
Педагогика великолепно уживается в душе режиссера с духом
театральных подмостков. Он говорит о себе: "...стоит
мне встретиться с моими учениками, я полностью растворяюсь
в них, а когда я в театре, то для меня уже более ничего
не существует". У этого человека, плененного театром
навек, более 30 поставленных спектаклей на сценах российских
и казахстанских театров. Он в числе тех, кого мучительно
преследует один вопрос: как сделать драматический театр
интересным и "смотрибельным", чтобы зритель не
скучал на представлениях, не развлекался, а думал, сопереживал.
Но главным своим достижением Иосиф Александрович считает
то, что ему удалось поставить в свое время "Вишневый
сад", "Чайку" Чехова. По словам нашего визави,
в современной драматургии хотя бы "членораздельная"
постановка этих пьес считается "высшим пилотажем",
после чего можно спокойно уходить. Но, думается, путь режиссера
Дмитриева в профессии еще очень долог. К примеру, скоро
кокшетауский зритель увидит новую постановочную работу Мастера
на сцене русского театра драмы - "Гамлет", поработать
над которой ему предложено его директором Валерием Тарасовым.
Но прежде ему самому, подобно герою пьесы, поднимающему
великий человеческий вопрос о смысле существования, нужно
ответить себе: для чего он берется за эту сложную, но такую
притягательную работу. Что скажет ею зрителю?
Оказалось, что в жизни режиссера кроме театра, есть место
переводческой деятельности. Он увлекся переводами стихов
и поэм со шведского языка на чувашский и русский. Изучал
язык самостоятельно, обложившись словарями и книгами, а
увлечение, пришедшее после поездки в 2000 году на поэтический
фестиваль в Швецию, переросло в крепкую дружбу с тамошними
авторами. Результат труда - три книги поэм и стихов в его
переводе со шведского, изданные в Чувашии.
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
Альманах отправился в путь
НА ФРОНТОНЕ МАВЗОЛЕЯ АЙШИ БИБИ ЕСТЬ ФРАЗА: "ОСЕНЬ.
ТУЧИ. ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА". КАЖЕТСЯ, ОБЫЧНЫЕ СЛОВА, А КАКАЯ
В НИХ СКРЫТА ГЛУБИНА, И СКОЛЬКО ПОЭЗИИ. В ЭТИ ПРЕДЗИМНИЕ,
СТАНОВЯЩИЕСЯ КОРОЧЕ ДНИ НАМ В СУЕТЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ТАК НЕ
ХВАТАЕТ СВЕТЛЫХ ЭМОЦИЙ.
Истинным
праздником поэти- ческого духа обернулась пре- зентация
сборников "Сарыар-
ќаныњ жыр самалы" и "Рифмы хлебного поля"
- первого вы- пуска литературно - худо- жественного альманаха
"Ак- мола", посвященного Году сближения культур,
объявлен- ному ЮНЕСКО.
Всех тех, кто знает, любит и це- нит творчество наших земляков
- поэтов области, ожидала эффектная литературно-музы- кальная
композиция с фраг- ментами театрализованного представления
на празднично оформленной сцене ДК "Достар".
Заслуженный деятель культуры РК, член Союза писателей Казахстана
Жабал Ергалиев вручил свежие, еще пахнущие типографской
краской первые выпуски альманаха директору фонда "Аялау"
Галыму Бекмагамбетову, которому совместно с Акмолинской
ассамблеей народа Казахстана принадлежит инициатива издания
этих книг.
Известные в Казахстане поэты Нургожа Ораз, Толеген Кажыбай
и Владимир Гундарев поприветствовали собравшихся в видеообращении
с экрана, подчеркнув, что неслучайно именно Кокшетау - "край
причудливых гор и чарующих сосен, край танцующих роз, серебристых
озер", считают колыбелью поэтического творчества. Талантами
благословенная наша земля славится издавна.
За
финансовую поддержку издания альманаха гости вече- ра теплыми
аплодисментами встречали директора изда- тельского дома
"Келешек" Когершин Бексултанову, чей труд отмечен
был благодар- ственным письмом акима об- ласти Сергея Дьяченко.
Такой же награды были удостоены фотокорреспондент Владислав
Холин, журналист Ринат Ду- сумов, акын Мырзабек Кђдай-
берлі, лирик Сырым Рахимов, руководитель литобъединения
Олеся Загородкина, коррес- пондент газеты "Кокшетау"
Улмекен Тыныштыќќызы.
"И свои мысли, и живую свою речь - все это в слово
остается мне облечь", - бессмертными строками великого
Абая были одухотворены выступления художника, поэта, известного
барда Алексея Беломестнова, выпускницы Национальной академии
музыки Ольги Манжула, и с особым восторгом зрители приняли
романс Натальи Федоровой, написанный на стихи Рамиля Хисамуддинова,
нашего земляка, приехавшего из Астаны на это торжество.
О неугасающем интересе к поэзии свидетельствовал и тот факт,
что в этот незабываемый октябрьский вечер зрители спешили
раскупить вышедшие сборники ихов. Остается пожелать счастливой
судьбы альманаху, тронувшемуся в путь.
Акмарал ЖАНДОС.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
ФОРУМ
Ещё раз о раритетах
"Проблема фонда редких книг" - тема республиканской
конференции, прошедшей в Национальной библиотеке РК. Участниками
масштабного форума стали специалисты библиотечного дела
со всех регионов Казахстана, музейные, архивные работники,
ученые, исследователи.
Цель конференции - выявить, изучить и представить читателям
в систематизированном порядке посредством взаимного сотрудничества
между фондосодержателями раритеты письменного наследия.
Почетной гостьей собрания стала директор Основной программы
ИФЛА-ПАК, главный библиотекарь отдела международных связей
Национальной библиотеки Франции Кристиан Барриля. Начиная
с 1986 года, ПАК работает как основной центр и имеет 14
региональных филиалов в разных частях мира. Один из них
- в Национальной библиотеке РК. В своем докладе французская
гостья отметила, что библиотеки, читатели и власти должны
проводить мероприятия по сохранению письменного наследия,
которое находится под угрозой исчезновения. Рассказала о
европейском проекте "Режиа" - это новая программа
оцифровывания рукописей, начатая в 2010 году. Проект имеет
целью обеспечить доступ через виртуальную библиотеку к документам
европейских королевств, от Средних веков до эпохи Возрождения.
Акмолинской областной библиотекой имени М. Жумабаева на
конференции представлен ряд уникальных книжных памятников,
приобретенных в ходе выездных поисковых экспедиций. Среди
них книги, написанные арабской графикой, священные книги
мусульман Коран, изданные в 1898 и 1902 годах в г. Казани,
собрание проповедей, заклинаний и молитв, назидательных
рассказов и притч, произнесенных пророком Мухаммедом, поэмы
"Кахарман" 1913 г., "Али батыр" 1947
г.
Достойное место на выставке заняли электронные издания.
Это документы, приобретенные в ОУНБ им. Крупской в Оренбурге:
карта Акмолинской области 1907 года издания, очерки по истории
казак - киргизского народа 1942 года, ноты А. Затаевича
"Казахские и киргизские песни", другие.
На конференции от областной библиотеки прозвучал доклад
"Раритетные издания на электронных носителях".
В нем дана информация об обеспечении потребностей пользователей
редкими изданиями на электронных носителях, подробно освещены
особенности их хранения.
Салима АЙТМАНОВА, зав. сектором редких
и ценных изданий АОУНБ.
Кеменгеровские чтения
Он жил и учился в Омске в самом начале прошлого века: участвовал
в литературном объединении, издавал с молодыми казахскими
литераторами альманах. Был потрясающе талантлив и разносторонне
одарен.
Еще 19-летним юношей Кошмухамед Кеменгеров перевел на казахский
язык стихотворение А.С. Пушкина "Пророк". Причем
точность и содержания произведения, и стихотворного размера
были так органично переданы, что по сей день это, по мнению
ученых, - лучший перевод "Пророка". Это премьерой
его пьесы "Золотой перстень" в 1923 году открылся
занавес первого казахского национального театра. В 1925
году он издал первый казахско - русский словарь для европейцев.
Факсимильным изданием этого труда, до последнего времени
считавшегося утерянным, гордятся работники Омской областной
библиотеки им. Пушкина. Недавнее открытие: в архивах Ташкентского
университета, аспирантом которого был в двадцатые годы Кошмухамед
Кеменгеров, обнаружен написанный им учебник по химии для
казахских школ. В Омске, вплоть до перевода в Ташкент, он
учился в медицинском институте, что впоследствии позволило
ему во время воронежской ссылки работать санврачом. В изданном
в эти дни трехтомнике Кеменгерова - все, что смогли найти
родственники после ареста в 1937 году. За месяц до расстрела
по приговору суда омской "тройки", осенью 37-го
года ему исполнился 41 год. Среди сегодняшних потомков Кошмухамеда
Кеменгерова - ученые, педагоги, один из его правнуков -
талантливый казахский поэт, другой - известный политический
деятель, и все его дети и внуки были и есть - труженики,
достойно несущие имя своего отца и деда.
На днях в библиотеке им. Пушкина прошли кеменгеровские чтения.
Участие в конкурсе чтецов произведений Кошмухамеда Кеменгерова
приняли более тридцати омских школьников. Организатор мероприятия
- учительница казахского языка центра детского творчества
"Созвездие" г. Омска Куляш Альбаевна Баймышева.
Вместе с коллегами из омских школ, национально - культурных
центров "Молдир" и "Аманат" она делает
немало для привития любви к родному языку казахской детворе.
Приехавшие из Алматы, Астаны, Кокшетау потомки писателя
рассказывали школьникам о жизни и творчестве Кошмухамеда
Кеменгерова. Победители конкурса, лучшие чтецы были награждены
дипломами и памятными подарками. Одним из победителей была
признана самая маленькая участница конкурса Эльмира Жусанова,
не по - детски прочувствованно прочитавшая стихи Кошмухамеда
Кеменгерова, обращенные им к своим детям из тюрьмы во время
первого ареста в Алма - Ате в 1930 году.
Алия АХЕТОВА.
Полвека любви к музыке
Ровно полвека в Буландынском районе действует Макинская
детская музыкальная школа. В этом "оазисе культуры",
как любовно окрестили ее здешние жители, работает очень
сплоченный и дружный коллектив, по - настоящему творческие
и влюбленные в свое дело профессионалы.
У
истоков создания школы в разное время стояли разные люди:
Егор Животягин, Федор Кутиков, Леонид Максименко, Татьяна
Савельева.
Хотя здание и приспособленное, все же здесь, по словам педагогов
и учеников, созданы хорошие условия. На сегодня в четырех
отделениях ДМШ: по классу фортепиано, народное, казахское,
а также эстрадное - обучаются 211 ребят, есть филиалы школы
в селах Даниловка, Журавлевка, Токтамыс и Никольское.
Так сложилось, что в любой музыкальной школе самым популярным
из всех классических инструментов всегда считалось фортепиано.
Почему-то именно оно особенно притягательно как для детей,
так и их родителей. Наверное, потому, что у него существуют
безграничные возможности, на нем можно сыграть произведения
разных форм и жанров. На отделении фортепиано занимается
большая часть из числа юных музыкантов - 85 человек. А обучают
их этому искусству замечательные преподаватели: Татьяна
Шевченко, Ботагоз Турубаева, Татьяна Наскольная. Ученица
Ботагоз Турубаевой Мадина Омарова была в числе победительниц,
завоевав "бронзовую" медаль в областном конкурсе
юных музыкантов.
Стоит отметить, что преподаватели ДМШ - люди, не знающие
покоя, всегда стремящиеся к самосовершенствованию и самореализации,
амбициозные, в хорошем смысле этого слова. Их творческая
энергия, бесспорно, передается ученикам. Людмила Хаданина
- преподаватель сольфеджио по классу баяна - ее ученики
продолжают учебу в различных музыкальных учебных заведениях
не только нашей страны, но и за ее пределами. Дамеля Макаш
- талантливый преподаватель по классу домбры. Оркестр народных
инструментов, которым она руководит, в прошлом году на областном
конкурсе юных музыкантов занял первое место, третье - в
республиканском. Юная талантливая кобызистка Асем Жантурина
под чутким руководством своего преподавателя Кымбат Игликовой
достигла высот в своем мастерстве: в 2007
году заняла первое место в областных Дельфийских играх,
в 2009 году - третье место в областном конкурсе юных музыкантов.
Совсем еще юный Андрей Цымбалов признается, что игру на
баяне предпочел другим увлечениям сознательно, уж очень
привлек его этот инструмент. В прошлом году на областном
конкурсе пальма первенства безоговорочно была присуждена
ему. Другой ученик преподавателя по классу баяна Сергея
Шевченко - Ануар Темирбулат - занял третье место в этом
же конкурсе.
К слову, семья Шевченко - это, можно сказать, целая династия
музыкантов. Дочь супругов - преподавателей - Софья тоже
училась здесь и сейчас работает музыкальным руководителем
в одном из детских садов Макинска. Леонид Васильевич и Нина
Алексеевна Максименко, а также их сын Олег - преданные своему
творчеству люди.
Нынешний директор ДМШ, человек очень энергичный и деятельный,
Бахытбек Сейдахметов говорит, что с самого детства ставил
перед собой цель стать музыкантом и, без ложной скромности,
быть руководителем музыкального коллектива. "Наша школа
- это полвека трудностей, полвека испытаний, но еще и полвека
радости и хороших учеников, и все это - благодаря достойному
коллективу".
Асель СЫЗДЫКОВА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
Буландынский район.
КИНО: счастливые мгновения
100-летию развития кинематографа в городе Кокшетау посвятили
незаурядное познавательное мероприятие сотрудники музея
истории города.
Первое упоминание о появлении кино в Кокшетау относится
к 1910 году, именно тогда любителем кино Захаровым был построен
из теса первый летний кинотеатр. Аппарат и сами кинофильмы
знаток приобрел на свои средства, сам же продавал билеты
зрителям.
Предположительно, первый городской кинотеатр располагался
на территории горсада. На скамьях разной высоты могли разместиться
250 горожан.
Об этом и многом другом из истории развития кино в Кокшетау
и области гимназистам "Тањдау"
поведала Ольга Полеткина, начальник отдела информации и
использования документов госархива Акмолинской области,
проработавшая почти четверть века в управлении кинофикации.
Почетный гражданин города Кокшетау, ветеран культуры Зинаида
Санчило, поделилась воспоминаниями, какую роль играло кино
в жизни горожан. А краевед Алия Ахетова с ностальгической
грустью напомнила о временах черно - белого кино своей юности,
старых и добрых фильмах, излучающих свет и чистоту. Те картины,
как куски жизни, которые мы проживали вместе с героями,
сочувствовали, радовались и любили.
Было обычным делом тогда в кинотеатрах имени Жданова и "Дружба"
проводить зрительские конференции, обсуждение фильмов, встречи
с мастерами советского кино из Москвы и Ленинграда, велась
кропотливая работа по изучению зрительского интереса, активно
пропагандировались детское и юношеское кино.
Украшением мероприятия стало содержательное и эмоциональное
выступление научного сотрудника музея Светланы Жанашевой,
а выставочное оформление зала в форме кинолент в черно -
белом и цветном форматах поражало оригинальностью и тонким
вкусом.
С интересом, удовольствием и пользой участники замечательной
встречи посмотрели документальный фильм о Кокшетау 80-х
годов с поэтичным названием "Городу Синегорья".
Молодежь с удивлением узнала, что некогда в районе города,
именуемом "Шанхай", процветал кинотеатр "Юбилейный",
прозванный в народе "Зеленым", - в фойе находился
настоящий зимний сад с чудными диковинными растениями.
Как это важно помнить и не забывать, что же было с городом
и с нами.
Алия КОЙШИБАЕВА.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |