Вести диалог не просто, но нужно
Одной из составляющих девиза казахстанского председательства
в ОБСЕ является "traditions" (традиции). Казахстан
за свою деятельность в этом направлении получил признание
и поддержку со стороны лидеров основных мировых конфессий
и международных организаций, работающих в области диалога
цивилизаций и культур. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
в статье "Судьба и перспективы ОБСЕ" отмечал:
"Казахстан, как многонациональное и поликонфессиональное
государство, приверженное идеям межкультурного и межцивилизационного
диалога, намерен использовать достаточно мощный потенциал
организации для эффективного преодоления национализма, религиозной
нетерпимости, расизма, ксенофобии и антисемитизма... Являясь
светским государством с преобладающим мусульманским населением,
Казахстан на посту председателя ОБСЕ ощущает особую ответственность
за сближение мусульманской и христианской цивилизации, за
углубление понимания между Востоком и Западом..."
Поразмышлять об этом собрались за "круглым столом"
Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова и наши политологи,
преподаватели вузов, руководители этнокультурных объединений,
религиозные лидеры, студенческий актив. Инициировала встречу
Акмолинская ассамблея народа Казахстана по теме: "Диалог
как основная ценность культурного и религиозного опыта".
С религиозной ситуацией присутствующих ознакомила директор
областного департамента по делам религии Сауле Ибраева.
В области действует 309 религиозных организаций, проповедническую
деятельность осуществляют 18 иностранных миссионеров. Лидеры
конфессий являются активными сторонниками социального служения.
К примеру, имам мечети им. Науан Хазрета Канат Кыдырмин
и настоятель прихода "Архистратига Михаила" православной
церкви Василий Качанкин являются членами Совета по связям
с религиозными объединениями при акимате Акмолинской области.
Пробст лютеранской церкви Эвальд Красовский и пастор церкви
"Христос для всех" Владимир Трифонов ведут большую
благотворительную работу.
Но вместе с тем, свободное трактование в религии может стать
источником нестабильности и деструктивных процессов. Учитывая
международный опыт, наше государство ввело запрет на деятельность
15 зарубежных религиозно - политических организаций, таких
как: "Аль-Каеда", "Исламская партия Восточного
Туркестана", движение "Талибан", "Хизб
- ут - Тахрир", "Аум Сенрике" и др.
В основном эти организации преследуют цель образования теократического
государства (халифат) посредством вооруженной борьбы и террористических
актов. Хотя большинство перечисленных организаций позиционируют
себя объединениями исламского толка, однако никакого отношения
к исламу они не имеют, а преследуют политические, либо корыстные
цели. Поэтому неверно употреблять термины "исламский
экстремизм" или "исламский терроризм", так
как само название ислам в переводе с арабского "ас
салям" означает "мир тебе". В связи с тем
парламент Великобритании на законодательном уровне заменил
эти термины на термин "антиисламская деятельность".
Кроме того, в республике запрещена деятельность двух оккультно
- мистических движений, созданных в нашей стране: "Алля-Аят"
(Фархад ата); "Ата жол" (Ак жол). Последователи
культа "Алля-Аят" осуществляли свою деятельность
под прикрытием общественных объединений: "Солнечный
луч" в городе Кокшетау, "Золотой луч" в г.
Щучинске, "Аят самооздоровление" в г. Атбасаре.
Организатором был Кыдырали Тарыбаев, а обещали, ни много
- ни мало, за определенную плату сделать из человека аулие
(святого). Принципы схожи с "финансовыми пирамидами":
каждый член течения должен привести с собой новых последователей
для повышения своего уровня.
Неуклонно растет и количество верующих в нетрадиционные
для нашей страны вероучения, в основном, неопятидесятнической
направленности, чему способствует их активная прозелитическая
(прозелитизм - обращение в свою веру лиц другого вероисповедания)
деятельность. Получая обильную финансовую помощь из-за рубежа,
эти религиозные объединения (ЕХМЦ - "Пресвитерианство",
"Адвентисты Седьмого дня", "Свидетели Иеговы",
"Новая жизнь") могут позволить себе проведение
крупных мероприятий (молодёжные фестивали, летние лагеря,
спутниковые программы, благотворительные акции и т.д.).
Адепты культа обходят квартиры кокшетауцев с целью распространения
журналов "Сторожевая башня", "Пробудитесь!".
Библейские занятия проводятся не только на русском, но и
на государственном языке. В последнее время свидетели Иеговы
замечены в Зерендинском, Шортандинском районах и г.Степногорске.
Изучив ситуацию, участники "круглого стола" пришли
к выводу, что, формируя межконфессиональный диалог и духовное
согласие в обществе, сегодня очень важно обеспечить доминирование
традиционных религий, обеспечить свое лидерство на фоне
многочисленных нетрадиционных течений и деструктивных культов.
О проблемах толерантности и недискриминации рассказала президент
общественного фонда и Центра помощи пострадавшим от деструктивных
религиозных течений Гульнара Оразбаева. О дорогах веры порассуждала
заведующая кафедрой международных отношений и истории КУАМ
Рауза Абдулина. Сейчас мы стали больше осознавать зависимость
духовности человека от морально - нравственного развития.
В вузах уже введено преподавание дисциплины "Религиоведение",
но еще предстоит определить место религии в системе образования.
По мнению многих, учебные заведения должны обязательно остаться
светскими. Другое дело, что туда нужно вернуть уважение
к традиционным религиям. Зачастую светский характер школ,
вузов трактуется как уклонение от преподавания в них научных
знаний о религии. Но если не насаждать религиозные или атеистические
убеждения, а способствовать расширению знаний о человеке,
обществе, религии, содействовать воспитанию толерантного
отношения, тогда молодой человек сможет сам сделать свой,
осознанный выбор. Интересными были ответы религиозных деятелей
на многочисленные вопросы студентов. К примеру, наиб-имам
мечети им. Науан Хазрета Канат Алшынбаев высказал такое
мнение по поводу того, носить или нет в школу или вуз детям
религиозные одежды: "Я не думаю, что девушки в платках
несут какую-то угрозу остальным, не об этом мы должны говорить,
а о другом - почему они все больше оголяются, об их нравственности.
Молодежи надо больше знать традиционные духовные ценности,
тогда и дешевые уловки всяких сект их не привлекут".
А председатель ОО "Акмолинское чечено - ингушское общество
"Вайнах" Герихан Яндиев так прямо и сказал: "Похитить
душу моего сына нельзя уже потому, что я всегда рядом, он
участвует вместе со мной в мероприятиях и на своем примере
я его учу с уважением относиться к людям. Очень многое,
считаю, зависит от семьи, а если подросток предоставлен
сам себе, можно от него ожидать всего..."
О том, почему же молодежь идет в секту, еще долго рассуждали
участники "круглого стола". Недостаток любви,
отсутствие достойной цели в жизни, неорганизованный досуг,
где даже спортивные клубы многим не по карману, но главное,
это слабые жизненные ориентиры, неумение распорядиться свободой
выбора. Звучали даже такие мысли, мол, а зачем нам все эти
секты, запретить их! Но мы живем в глобальном мире, строим
демократическое общество, и человек вправе определиться
сам, с кем ему идти. Как верно было подмечено начальником
управления внутренней политики Гульжанар Шукеевой: "Молодежь
- стратегическое будущее государства, и мы должны в этой
среде шире пропагандировать традиционные ценности, но делать
это, не вбивая в голову догмы - все должно идти от сердца".
Да, научиться работать в молодежной среде всем нам еще предстоит,
чтобы диалог там действительно получался и в нем участвовали
обе стороны.
Александра МЯКОТА.
Взносы - на благое дело
Возведение новой мечети в городе Кокшетау ведется на добровольные
взносы. Свой вклад в строительство внесли и члены Акмолинской
ассамблеи народа Казахстана, этнокультурные объединения
области, перечислив на благотворительный счет порядка 500
тысяч тенге. Особо хотелось бы отметить грузинскую диаспору
"Колхети", Кокшетауский филиал РОО "Ассоциация
азербайджанцев", Акмолинское чечено - ингушское общество
"Вайнах", Кокшетауский филиал РОО "Ассоциация
корейцев Казахстана", Узбекский национально - культурный
центр.
Соб.инф.
|