О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ
В режиме кардинальной модернизации
Система образования Казахстана в настоящее время находится
в режиме кардинальной модернизации. Это обусловлено, в первую
очередь, поставленной Президентом страны задачей вхождения
республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран
мира. Важную роль в достижении этой цели играет совершенствование
системы образования. Международный опыт подтверждает, что
инвестиции в человеческий капитал и, в частности, в образование,
способствуют существенным отдачам для экономики и общества.
|
Урок информатики. Лесная средняя
школа.
Сандыктауский район. |
В стране действуют Государ- ственная программа развития
образования в РК на 2005 - 2010 годы, Государственная програм-
ма развития технического и профессионального образования
на 2008-2010 годы, Программа "Дети Казахстана"
на 2007 - 2011 г., Программа по обеспечению детей дошкольным
воспитанием "Балапан" на 2010 - 2014 г. Большой
вклад в развитие ин- теллектуальной элиты страны внесла
реализация Программы Президента Республики Казах- стан "Болашак",
давшая воз- можность одаренным молодым казахстанцам получить
обра- зование в лучших университетах мира.
В результате реализации Государственной программы развития
образования на 2005-2010 годы удалось осуществить ряд поставленных
задач. Приведена в соответствие с Международной стандартной
классификацией структура казахстанского образования. Создаются
условия для введения 12 - летней модели обучения. Создана
Национальная система оценки качества. Внесены необходимые
коррективы в развитие системы технического и профессионального
образования. Укрепляется материальная база организаций.
Казахстанские школьники, приняв участие в международном
сопоставительном исследовании TIMSS - 2007, заняли 5-е место
по математике и 11-е по естествознанию среди учащихся 4-х
классов из 36 стран мира. Уделяется огромное внимание развитию
государственного языка. Создана сеть специализированных
школ для одаренных детей. 11 марта 2010 года Казахстан единогласным
решением 46-ти стран - участниц Болонского процесса вступил
в европейскую зону высшего образования. Введена трехуровневая
подготовка специалистов бакалавр - магистр - доктор Ph.D.
В вузах внедрена кредитная технология обучения и система
менеджмента качества.
В то же время анализ реализации Госпрограммы 2005 - 2010
годов показывает незавершенность некоторых направлений:
не достигнуто запланированное строительство организаций
образования, открытие коррекционных кабинетов в системе
дошкольного воспитания, не осуществлен переход на 12-летнее
образование. Остается низким объем финансирования, слаба
материально - техническая и учебно - методическая база учреждений,
не решены проблемы малокомплектных школ, 100% охвата детей
дошкольным, дополнительным образованием. Престижность профессии
педагога по-прежнему невысока.
В этих условиях особую актуальность принимает обсуждение
проекта Государственной программы развития образования Республики
Казахстан на 2011 - 2020 годы.
Выдерживая генеральную линию прежней программы, в проекте
предусматривается повышение конкурентоспособности образования,
обеспечение устойчивого повышения его качества. С 2015 года
во всех организациях образования, кроме малокомплектных
школ, будет внедрен механизм подушевого финансирования.
Это даст возможность прозрачного и эффективного финансирования,
развития рынка частных услуг для образования, доступность
получения образовательных кредитов с низкими процентными
ставками для оплаты обучения в вузах и колледжах.
Планируются мероприятия, связанные с повышением престижа
педагогической профессии. С 2013 года предусматривается
возможность повышения квалификации с учетом выбора соответствующего
центра переподготовки, в том числе и за рубежом. Будет усовершенствована
подготовка магистров образования для работы в профильных
классах 12-летней школы, а также учителей, ведущих преподавание
на английском языке. С 2015 года будут вводиться различные
доплаты педагогам, а их зарплата доведена до уровня средней
в экономике.
При этом, несомненно, должны усилиться требования к педагогам.
С 2015 года при поступлении в вузы на педагогические специальности
будет введен творческий экзамен на определение уровня склонностей
к педагогической деятельности, а пороговый балл для поступающих
на педагогические специальности будет повышен. Для контроля
и стимулирования качества подготовки педагоги буду проходить
оценку уровня квалификации в независимых агентствах. Предпринимаются
дальнейшие действия по демократизации управления, снижению
уровня коррупции, администрированию организаций образования
через систему попечительских советов. Тем самым еще раз
акцентируется внимание на тесной связи школы с родителями,
окружающим социумом. В среднем, техническом профессиональном
и высшем образовании будет внедряться система электронного
обучения (e-learning), что обеспечит дальнейшую информатизацию
образования.
Планируется 100%-е подключение школ к широкополосному Интернету.
Это откроет дополнительные возможности для проведения дистанционного
обучения, конференций и семинаров в on-line режиме, обеспечит
доступ каждого учителя и ученика ко всем лучшим мировым
образовательным ресурсам, позволит наладить оборот документации
на электронной основе. А родители будут обеспечены электронной
связью с организацией образования для дистанционного информационного
оповещения об успехах ребенка.
Большие возможности в новой программе открываются в сфере
дошкольного воспитания и образования. До 2015 года планируется
открыть 1853 дошкольных организации. Модели их весьма разнообразны:
частные сады, мини-центры, государственные и ведомственные
детсады. Будет обеспечен полный охват детей в возрасте от
3 до 6 лет качественным дошкольным образованием и предшкольной
подготовкой. Молодые матери будут иметь возможность устроиться
на работу, отдав детей в детсад с учетом полного и неполного
дня пребывания в нем ребенка. Возможность открытия частного
детсада может также решить проблему трудоустройства или
выгодного вложения денежных средств.
В системе среднего образования главные ожидания связаны
с переходом на 12-летнее обучение. Для обеспечения индивидуальной
траектории обучения будет предложено профильное обучение
на старшей ступени, возможность получения среднего образования
и рабочей профессии в организациях ТиПО, полиязычного образования
в элитных школах. Число полиязычных школ в стране возрастет
до 700, в т.ч. 20 "Назарбаев Интеллектуальных школ".
Особое внимание в Программе уделено созданию условий для
обеспечения качественного образования учащихся малокомплектных
школ, равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными
возможностями. Речь идет о инклюзивном образовании, которое
предполагает наличие в общеобразовательных школах специальных
компенсаторных средств (пандусы, подъемные устройства, санитарные
комнаты, специальные парты и т.д.) и подготовленных специалистов
для психолого - педагогического сопровождения детей.
В проекте предусмотрена дальнейшая модернизация системы
ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально
- инновационного развития экономики, интеграции в мировое
образовательное пространство. Сегодня многих людей волнует
проблема трудоустройства. Высокая конкурентоспособность
на рынке труда заставляет задуматься о возможности получения
постоянной, стабильной работы, высокой заработной платы,
открытия собственного дела. Этому в полной мере способствуют
процессы, происходящие в системе ТиПО: подготовка специалистов
будет осуществляться в соответствии с прогнозными потребностями
рынка труда, будет расширяться база практик за счет партнерства
с работодателями, в учебный процесс будут внедрены современные
образовательные технологии, формирующие у обучающихся востребованные
компетенции. Немаловажным фактором является возможность
получения бесплатного образования в учреждениях ТиПО. При
получении молодежью профессии по месту жительства уменьшатся
расходы на проезд, проживание, питание, что весьма положительно
скажется на семейном бюджете. Нельзя забывать и о том, что
обучающиеся в системе ТиПО получают возможность более осознанного
выбора профессии, успешного трудоустройства, более быстрой
адаптации к условиям труда. В конечном счете это еще и приобретение
трудового стажа.
В системе высшего и послевузовского образования в числе
перспективных задач, намеченных в проекте Программы - достижение
высокого уровня качества высшего образования, соответствующего
запросам рынка труда, лучшим мировым практикам в области
образования. Взят курс на обеспечение интеграции в европейскую
зону высшего образования. Участие в рейтингах лучших университетов
мира позволит внести необходимые изменения в содержание
обучения, совершенствование вузовских программ и учебников,
систему организации учебного процесса и контроля качества
знаний. Будут расширены возможности для получения образования
за рубежом за счет грантов Президентской программы "Болашак".
Будет укрепляться учебная база университетов в целях проведения
на их базе научных исследований в приоритетных отраслях
экономики. Планируется обеспечить интеграцию образования
и науки, создать условия для коммерциализации продуктов
интеллектуальной собственности.
Проект программы предусматривает перспективы развития воспитательной
работы с молодежью в целях формирования активной гражданской
позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма,
высоких нравственных и лидерских качеств.
В целом Государственная Программа развития образования РК
на 2011-2020 г. четко определяет перспективы дальнейшего
развития отрасли.
Реализация программы будет осуществляться в два этапа: первый
- 2011-2015 годы, второй - 2016-2020 годы.
Какой результат мы ожидаем на этапе реализации Программы?
НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА:
- обеспечение устойчивого роста экономики страны;
- повышение конкурентоспособности человеческого капитала
в мировом пространстве;
- обеспечение привлекательности казахстанской системы образования;
- улучшение показателей международных рейтингов;
- повышение ответственности родителей за воспитание ребенка.
НА УРОВНЕ РОДИТЕЛЕЙ:
- возможность выбора организаций образования;
- вовлечение в управление образованием через попечительские
советы;
- обеспечение свободного доступа к дошкольному воспитанию
и обучению для его ребенка;
- осуществление связи родители - организация образования
-ребенок через дистанционное информационное оповещение об
успехах ребенка.
НА УРОВНЕ ПЕДАГОГОВ:
- привлекательность профессии педагога;
- внедрение новой системы оплаты труда;
- обеспечение системой карьерного роста;
- обучение на протяжении всей деятельности, в т.ч. за рубежом,
и развитие профессиональной компетентности.
НА УРОВНЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
- доступ к качественному образованию для всех;
- доступ к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;
- развитие коммуникативной и профессиональной компетентности.
Евгений ШЕЛЕНЖЕК, заместитель начальника
облуправления образования.
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Нет в увлечениях границ
...На лесной полянке с раскидистыми елками и аппетитными
грибами - обычная сказочная картинка: зубастый серый волк
встречает Красную Шапочку с вечным вопросом: "Куда
идешь ты, девочка?"
- На конкурс иду, в Дом детского творчества, - следует неожиданный
ответ.
Удовлетворено любопытство и других обитателей леса - ушастых
зайчат, медведя.
Сказочную
фабулу для своей "визитной карточки" выбрала самая
юная участница област- ного конкурса "Лидер ДДТ"
Камила Хамзина из Краси- ловской школы Зерендинского района.
И очень удачно, ведь детство - это мир сказок, мир увлечений,
мир превращений.
Этих самых превращений было на упомянутом конкурсе как раз
предостаточно: дети то пели, то плясали, то выступали в
роли научных соискателей, то были удивительными рассказчиками.
Александра Теплова из Ма- кинского Дома творчества пригласила
всех на урок астрономии, показав удивительный мир галактики,
где царствует яркая и огромная звезда - их Планета счастья
с творческими кружками и секциями, с замечательными друзьями
и светом любви.
Вообще принцип сравнения со звездами присутствовал в выступлениях
многих соискателей на звание лучшего лидера. Милана Рекитяк
из Аршалынского ДДТ сравнила свою страну детства с небосклоном,
на котором себе она отводит самое значительное место. Слайды
с фотографиями, пение под гитару, увлеченный рассказ девочки
о себе и друзьях - все создает красивую палитру детских
занятий вне школы. Милана, например, занимается лепкой игрушек,
поет, участвует в танцевальном кружке, ездит на спортивные
соревнования, пишет стихи.
14 участников прибыли на этот областной конкурс, чтобы и
себя показать, и других посмотреть. Но, если на первом этапе
кое-что не получилось, можно было исправить положение. Например,
нужно было провести творческий урок в чужом классе, с незнакомыми
ребятами. Те, кто занимается танцами, должен был провести
урок мастерства в разных возрастных группах - с маленькими
и взрослыми танцорами. Тому, кто ходит у себя дома в кружок
по изготовлению сувениров, предлагалось с членами секции
"Умелые ручки" сделать поделки . Те, кого интересуют
творческие дисциплины, разучивали песни со сверстниками
за 10-15 минут или готовили их ораторское выступление перед
серьезной аудиторией. И так далее. Выбор был представлен
большой - дерзай, конкурсант.
А
вот интеллектуальный кон- курс "Вперед, лидер"
расстроил членов жюри: некоторые уча- стники путают Робин
Гуда с Д'Артаньяном, не могут пред- положить, что тянущие
репку друзья работают по "бригадному подряду",
плохо знакомы с произведениями Гоголя и те- ряются в догадках
от самых элементарных вопросов. По - видимому, увлечение
компьют- ером отвлекает сегодняшних детей от чтения художественной
литературы.
Тщательно были просмотрены и представленные портфолио со
множеством фотоснимков и видеослайдов. Это тоже учитывалось
при подведении итогов. В целом же места распределились следующим
образом: гран - при присуждено Милане Рекитяк (Аршалы),
первое место завоевала Александра Теплова (Макинск), на
втором - Камила Хамзина (Зеренда), третье досталось Роману
Нощенко (Атбасар) и Аиде Толегеновой (Ерейментау). Все участники
получили красивые современные наушники и научно - популярную
литературу. Организаторы, а это областной учебно - методический
центр по работе с творчески одаренными детьми, надеются,
что с помощью этих подарков дети будут развивать свои творческие
способности и интеллект.
Любовь ФОМИЧ.
ЮНКОРЫ "АП"
День здоровья
Школьная жизнь современных учеников - это особый ритм, учеба
порой выматывает, перенапрягает.
В Интеллектуальной школе Первого Президента г.Кокшетау прошел
День здоровья. Было много интересного: кросс, броски в мишень,
дартс, прыжки на скакалке, перетягивание каната и многое
другое. В конце мероприятия были подведены итоги и названы
призёры соревнований.
А каково же значение Дня здоровья? Я решила узнать мнение
знакомых и незнакомых, провела среди них небольшой опрос,
задавая всем одни и те же вопросы.
Какое значение имеет День здоровья? Занимаетесь ли вы спортом?
Если да, то как часто? Понравился ли вам День здоровья в
нашей школе?
- Этот праздник всегда нужен, так как он пропагандирует
ЗОЖ, дает нам, ученикам, возможность посоревноваться между
собой, показать себя, посмотреть на свои результаты. Спортом
занимаюсь по возможности, а День здоровья в нашей школе
мне понравился, - говорит ученик 10 "Д" класса
Темирхан Абдрахманов.
Ученица 7"С" класса Лиза Земскова ответила так:
"День здоровья имеет большое значение. Даже для того,
чтобы отвлечь учеников от уроков. Спортом занимаюсь нечасто,
а День здоровья в школе понравился, было интересно!"
Ученица 9 "С" класса Айдана Кадырова говорит:
"Здоровье очень дорого каждому человеку, чтобы наш
организм развивался, а тело было спортивным. День здоровья
мне понравился, мы активно участвовали в мероприятиях. Но
хотелось бы, чтобы проводились различные командные игры,
такие как футбол, баскетбол, волейбол и многие другие. Спортом
я занимаюсь постоянно".
Итак, все правильно. Главная задача Дня здоровья - приобщить
учеников к правильному образу жизни, призвать их быть активными,
спортивными, ведь всё это - залог крепкого здоровья и долгой
счастливой жизни.
Виолетта ИВАНОВА,
ученица 9 "С" класса Интеллектуальной
школы Первого Президента г. Кокшетау.
УЧЁБА УЧИТЕЛЯ
Уроки сотрудничества
Формирование всесторонне развитой личности - главный ориентир
в работе школы. Учитель всегда находится в поиске новых
способов интенсификации обучения, повышения его качества.
Сегодня актуальным является сотрудничество. Сотрудничество
- это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности
детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением
в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и
результатов этого труда. В основе стратегии сотрудничества
лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных
интересов учащихся.
Известно, что язык - важнейшее средство человеческого
общения. Без него невозможно существование современного
общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства
общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость
глубокого его изучения в школе.
Это и определило содержание зонального семинара для учителей
русского языка и литературы, который с целью оказания методической
помощи и обмена опытом работы проведен в Буландынском районе
на базах Ма-кинской СШ №4, Макинской школы - гимназии по
теме: "Организация обучения в формах сотрудничества
на уроках русского языка и литературы". Сорок учителей
Буландынского, Енбекшильдерского, Аккольского, Астраханского
районов приняли участие в его работе.
Собравшиеся педагоги посетили уроки русского языка и литературы
учителей высшей категории. Людмила Штефанова, Людмила Носенко
показали "высший пилотаж" учительского мастерства:
реальное 100%-е качество знаний учащихся по своему предмету,
которое ежегодно подтверждается успешной сдачей ПК и ЕНТ,
призовыми местами в областных и республиканских конкурсах
(олимпиады, конкурсы научных проектов). Максимальные возможности
использования интерактивной доски и различных форм сотрудничества
(парной, групповой и коллективной), научно - исследовательскую
работу учащихся наглядно продемонстрировали Наталья Никифорова,
Татьяна Голенко, Наталья Говоркова, Наталья Королюк. За
"круглым столом" обсуждались актуальные вопросы
современного преподавания русского языка и литературы: вариативность
обучения, личностно - ориентированный подход при подготовке
к ЕНТ, организации обучения в формах сотрудничества.
Без сомнения, такие семинары с большой практической направленностью
необходимы, они являются отличным методическим подспорьем
в дальнейшей работе как молодых специалистов, так и учителей
с опытом.
Валентина ХАСЕИНОВА, преподаватель
обл. ИПК и ПРО.
|