Информбюро
Вместе
с властью
Юбилей
Линия жизни
"Сотка"
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЮБИЛЕЙ   ВЕЛИКИЙ СЫН ВЕЛИКОЙ СТЕПИ

Великий сын Великой Степи
В эти дни общественность Казахстана, ученый мир торжественно отмечают 175-летний юбилей со дня рождения Шокана Уалиханова - родоначальника научной мысли европейского типа не только в степном крае, но и смело можно сказать - на всем Востоке. Еще в советском энциклопедическом словаре подчеркивалось, что он - "казахский просветитель - демократ, путешественник, этнограф, фольклорист, исследователь истории и культуры народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая; поддерживал тесные связи с русской демократической интеллигенцией; автор станковых рисунков и акварелей".

Сказано предельно сжато, емко, кактого требует стиль словаря подобного типа. Но и за этими скупыми данными вырисовывается незаурядная натура ученого поистине энцикло- педических знаний. Неполных тридцать лет прожил на свете Шокан, а успел сделать столько, сколько иному человеку не под силу и за долгую жизнь. Если дополнить приведенную выше цитату, то справедливости ради надо отметить, что Ш. Уалиханов был еще географом, ориенталистом, блес- тящим публицистом, первым казахским профессиональным художником, от- важным офицером русской армии.
Немало написано о научном подвиге, широте знаний, исключительных личных качествах Шокана. Бесценные строки воспоминаний, полные искренней любви, признательности, восхищения, оставили потомкам его друзья по кадетскому корпусу, армейской службе, Петербургу, из Русского географического общества: Г.Н. Потанин, П.П. Семенов - Тянь - Шанский, С. П. Капустин, (который был женат на сестре Д.И. Менделеева), И.Н. Веселовский, Н.М. Ядринцев, И.В. Мушкетов и многие другие. Трудно удержаться здесь от соблазна привести ставшие хрестоматийными слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского, который в своем письме Ш. Уалиханову признавался: "...Вы пишете мне, что меня любите. А я Вам объявляю без церемонии, что я в Вас влюбился. Я никогда и ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения, как к Вам...". Нетрудно предположить, что молодой казахский ученый обладал огромной притягательной силой, особой аурой, широкой эрудицией и кристальной внутренней культурой, принадлежал ктой когорте людей, к которым быть равнодушным невозможно. А ведь известно, что Федор Михайлович, в общем-то, трудно сходился с людьми и был весьма воздержан от восторженных слов при оценке окружающих.
В советское время большую работу по иссследованию творческого наследия Ш. Уалиханова провели ученые X. Айдаров, А. Нуркатов, С. Зиманов, А. Агишева, И. Забелин, писатели М. Ауэзов, С. Муканов и другие. Особое место в шокановедении занимают труды покойного академика А. Маргулана. В течение двадцати с лишним лет он изучал горы материалов в архивах Ленинграда, Москвы, Казани, Омска, Томска, Ташкента, Алматы и других городов. В результате им были найдены в основном все произведения Шокана. Под редакцией А. Маргулана в 1958 году увидели свет избранные сочинения, в 1961-72 годах - сочинения в пяти томах, второе дополненное издание пятитомника было осуществлено в 1984-1985 годах. К 150-летнему юбилею ученого также был издан сборник его избранных сочинений в переводе на казахский язык.
Думается, и это пока не все: в архивах Москвы и Ленинграда, сибирских и казахстанских городов лежат еще материалы и документы, пока не обнаруженные исследователями и которые могут существенно дополнить наши знания о Шокане.
За ним давно закрепился эпитет "промелькнувший метеор". Известный писатель С. Муканов, например, так и назвал свой роман о нем. Примечательно, что впервые такое сравнение приводит профессор Н.И. Веселовский, под редакцией которого в 1904 году были изданы сочинения Ш. Уалиханова. "Как блестящий метеор, - пишет он в предисловии книги, - промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских (казахских, - Г.Т.) ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингизович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд".
Все же этот метеор оставил яркий след не только в небе русской науки, но и всей европейской. Именно он первым исследовал знаменитые произведения Мухаммеда - Хайдара Дулати "Тарих - и Рашиди", Мухаммед - Садыка Кашгари "Тазкира - и кожаган", включив их в последующий широкий научный оборот. Его блестящие "Очерки Джунгарии" и "Описание Алты-шара" после издания сразу же были переведены на немецкий язык. Их опубликовали ученики известного Гумбольдта - А. Эрман и прославленный австрийский географ Петерман. В 1865 году эти работы увидели свет в Лондоне на английском языке. Чуть позже они публиковались во Франции в переводе публициста Эмиля Жонво. Многие западноевропейские ученые - географы и ориенталисты - писали на труды Шокана восторженные отзывы, ссылались в своих произведениях на них как на авторитетный источник. Так, в предисловии к английскому изданию Д.и Р.Митчелл, говоря о путешествиях в Средней Азии, пишут: "...выдающееся место принадлежит сообщениям капитана Валиханова о Джунгарии и Восточном Туркестане. Со времени Марко Поло и иезуита Гоеса ни один европеец, за исключением А. Шлагинтвейта, как нам известно, не проникал в эти страны... Он и офицер русской службы, и хорошо образованный человек, он сын киргизского султана и уроженец степей... Его описание Кашгара и политического положения Восточного Туркестана являются важным вкладом в скудные сведения, которыми мы располагаем об этой стране".
Часто печатали исследования казахского ученого российские периодические издания. Если внимательно просмотреть комментарии, имеющиеся в пятитомном собрании сочинений, то можно встретить названия самых различных газет и журналов: "Северная пчела", "Русский инвалид", "Записки Русского географического общества" и др.
Феноменальные способности Шокана проявились с малых лет. Известно из истории, что наследник хана или султана по традиции должен владеть семью языками. Этой заповеди придерживался и его отец, султан Чингиз - полковник царской армии, человек прогрессивных взглядов, тесно общавшийся с передовой русской интеллигенцией. Маленький Шокан, обучаясь в аульной школе, усвоил арабский, персидский,чагатайский, позднее почти все тюркские языки Средней Азии. А став членом Русского географического общества в 1860 году, по утверждению П.П. Семенова - Тянь - Шанского, слушал лекции в Санкт - Петербургском университете. Он пишет: "Изучив французский и немецкий языки, Валиханов приобрел замечательную эрудицию по всему, что касалось Центральной Азии". Видимо склонность к языкам была одной из многих граней этого одаренного от природы таланта.
Первое знакомство Шокана с русскими людьми состоялось, конечно, в Сырымбете, куда часто приезжали друзья отца - топографы, геологи этнографических и других экспедиций. А всецело он окунулся в русскую среду, мир русской и европейской цивилизации, начиная с 1847 года, когда поступил в Омский кадетский корпус - лучшее учебное заведение тогдашней Сибири. Хотя до этого он не знал ни одного русского слова, свидетельствует однокашник Шокана Г.Н. Потанин, через год - другой уже "шел далеко впереди своих товарищей, в особенности в области политических идей и литературных новостей".
Мудро распорядилась судьба, направив жизнь Шокана по этому пути, символична была его тяга к передовой среде. Последующая история убедительно показала, что будущее казахского народа обеспечено в первую очередь в дружбе с русским народом. Позднее великий Абай в своих "Словах назидания" напишет: "Нужно овладеть русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы, и избежать его пороков. Знать русский язык - значит открыть глаза на мир" (Слово двадцать пятое).
И вот Шокан за очень короткий срок поднимается на высокие ступени научных знаний. Несмотря на молодые годы, к концу учебы он был уже высокоинтеллектуальной личностью, вобравшей в себя две культуры - мусульманскую восточную и русскую европейскую. Природа щедро одарила его яркой внешностью, блистательным аналитическим умом, недюжинными творческими данными и работоспособностью. Характеризуя натуру своего друга, крупный исследователь Сибири, публицист Н. М. Ядринцев писал: "...стройная фигура его и манеры были необыкновенно изящны, в них было что-то женственное, ленивые движения его придавали ему вид европейского сибарита и денди. Все это производило впечатление, узенькие глаза его сверкали умом, они смотрели как угольки, а на тонких губах всегда блуждала ироническая улыбка, это придавало ему нечто Лермонтовское и Чайльд - Гарольдовское. Разговор всегда отличался остроумием, он был наблюдателен и насмешлив,., я редко встречал человека с таким острым, как бритва, языком".
Современников поражали широта его научного кругозора, умение подавлять идейных врагов остроумным сарказмом, личное мужество, особенно рельефно выразившееся в Кашгарском путешествии. Многие из них лелеяли даже надежду, что Шокан станет замечательным писателем. "Он был слишком европеец, - пишет тот же Г.Н. Потанин, - более европеец, чем многие русские, и потому никогда уже не мог сбросить с себя наложенную на него печать европейской духовной культуры... Но если бы у Валиханова была киргизская читающая публика, может быть, в лице его киргизский народ имел бы писателя на родном языке в духе Лермонтова и Гейне".
Мы здесь не ставим цель полностью проследить пути становления Шокана-ученого. Во-первых, невозможно это сделать в газетной статье, во-вторых, много материалов на этот счет печатается сейчас в связи с юбилеем почти во всех периодических изданиях, по эфиру передаются целые серии и циклы радиотелепередач. Оказывается, еще к 150-летнему его юбилею было защищено шесть кандидатских диссертаций по таким темам, как"Чокан - историк", "Чокан - фольклорист" и т.д.
Мне думается, в основе всей многогранной деятельности Ш. Уалиханова - научной, общественной, даже армейской - лежит та изначальная линия, которой он придерживался всю свою недолгую жизнь. Это - чувство неотрывной принадлежности к своему многострадальному народу, чувство морального долга перед ним. Он, надо полагать, сам прекрасно понимал, что вырвавшись из степной среды, немыслимо далеко шагнул вперед, и страшно переживал, мучился за соотечественников, терпящих двойной социально-экономический гнет, в большинстве своем неграмотных, метался в поисках путей облегчения их положения. Именно этим следует объяснить его попытку стать султаном и таким образом осуществить необходимые перемены (хотя народ его избрал султаном, но царское правительство не утвердило). Интересно, что в свое время (в 1775 году) Гете именно из этих соображений сделался министром Веймарского дворца, а через сто лет в казахской степи Абай добился избрания себя волостным управителем. Увы, в условиях антагонистического общества этим путем нельзя было облегчить участь всех людей.
Как Прометей, Шокан стремился зажечь в степи огонь знаний, науки, один боролся против мракобесия, тупого бюрократизма царских чиновников и степных феодалов. Но это был человек будущего и для современных ему власть имущих оказался чужим, хотя представлял "белую кость". Будучи принятым русским царем, он хотел просить у него облегчения для своего народа, но встретил, как и раньше, леденящее сердце равнодушие. Кто знает, в смерти, пришедшей столь рано - в 30 лет - может повинен не один туберкулез...
На какую бы высоту общественного положения, в ученом мире ни поднялся - а добился он, повторяем, очень многого: уже в 25 лет известен всей Европе - он никогда не забывал о казахах. По словам Н.М.Яд-ринцева, "Чокан оставался любящим свой народ, свое племя. В его мечтах было совместить европейское просвещение и сохранить свою народность".
Эту же мысль подчеркивала газета "Дала уалаятыныњ газеті", опубликовавшая в №18 за 1894 год статью к 60-летию Ш. Уалиханова: "Он был мужественным защитником интересов России и в то же время боролся за развитие, за освобождение от невежества народов Азии".
Шокан верил в светлое будущее своего народа, гордился его поэтической душой, неиспорченными цивилизацией нравами, данными от природы способностями. Что характерно, об удивительных особенностях казахского народа писали почти все прогрессивные русские и иностранные деятели науки, литературы, политики, волею судьбы оказавшиеся в степном крае. Вот, например, как отзывается Адольф Янушкевич - участник польской революции 1831 года, отбывший 25-летнюю ссылку в Сибири, тесно общавшийся с казахами: "Народ, который одарен Творцом такими способностями, не может остаться чуждым цивилизации: дух его проникнет когда - нибудь в казахские степи, и придет время, когда кочующий сегодня номад займет почетное место среди народов, которые нынче смотрят на него сверху вниз".
Лучшие умы прошлого, в том числе и Шокан, не ошиблись. Пришло то время. Давно канул в Лету многовековой реакционный уклад жизни в Степи. Сейчас мы по праву гордимся, что достигли фантастического уровня социально - экономического развития по сравнению с тем временем, когда жил Ш. Уалиханов. Гордимся тем, что именно на долю нашего поколения выпало счастье стать гражданами суверенного, независимого, процветающего государства, о котором мечтали еще основатели Казахского ханства Керей и Жанибек. Гордимся тем, что сегодня Старый Свет, колыбель нынешней цивилизации - гордая Европа доверила нашей стране управлять в рамках ОБСЕ всеми своими делами. Причем этой чести Казахстан удостоился первым среди других постсоветских республик, среди тюркских государств, среди стран мусульманского мира. А в предстоящем году ему предстоит председательствовать в другой авторитетнейшей международной организации - Организации Исламская Конференция. А как символично то, что космическая эра человечества началась именно с казахской земли.
Сбылась мечта великого Шокана!
Госман ТОЛЕГУЛ.



 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru