Информбюро
Вместе
с властью
Социум
К 20-летию
независимости
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СОЦИУМ   СОЦИССЛЕДОВАНИЕ. РЕЙТИНГИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Общественное восприятие предпринимательства
Право на предпринимательскую деятельность является одним из фундаментальных прав человека и защищено ст. 26 Конституции Республики Казахстан. Это конституционное право фактически неотделимо от права свободно распоряжаться своим имуществом и осуществлять экономическую деятельность.

Действующий Закон PK «О частном предпринимательстве», принятый 31.01.2006 года, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами частного предпринимательства, определяет основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частного предпринимательства в Казахстане.
В ходе исследования у респондентов спросили об их отношении: «Как Вы относитесь к представителям малого и среднего бизнеса?».
Как следует из результатов ответов, почти две трети (66,5%) опрошенных акмолинцев наделяют предпринимателей положительным имиджем, нейтрально - относится почти каждый третий (29,3%) респондент. Лишь 2,8% воспринимают их отрицательно. В графе «другое» респонденты вписали «В Казахстане недостаточно создано условий для развития малого бизнеса».
На вопрос: «Удалось ли кому-либо из Ваших родственников, знакомых стать состоятельным человеком благодаря занятию малым бизнесом или предпринимательством?» - больше половины (52,7%) участников опроса признались, что кому-то из их родственников, знакомых благодаря занятию малым бизнесом или предпринимательством удалось стать состоятельными людьми. Почти четверть (26%) ответили отрицательно, и почти каждый пятый (21,3%) затруднился сответом.
При этом почти две трети (65,6%) респондентов считают, что большинство предпринимателей относится к категории среднеобеспеченных, почти треть (29,7%) оценивают их материальный уровень, как высокий, и лишь 4,5% опрошенных акмолинцев считают земляков-предпринимателей малообеспеченными.
Одним из ключевых индикаторов общественного восприятия предпринимательства является оценка населением их личных и деловых качеств. Анализ полученных данных указывает на преобладающую позитивную оценку данного социального слоя. Стержневыми качествами предпринимателей считают такие черты характера, какпредприимчивость, работоспособность, самостоятельность (40,7%); сила воли, смелость, целеустремленность (16,7%); способность к торговле (9,8%); образованность, грамотность, воспитанность (8,7%); стремление выжить, заработать, разбогатеть (7%).
Изучая проблему общественного восприятия предпринимательства, был задан вопрос: «Что хорошего, по Вашему мнению, предпринимательство и малый бизнес принесли стране?».
Чаще других в анкетах респондентов встречались ответы «люди получили возможность выжить, смогли работать» (40,6%) и «развитие экономики» (35,5%).
Почти каждый шестой (16,4%) опрошенный акмолинец к плюсам появления в стране предпринимательства отнес решение проблемы товарного дефицита, доступности услуг.
Из явных минусов развития отечественного предпринимательства респонденты выделили прежде всего потерю квалифицированных специалистов, отток кадров из производственной сферы (21,2%); сокрытие реального размера доходов фирм и зарплаты сотрудников, как результат - недопоступление налогов, пенсионных отчислений (16,3%); социальное расслоение общества (11,1%); появление мигрантов и приезжих (9,7%); избыток импортных товаров, утечка капитала за рубеж (8,2%); упадок культуры, морали из-за множества саун, увеселительных заведений сомнительного характера (4,4%) и нарушение трудовых прав, эксплуатацию человека человеком (2,8%). Больше четверти респондентов (27,6%) затруднились с ответом наданный вопрос.
Вопрос: «На Ваш взгляд, предприниматели занимаются своим делом охотно, с интересом или вынужденно, без интереса?» - показал, что большая часть опрошенных акмолинцев (59,7%) считает, что предприниматели с желанием выполняют свою работу, почти каждый восьмой (12,1%) респондент полагает, что предприниматели вынужденно занимаются своей деятельностью, и почти каждый третий - четвертый (28,2%) участник опроса затруднился сответом наданный вопрос.
Согласно Закону РК «О частном предпринимательстве» социальная ответственность бизнеса - добровольный вклад субъектов частного предпринимательства в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах.
Особенно интересно, каково же мнение респондентов относительно смысла этого понятия. Для четверти респондентов (25,9%) социальная ответственность бизнеса, это прежде всего - забота о людях, поддержка малообеспеченных слоев населения. Кроме того, для отдельных респондентов социальная ответственность бизнеса - это еще и участие в развитии района, города (9,4%); выплата налогов в полном объеме (7,8%); поддержка государства (7,6%); честность, добросовестность, ответственность (6,6%); соблюдение законов (6,5%); обеспечение экономического развития страны (4,6%); гарантия качества продукции (3,6%); защита прав бизнеса (0,6%). Примечательно, что вариант ответа «участие в решении экологических проблем» не выбрал ни один респондент.
В вышеупомянутом Законе РК «О частном предпринимательстве» предусмотрен целый комплекс мер по государственной поддержке малого бизнеса и предпринимательства. Мнение респондентов по данному вопросу представлено двумя основными группами. Первая группа (41,4%) склонна к мнению, что государство поддерживает малый бизнес и предпринимательство в достаточной степени, все условия для развития их деятельности созданы. Вторая (31,4%) полагает, что поддержка недостаточна, и существуют определенные барьеры со стороны государства. Почти каждый четвертый (25,8%) участник опроса затруднился с ответом на поставленный вопрос.
Респондентам предлагался открытый вопрос «По Вашему мнению, что необходимо предпринять для поддержки малого бизнеса и предпринимательства?». Среди ответов такие предложения, как:
«Изменить систему налогообложения;
«Доступность кредитов»;
«Упростить регистрацию»;
«Государству выделять больше денежных средств»;
«Меньше производить проверок, упростить, уменьшить документальную волокиту».
В ходе опроса управление внутренней политики попыталось создать портрет среднестатистического предпринимателя Акмолинской области.
На вопрос: «Почему Вы выбрали предпринимательскую деятельность?» - получены следующие ответы. Почти каждый второй (53,3%) респондент считает занятие предпринимательской деятельностью лучшей формой реализации своего профессионального опыта. Каждого пятого-шестого (17,7%) опрошенного бизнесмена привлекает независимый характер деятельности.
По поводу барьеров в предпринимательской деятельности - «да» ответили 16,7% или почти каждый шестой предприниматель; отрицательный ответ дали 83,3% респондентов.
В графе «Да» респонденты конкретизировали, какие именно барьеры существуют в их деятельности. Это, цитируем:
- «кредиты по госпрограммам не выдают, субсидирование процентных ставок не делают, большие бюрократические препоны, много инстанций»;
- «отсутствие возможности аренды готовых помещений коммунальной собственности»;
- «коррупция, высокие налоги». Как выяснилось в ходе опроса,
основными факторами, в наибольшей степени повлиявшими на ухудшение работы ряда предприятий малого бизнеса, стали повышение арендной платы или лизинговых платежей (14,1%);
падение покупательского спроса (13,3%); рост энерготарифов (11,6%); повышение налогов, других платежей (10,8%); повышение ставки по кредитам (7,5%); обострение конкуренции со стороны зарубежных, отечественных производителей, поставщиков (2,9%); забюрократизованность госслужб, несоблюдение сроков рассмотрения соответствующих вопросов (1,4%); коррупция в госорганах(1,1%).
На вопрос «Каксказалось на работе Вашего предприятия, бизнеса вступление Казахстана в Единый таможенный союз?» - большая часть (57,5%) предпринимателей ответила, что пока никак не ощутила на своей деятельности вступление Казахстана в Единый таможенный союз; 40,1 % участников опроса отмечают положительную сторону участия в данной международной организации, и лишь незначительная часть (1,7%) респондентов считают, что вступление в союз принесло отрицательный результат. Менее одного процента (0,7%) опрошенных предпринимателей затруднились с ответом.
Одной из важных форм поддержки предпринимательств является кредитование малого бизнеса. На вопрос: «Подавали ли Вы заявку на получение кредита для развития Вашего предприятия (бизнеса) в течение 2010 года?», чуть более трети (36,2%) респондентов ответили, что подавали заявку, 63,8% опрошенных ответили «нет».
При этом заявка на получение кредита для развития своего дела почти каждого четвертого (24,2%) предпринимателя удовлетворена, почти каждому тринадцатому (7,8%) в кредите отказано, и более двух третей (68%) заявлений находится на рассмотрении.
Каковы же основные мотивы отказа в выдаче кредита? Для 7,6% опрошенных предпринимателей отказ последовал без объяснения причин, для остальных основными мотивами неудовлетворения заявки на кредит стали недостаточность имущества для обеспечения кредита - 3,2%; отмена кредитования без залога -2,96%; отмена кредитования под залог товаров в обороте - 2,4%; ужесточение требований к заемщикам -1,5%; частичное или полное сокращение кредитных продуктов для малого бизнеса - 0,7%; невозможность оценить реальную платежеспособность заемщика - 0,6%. 81% респондентов вообще не подавали заявку на кредит или указали, что у них были другие причины для отказа.
Как видно из итоговой диаграммы, в целом, на вопрос о социальной ответственности бизнеса ответы населения и самих предпринимателей коррелируются с незначительной погрешностью.
Почти половина (48,5%) опрошенных предпринимателей считает, что поддержка со стороны государства недостаточная, чуть более трети (38,2%) расценивают помощь пред-
принимателям со стороны государства, как достаточную, и почти каждый седьмой-восьмой (13,3%) респондент не ощущает никакой поддержки со стороны государства. Суммарная доля неудовлетворенных в той или иной степени государственной помощью предпринимателей области составила 61,8% или абсолютное большинство.
Согласно опросу наиболее представительной (40,6%) оказалась доля респондентов, считающих, что лучшей формой морального поощрения предпринимателей является пропаганда их деятельности в СМИ, выпуск специальных сборников.
Чуть более трети (34,5%) участников опроса хотели бы видеть лучших предпринимателей в составе делегаций для участия в областных, республиканских мероприятиях, на международных форумах и т.д.
Почти каждый пятый-шестой (18,3%) респондент считает, что лучшей формой поощрения предпринимателей и бизнесменов является представление к государственным наградам. Вариант «другое» выбрали 6,6% респондентов. Среди вписанных вариантов - «участие в специальных советах, комиссиях при акимах разных уровней», «приглашение предпринимателей для участия в общественных экспертизах принимаемых государственными органами решений» и т.д.
Как свидетельствуют результаты анкетирования, почти половина опрошенных предпринимателей Акмолинской области (48,7%) с программой «Дорожная карта бизнеса-2020» знакомы в общих чертах, почти каждый третий (30%) хорошо знает ее содержание, остальные с текстом программы незнакомы.
В ходе опроса исследовалось, как оценивают свой уровень жизни сами предприниматели. В результате анкетирования были получены следующие данные: более двух третей опрошенных предпринимателей относятсебя к категории среднеобеспеченных, почти каждый седьмой (14,1%) - высокообеспеченных, и лишь незначительная часть (4,4%) - малообеспеченных.
Как оказалось, население в два раза чаще (29,7% против 14,1%), чем сами предприниматели считает, что представители малого бизнеса имеют высокий уровень доходов.
Подобные расхождения в оценках могутбыть вызваны заниженным уровнем притязаний населения области. В глазах многих простыхакмолинцев понятие «высокообеспеченные» может быть связано с нал ичием дорогих автомобилей, домов, собственных магазинов и т.д. Когда сами предприниматели объективно считают, что это как раз-таки средний уровень обеспеченности представителей малого бизнеса и предпринимательства.
По результатам социологического исследования областного управления внутренней политики.

О рейтинге районов и городов области по динамике социально-экономического развития по итогам 2010 года
Во исполнение поручения Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан А. Мусина под председательством акима области проведено совещание с акимами районов, городов Кокшетау и Степногорска касательно обсуждения результатов рейтинга по динамике социально-экономического развития регионов по итогам 4 квартала 2010 года.

Перечень показателей внутрирегиональной рейтинговой оценки включает 20 индикаторов по 7 направлениям: экономика региона, поступления в бюджет, развитие малого бизнеса, демография, здравоохранение, образование и преступность.
По итогам рейтинговой оценки в группу с высокой динамикой развития вошли 6 регионов: Зерендинский, Енбекшильдерский, Ерейментауский, Аккольский районы, города Кокшетау и Степногорск.
Средняя динамика развития отмечена в 7-ми регионах: Сандыктауском, Астраханском, Егиндыкольском, Атбасарском, Булан-дынском, Коргалжынском и Целиноградском районах.
Относительно низкие показатели в социально - экономической сфере в Аршалынском, Жаксынском, Жаркаинском, Бурабайском, Шортандинском и Есильском районах, которые отнесены ктак называемым «аутсайдерам» - регионам с низкой динамикой развития.
В промышленности высокая динамика развития обеспечена в Зерендинском районе (рост объемов производства в 5,3 раза), что связано с вводом Васильковской золотоизвлекательной фабрики, включенной в Карту индустриализации.
Низкие показатели ИФО промышленной продукции сложились в Атбасарском (93,4%), Коргалжынском (94,3%), Есильском (100,1%) и Сандыктауском (100,6%) районах.
Последние позиции по развитию сельского хозяйства занимают Шортандинский (40,2%), Егиндыкольский (48,8%), Ерейментауский (49,8%), Атбасарский (52,3%) районы.
Реализация проектов, осуществляемых в рамках Карты индустриализации и создания продовольственного пояса, обеспечила высокие темпы строительных работ в Астраханском, Егиндыкольском, Коргалжынском и Целиноградском районах. Значительно низкие значения у Шортандинского и Буландынского районов, где объемы строительства сокращены на 82 и 75 процентов соответственно.
Высокая динамика по освоению инвестиций сложилась в Коргалжынском (росте Зраза), Аккольском (в 2,2 раза) районах и городе Кокшетау (в 2,2 раза). Самый низкий ранг у Есильского района, снижение составило21,8%.
Значительное увеличение объемов поступлений в бюджет и собственных доходов бюджета обеспечили г.Степногорск, а также Бурабайский, Енбекшильдерский и Зерендинский районы. По данному показателю последние места занимают Жаксынский, Есильский, Шортандинский и Целиноградский районы.
По темпу роста количества активных предприятий малого бизнеса в числе отстающих - Коргалжынский, Сандыктауский, Шортандинский районы и г.Кокшетау.
По уровню смертности и заболеваемости туберкулезом улучшены показатели в Аккольском, Жаксынском, Шортандинском районах, в городах Кокшетау и Степногорске. Ухудшены - в Бурабайском, Сандыктауском и Коргалжынском районах - по уровню смертности, в Целиноградском и Есильском районах - по заболеваемости туберкулезом.
По темпу роста числа выпускников общеобразовательных школ, поступающих в вузы по госзаказу, наихудшие позиции рейтинга занимают Коргалжынский, Есильский, Атбасарский и Аршалынский районы.
По темпу роста числа детей, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, лидерами стали Ерейментауский (184,3%), Буландынский (171%), Целиноградский (137,9%) и Атбасарский (137,5%) районы. В числе отстающих - Есильский, Егиндыкольский и Жаксынский районы.
По изменению уровня преступности худшие результаты - у Бурабайского, Жаркаинского, Шортандинского и Енбекшильдерского районов.
Поквартальный анализ рейтинговой оценки районов и городов показал, что в течение 2010 года стабильно высокая динамика развития сохранялась в Зерендинском районе и г.Степногорске. Стабильно низкая наблюдалась в Есильском и Шортандинском районах.
В связи с этим, акимам районов и городов Кокшетау и Степногорска дано поручение о постоянном контроле и достижении роста показателей, включенных в рейтинговую оценку, и обеспечении их помесячного мониторинга.
Даурен АДИЛЬБЕКОВ, заместитель акима области.



 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru