|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
СОЦИУМ |
СОЦИССЛЕДОВАНИЕ.
РЕЙТИНГИ |
|
|
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Общественное восприятие
предпринимательства
Право на предпринимательскую деятельность является одним из
фундаментальных прав человека и защищено ст. 26 Конституции
Республики Казахстан. Это конституционное право фактически
неотделимо от права свободно распоряжаться своим имуществом
и осуществлять экономическую деятельность.
Действующий Закон PK «О частном предпринимательстве», принятый
31.01.2006 года, регулирует общественные отношения, возникающие
в связи с осуществлением физическими и негосударственными
юридическими лицами частного предпринимательства, определяет
основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии,
обеспечивающие свободу частного предпринимательства в Казахстане.
В ходе исследования у респондентов спросили об их отношении:
«Как Вы относитесь к представителям малого и среднего бизнеса?».
Как следует из результатов ответов, почти две трети (66,5%)
опрошенных акмолинцев наделяют предпринимателей положительным
имиджем, нейтрально - относится почти каждый третий (29,3%)
респондент. Лишь 2,8% воспринимают их отрицательно. В графе
«другое» респонденты вписали «В Казахстане недостаточно создано
условий для развития малого бизнеса».
На вопрос: «Удалось ли кому-либо из Ваших родственников, знакомых
стать состоятельным человеком благодаря занятию малым бизнесом
или предпринимательством?» - больше половины (52,7%) участников
опроса признались, что кому-то из их родственников, знакомых
благодаря занятию малым бизнесом или предпринимательством
удалось стать состоятельными людьми. Почти четверть (26%)
ответили отрицательно, и почти каждый пятый (21,3%) затруднился
сответом.
При этом почти две трети (65,6%) респондентов считают, что
большинство предпринимателей относится к категории среднеобеспеченных,
почти треть (29,7%) оценивают их материальный уровень, как
высокий, и лишь 4,5% опрошенных акмолинцев считают земляков-предпринимателей
малообеспеченными.
Одним из ключевых индикаторов общественного восприятия предпринимательства
является оценка населением их личных и деловых качеств. Анализ
полученных данных указывает на преобладающую позитивную оценку
данного социального слоя. Стержневыми качествами предпринимателей
считают такие черты характера, какпредприимчивость, работоспособность,
самостоятельность (40,7%); сила воли, смелость, целеустремленность
(16,7%); способность к торговле (9,8%); образованность, грамотность,
воспитанность (8,7%); стремление выжить, заработать, разбогатеть
(7%).
Изучая проблему общественного восприятия предпринимательства,
был задан вопрос: «Что хорошего, по Вашему мнению, предпринимательство
и малый бизнес принесли стране?».
Чаще других в анкетах респондентов встречались ответы «люди
получили возможность выжить, смогли работать» (40,6%) и «развитие
экономики» (35,5%).
Почти каждый шестой (16,4%) опрошенный акмолинец к плюсам
появления в стране предпринимательства отнес решение проблемы
товарного дефицита, доступности услуг.
Из явных минусов развития отечественного предпринимательства
респонденты выделили прежде всего потерю квалифицированных
специалистов, отток кадров из производственной сферы (21,2%);
сокрытие реального размера доходов фирм и зарплаты сотрудников,
как результат - недопоступление налогов, пенсионных отчислений
(16,3%); социальное расслоение общества (11,1%); появление
мигрантов и приезжих (9,7%); избыток импортных товаров, утечка
капитала за рубеж (8,2%); упадок культуры, морали из-за множества
саун, увеселительных заведений сомнительного характера (4,4%)
и нарушение трудовых прав, эксплуатацию человека человеком
(2,8%). Больше четверти респондентов (27,6%) затруднились
с ответом наданный вопрос.
Вопрос: «На Ваш взгляд, предприниматели занимаются своим делом
охотно, с интересом или вынужденно, без интереса?» - показал,
что большая часть опрошенных акмолинцев (59,7%) считает, что
предприниматели с желанием выполняют свою работу, почти каждый
восьмой (12,1%) респондент полагает, что предприниматели вынужденно
занимаются своей деятельностью, и почти каждый третий - четвертый
(28,2%) участник опроса затруднился сответом наданный вопрос.
Согласно Закону РК «О частном предпринимательстве» социальная
ответственность бизнеса - добровольный вклад субъектов частного
предпринимательства в развитие общества в социальной, экономической
и экологической сферах.
Особенно интересно, каково же мнение респондентов относительно
смысла этого понятия. Для четверти респондентов (25,9%) социальная
ответственность бизнеса, это прежде всего - забота о людях,
поддержка малообеспеченных слоев населения. Кроме того, для
отдельных респондентов социальная ответственность бизнеса
- это еще и участие в развитии района, города (9,4%); выплата
налогов в полном объеме (7,8%); поддержка государства (7,6%);
честность, добросовестность, ответственность (6,6%); соблюдение
законов (6,5%); обеспечение экономического развития страны
(4,6%); гарантия качества продукции (3,6%); защита прав бизнеса
(0,6%). Примечательно, что вариант ответа «участие в решении
экологических проблем» не выбрал ни один респондент.
В вышеупомянутом Законе РК «О частном предпринимательстве»
предусмотрен целый комплекс мер по государственной поддержке
малого бизнеса и предпринимательства. Мнение респондентов
по данному вопросу представлено двумя основными группами.
Первая группа (41,4%) склонна к мнению, что государство поддерживает
малый бизнес и предпринимательство в достаточной степени,
все условия для развития их деятельности созданы. Вторая (31,4%)
полагает, что поддержка недостаточна, и существуют определенные
барьеры со стороны государства. Почти каждый четвертый (25,8%)
участник опроса затруднился с ответом на поставленный вопрос.
Респондентам предлагался открытый вопрос «По Вашему мнению,
что необходимо предпринять для поддержки малого бизнеса и
предпринимательства?». Среди ответов такие предложения, как:
«Изменить систему налогообложения;
«Доступность кредитов»;
«Упростить регистрацию»;
«Государству выделять больше денежных средств»;
«Меньше производить проверок, упростить, уменьшить документальную
волокиту».
В ходе опроса управление внутренней политики попыталось создать
портрет среднестатистического предпринимателя Акмолинской
области.
На вопрос: «Почему Вы выбрали предпринимательскую деятельность?»
- получены следующие ответы. Почти каждый второй (53,3%) респондент
считает занятие предпринимательской деятельностью лучшей формой
реализации своего профессионального опыта. Каждого пятого-шестого
(17,7%) опрошенного бизнесмена привлекает независимый характер
деятельности.
По поводу барьеров в предпринимательской деятельности - «да»
ответили 16,7% или почти каждый шестой предприниматель; отрицательный
ответ дали 83,3% респондентов.
В графе «Да» респонденты конкретизировали, какие именно барьеры
существуют в их деятельности. Это, цитируем:
- «кредиты по госпрограммам не выдают, субсидирование процентных
ставок не делают, большие бюрократические препоны, много инстанций»;
- «отсутствие возможности аренды готовых помещений коммунальной
собственности»;
- «коррупция, высокие налоги». Как выяснилось в ходе опроса,
основными факторами, в наибольшей степени повлиявшими на ухудшение
работы ряда предприятий малого бизнеса, стали повышение арендной
платы или лизинговых платежей (14,1%);
падение покупательского спроса (13,3%); рост энерготарифов
(11,6%); повышение налогов, других платежей (10,8%); повышение
ставки по кредитам (7,5%); обострение конкуренции со стороны
зарубежных, отечественных производителей, поставщиков (2,9%);
забюрократизованность госслужб, несоблюдение сроков рассмотрения
соответствующих вопросов (1,4%); коррупция в госорганах(1,1%).
На вопрос «Каксказалось на работе Вашего предприятия, бизнеса
вступление Казахстана в Единый таможенный союз?» - большая
часть (57,5%) предпринимателей ответила, что пока никак не
ощутила на своей деятельности вступление Казахстана в Единый
таможенный союз; 40,1 % участников опроса отмечают положительную
сторону участия в данной международной организации, и лишь
незначительная часть (1,7%) респондентов считают, что вступление
в союз принесло отрицательный результат. Менее одного процента
(0,7%) опрошенных предпринимателей затруднились с ответом.
Одной из важных форм поддержки предпринимательств является
кредитование малого бизнеса. На вопрос: «Подавали ли Вы заявку
на получение кредита для развития Вашего предприятия (бизнеса)
в течение 2010 года?», чуть более трети (36,2%) респондентов
ответили, что подавали заявку, 63,8% опрошенных ответили «нет».
При этом заявка на получение кредита для развития своего дела
почти каждого четвертого (24,2%) предпринимателя удовлетворена,
почти каждому тринадцатому (7,8%) в кредите отказано, и более
двух третей (68%) заявлений находится на рассмотрении.
Каковы же основные мотивы отказа в выдаче кредита? Для 7,6%
опрошенных предпринимателей отказ последовал без объяснения
причин, для остальных основными мотивами неудовлетворения
заявки на кредит стали недостаточность имущества для обеспечения
кредита - 3,2%; отмена кредитования без залога -2,96%; отмена
кредитования под залог товаров в обороте - 2,4%; ужесточение
требований к заемщикам -1,5%; частичное или полное сокращение
кредитных продуктов для малого бизнеса - 0,7%; невозможность
оценить реальную платежеспособность заемщика - 0,6%. 81% респондентов
вообще не подавали заявку на кредит или указали, что у них
были другие причины для отказа.
Как видно из итоговой диаграммы, в целом, на вопрос о социальной
ответственности бизнеса ответы населения и самих предпринимателей
коррелируются с незначительной погрешностью.
Почти половина (48,5%) опрошенных предпринимателей считает,
что поддержка со стороны государства недостаточная, чуть более
трети (38,2%) расценивают помощь пред-
принимателям со стороны государства, как достаточную, и почти
каждый седьмой-восьмой (13,3%) респондент не ощущает никакой
поддержки со стороны государства. Суммарная доля неудовлетворенных
в той или иной степени государственной помощью предпринимателей
области составила 61,8% или абсолютное большинство.
Согласно опросу наиболее представительной (40,6%) оказалась
доля респондентов, считающих, что лучшей формой морального
поощрения предпринимателей является пропаганда их деятельности
в СМИ, выпуск специальных сборников.
Чуть более трети (34,5%) участников опроса хотели бы видеть
лучших предпринимателей в составе делегаций для участия в
областных, республиканских мероприятиях, на международных
форумах и т.д.
Почти каждый пятый-шестой (18,3%) респондент считает, что
лучшей формой поощрения предпринимателей и бизнесменов является
представление к государственным наградам. Вариант «другое»
выбрали 6,6% респондентов. Среди вписанных вариантов - «участие
в специальных советах, комиссиях при акимах разных уровней»,
«приглашение предпринимателей для участия в общественных экспертизах
принимаемых государственными органами решений» и т.д.
Как свидетельствуют результаты анкетирования, почти половина
опрошенных предпринимателей Акмолинской области (48,7%) с
программой «Дорожная карта бизнеса-2020» знакомы в общих чертах,
почти каждый третий (30%) хорошо знает ее содержание, остальные
с текстом программы незнакомы.
В ходе опроса исследовалось, как оценивают свой уровень жизни
сами предприниматели. В результате анкетирования были получены
следующие данные: более двух третей опрошенных предпринимателей
относятсебя к категории среднеобеспеченных, почти каждый седьмой
(14,1%) - высокообеспеченных, и лишь незначительная часть
(4,4%) - малообеспеченных.
Как оказалось, население в два раза чаще (29,7% против 14,1%),
чем сами предприниматели считает, что представители малого
бизнеса имеют высокий уровень доходов.
Подобные расхождения в оценках могутбыть вызваны заниженным
уровнем притязаний населения области. В глазах многих простыхакмолинцев
понятие «высокообеспеченные» может быть связано с нал ичием
дорогих автомобилей, домов, собственных магазинов и т.д. Когда
сами предприниматели объективно считают, что это как раз-таки
средний уровень обеспеченности представителей малого бизнеса
и предпринимательства. По результатам
социологического исследования областного управления внутренней
политики. О рейтинге районов и городов
области по динамике социально-экономического развития по итогам
2010 года
Во исполнение поручения Руководителя Администрации Президента
Республики Казахстан А. Мусина под председательством акима
области проведено совещание с акимами районов, городов Кокшетау
и Степногорска касательно обсуждения результатов рейтинга
по динамике социально-экономического развития регионов по
итогам 4 квартала 2010 года.
Перечень показателей внутрирегиональной рейтинговой оценки
включает 20 индикаторов по 7 направлениям: экономика региона,
поступления в бюджет, развитие малого бизнеса, демография,
здравоохранение, образование и преступность.
По итогам рейтинговой оценки в группу с высокой динамикой
развития вошли 6 регионов: Зерендинский, Енбекшильдерский,
Ерейментауский, Аккольский районы, города Кокшетау и Степногорск.
Средняя динамика развития отмечена в 7-ми регионах: Сандыктауском,
Астраханском, Егиндыкольском, Атбасарском, Булан-дынском,
Коргалжынском и Целиноградском районах.
Относительно низкие показатели в социально - экономической
сфере в Аршалынском, Жаксынском, Жаркаинском, Бурабайском,
Шортандинском и Есильском районах, которые отнесены ктак называемым
«аутсайдерам» - регионам с низкой динамикой развития.
В промышленности высокая динамика развития обеспечена в Зерендинском
районе (рост объемов производства в 5,3 раза), что связано
с вводом Васильковской золотоизвлекательной фабрики, включенной
в Карту индустриализации.
Низкие показатели ИФО промышленной продукции сложились в Атбасарском
(93,4%), Коргалжынском (94,3%), Есильском (100,1%) и Сандыктауском
(100,6%) районах.
Последние позиции по развитию сельского хозяйства занимают
Шортандинский (40,2%), Егиндыкольский (48,8%), Ерейментауский
(49,8%), Атбасарский (52,3%) районы.
Реализация проектов, осуществляемых в рамках Карты индустриализации
и создания продовольственного пояса, обеспечила высокие темпы
строительных работ в Астраханском, Егиндыкольском, Коргалжынском
и Целиноградском районах. Значительно низкие значения у Шортандинского
и Буландынского районов, где объемы строительства сокращены
на 82 и 75 процентов соответственно.
Высокая динамика по освоению инвестиций сложилась в Коргалжынском
(росте Зраза), Аккольском (в 2,2 раза) районах и городе Кокшетау
(в 2,2 раза). Самый низкий ранг у Есильского района, снижение
составило21,8%.
Значительное увеличение объемов поступлений в бюджет и собственных
доходов бюджета обеспечили г.Степногорск, а также Бурабайский,
Енбекшильдерский и Зерендинский районы. По данному показателю
последние места занимают Жаксынский, Есильский, Шортандинский
и Целиноградский районы.
По темпу роста количества активных предприятий малого бизнеса
в числе отстающих - Коргалжынский, Сандыктауский, Шортандинский
районы и г.Кокшетау.
По уровню смертности и заболеваемости туберкулезом улучшены
показатели в Аккольском, Жаксынском, Шортандинском районах,
в городах Кокшетау и Степногорске. Ухудшены - в Бурабайском,
Сандыктауском и Коргалжынском районах - по уровню смертности,
в Целиноградском и Есильском районах - по заболеваемости туберкулезом.
По темпу роста числа выпускников общеобразовательных школ,
поступающих в вузы по госзаказу, наихудшие позиции рейтинга
занимают Коргалжынский, Есильский, Атбасарский и Аршалынский
районы.
По темпу роста числа детей, охваченных дошкольным воспитанием
и обучением, лидерами стали Ерейментауский (184,3%), Буландынский
(171%), Целиноградский (137,9%) и Атбасарский (137,5%) районы.
В числе отстающих - Есильский, Егиндыкольский и Жаксынский
районы.
По изменению уровня преступности худшие результаты - у Бурабайского,
Жаркаинского, Шортандинского и Енбекшильдерского районов.
Поквартальный анализ рейтинговой оценки районов и городов
показал, что в течение 2010 года стабильно высокая динамика
развития сохранялась в Зерендинском районе и г.Степногорске.
Стабильно низкая наблюдалась в Есильском и Шортандинском районах.
В связи с этим, акимам районов и городов Кокшетау и Степногорска
дано поручение о постоянном контроле и достижении роста показателей,
включенных в рейтинговую оценку, и обеспечении их помесячного
мониторинга. Даурен АДИЛЬБЕКОВ,
заместитель акима области.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |