|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
АССАМБЛЕЯ:
КОГДА МЫ ВМЕСТЕ |
ПОКЛОН
ТЕБЕ, БЛАГОСЛОВЕННАЯ РОДИНА! |
|
|
Поклон тебе, благословенная Родина!
СОХРАНИТЬ СВОИ КОРНИ
Они
любят рассказывать эту библейскую историю о том, что Господь,
спасая жизнь отме- ченному им праведному чело- веку - Ною,
увел его в горы Кавказа, и именно оттуда пошло продолжение
рода, где все люди - братья. А значит, надо и сегодня учиться
относится по-братски к другим, пусть и не похожим на тебя
людям. И найти свое достойное место в этом сообществе.
Именно эту цель поставили перед собой наши два собеседника
на казахстанской земле, которая сначала стала местом ссылки
их отцов, потом заменила далекую родину. Реабилитация, озвученная
де-юре, еще долго не становилась де-факто. И они стали одними
из тех, кто посвятил свою жизнь тому, чтобы показать людям
лучшую сторону своего народа. Атарбек Кадзоев 20 лет назад
организовал и долгие годы возглавлял областное чечено - ингушское
национально - культурное общество «Вайнах», Герихан Яндиев
продолжил и все последние годы мудро и грамотно проводит работу
по возрождению своей национальной культуры и изучению других.
Атарбек Кодзоев рассказывает:
- Наш народ пережил в годы репрессий трагические события,
но не уронил, не потерял лица, своего национального достоинства.
Сберегли мы и межнациональное согласие, добрые отношения со
всеми живущими на благодатной казахстанской земле.
Как это было, старики вспоминают так: - Дети готовились к
утреннику в школе. Мужчин собрали на митинг в конторе. А в
это время солдаты пошли по домам и женщин, малых детей, в
чем были, согнали в товарняк и отправили в Северный Казахстан.
36 тысяч выселили, из них 9 тысяч погибли. Волею судьбы мы
сюда попали. Наша семья, к примеру, репрессирована из г. Владикавказа.
Дедушка был раскулачен и сослан еще в 1937 году в село Подлесное
Зерендинского района, а с ним шесть сестер и три брата. Нас
семеро росло в семье, все трудились в колхозе. Хорошо помню:
другие дети в пионерлагерь ехали, а мы все лето овец пасли,
сено косили. Свободного времени не было. Ну, а потом уже,
после реабилитации, учились, занимались спортом, дружили со
всеми, кто проживал рядом, - казахами, немцами, украинцами.
Языки друг друга учили. Народ наш очень щепетильно относится
к отношениям между людьми. Нас мало, а потому считается, что
до 7-го колена с каждого спросится. Имеем друзей разных национальностей,
считая, что всегда надо с хорошим чувством благодарения Богу
идти к другим людям. Мы -сегодня казахстанцы больше, чем кавказцы.
Но сохранили все свои традиции и веру, несмотря на всеобщий
атеизм, продолжавшийся долгие годы. Истоков своих не потеряли.
Старики дали большой пример мужества и мудрости, заложив основы
особого отношения к приютившему нас народу.
В 1992 году была тяжелая ситуация в Ингушетии и мы тогда собирали
гуманитарную помощь, многие откликнулись. Очень помог тогдашний
заместитель акима области Болат Жанадилов - достойный человек.
А самолет выделил известный строитель Аскар Хасенов. Иван
Серебрянский хорошо нам помог - тогда директор нефтебазы.
Олег Плакущий, возглавлявший элеватор, - только одного риса
5 тонн выделил. Никогда не забыть и как повел себя по отношению
к нам Нурсултан Абишевич Назарбаев. Его слова о том, что в
беде будет оказана помощь и вы - наши граждане, одного дома,
одной страны - мы будем помнить всегда и передадим потомкам.
Герихан Яндиев добавляет: «Наши отцы жили в условиях жесткого
черного пиара против них. Незаслуженного. Героически деды
сражались на Гражданской войне. В Великую Отечественную до
последнего защищали Брестскую крепость, воевали на фронтах.
Когда нас выслали сюда, надо было научиться терпеть. Первое,
рассказывают, что сделали старики, - сразу стали молиться.
Не говорили о бедах, проблемах, а выполняли религиозный обряд.
Миссию нашего центра мы тоже видим в сохранении корней - веры,
языка, обычаев и, конечно же, в укреплении межнационального
согласия и казахстанского патриотизма. У нас говорят так:
«Земля становится родной, когда в ней похоронены твои предки».
Казахстанская земля приняла и спасла от гибели, накормила,
обогрела наших людей. И теперь навсегда для нас будет Святой.
Мы никогда не сможем ответить ей черной неблагодарностью.
-
Для нас, уже родившихся здесь, Казахстан - это наша колыбель.
Мы хотим сделать все, чтобы нас узнали только с лучшей стороны.
В обществе сразу организовали свой ан- самбль, были, конечно,
труд- ности - не было танцевальной школы, спонсоров. Ассамблея
помогла, пригласила профессио- нального хореографа из Ингу-
шетии, мы очень благодарны за это. Сейчас стали финанси- ровать
и пошив национальных костюмов. Нам отвели поме- щение, где
мы собираемся, молодежь очень рада. А скоро будет новое здание
- с большими танцевальными, актовыми, концертными залами -
это, вообще, благодать. Появятся классы, кабинеты. Сейчас
у нас функционирует воскресная школа, язык преподает кандидат
наук Белла Годзиева, она диссертацию защищала по теме «Языки
диаспоры в Казахстане» и имеет большой опыт участия в международных
конференциях. Много получаем периодики, книг из Ингушетии.
Изучение родного языка идет неразрывно с изучением казахского.
Наши дети хорошо знают его. Мы мечтаем о том, чтобы они внесли
достойный вклад в строительство Независимого Казахстана.
ВОЗРОЖДАЮТ СЕЛА ДЕТИ ПЕРВОМАЙЦЕВ
В далеком 1944-м году депортированные из Чечни люди заселили
три села в Сандыктауском районе. Обустроенные и обжитые, все
они вскоре вошли в один колхоз с гордым названием «1 Мая».
Уже тогда оно символизировало день трудовой солидарности.
Прошли годы и с горцев, чьи представители вместе с другими
отважно сражались на фронтах Великой Отечественной, сняли
незаслуженно навешанное клеймо врагов. И в председатели колхоза
выбрали одного из переселенцев, главу большой и уважаемой
семьи Абуязита Абуева, который возглавлял его около двух десятилетий.
Его сын, Магомет, сегодня стал одним из тех, кто после пережитой
перестройки и смены формаций взвалил на свои плечи возрождение
экономики родного села, возглавив крупнейшее крестьянское
хозяйство. Оставили добрый след на ставшей родной земле заместители
председателя колхоза «Первое мая» Магомет Байсаров и Али Докаев.
Последний вырастил 12 детей, всем дал образование. Его сын,
Атлан, один из тех, кто спонсирует сегодня добрые инициативы.
Успешно работают на земле и дети другого переселенца, тракториста
Рамзана Берсанукаева, в их семье 11 детей и каждый имеет дом,
обустроен и вполне счастлив.
Четырнадцать лет было Мугдану Хучаеву, когда он был сослан
вместе с другими по сталинской команде в Казахстан. Отличный
механизатор, он исколесил здесь поля вдоль и поперек, поднимал
целину. Его заметили, и за высокопроизводительный труд он
был делегирован в Москву на Выставку достижений народного
хозяйства. Туда же вместе с ним отправили известного чабана
Пацу Уциева, тоже переселенца с Кавказа, отмеченного наградами
за вклад в развитие сельского хозяйства. Животноводству посвятил
свою жизнь Насвал Дацаев, и тоже прикипел к своей новой родине
так, что другой ему и не надо. Сын его здесь имеет крупное
крестьянское хозяйство, является спонсором многих социальных
проектов села, сейчас помогает построить детскую спортивную
площадку с оборудованием для игр и качелями. Дети первых переселенцев
спонсируют питание в школе. Хамит Мусаев - родом из этих мест,
хоть и живет теперь в Одессе и имеет свой бизнес, продолжает
помогать селу - выделил на строительство дороги 10 тысяч долларов.
А Абу Уциев, один из племянников бывшего председателя колхоза
«1 Мая», стал предпринимателем, создал колбасный цех по переработке
мяса - его здесь коптят, вялят и сушат по древним рецептам
горцев. А еще делают из овчины шубы, дубленки, национальные
головные уборы. Благодаря чему сельчане обеспечены работой
и без дела никто не сидит. Открыли магазины, заправки, живут
добротно, основательно. И помнят наказы отцов, их благодарные
слова о спасших их людях. Вот одно из них. Из воспоминаний
Мугдана Хучаева, записанных в 1995 году (нынче его нет в живых):
«... Никогда не забуду семью Хасена и Назамы Исмурзиевых.
В 1946 году мне было 14 лет, я пас лошадей на отгоне и жил
у них в семье. Мать - Назам всегда клала передо мной ломоть
хлеба или мяса побольше, чем перед своим сыном. Обращались
со мной ласково, жалея меня, чтобы я не чувствовал себя чужим...».
- Основой хорошей жизни и согласия, - говорит директор СШ
села Красная Поляна Айшат Халимова, - стали крепкие семейные
узы. Воспитание на народных традициях и есть отличительная
черта нашего народа. Дисциплина, уважение к старшим, слово
которых - закон. Основы религии у нас узнают с детства, нравственные
каноны соблюдают. Здесь с нами жил Висхажи Загаев - тоже один
из переселенцев. Его почитали как святого, шли отовсюду паломники,
а он помогал в становлении наших сел и всех нас призывал постоянно
трудиться, быть терпеливыми и достойно нести посылаемые волей
Аллаха испытания. Есть у нас совет старейшин, который решает
спорные вопросы, сильна взаимопомощь. Если кто-то строится
- помогают все. И не только людям своей национальности. Горел
дом у соседей Симоновых, так первыми тушили чеченцы, а потом
вместе сбрасывались на помощь. А как иначе? Хозяйка дома была
учительницей и скольких наших детей выучила.
Мы очень дружны со своими соседями, а они с нами. К примеру,
взять русскую семью Саладиловых: сын свободно говорит по-чеченски,
а дочь замужем за чеченцем. Да, все мы сроднились, живя рядом.
Мы их Пасху отмечаем, они - нашу Уразу. Выходец из нашего
села Магомед Абуев, став предпринимателем, внес добрую традицию:
как соберет зерно, перемелет, то первую муку раздает своим
односельчанам - сначала ветеранам, а теперь - и всем без исключения.
Получив таким образом благо-словление с родных мест, он продолжает
работать дальше. Может, потому еще дела у него столь успешны.
Добрые семена, они ведь всегда дают всходы... Александра
МЯКОТА.
Сандыктауский район - Кокшетау.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |