Информбюро
Выборы Президента
В облакимате
Резервы
в действии
Культура
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 КУЛЬТУРА   ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РАМПА.
К 20-ЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ: ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
Избранники судьбы
Одной из составляющих нашей ментальности является феномен сал и cepi, представляемый культурно - историческими портретами таких личностей, как Аќан cepi, Біржан сал, Сегіз cepi, Иманжусуп, Балуан Шолаќ, Џкілі Ыбырай, Шашубай, Ѓазиз и других, живших и творивших в конце XIX - начале XX веков. Они аккумулировали в своем творчестве опыт прежних поколений и явились провозвестниками новых нравственно- этических норм.
Александр Затаевич, автор уникального сборника «1000 песен казахского народа», в 1925 году писал: «... салы производили впечатление избранников судьбы, людей высшего ранга, которым все дозволено, чем и питалась их жажда чести и поклонения. И до сих пор, когда салы отошли уже в прошлое и народившаяся казахская интеллигенция относится к ним критически, в широкой казахской среде о них сохраняется память, как о людях высшего порядка. Тем более, что действительно среди них было немало лиц, наделенных недюжинными талантами: певцов, поэтов, композиторов, ловких спортсменов, отважных охотников и пр. До известной степени к ним подходит и тип «cepi». Но эти последние были людьми так называемой «белой кости», богатыми, обеспеченными и эксцентризм их не принимал таких крайних форм».
Сал и cepi ставили своей задачей доводить информацию до народа в собственной интерпритации, и в воспитании и формировании достойных морально-этических качеств, прежде всего, своим личным примером, созданием образа идеального героя.
Художественное наследие сал и cepi - особый тип творчества, а их культурно - исторические портреты - одно из ярких проявлений национальной ментальности. Непреходящее значение степных рыцарей духа в истории духовной культуры казахов в том и заключается, что они, формируя новое отношение к человеку искусства, были глашатаями, несущими народу свет истинной правды, люди им верили, любили и относились к ним как к кумирам. Остро переживая социально-экономические изменения, происходящие в казахском обществе, они в своих произведениях подвергали глубокому философскому, культурно-историческому осмыслению все происходящее, будучи общественными деятелями и представителями искусства одновременно.
Главной отличительной особенностью последующих поколений сал и cepi было то, что они полностью посвящали себя искусству и считали себя элитой, так как выделялись из общего традиционного уклада, зачастую не имея гарантированного материального достатка, хотя, среди них встречались богатые, зажиточные люди.
Они обладали даром поэтической импровизации, красивым голосом, были виртуозами-домбристами, композиторами. В певческой школе сал и cepi была своя программа: каждый из них создавал песни с взаимосвязанными устойчивыми напевами и словами, то есть, каждая песня имела свою тему и определенный сюжет.
Алия Муканова, кандидат искусствоведения, отмечает, в частности, что творческую деятельность сал и cepi определяет синкретизм поэтической, композиторской и исполнительской составляющих, а также тесная связь сочинений с обстоятельствами жизни творцов.
К примеру, автобиографические мотивы и природные зарисовки в песнях Иманжусупа, поэта и композитора, певца, уроженца Аршалынского района Акмолинской области, репрессированного в годы культа личности, который, как отмечает А. Муканова, занимает особое место в ряду представителей исконной музыкальной традиции. Его творчество сохраняет в неприкосновенности ее основополагающие принципы, является главным сюжетным стержнем всех его песен, всего творческого наследия.
Одна из ранних песен Иманжусупа - «Сейфіл-Мѕлік» - это посвящение любимой. Мы предполагаем, что девушка, к которой обращается Иманжусуп, это его будущая жена Зейнеп, мать его шестерых детей.
Cepi говорит о своей любви и представляет ее эталон - любовь Сейфіл-Мѕліка к Бѕдігџл-Жамал. Царь-отец дарит принцу золотую шубу и кольцо Соломона. На подкладке шубы принц обнаруживает портрет красавицы. Больше десяти лет он ищет свою возлюбленную и находит. Иманжусуп формулирует в песне этический принцип - человек должен отстоять свое право на выбор пути к достижению своей цели. Песня наполнена глубоким философским содержанием. Сущность человека Иманжусуп определяет стремлением любить, замечать прекрасное, и быть достойным счастья. В песнях более зрелого периода основное - тема свободы, протест против насильственной передачи исконно казахских земель, любовь к родной земле, готовность защитить ее от посягательств.
Автобиографические мотивы, природные зарисовки, обращение к родным местам, личные переживания находятся в неразрывном единстве с философскими обобщениями. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, является одной из специфических черт поэтики cepi и отражает закономерные взаимоотношения с действительностью, определяет систему ценностно-смысловых, личностных отношений Иманжусупа к миру.
Он осознает себя как личность. Это глубокое и острое осознание им своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе было глубоко присуще Иманжусупу.
Феномен Иманжусупа, выдающегося поэта и композитора, можно рассматривать, на наш взгляд, как духовно - нравственный компонент национального самосознания, как один из этапов истории Независимости Казахстана.
Раушан КОШЕНОВА,
заведующая кафедрой философии,
доктор философских наук
КГУ им. Ш. Уалиханова.


РАМПА
Драма великого степного поэта
В казахском музыкально - драматическом театре имени Шахмета Кусаинова - премьера. На сей раз зрителям представлена драма «Аќан cepi и Аќтоќты» по произведению Габита Мусрепова.

Пьеса «Аќан cepi и Аќтоќты» считается жемчужиной казах- ской драматургии. Спектакль - это рассказ о большой любви акына к юной красавице Аќтоќты и ее драматической развязке. Влюбленным не суждено быть вместе. Девушку отдают замуж за бая Жалмукана.
- Я взялся за осуществление этого спектакля, поскольку считаю, что произведения об Аќане cepi, Џкілі Ыбырае, Біржане должны быть в репер- туаре нашего театра, - говорит режиссер - постановщик Ербай Дунгененов. - Их творчество - одно из наших культурных ценностей и достояний. Поэтому будет всегда интересна и личная жизнь благородных и бескорыстных поэтов-воинов, оружием которых было не только красноречие, но и помыслы. Не скрою, было трудно, поскольку кокшетауский зритель уже видел трагедию «Аќан cepi и Аќтоќты» в постановке Жакыпа Омарова в 1996 году, с нее начинается летоисчисление местного казахского театра. Отличие нынешней нашей работы в том, что это - драма, в которой упор сделан на личной душевной трагедии Акана. Человек, песни которого звучали по всей степи, неизменный победитель айтысов и скачек на своем легендарном Кулагере, страдает от невозможности быть вместе с любимой, побороть пережитки прошлого.
Жанр созданного спектакля не случайно определен как драма: несмотря на несчастную любовь знаменитого поэта, любимца народа и юной красавицы, семейные распри, на сей раз Аќтоќты остается жива. По словам режиссера Ербая Дунгененова, в постановке сюжетная канва прежняя, лишь чуть по-другому расставлены акценты. Ведь согласно историческим данным, у Аќтоќты с баем Жалмуканом остались многочисленные потомки.
По словам режиссера, актеры театра играли с полной отдачей, осознавая значимость постановки. Впрочем, сомневаться в этом не пришлось. На сцене бушевал нешуточный накал страстей. В какой-то момент даже забывалось, что это игра, а не реальность. За пару сценических часов промелькнул один, но важный фрагмент из личной жизни великого акына, разделивший его почитателей на друзей и врагов.
Как сказал режиссер, огромным достоинством постановки стал тот факт, что на актерах практически отсутствовал грим, то есть, каждый из них играл роль персонажа в своем возрасте. К примеру, сорокалетнего Аќана cepi блистательно сыграл актер театра Жарас Калдаров. Ему удалось талантливо показать народного любимца, принадлежащего к своеобразной артистической богеме, имущество которого составляли конь, домбра да щегольской наряд. К тому же, актер - обладатель еще и хороших вокальных данных. В спектакле звучат песни великого cepi, прекрасно исполненные Жарасом Калдаровым.
В роли главной героини, юной Аќтоќты,по всей вероятности, девушки незаурядной, сумевшей заронить искру любви в сердце самого Аќана cepi - молодая актриса Айман Баймамырова. Бая Жалмукана сыграл актер Баглан Имангазинов.
Нельзя не отметить игру народной артистки РКЖибек Багисовой. Ее появление на сцене - настоящее событие для кокшетауских зрителей. Нынче актриса, как всегда, мастерски сыграла эпизодическую роль страдающей за свою дочь матери Аќтоќты - Дамелі.
Мастерски сыграл одну из наиболее сложных ролей - немого Палуана актер Толеубек Конбай.
Особо хочется отметить костюмы героев. Это заслуга и своеобразный дебют в классической постановке художника по костюмам Маймуры Топанбаевой. Кстати, стиль одежды героев, согласно консультациям специалистов историко - краеведческого музея, в точности повторяет именно ту эпоху, в которой жил и творил Аќан cepi.
Над скупой и немногословной декорацией пьесы трудился художник Мурат Максут. На сцене, считает режиссер Ербай Дунгененов, все, кроме игры актеров, вспомогательное. И ничего из того, что содействует работе артиста: декорации, музыка и т.д., не должно заслонять его игру. Это стиль и неукоснительное правило режиссера.
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.


Поделились с Кокшетау душевной теплотой
На сцене ДК «Кокшетау» - русский народный хор Целиноградского РДК. Для одних концерт, посвященный 20-летию Независимости страны, стал возможностью вновь окунуться в неповторимый мир традиционных песен и танцев, а для руководителей областных художественных коллективов и их участников - своеобразным мастер - классом. Начался концерт с современной песни с патриотическими нотками «Юный город мой, Астана».

Программа подготовлена разнообразная. Здесь можно было услышать как распевные и задорные номера, так и известный романс «Ямщик, не гони лошадей». Своеобразным узором в хоровод славянского фольклора вплелась давно уже ставшая народной казахская песня «Шолпан». Примечательно, что в составе хора поют не только славяне, но и казахи. Сложно представить коллектив без Айнур Жумабаевой, да и без выходца из интернациональной семьи Тимура Айдаргазинова. Также зрители могли погрузиться в удивительный мир частушек из родных мест Василия Шукшина. Во многих номерах были танцы в исполнении хореографической группы Валентины Шмидт. Завершился концерт на столь же высокой ноте - песней «Цвети, Казахстан!».
Благодарностью артистам стали овации от зрителей, от начала до конца тепло и радушно встречавших гостей. А заместитель начальника облуправления культуры Базарбай Какенов вручил коллективу Благодарственное письмо от руководства ведомства.
- Самой лучшей публикой, перед которой мне приходилось выступать, является кокшетауская, у вас самый активный зритель - признался художественный руководитель коллектива Виктор Гроза. - Нашему хору исполнилось 38 лет. Вместе с танцевальной группой у нас 52 участника и основной состав у нас молодой. Если нас еще раз пригласят в Кокшетау, с удовольствием приедем и выступим.
Иван КОВАЛЬКОВ.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.



 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru