Информбюро
XIII съезд
НДП "Нур Отан"
Слово делегатам...
Отчеты акимов
Культура
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 КУЛЬТУРА   ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
Сын земли нашей
Смагул Садвакасов - видный общественный и государственный деятель. Занимал многие ключевые посты в государственных и поли- тических органах власти. Наш земляк. Его имя было присвоено Кокчетавскому сельхоз- институту (ныне агрофакультет КГУ им. Ш. Уалиханова). 77 лет прах великого казахского деятеля хранился на Донском кладбище в Москве. В течение многих лет родственники, ученые, поэты ходатайствовали о том, чтобы его останки были перезахоронены на Родине, в Казахстане, по всем мусульманским традициям. 21 января прах Смагула Садвакасова был доставлен из Москвы в Астану.

Местом захоронения предлагается избрать уникальное древнее кладбище в центре города, имеющее почти 500-летнюю историю. В связи с этим обсуждается вопрос о создании на этом месте Национального пантеона. Это кладбище является памятником нашей истории. Здесь покоятся останки казахских воинов, погибших в годы джунгарской агрессии, батыры легендарного хана Кенесары. Здесь же захоронены жертвы массового голода 20-30-х годов минувшего столетия, а также представители разных национальностей, расстрелянные в годы жестоких сталинских репрессий, втом числе, казахи, русские, украинцы, евреи, поляки, армяне, уйгуры, азербайджанцы, немцы.
В связи с этим, а также в честь 110-летия со дня рождения и 77-летия со дня смерти выдающегося сына своего народа Смагула Садвакасова в Астане была проведена республиканская научно - практическая конференция на тему: «Государственный деятель Смагул Садвакасов и казахстанский патриотизм: национальная идея и ответственность», в которой приняли участие и историки КГУ им. Ш.Уалиханова.
Смагул Садвакасов (1900-1933 гг.) родился в ауле Жаркын Шарлакского уезда Акмолинской области, позже вошедшем в состав Кзылтуского района Кокчетавской области (ныне Акжарский район Северо - Казахстанской области).
Отец Смагула - мулла, обучил его грамоте, азатем после окончания двуклассной начальной русской школы в с. Полтавка отвез сына в Омск, где в 1915 году юноша окончил сельскохозяйственное училище. Здесь он познакомился с Магжаном Жумабаевым, Сакеном Сейфуллиным, Кошмухамедом Кеменгеровым. В эти годы они создали подпольный кружок казахской молодежи «Бірлік» (1914-1918 гг.), проводивший агитационно - пропагандистскую работу среди учащихся - казахов Омска. После февральской революции Смагул участвует в работе комитета самоуправления в Омске, который был создан по решению Временного правительства. В мае 1918 года организация «Бірлік» созвала всеказахский молодежный съезд, участники которого приняли постановление о создании единой организации «Жас азамат».
До 1920 года Смагул Садвакасов не разделял идеи марксизма, считал себя последователем Роберта Оуэна, выступавшего за преобразование общества через обобществление средств производства, уничтожение эксплуатации парламентарным путем. Согласно этому учению главный постулат марксизма - классовая борьба - приравнивался к бедствию, тормозящему развитие общества. Однако в 1920 г. в Оренбурге он вступает в ряды большевистской партии. Изменению его политических взглядов способствовало то, что Советская власть декларировала право наций на самоопределение, вплоть до отделения, обещала предоставить национальную автономию, развивать национальную экономику, культуру, просвещение, язык.
Свою государственно - партийную деятельность С. Садвакасов начал с должности секретаря Казахского краевого Бюро РКСМ, организатором молодежной газеты «Жас азамат». Являясь в одном лице формальным и неформальным лидером, он стоял у истоков создания Краевого Бюро комсомола Казахстана и организационного оформления всего молодежного движения республики.
На I съезде Советов Казахстана С. Садвакасов избирается членом президиума КазЦИКа, а позже и членом ВЦИКа. Во время формирования правительства молодой Казахской республики С. Садвакасова назначают заместителем наркома просвещения Ахмета Байтурсынова. Позднее двадцатипятилетний С. Садвакасов становится наркомом просвещения (1925-1927 гг.). Он также являлся представителем республики в Туркестанской АССР, секретарем КазЦИКа, заместителем руководителя планового комитета (Казплан). С 1925 г. - член бюро Крайкома партии.
Параллельно с кипучей деятельностью в политической сфере активно сотрудничал с газетами «Жас азамат», «Ењбекшіл жастар», «Кедей сезі», «Ењбек туы», «Љртењ», в журналах «Балапан», «Трудовая Сибирь», «Жас ќазаќ», а с 1924 по 1925 гг. - редактор журнала «Ќызыл Ќазаќстан» (ныне «Аќиќат»), в 1925-1926 гг. - редактор газеты «Ењбекші ќазаќ» (ныне «Егемен Ќазаќстан»).
Являясь активным деятелем советского государства, С. Садвакасов был одним из тех представителей казахской интеллигенции, кто смело выступил против нарождавшегося в 1920-х годах тоталитарно го режима в еще строящемся Советском государстве. Так, одной из проблем, выдвинувшихся на первый план в качестве сверхзадачи советского государственного строительства в 20-е годы XX века, явился национальный вопрос.
В своих статьях и выступлениях С. Садвакасов неоднократно поднимал злободневный вопрос о национальном самоопределении, провозглашенный Советской властью в Декларации прав народов России от 2 ноября 1917 года. Дело в том, что после победы Октябрьской революции Советская власть и Компартия отказались от программных заявлений об осуществлении объявленных лозунгов и заменили их политикой разделения того или иного народа по классовому принципу, противопоставлением одной его части другой. Таким образом, политика большевиков в национальных республиках стала мало чем отличаться от политики царизма. Приняв марксистскую идеологию, С. Садвакасов так и не смог принять положение о классовой борьбе, в противовес которой он позже выдвинул идею «гражданского мира».
Он добивался подлинного суверенитета, равноправия казахов с русскими и другими народами, при этом он всегда подчеркивал, что стремление к паритету- не есть национализм. В статье «О национальностях и националах» он пишет, что проблема фактического неравенства зависит в первую очередь от правильного разрешения хозяйственных вопросов. В этом контексте он рассматривает проблему индустриализации, которая, по его мнению, должна означать не только высвобождение Советского Союза из-под капиталистической зависимости от Западной Европы и Америки, но она должна социалистически разрешить и межнациональные отношения внутри самого Союза. Если империалистическая русская буржуазия только выкачивала из окраин сырье, насаждая фабрики и заводы у себя под рукой, то социалистическая промышленность должна развиваться по принципу хозяйственной целесообразности. «Проклятое наследие» прошлого в виде фактического неравенства отдельных национальностей должно быть изжито. В этом заключается и весь смысл приобщения отсталых окраин к социалистическому строительству, считал он.
Промышленное развитие Казахстана рассматривалось С. Садвакасовым, как строительство и развитие индустрии, отсюда его известное яростное выступление против идеи Филиппа Голощекина по превращению края в сырьевой придаток СССР. В своей программе он излагал целесообразность приближения предприятий к источникам сырья, чтобы не тратить огромные средства на транспортные перевозки сырья из Казахстана, а готовой продукции обратно. Стремление центральных ведомств Советского государства сохранить Казахстан как сырьевую базу метрополии рассматривалось С. Садвакасовым, как выражение колониальной политики.
В условиях вхождения Казахстана в состав Российской Федерации и ограничения финансовой самостоятельности республики он также подчеркивал необходимость разумного расходования средств в крае и уделял особое внимание на взвешенное формирование государственного, краевого и местного бюджетов.
Глубоко и всесторонне проанализировав политику большевиков по отношению к Казахстану, С. Садвакасов выработал и выдвинул свою Концепцию и Программу обустройства и развития Казахстана. Будучи членом Бюро Казкрайкома, одним из первых увидел и правильно оценил губительный политический курс (идея «Малого Октября») руководства Казахстана во главе с Голощекиным, направленный на революционную ломку социальных отношений в ауле. В первую очередь Садвакасов выступил против насильственного оседания казахов. Он считал, что процесс оседания казахов должен происходить путем демонстрации экономических преимуществ оседлого образа жизни.
Одно из принципиальных расхождений во взглядах С. Смагулова и Ф. Голощекина, а зачастую и их непримиримость, заключались в вопросе проведения конфискации имущества у зажиточных семейств аула. С. Садвакасов придерживался мнения, что прямой путь аула в социализм - кооперация. Он обоснованно полагал, что для имущественного уравнения, стираний различий между байством и аульной беднотой необходимо больше создавать кооперативов. Справедливо считал, что каждый при таком государственном подходе станет жить так. как трудится. С. Садвакасов предлагал отнести многочисленных середняков к разряду бедных, не считать их богатыми. Время и история во всей полноте показали правоту такого суждения. Историки, ученые - обществоведы считают, что если бы руководство Казахстана прислушалось к принципиальным и объективным политическим предложениям С. Садвакасова, не было бы страшной небывалой в истории трагедии - гибели голодной смертью половины казахского народа, о чем он предупреждал и что предвидел.
Его гражданское мужество и патриотизм проявились итогда, когда с образованием в 1920 г. КазАССР встал вопрос об определении ее границ. Хотя главным критерием присоединения конкретной территории к Казахстану, как и кдругим национальным государственным образованиям, был национальный состав населения, однако широко применялся и принцип политической целесообразности. В связи с этим возникали очень ожесточенные споры с соседями о границе. Именно благодаря заслугам С. Садвакасова Петропавловский округ и Адайский уезд перешли во владения Казахстана.
В период национально - территориального размежевания Средней Азии и Казахстана, переноса столицы КАССР из Оренбурга и вывода Оренбургской губернии из состава нашей республики вновь начались споры о проведении границы. Тогда серьезные разногласия возникли в вопросе о судьбе 18 волостей Уральской, Актюбинской и Кустанайской областей. И вновь С. Садвакасов 19 декабря 1925 г. выступает с докладом на бюро Казкрайкома и высказывается против решения центра о передаче спорных территорий, на которых кочевали казахи, в состав Оренбургской губернии. В результате по решению Бюро в Москву была отправлена телеграмма и для решения дел, туда же был командирован Председатель КазЦИК Ж. Мунабаев. Отстоять удалось лишь земли по реке Хобда, район южнее Орска и северо - западные волости Кустанайской губернии. Тогда же в состав Оренбургской губернии перешли районы соляных промыслов - Илецкий уезд.
Еще одной из форм сопротивления тоталитарному режиму является то, что в период «культурной революции», в период разгара политики идеологизации культуры и образования С. Садвакасов одним из приоритетных направлений наряду с ликвидацией безграмотности называл сохранение самобытной национальной культуры казахского народа. В этом направлении он многое сделал, находясь на посту Наркома просвещения Казахстана (1925-1927 гг.). Огромной является заслуга С. Садвакасова в открытии в Казахстане университета, первого национального театра. Нетолько в период его редакционной деятельности, но и позже, он большое вниманиеуделял организации и развитию казахской печати. В качестве литературного и театрального критика, писателя, отражавшего в своих произведениях жизнь, быт, мечты и надежды своего народа, он сам лично обогатил казахскую литературу. О его большом литературном даровании свидетельствуют оригинальные художественные произведения - романы «Салмакбай - Сагындык» и «Сарсенбек», повести «Серебряный колокол» и «Кульпаш».
Смагул Садвакасов является первым литературным критиком, ознакомившим русского читателя с казахской литературой, опубликовав в 1919 году в журнале «Трудовая Сибирь» свой труд «Киргизская литература. Историко-критический очерк». Он писал многочисленные статьи и делал литературные обзоры в защиту нетленных произведений Абая, Магжана Жумабаева, Мухтара Ауэзова, Султанмахмута Торайгырова, Бернияза Кулеева, Беимбета Майлина. Смагул Садвакасов, проявляя простую человеческую заботу, всячески пытался помочь представителям интеллигенции, к примеру, устраивал на работу Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова, Халела Досмухамедова. Но сам он неоднократно подвергался гонениям со стороны Голощекина и его сподвижников. В конце концов С. Садвакасов был освобожден от поста главного редактора газеты «Енбекши казах», где часто по его воле публиковались стихи и статьи Магжана Жумабаева, Ахмета Байтурсынова, Мухтара Ауэзова.
За выступления С. Садвакасова против геноцида казахского народа, насильственной коллективизации, превращения Казахстана в сырьевой придаток России его подвергли преследованиям. Он сплотил и возглавил группу настоящих патриотов народа, которые оказывали сопротивление тоталитарному режиму. Сторонники Садвакасова получили ярлык «садвакасовщина», автором которого являлся Голощекин. Сам Садвакасов был признан вождем правых сил, вдохновителем националистов и алашординцем в рядах Компартии. Обвинение в «национализме» стало отработанным приемом для выдавливания пользующихся авторитетом и влиянием коммунистов из пределов национальных республик. Снятый с руководящих должностей и изгнанный из Казахстана С. Садвакасов некоторое время работает ректором Казахского педагогического института в Ташкенте, но в марте 1928 года лишается и этой должности.
Погубили его не сразу. Открыто подвергнуть его репрессивному молоху Голощекин не смел и не мог, уж слишком велик был авторитет С. Садвакасова. Распорядились его судьбой весьма оригинально, его просто «услали» в распоряжение ЦК ВКП(б) в Москву. Бывшего наркома просвещения Казахстана определили студентом первого курса Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Благо возраст народного комиссара позволял в какой-то мере это сделать - 28 лет. После окончания института по личному распоряжению Сталина он не был направлен в Казахстан, а отослан на строительство железной дороги Москва - Донбасс. Работая в районе Воронежа, осенью 1933 года С. Садвакасов, по официальной версии, заразился брюшным тифом и 16 декабря того же года умер в московской больнице.
Несмотря на то, что Смагул работал на износ, отдавая всего себя идее, которой бесконечно верил, семья для него всегда стояла на первом месте. Об этом говорят его письма, полные любви и нежности к жене и сыну. Он был женат на дочери известного лидера «Алаш-Орды», ученого и просветителя Алихана Букейханова - Елизавете (Зейнеп), с которой они познакомились в Омске. Свадьба состоялась в 1923 году в ауле Жаркын на родине Смагула. Елизавета Алихановна окончила медицинский факультет Московского госуниверситета. У них был единственный сын Ескендир. С началом войны из Москвы Елизавета, как военный врач, была мобилизована на фронт. В 1945 году в звании майора медицинской службы демобилизовалась. Сын, будучи 16-летним подростком, уверяя, что ему уже исполнилось 18, добился отправки на фронт и не вернулся с войны. После войны Елизавета Садвакасова долго разыскивала сына или хотя бы его могилу, но так и не нашла. В последние годы постоянно жила в Москве, занималась научно - медицинской деятельностью. Защитила диссертацию, получила степень доктора медицины и стала профессором, издала более 50 научных статей. Ушла из жизни в 1971 году и похоронена на Новодевичьем кладбище. Елизавета Алихановна Букейханова - Садвакасова до самой своей кончины была убеждена в том, что ее муж стал «жертвой злодейства со стороны репрессивных органов».
Отец Смагула - Садуакас - в 1937 году был арестован. После ареста его уже больше никто не видел. Вскоре от горя ослепла и умерла мать Смагула - Мажикен. Через год умерла в нищете сестра Орынбасар. Так прекратила свое существование семья славного сына казахского народа, верного патриота своей родины Смагула Садвакасова.
Прожив всего 33 года, Смагул Садвакасов вошел в число неординарных и ярких личностей. Многогранность его таланта, широта кругозора и интеллекта позволили причислить его фигуру к творцам современной истории Казахстана. С. Садвакасов - один из тех, кто являл собой олицетворение борца за свободу и независимость Казахстана. Его большая любовь к своему народу, высокие моральные и политические принципы, преданность и жертвенность являются примером бескорыстного служения своему народу.
Гульнар КАЖЕНОВА, кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории Казахстана КГУ им. Ш. Уалиханова.


ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ
Программа действий для каждого
Я горжусь тем, что живу в Казахстане именно в то время, когда наша страна уверенными шагами движется к процветанию и улучшению благосостояния населения. Очередное Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!» - тому подтверждение.

Оно является не только важным историческим документом, направляющим на достижение более значительных результатов в политике, экономике, социальной сфере, но и программой действий для каждого гражданина РК. Главные ориентиры, конкретные задачи на будущее обозначены в нем. И если каждый из нас на своем месте будет делать все для улучшения нашей жизни, повышения авторитета нашего государства на международном уровне, то нас ждет прекрасное будущее.
Как работник культуры, считаю, что мы в силах изменить наше общество посредством художественного воспитания молодого поколения, ведь ему жить дальше, строить лучшее будущее. Хочется, чтобы наши дети росли культурными, образованными, здоровыми, достойными гражданами своего государства.
Творческие коллективы ДК «Кокшетау» регулярно выезжают за рубеж для участия в международных конкурсах и фестивалях. И мы всегда с огромной гордостью несем наш флаг, нашу культуру и повсюду чувствуем уважение к нашей стране, видим, каким большим авторитетом пользуется наш Президент.
20 лет Независимости - небольшой срок, но сделано уже многое: у Казахстана свой интересный путь развития, и мы всецело поддерживаем политику нашего Президента.
Мадина ТЛЕУЛИНА,
главный балетмейстер
ДК «Кокшетау».


КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Кюй звучит из глубины веков
Ценителям и любителям музыкального искусства стоит посетить выставку «Халыќтыњ ќымбат мџрасы» - «Бесценное наследие», организованную отделом литературы по искусству в областной универсальной библиотеке имени Жумабаева. Ее экспонаты - книги, периодические и электронные издания, грампластинки.

Созданная экспозиция преследует цель - популяризацию изданий, поступивших в библиотеку в рамках программы «Культурное наследие». Еще, по мнению библиотекарей, выставка будет полезна учащимся, студентам и преподавателям высших и средних музыкальных учебных заведений и просто любителям музыкального искусства.
С принятием в 2004 году Государственной программы «Культурное наследие» появилась возможность исследовать рукописи из хранилищ Египта, Турции, Сирии, Китая, Монголии, Японии, США и других стран, изучаются совершенно новые материалы и из отечествен н ых архи вов.
Украшением экспозиции стала книга «1000 казахских традиционных кюев». Сборник выпущен в рамках Национального проекта «Культурное наследие», инициированного Президентом страны, по заказу Комитета культуры Министерства культуры и информации РК. Музыкальные произведения, вошедшие в антологию, собраны из материалов Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи, «Золотого фонда» Казахского радио, Национальной библиотеки РК и частных архивов, а также записаны в исполнении отдельных музыкантов на студии. Тысячелетнее музыкальное наследие народа нашло яркое отражение в богатом по содержанию и креативном по форме проекте. Издание состоит из книги и альбома с 41 диском СД, на которых записаны произведения великих кюйши Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Байжигита, Кожеке, Дины Нурпеисовой, Токи, Сугира, Абыла, а также Нургисы Тлендиева, Ахмета Жубанова. Кюи для кобыза - от Коркыта до Ыхласа, для сыбызгы - от Сармалая до современных мастеров - исполнителей.
Антология открывается предисловием «Вершинное искусство нации», в котором Президент Нурсултан Назарбаев дает высокую оценку изданию. На трех языках - казахском, русском и английском - анализируются особенности исполнительских традиций разных регионов, называются имена известных кюйши, причем речь идет не только о домбровой музыке, но и о кюях для таких народных инструментов, как кобыз, сыбызгы. Здесьже даются краткие сведения об авторах и исполнителях.
На выставке также представлены грампластинки «Антология казахской инструментальной музыки - кюи», с произведениями народных композиторов: Дины Нурпеисовой, Курмангазы, Даулеткерея, Казангапа, Сугира, Токи и современных - А.Жубанова, М.Ускембава, М.Хамзина и других, вошедших в антологию «1000 казахских традиционных кюев».
В фонде отдела имеется трехтомник «Ѕлемдік енертану». Первые две книги описывают мировое изобразительное и театральное искусство. Третья, представленная на экспозиции, посвящена искусству музыкальному, где собраны материалы зарубежных и русских искусствоведов по истории музыки.
Учащимся и студентам, изучающим историю искусства казахского народа, наверняка, будет интересен еще один трехтомник «Ќазаќ љнерініњ тарихы», изданный в 2007 году издательством «Љнер» в рамках программы «Мѕдени мђра». Первый том посвящен музыкальному искусству и развитию древней культуры Казахстана. Во втором определяется роль музыки в духовной жизни народа. А третий освещает пути развития традиционного музыкального искусства казахского народа: песенного и инструментального.
Среди выставочных изданий видное место занимает книга «Ѓазиза Жубанова» из серии «Ѕлеуметтік мањызды ѕдебиет тџрлерін шыѓару», изданная по заказу программы «Мѕдени мђра». В ней представлены широко известные произведения композитора - увертюра «Праздничная», симфония «Жигер», неповторимые концерты для фортепиано с оркестром. Творчество профессионального композитора, первой женщины-казашки, достигшей всеобщей известности и признания, обогатило и подняло профессиональное искусство Казахстана на мировой уровень.
Сауле ИВАХИНА, библиотекарь.


Древность приоткрывает тайны
В Акмолинском областном историко - краеведческом музее полным ходом идут реставрационные и ремонтные работы, после их завершения появятся новые залы, среди которых свое достойное место займет археологический. Именно для него были приготовлены уникальные артефакты, собранные за последние два года археологическими экспедициями ГУ «Центр по охране и использованию историко-культурного наследия».

Директор центра Талгат Ибраев не без гордости вспоминает: «В полевом сезоне 2009 года Акмолинская областная архео- логическая экспедиция прово- дила охранно - спасательные работы в урочище «Кошкарбай». Этот живописный природный район, где сливаются реки Ча- глинка и Кошкарбай, известен многочисленными археоло- гическими памятниками раз- личных эпох. Долина Чаглинки прорезает северную окраину Кокшетауской возвышенности и на протяжении 15 км окружена невысокими сопками с относительной высотой 20-100 м. Все эти факторы были благоприятны для хозяйственной деятельности, и неслучайно регион с древнейших времен был заселен человеком.
В экспедиции с интересом участвовали местные жители, велись работы под руководством известного всему миру открывателя Ботая - Виктора Зайберта.
На разрушающемся под ударами времени могильнике Кошкарбай-1 археологи «прочли» на поверхности конструкции и на найденном в периферийной части бронзовом шиле примерную дату его сооружения - период бронзового века андроновской историко - культурной общности. Под курганной насыпью, при вскрытии могильной ямы, обнаружилось перекрытие из каменных плит. За ним шла земельная забутовка и - следующее каменное перекрытие. Всего было шесть каменных перекрытий. Найден скелет человека очень плохой сохранности вследствие разрушения от постоянной сырости. Усопший был уложен на спину, головой на запад. Под ним - истлевшая шкура животного. На правой ладони у него находилось бронзовое зеркало диаметром 18 см. Вероятнее всего, оно играло двойную функцию: служило еще и, как бубен. С левой стороны на уровне предплечья располагался каменный терочник (ступа), он служил для ритуальных целей. Науровне пояса находился небольшой железный нож, очень плохой сохранности, но мы его извлекли, и теперь он будет представлен посетителям музея, - продолжает рассказ Талгат Ибраев. - По форме захоронения и найденному материалу можно предположить, что это - погребение шаманки, уходящее к периоду раннего железного века. Захоронение свидетельствует о том, что в последующем пришли другие племена на эту территорию, разграбили курган периода бронзы, вынули погребенный материал и захоронили своего соплеменника».
Параллельно проводились охранно - спасательные работы на могильнике Кошкарбай-7. Для исследования выбрали курган № 1, расположенный поблизости отавтомобильной дороги. По внешней конструкции, предположительно, он относился к периоду раннего железного века. После вскрытия курганной насыпи обнаружились контуры могильной ямы. На глубине 170 см наткнулись на скелет, уложенный головой на юг. Рост его составлял около 180 см. Слевой стороны на уровне тазовой кости находились останки кожаного колчана. Там же лежали пять бронзовых наконечников стрел. На одном из них сохранились остатки древка стрелы. Недалеко от них нашли бронзовый нож хорошей сохранности длиной 11 см. Он был размещен в кожаных ножнах. Рядом обнаружена бронзовая игла.
По мнению археологов, оба захоронения, предположительно, датируются концом I тыс. до н.э. - началом I тыс. нашей эры (3-3,5 тыс. лет назад).
Не менее урожайным на находки был прошедший сезон на могильнике Орманды Булак, в том же Зерендинском районе. Среди находок - пятнадцать наконечников, печать из трубчатой кости с пятиконечной звездой, амулет из клыков животных, бронзовые скобы, гвозди и нож, большие керамические сосуды. Словом, этот край продолжает открывать свои тайны археологам.
Во время торжественной передачи восемнадцати артефактов сотрудники Центра по охране и использованию культурного наследия выразили сожаление, что в области нет центра археологических исследований. Приходится находки возить в Алматы, где они могут годами пылиться в коробках.
Так было до сих пор. После чего директор центра привез обратно уникальные экспонаты и передал в музей. И теперь их реставрацией и сохранением для будущего займутся наши научные сотрудники. Центр же будет, как и прежде, искать следы древности там, где им угрожает время и человек. Ведь то, что находят акмолинские энтузиасты, бесценно.
Например, бронзовые дисковидные зеркала были широко распространены на территории Южного Зауралья, Северного и Центрального Казахстана в VIII-VII веках до н.э. Дисковидные зеркала с бортиком и с ручкой - петлей в центре тыльной стороны являются наиболее древним типом. Прослеживается прямая аналогия, найденному в Кургане-1 могильника Кошкарбай-І, зеркала в женском погребении сакского времени Кургана-3 могильника Кумкуль-М (Челябинская область, Аргаяшский район) и аналогичного изделия из Кургана-19 могильника Тасмола-І (Куйбышевский район Павлодарской области). Исследователи тасмолинской культуры отмечают, что бронзовые зеркала с высоким бортиком по краю и петлей посередине типичны для первого этапа тасмолинской культуры (VII-VI вв. до н.э.).
Айли АЗИНА.
Снимки из архива экспедиции.


 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru