|
|
|
|
|
|
|
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СВОЕ
МНЕНИЕ В ТЕМУ |
ЛИБЕРАЛИЗМ
ОЗНАЧАЕТ «СВОБОДНЫЙ» |
|
|
СВОЕ МНЕНИЕ В ТЕМУ Либерализм означает «свободный»
Хорошо ли мы, уважаемый читатель, помним самих себя двадцатилетней
давности? Что мы делали, где жили, как жили, о чем мечтали?
И хорошо ли мы помним страну того времени? Какой она была,
и какой мы хотели ее видеть? Что изменилось за это время в
нашей повседневной жизни и в жизни наших близких, что произошло
на государственном уровне? Об изменениях в стране говорит
Нурсултан Назарбаев в своем Обращении народу «Стратегия «Казахстан-2050»:
новый политический курс состоявшегося государства».
Самое главное, Казахстан состоялся как суверенное государство,
полноправный и сегодня можно с полным на то правом утверждать
- уважаемый субъект мирового сообщества. Но ведь, как показывает
пример некоторых ближних и дальних соседей, могло быть по-другому.
А состоялся во многом потому, что среди множества самых разных
исторических вариантов страна смогла найти свой путь. Путь
эволюционного развития, стабильного поступательного роста.
Путь, идя по которому, удалось избежать масштабных социальных
и межэтнических конфликтов.
«Базовая формула нашего пути - стабильность через толерантность,
модернизация через либерализацию», - пишет в своей статье
«Первый день новой эпохи Казахстана» Нурсултан Назарбаев.
В Послании «Стратегия «Казахстан -2050»: новый политический
курс состоявшегося государства» устойчивый процесс демократизации
и либерализации Президент страны называет в числе главныхдостижений
нашего государства.
Слова «стабильность», «толерантность», «модернизация» уже
прочно вошли в наш обиход. Давайте сегодня поразмышляем над
понятием «либерализация», и почему Президент страны в начале
третьего десятилетия независимости употребляет его в неразрывной
связке с термином «модернизация».
У либерализма как политической идеологии и типа политического
режима сегодня много сторонников и противников. Но то, что
страны, которые мы сегодня называем цивилизованными, стали
таковыми именно на пути либерализма, бесспорный исторический
факт.
Фундаментальные принципы либерализма включают индивидуальные
права (на жизнь, личную свободу и собственность); равные права
и всеобщее равенство перед законом; свободную рыночную экономику;
правительство, избираемое на честных выборах; прозрачность
государственной власти. Функция государственной власти при
этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих
принципов. Либерализм отдаёт предпочтение открытому обществу,
основанному на плюрализме и демократическом управлении государством,
приусловии защиты права меньшинства и отдельных граждан.
И в нынешние кризисные времена речь в европейских странах
идет не об отказе от либерализма, а о его модернизации, адаптации
к новым условиям. Сегодня либерализм более терпим к государственному
регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства
возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения
разницы в доходах населения.
Причем, как оказалось, либерализм вовсе не исключает возможность
сохранения традиционных ценностей, потому что в реальности
он неизменно связан с традициями того государства, где внедряется.
Принято считать, что Япония и Южная Корея являются государствами
традиционалистов. Но, наверное, правильнее будет сказать,
что Япония и Южная Корея - это государства с традиционной
японской и корейской либеральными идеологиями. То, чтоуяпонцев
сохраняется традиционная культура, и кимоно надевают чаще,
чем одежду известных европейских брендов, не значит, что либеральные
ценности ими отвергнуты.
О том, что сохранение традиционных ценностей не вступает в
противоречие с модернизацией, а, напротив, может содействовать
ей, говорит Президент Казахстана в своем обращении к народу.«...
за годы независимости, несмотря на глобализацию и вестернизацию,
наш культурный фундамент был заметно укреплен».
Итак, давайте вернемся к нашим реалиям, попробуем оценить,
стало ли наше общество либеральным и, если стало, то в какой
степени...
Мы гораздо быстрее многих постсоветских стран адаптировались
к рыночным отношениям. Но насколько еще живо стремление превратить
рынок в элементарный базар, где обмануть, всучить негодное,
уйти от уплаты налогов, «откатить» не считается зазорным,
постыдным. Тогда как подлинно рыночная экономика подобного
не приемлет. Обманывающий, недобросовестный становится неконкурентоспособным,
вытесняется мобильными, креативными, порядочными. Здесь одних
усилий государства недостаточно. Коррупция живет там, где
нет общественного контроля со стороны всех и каждого. Где
не только « мзды не берут», но и не дают. А не дают люди,
уверенные в своей правоте, профессионализме, знающие законы,
умеющие к ним апеллировать.
Согласитесь, что и прозрачность государственной власти тоже
во многом зависит оттого, насколько мы требовательны к ней,
насколько грамотно и системно требуем от нее отчета, насколько
часто напоминаем чиновникам о том, что ключевым в понятии
«государственный служащий» является слово «служить». Недавно
об этом жестко говорил Президент страны. Но почему этого во
многих случаях не умеем или не хотим сказать, обосновать мы
с вами? Индивидуальные права и свободы закреплены Конституцией
Казахстана. А вот насколько часто мы обращаемся к Основному
Закону страны, когда попадаем в проблемные ситуации, это уже
другой вопрос.
В своих программных статьях «Социальная модернизация Казахстана:
Двадцать шагов к Обществу всеобщего труда», «Первый день новой
эпохи Казахстана» Лидер страны говорит о сильных соперниках,
которые мешали не только ему, всей стране в движении вперед:
«Они не были персонифицированы в личностях конкретных политиков.
Это были не всегда очевидные, но очень влиятельные обстоятельства,
существовавшие в сложной атмосфере того трудного времени».
В числе этих «соперников» - апатия, неверие, социальный инфантилизм.
Изжить их в себе очень сложно. Но без этого не стать по-настоящему
свободным человеком. А рабское сознание и модернизация, либерализм
- антиподы. Давайте вспомним, что буквальный перевод слова
либерализм означает «свободный». Внутренней свободы добиться
можнотолько собственными усилиями. «Нельзя людей освобождать
в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри», - к
этому выводу в конце своей жизни пришел великий свободолюбец
А. Герцен. И не надо бояться быть одиноким на пути обретения
личной свободы.
Мне запомнилась очень давняя миниатюра одной из команд КВН.
Выходил на сцену человек и говорил: "Ну что я мог сделать
один?". Потом выходил второй: "Ну что я мог сделать
один?", третий: "Ну что я могла сделать одна?".
Постепенно сцена заполнялась огромным количеством людей, которые
вразнобой, а потом, постепенно сливаясь в хор, произносили:
"Что я мог сделать один? Что я мог сделать один..?".
А надо всего лишь оглянуться направо и налево и увидеть, как
много людей в этом хоре, и вместе они вполне могли бы уже
сказать что-нибудь другое.
Людей, которыехотят и могут стать свободными, жить в свободной
стране за годы независимости Казахстана стало много. С каждым
днем их все больше. А значит мы действительно становимся,
как точно подметил Нурсултан Назарбаев, «единой суверенной
общностью граждан, готовой и способной решительно взять на
себя груз исторической ответственности за общую Родину - наш
Казахстан». Нина МИТЧИНОВА,
член Ассамблеи народа Казахстана.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
|
|
|
|
|
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ
«АП»?
(Выберите один
или несколько вариантов ответов) |
|
|
|
|
|
|