Информбюро
День защиты
детей
Госсимволы
Программа «ДКБ-2020»
Эксклюзив «АП»
Коммунальный рынок
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 ЭКСКЛЮЗИВ «АП»   МАРАТ БИСЕНГАЛИЕВ: «НА СКРИПКЕ Я ИГРАЮ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ГОВОРЮ»
Марат Бисенгалиев: «На скрипке я играю лучше, чем говорю»
Великолепным праздничным подарком стал концерт классической музыки, прошедший в Кокшетау 31 мая в рамках закрытия 55-го юбилейного сезона областной филармонии с участием заслуженного деятеля РК, обладателя премии платиновый «Тарлан», всемирно известного скрипача-виртуоза Марата Бисенгалиева. Слушателей покорила музыка Баха, Массне, Рахманинова, Дженкинса в исполнении симфонического оркестра областной филармонии, в котором скрипач солировал. Каждое прозвучавшее произведение, исполненное талантливым музыкантом, завершалось овациями публики и цветами от поклонников. В числе зрителей мероприятия был аким области Кайрат Кожамжаров.

Концерт музыканта с мировым именем, отметившего в нынешнем году 50-летний юбилей, стал настоящим событием в культурной жизни Кокшетау. Накануне концерта Марат Бисенгалиев ответил на наши вопросы.
- Как в Вашем концертном туре, посвященном 50-летию, оказался Кокшетау?
- Очень просто. Я попросил мой культурный общественный фонд сделать запрос о возможности дать в Казахстане юбилейный концерт и единственным откликнувшимся городом оказался Кокшетау. Поэтому прилетел сюда из Таиланда, после планирую отправиться в Токио.
- Тянет Вас на родину?
- Я бываю здесь регулярно и даю концерты, порой-благотворительные.
- Вы мечтали открыть свою школу в Казахстане. Получилось?
- Нет. Ноя открыл школу в Индии, азатем создал там симфонический оркестр. В индийской музыкальной школе преподают мои коллеги - музыканты из Казахстана.
Так что я первый музыкант в истории этой страны, создавший симфонический оркестр.
- Насколько мне известно, в Ваших планах было создание совместного проекта с симфоническим оркестром Акмолинской областной филармонии. В силе ли это решение?
- Когда-то я впервые представлял этот коллектив публике - играл на концерте, посвященном этому событию. Что касается совместного проекта, моя идея заключалась в том, чтобы учредить оркестр, кото-
рый творчески рос за счет слияния коллективов, я бы работал с ним, дополняя коллектив какое-то время своими сильными музыкантами. Этот вопрос обсуждался с тогдашним руководством области. Но здесь вступили в силу какие-то законодательные аспекты, которые не позволили воплотить эту идею в жизнь. Но времена меняются, хотя, честно говоря, в последнее время я с опаской отношусь к таким проектам. По моемутвердомуубеждению, классическая музыка должна исполняться на самом высоком уровне, иначе она не выполняет своего предназначения - воздействовать на людей, пронзать их сердца. Посредственная игра производит обратный эффект. В Кокшетау, конечно, можно было бы сделать очень многое, но для этого должны быть созданы условия без какого-либо давления сверху.
- А что Вы привезли на этот раз для кокшетауской публики, учитывая возможности областного симфонического оркестра?
- Программа готовится обширная, но все будет складываться из возможностей коллектива. И нужно будет отобрать, отрепетировать, отсечь то, что не получится. Времени на подготовку мало. К примеру, в Таиланде мы работали с коллективом музыкантов, скажем, не совсем сильных, но нам удалось сыграть все, что задумали. В Кокшетау уровень музыкантов намного выше, поэтому уверен, что нам удастся сыграться . Вообще для л юбого музыканта важно, кто с ними работает. А сама программа может быть интересна тем, что прозвучит скрипичный концерт Карла Дженкинса «Сары ќыз», который он написал специально для меня.
- Насколько значима для Вас зрительская аудитория?
- Это важная составляющая. Тот факт, что меня пригласили в Кокшетау, говорит о том, что и в небольших городах есть немало поклонников и ценителей классической музыки. Всегда хочется играть там, где тебя любят и понимают, а выступать перед аудиторией, которая далека от классической музыки - хуже не придумаешь. Во время концерта у меня идет постоянный диалог с моим зрителем и аура зала хорошо ощущается. К примеру, на концертах в Алматы я чувствую, что многие сидят в зале не из-за того, что любят музыку, а приходят для того чтобы посмотреть, оценить. Наиболее благоприятная атмосфера складывается там, где меня не знают как человека, а знают как музыканта. В Кокшетау я приезжаю не впервые, поэтому знаю, что здесь большая армия истинных ценителей музыки, действуют музыкальные школа и колледж. В областной филармонии работает не один оркестр, а возглавляет эту организацию Людмила Багапова - настоящий энтузиаст.
- Марат, сколько стран охватывает география Ваших гастролей. Верно ли, что график расписан на годы вперед?
-Мой гастрольный концертный тур включает около сорока стран. А вот когда говорят, что рабочий график расписан на годы вперед, то слышать это, мягко говоря, смешно. У каждого музыканта всегда есть свободное время, невозможно играть триста концертов в год. Даже такие музыканты, какВенгеров, не играют больше 150 концертов в год. Думаю, оптимальное количество выступлений-70, потому что иначе можно просто «сгореть». Сегодня я не пытаюсь гнаться за количеством, а думаю о качестве.
- Какое место занимает в Вашем творчестве музыка казахских композиторов?
- Из казахов большей частью я играю произведения Алмаса Серкебаева, поскольку мне очень нравится его музыка, и я считаю его одним из выдающихся композиторов Казахстана. Он написал для меня скрипичный концерт и несколько пьес. Вместе с тем интересуюсь и казахской народной музыкой. К примеру, постоянно прошу композитора Карла Дженкинса написать что-нибудь на казахские темы, и он создал для меня достаточно много произведений, которые пользуются большим успехом. Это, к примеру, произведение «Тлеп», которое впервые было исполнено в Альберт-холле, а затем - Астане. После этого он написал скрипичный концерт «Сары ќыз», причем, многие его темы - из сборника Затаевича. Сейчас Дженкинс заканчивает две большие пьесы - оратории для симфонического оркестра, скрипки и фольклорных инструментов и голоса «Шакарим» и «Абай».
- Вы можете назвать себя космополитом?
- Наверное, да. Но при этом я остаюсь в душе патриотом своей страны. У меня есть желание сделать что-нибудь для Казахстана. Может быть, это будет последняя попытка, но я хотел бы еще раз попробовать создать какой-нибудь музыкальный проект.
- Говорят, с возрастом человека начинает тянутьккорням, родной земле.
- Это верное выражение. Такие чувства я испытываю давно. Наверное, поэтому я стараюсь бывать в Казахстане, давать концерты.
- Расскажите о своей семье.
- Женат я на француженке, у нас двое детей. Живем на юге Франции. Старшей дочери Арухан от первого брака 20 лет, она живете матерью в Англии, усиленно изучает русский язык, так как он необходим ей для работы - съемках в кино. Последняя ее работа - английский фильм «Анна Каренина», где она поет на русском языке.
- Вы написали автобиографическую книгу «До.. .Ре». Будет ли ее продолжение?
- В этой книге мои замечания и размышления о собственной жизни и ожизни вообще. О продолжении пока не думал.
- Большое спасибо за беседу и надеемся видеть Вас вновь на кокшетауской земле.
Вопросы задавала
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.

 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru