|
|
|
ЭКСКЛЮЗИВ
«АП» |
МАРАТ
БИСЕНГАЛИЕВ: «НА СКРИПКЕ Я ИГРАЮ ЛУЧШЕ, ЧЕМ
ГОВОРЮ» |
|
|
Марат Бисенгалиев: «На скрипке я играю лучше, чем
говорю»
Великолепным праздничным подарком стал концерт классической
музыки, прошедший в Кокшетау 31 мая в рамках закрытия 55-го
юбилейного сезона областной филармонии с участием заслуженного
деятеля РК, обладателя премии платиновый «Тарлан», всемирно
известного скрипача-виртуоза Марата Бисенгалиева. Слушателей
покорила музыка Баха, Массне, Рахманинова, Дженкинса в исполнении
симфонического оркестра областной филармонии, в котором скрипач
солировал. Каждое прозвучавшее произведение, исполненное талантливым
музыкантом, завершалось овациями публики и цветами от поклонников.
В числе зрителей мероприятия был аким области Кайрат Кожамжаров.
Концерт
музыканта с мировым именем, отметившего в нынешнем году 50-летний
юбилей, стал настоящим событием в культурной жизни Кокшетау.
Накануне концерта Марат Бисенгалиев ответил на наши вопросы.
- Как в Вашем концертном туре, посвященном 50-летию, оказался
Кокшетау?
- Очень просто. Я попросил мой культурный общественный фонд
сделать запрос о возможности дать в Казахстане юбилейный концерт
и единственным откликнувшимся городом оказался Кокшетау. Поэтому
прилетел сюда из Таиланда, после планирую отправиться в Токио.
- Тянет Вас на родину?
- Я бываю здесь регулярно и даю концерты, порой-благотворительные.
- Вы мечтали открыть свою школу в Казахстане. Получилось?
- Нет. Ноя открыл школу в Индии, азатем создал там симфонический
оркестр. В индийской музыкальной школе преподают мои коллеги
- музыканты из Казахстана.
Так что я первый музыкант в истории этой страны, создавший
симфонический оркестр.
- Насколько мне известно, в Ваших планах было создание совместного
проекта с симфоническим оркестром Акмолинской областной филармонии.
В силе ли это решение?
- Когда-то я впервые представлял этот коллектив публике -
играл на концерте, посвященном этому событию. Что касается
совместного проекта, моя идея заключалась в том, чтобы учредить
оркестр, кото-
рый творчески рос за счет слияния коллективов, я бы работал
с ним, дополняя коллектив какое-то время своими сильными музыкантами.
Этот вопрос обсуждался с тогдашним руководством области. Но
здесь вступили в силу какие-то законодательные аспекты, которые
не позволили воплотить эту идею в жизнь. Но времена меняются,
хотя, честно говоря, в последнее время я с опаской отношусь
к таким проектам. По моемутвердомуубеждению, классическая
музыка должна исполняться на самом высоком уровне, иначе она
не выполняет своего предназначения - воздействовать на людей,
пронзать их сердца. Посредственная игра производит обратный
эффект. В Кокшетау, конечно, можно было бы сделать очень многое,
но для этого должны быть созданы условия без какого-либо давления
сверху.
- А что Вы привезли на этот раз для кокшетауской публики,
учитывая возможности областного симфонического оркестра?
- Программа готовится обширная, но все будет складываться
из возможностей коллектива. И нужно будет отобрать, отрепетировать,
отсечь то, что не получится. Времени на подготовку мало. К
примеру, в Таиланде мы работали с коллективом музыкантов,
скажем, не совсем сильных, но нам удалось сыграть все, что
задумали. В Кокшетау уровень музыкантов намного выше, поэтому
уверен, что нам удастся сыграться . Вообще для л юбого музыканта
важно, кто с ними работает. А сама программа может быть интересна
тем, что прозвучит скрипичный концерт Карла Дженкинса «Сары
ќыз», который он написал специально для меня.
- Насколько значима для Вас зрительская аудитория?
- Это важная составляющая. Тот факт, что меня пригласили в
Кокшетау, говорит о том, что и в небольших городах есть немало
поклонников и ценителей классической музыки. Всегда хочется
играть там, где тебя любят и понимают, а выступать перед аудиторией,
которая далека от классической музыки - хуже не придумаешь.
Во время концерта у меня идет постоянный диалог с моим зрителем
и аура зала хорошо ощущается. К примеру, на концертах в Алматы
я чувствую, что многие сидят в зале не из-за того, что любят
музыку, а приходят для того чтобы посмотреть, оценить. Наиболее
благоприятная атмосфера складывается там, где меня не знают
как человека, а знают как музыканта. В Кокшетау я приезжаю
не впервые, поэтому знаю, что здесь большая армия истинных
ценителей музыки, действуют музыкальные школа и колледж. В
областной филармонии работает не один оркестр, а возглавляет
эту организацию Людмила Багапова - настоящий энтузиаст.
- Марат, сколько стран охватывает география Ваших гастролей.
Верно ли, что график расписан на годы вперед?
-Мой гастрольный концертный тур включает около сорока стран.
А вот когда говорят, что рабочий график расписан на годы вперед,
то слышать это, мягко говоря, смешно. У каждого музыканта
всегда есть свободное время, невозможно играть триста концертов
в год. Даже такие музыканты, какВенгеров, не играют больше
150 концертов в год. Думаю, оптимальное количество выступлений-70,
потому что иначе можно просто «сгореть». Сегодня я не пытаюсь
гнаться за количеством, а думаю о качестве.
- Какое место занимает в Вашем творчестве музыка казахских
композиторов?
- Из казахов большей частью я играю произведения Алмаса Серкебаева,
поскольку мне очень нравится его музыка, и я считаю его одним
из выдающихся композиторов Казахстана. Он написал для меня
скрипичный концерт и несколько пьес. Вместе с тем интересуюсь
и казахской народной музыкой. К примеру, постоянно прошу композитора
Карла Дженкинса написать что-нибудь на казахские темы, и он
создал для меня достаточно много произведений, которые пользуются
большим успехом. Это, к примеру, произведение «Тлеп», которое
впервые было исполнено в Альберт-холле, а затем - Астане.
После этого он написал скрипичный концерт «Сары ќыз», причем,
многие его темы - из сборника Затаевича. Сейчас Дженкинс заканчивает
две большие пьесы - оратории для симфонического оркестра,
скрипки и фольклорных инструментов и голоса «Шакарим» и «Абай».
- Вы можете назвать себя космополитом?
- Наверное, да. Но при этом я остаюсь в душе патриотом своей
страны. У меня есть желание сделать что-нибудь для Казахстана.
Может быть, это будет последняя попытка, но я хотел бы еще
раз попробовать создать какой-нибудь музыкальный проект.
- Говорят, с возрастом человека начинает тянутьккорням, родной
земле.
- Это верное выражение. Такие чувства я испытываю давно. Наверное,
поэтому я стараюсь бывать в Казахстане, давать концерты.
- Расскажите о своей семье.
- Женат я на француженке, у нас двое детей. Живем на юге Франции.
Старшей дочери Арухан от первого брака 20 лет, она живете
матерью в Англии, усиленно изучает русский язык, так как он
необходим ей для работы - съемках в кино. Последняя ее работа
- английский фильм «Анна Каренина», где она поет на русском
языке.
- Вы написали автобиографическую книгу «До.. .Ре». Будет ли
ее продолжение?
- В этой книге мои замечания и размышления о собственной жизни
и ожизни вообще. О продолжении пока не думал.
- Большое спасибо за беседу и надеемся видеть Вас вновь на
кокшетауской земле.
Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
| |