Информбюро
День защиты
детей
Госсимволы
Программа «ДКБ-2020»
Эксклюзив «АП»
Коммунальный рынок
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРОГРАММА «ДКБ-2020»   КАКИЕ ПУТИ ВЕДУТ К ДКБ
Какие пути ведут к ДКБ
В апреле 2010 года постановлением Правительства была разработана и утверждена Программа «ДКБ-2020». На дворе начало лета-2012 и, как показало обсуждение сделанного и реальных планов на недавнем заседании областного акимата, не везде на местах даже знакомы с ее положениями, что особо удивляет при проблеме получения кредита сегодня без ликвидного залогового имущества. Почему? Гадать - дело бесперспективное. Может, чиновники - малоподвижны в вопросе, может бизнес побаивается, что кредит может боком вылезти, и потом греха не оберешься. Чтобы расставить все точки над «i», мы начинаем серию публикаций на заданную тему, где расскажем о механизмах Программы, реализуемых и предлагаемых проектах, возникающих походу нюансахи главное, результатах. Наша первая встреча с начальником управления промышленности и предпринимательства Алией Кожабаевой.

Программа «Дорожная карта бизнеса - 2020» - один из основных механизмов реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы.
Она разработана с целью обеспечить устойчивый и сбалансированный рост регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, сохранить действующие и создать новые постоянные рабочие места. Призвана повысить доступность финансов для предприятий частного сектора в реализации новых инвест-проектов, привлечь средства частного сектора, в первую очередь банков для их реа-лизации, повысить финансово-экономическую устойчивость предприятий, прежде всего малого и среднего бизнеса.
Определены сферы, где могут реализовать свои проблемы в рамках Программы как юридические, так и физические лица (см. таблицу).
В текущем году финансирование программы осуществляется по трем направлениям:
первое - поддержка новых бизнес-инициатив;
третье - снижение валютных рисков предпринимателей;
четвертое - усиление предпринимательского потенциала.
Что касается «Поддержки новых бизнес - инициатив», где администратором является управление предпринимательства и промышленности, то оно включает в себя: субсидирование ставки вознаграждения банка или лизинговой компании: (осуществляется по кредитам, выданным с первого января 2010 года для проектов, направленных на модернизацию и расширение производства. Сумма не может превышать 4,5 млрд. тенге, срок до 3-х лет. Ставка вознаграждения банков второго уровня не более 14%, из них 7% -компенсирует государство. Предусматривается участие собственных денежных средств не ниже 10%, движимым и недвижимым имуществом не ниже 20% от общей стоимости реализации проекта).
Частичное гарантирование: (предоставляется по кредитам, выдаваемым для реализации новых проектов, а также по реализуемым, направленным на модернизацию и расширение производства. Размер гарантии не более 50% от суммы кредита, для начинающих предпринимателей - не более 70%. Сумма кредита не может превышать 4,5 млрд. тенге. Ставка вознаграждения БВУ не может быть выше 14%).
Грантовое финансирование начина-ющихпредпринимателей: (гранты выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации новых бизнес-идей, отличающихся оригинальностью и новизной. Максимальная сумма предоставляется по итогам конкурсов - 3 млн. тенге. Предусматривается софинансиро-вание расходов предпринимателям - не менее 20% от объема гранта. Обязательное условие - прохождение экспресс-курсов для начинающих предпринимателей «Бизнес-советник»).
«Снижение валютных рисков предпринимателей», где администратор - также управление предпринимательства и промышленности предусматривает субсидирование процентной ставки по уже имеющимся кредитам, договорам финансового лизинга банков и лизинговых компаний. (На субсидии могут рассчитывать экспортеры, имеющие валютную выручку не менее 10% от общей выручки, максимальная сумма кредита - 4,5 млрд.тенге предоставляется сроком до 3-х лет. Процентная ставка - не более 14%, из них 8% -компенсирует государство).
«Усиление предпринимательского потенциала», администратор - управление предпринимательства и промышленности, подразумевает сервисную поддержку ведения действующего бизнеса.
Это ведение бухгалтерского и налогового учета, составление статистической отчетности, консультации и полное сопровождение всего процесса внедрения Системы менеджмента качества, по госзакупкам, вопросам маркетинга и таможенным процедурам, в сфере обслуживания информационных технологий.
Программой также предусматривается, что по первому направлению «Поддержка новых бизнес - инициатив» администраторы - управление строительства и управление энергетики и коммунального хозяйства субсидирование предусматривается на развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры. (Средства выделяются на основе ТЭО или бизнес-плана, стоимость строительства не более 50% от стоимости проекта. Развитие инфраструктуры должно соответствовать Генплану населенного пункта).
По четвертому направлению «Усиление предпринимательского потенциала» (где оператором является фонд «Даму»), предусматривается ряд услуг. Это поддержка начинающих предпринимателей, когда формируются базовые знания и навыки посредством краткосрочного обучения; двухдневное обучение начинающих и действующих предпринимателей основам предпринимательства, маркетингу, управлению человеческими ресурсами, юридическим аспектам, с предоставлением стандартного пакета необходимых предпринимателю документов на бесплатной основе.
Обучение топ-менеджмента малого и среднего бизнеса на основе лучшего мирового опыта. (Обучение руководящего звена проходит на базе «Назарбаев Университет» совместно со Школой Бизнеса УниверситетаДьюк. Проезди проживание засчетучастника, обучение - бесплатное).
Проект «Деловые связи» состоит из двух этапов: установление деловых связей с бизнес-партнерами и обучение современным методам ведения бизнеса; бизнес-стажировка за рубежом.
В 2012 году на реализацию «Дорожной карты бизнеса - 2020» Акмолинской области из республиканского бюджета выделено целевых трансфертов один миллиард восемьдесят восемь миллионов двести тысяч тенге. Из них: на поддержку малого и среднего предпринимательства - 602,9 млн. тенге, из них на субсидирование -468,9 млн. тенге и сервисную поддержку -134 млн. тенге. Лоты включают налоговый и бухучет, систему менеджмента, юридические консультации, маркетинг, таможню, информационные технологии.
На развитие производственной инфраструктуры выделено - 485,3 млн. тенге (через управление строительства - 240 млн.тенге; энергетики и коммунального хозяйства - 245,3 млн.тенге).
По первому направлению на субсидирование процентной ставки по кредитам банков выделено 217 млн.тенге, с учетом переходящих проектов 2010-2011 годов и одобренных проектов на РКС в 2012 году (12 проектов на общую сумму кредитов 2,7 млрд.тенге), всего освоено 262,4 млн. тенге или 120%.
На сегодняшний день в банках второго уровня на рассмотрении находятся 14 проектов, потребность которых в субсидиях -63,3 млн. тенге. По данному направлению отмечается дефицит выделенных средств на 2012 год (108,7 млн.тенге).
Частичное гарантирование по кредитам банков - 48,5 млн. тенге.
Есть проект ТОО «Новодонецкое» по строительству мельничного комплекса, элеватора в Буландынском районе на сумму гарантии 55 млн.тенге, из них требуемая гарантия в размере 11 млн.тенге находится на рассмотрении в АО «Банк ЦентрКредит». Как видно из второго подпункта первого направления, заинтересованность бизнес-сообщество пока не проявляет. Хотя, по нашим сведениям, предприниматели нередко, минуя местные власти, обращаются в облуправления за необходимой информацией и поддержкой.
По третьему направлению на субсиди -рование процентной ставки по кредитам банков выделено 203,4 млн. тенге, с учетом переходящих проектов 2011 года и одобренных проектов на РКС в 2012 году (2 проекта на общую сумму кредитов 518,9 млн.тенге) освоено 67,4 млн. тенге или 33%.
На сегодняшний день в банках второго уровня на рассмотрении находятся 3 проекта, потребность в субсидиях которых 170,65 млн.тенге (необходимые целевые трансферты 34,65 млн .тенге).
С учетом того, что в конце марта текущего года Программа была дополнена финансовым лизингом и грантовым финансированием, у акиматов районов есть возможность воспользоваться дополнительными механизмами по развитию своих регионов.
Следующей формой поддержки в рамках первого направления «Дорожной карты бизнеса-2020» является развитие производственной инфраструктуры, на реализацию которой выделено485,3 млн. тенге, освоено 192,5 млн. тенге (40%). На рассмотрение РКС планируется вынести 1 проект на сумму 58,1 млн.тенге.
Одобрено Координационным советом с учетом переходящих с 2011 года 6 проектов: из них четыре 2011 года:
ТОО «KazBeef Ltd», Енбекшильдерский район - строительство подъездной автодороги; ТОО «Ушбулак», Аккольский район - подведение электроснабжения к птицефабрике и строительство подъездной дороги; ИП «Яковлев», Бурабайский район - подведение электроснабжения.
И два проекта 2012 года:
ТОО «Тепличные технологии Казахстана», г.Степногорск - реконструкция электрической подстанции;
ТОО «Медтехфарм», г.Кокшетау - строительство инженерных сетей.
За истекший период текущего года Региональным координационным советом при акимате области по всем направлениям Программы рассмотрено и одобрено 16 проектов на общую сумму 2,856 млрд. тенге. В их числе - наиболее крупные ТОО «Казгру-Холдинг» - «Приобретение животноводческого комплекса, колбасного цеха, оборудования для производства колбасных изделий и пополнение оборотных средств», Шортандинский район; ТОО «Буланды-Астык» по проекту «Строительство элеватора на 30 000 тонн зерна и приобретение мельничного комплекса»; ТОО «Орленок К» - «Строительство детского оздоровительного центра «Простор», Бурабайский район; ТОО «Milk Project» - «Приобретение основных средств (оборудование для производства молока)», Зерендинский район.
По третьему направлению «Снижение валютных рисков предпринимателей» одобрено два проекта ТОО «Новопэк» на общую сумму 518,9 млн. тенге.
Согласно данным Фонда развития предпринимательства «ДАМУ» по количеству одобренных проектов на период 2010-2012 гг. в разрезе областей Акмолинская область занимает 13 место (без инфраструктуры).
Всего одобренных проектов в разрезе районов и городов нашей области приходится на районы: Кокшетау (9), Бурабайский район (2), по одному проекту: Шортандинский, Буландынский, Зерендинский, Атбасарский районы, г. Степногорск. По остальным районам не представлено ни одного проекта.

В ходе проведения анализа установлено, что в этом году выделенные трансферты будут освоены в полном объеме. Но, учитывая реальные возможности области, предложено увеличить количество проектов в рамках Программы «ДКБ-2020» на 2013 год. Помимо всего, что дает Программа, это дополнительная возможность привлечь инвестиции в регион, возможность улучшить, а в некоторых случаях и построить новую инфраструктуру в регионе, развить малый и средний бизнес.
Подготовил Рамиль ЕСЛЯМОВ.

 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru