Информбюро
Послание-2012:
время действий
По обращению
в "АП"
Мнение собственное
Образование
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 МНЕНИЕ СОБСТВЕННОЕ   ДЕЛОВ НА КРУЖКУ, А ОТРИЦАНЬЯ — ЦЕЛОЕ ВЕДРО, ТУРИСТСКАЯ НИША САНДЫКТАУ.
Делов на кружку, а отрицанья — целое ведро
В годы реорганизации АПК сельскохозяйственному производству был нанесен существенный урон. Большие издержки пришлись на растениеводческую отрасль. Но благодаря принятым мерам со стороны государства, сельхозпроизводство возрождается, в развитие растениеводства вкладываются большие средства, его интенсификация, внедрение на полях прогрессивных технологий, способствовали росту культуры земледелия и его продуктивности. Сегодня аграрии внедряют в производство все лучшее, что наработано практикой. При этом в целях достижения высоких конечных результатов широко применяют и опыт аграриев прошлого времени.
О проблемах, приведших к снижению плодородия почвы и путях повышения эффективности, отдачи каждого гектара пашни, в своих письмах рассуждает известный в нашем крае хозяйственник, ветеран сель-хозпроизводства Владимир Корябкин.
Уверены, что в его аналитических материалах есть рациональное зерно, которым надо воспользоваться, особенно тем, кто чувствует себя на земле хозяином.

По многолетнему опыту, - скажу утвердительно, - агрохимия нужна нашим полям. Заявить обратное, значит - идти против научно-технического прогресса, значит - идти наперекор процессу интенсификации сельского хозяйства. Да и против зарубежного опыта тоже. Ведь одним из ее трех главных факторов, наряду с комплексной механизацией и мелиорацией является химизация.
На Западе химические средства используются в больших объемах и значительно эффективнее. В описываемые мною годы, так называемое «органическое» движение, и там не получило широкого распространения. В США его применяли только 1,5% фермеров. Доля «чистых» продуктов, производимых без химии, не превышала 2-3%. Большинство фермеров считали альтернативные методы нерентабельными. Да, замена химических средств одной органикой заманчива, но видится мне в заоблачной дали. А тем временем сегодня с заводов республики минеральные удобрения уплывают за рубеж, особенно в Китай. А как хочется, чтобы они делали тучнее и щедрее нашу родную казахстанскую почву!
Да, блюстители чистоты природы плодотворно поработали в средствах массовой информации над созданием из агрохимии образа «врага человечества». В 1989 году мне пришлось быть в совхозе «Ельтайский». На поле произошел диалог с одним из старейших механизаторов.
- Зачем гербицидами травить посевы и людей? За границей от химии уже давно отказались, - говорил он.
- Откуда у вас такие сведения?
- А вы что, телевидение не смотрите?
Пришлось возразить, что не так страшен черт, как его малюют. Особенно гербициды, которые мало токсичны для теплокровных, в отличие, например, от метафоса и грапозана. И за рубежом, отнюдь, не отказались от химии. - Так, на седьмом Международном конгрессе SAO химии пестицидов в 1990 году в Гамбурге ученые ФРГ привели такие данные: в их стране за период с 1950 по 1988 годы урожайность пшеницы возросла с 26 до 67 цн/га. За счет чего же прибавила 41 центнер? Улучшения обработки почв и семеноводства - на 24,4%, применения минеральных удобрений -17,1, пестицидов-58,5%.
Но может в тогдашнем Советском Союзе действительно запили всю землю ядохимикатами? Отнюдь. По данным ФАО (Международной организации ООН по продовольствию), доза внесения пестицидов в килограммах на гектар составила: Нидерланды -18,5, Япония - 17,6, Италия - 13,3, Бельгия -11,3, Греция - 8,9, Великобритания и Португалия - 5,8, и даже совершенно первозданная белизной альпийских снегов, всемирная здравница Швейцария - 5 кг/га. А в бывшем СССР - только 0,4 и 19-е место. Сходная картина и по минеральным удобрениям: Нидерланды - 731, Ирландия - 673, Бельгия - 483, Япония - 427, Швейцария - 415, ФРГ - 407, Великобритания - 362, а в Советском Союзе-только 102 кг/га д.в. Так что Бога за бороду не взяли, а воплей - больше всех. Представляют интерес и такие данные:
Обработка площадей ядохимикатами в %: Япония -100, США- 90, СССР -30-35.
Продолжительность жизни в годах: Япония-78, США-75, СССР-70.
Недавно в «Акмолинской правде» прочитал статью А. Долгова «Отгонное животноводство. Спросите о нем у Жайтапова» (Ерейментауский район). Так меня рассмешил до слез приведенный им факт. Он заслуживает, чтобы процитировать полностью: «Пора урезонить и слишком ретивых экологов. Недавно они предъявили мне НСК на 360 тыс.тенге за отходы жизнедеятельности лошадей. Даже подсчитали: каждая за год оставляет в степи 6 тонн навоза. Мне что, за ними с лопаточкой ходить? Да и зачем - ведь это для земли органическое удобрение. А может будем брать штраф с косуль, сайгаков, лосей? С птиц, наконец». Да, имея таких ретивых блюстителей чистоты природы, мы можем быть спокойны за свое здоровье. Но вот как его сохранить без мяса, кумыса?
Ну, а если серьезно, то агрономам всегда надо следовать призыву Гиппократа: «Не навреди!». Держать под строгим контролем дозировку ядохимикатов и минеральных удобрений, качество их внесения и опрыскивания. Ведь еще великий Абай учил: «Все на свете имеет свою меру. Великое дело -знать меру всему... Все что сверх меры-зло». По этому же поводу известно и меткое выражение основоположника советской агрохимии Прянишникова: «Нельзя заменить недостаток знаний избытком удобрений». А невежд и головотяпов от агрохимии на наш век хватит. Сейчас модно и выгодно за три-четыре года получать два-три диплома, а нередко - и кандидатскую степень. Вот это - способности! Не то, что мы - ќара-сџйек, несмышлеными горбатились пять-шесть лет над одним дипломом и под бревнами при выгрузке ночами вагонов.
Да, наука не стоит на месте. Уже в 80-е годы появились более современные и менее опасные препараты, которые, наряду с высокой активностью, характеризовались изобретательной токсичностью. Уже тогда были исключены из ранее разрешенных более 100 препаратов. Очень опасна для человека ртуть, которая имеет свойства накапливаться в костях и не выделяться. На смену гракозаку пришли ви-тавакс, витатиурам, в состав которых ртуть не входит. Выходят из употребления и инсектициды на хлорогенной основе и т.п. Были синтезированы новые пестициды, позволяющие сократить дозы в 10-15 раз.
Здесь будет к месту сказать, что в отличие от внесения минеральных и органических удобрений, применение пестицидов прочно прописывается на наших полях. Особенно - гербициды. Во-первых, в связи с их высокой эффективностью. В свое время мы закладывали в совхозе «Беленовский» масштабный производственный опыт. На площади 14 тыс. га пшеница была обработана гербицидами. Прибавка составила 1,9 ц/га. Во-вторых, на мой взгляд, сельхозтоваропроизводители ухватились, как за палочку-выручалочку для смягчения потерь от упущений в агротехнике. Так, видимо, легче и проще.
А вот в применении минеральных удобрений произошел резкий спад. Здесь свою роль сыграл рост цен. Но не только. Отношением к агрохимии объясняется этот резкий спад. Из доклада первого заместителя акима области Космана Айтмухаметова на совещании аграриев перед выходом в поле 20 апреля я уяснил для себя, что из республиканской потребности 115 тыс. тонн ежегодно вносится в среднем 11,6 тыс. или 10%. (Уточню: это в 11 раз меньше, чем в 1988 году). Понимая важность проблемы, государство выделило более 1,1 млрд. тенге на удешевление стоимости приобретаемых минеральных удобрений и гербицидов (до 50%). В то же время в докладе прозвучало, что удобрения применяются из года в год одними и теми же хозяйствами. Еще Прянишников подчеркивал, что «применение минеральных удобрений равнозначно открытию новых сельскохозяйственных континентов». А чего стоит распоряжение Председателя Совнаркома в труднейшие годы советской истории: «Все удобрения приравниваются в отношении перевозок к хлебу и перевозятся спешно по назначению, как грузы первой категории».
Но если встает вопросо том, что минеральные удобрения дороги и наносят вред природе, то кто мешает взамен их увеличить внесение безвредной органики? Но здесь я просто шокирован. Оказывается, в областном сельхозуправлении даже нет отчетности по вывозке и внесению навоза. Поэтому закономерно, что мой слух из много сказанного не уловил в докладе даже слова «органика»? Так с чем прикажете сравнить цифру 4,8 млн. тонн в 1988 году с 2011 годом, с нулем, что ли?
Слава Богу не все так мрачно. Вот попалась статья В. Худенко в «Акмолинской правде» «Органика работает на урожай». Удивительно, и земли у новобратцев не лучше наших, а урожай они всегда получают больше! - задают вопросы соседи. А секрета нет, в многоотраслевом ТОО «Новобратское и К» в отличие от других умеют работать с пашней, систематически заправляя ее минеральными удобрениями, а в последние годы и органикой. «Каждый год, - рассказывает главный агроном Николай Ниж-ник, - складируем в поле порядка девяти тысяч тонн навоза, из которого получаем 4 тысячи чистой (без семян сорняков) органики. Этого хватает на заправку 450 га. Это дополнительный резерв повышения плодородия почв. Прибавка 4-5 кг, и агроном советует не создавать вокруг селений стихийные свалки.
Из выступающих на совещании директор ТОО «Фермер - 2002» Валерий Пельцер подчеркнул, что в этом году особо следует уделить внимание внесению минеральных удобрений ввиду большого выноса питательных веществ высоким урожаем. Понравилось и выступление директора недавно открытой агрохимлаборатории в Жаксынском районе Ертая Канафина: «Анализ почв, проведенных в течение двух лет в хозяйствах «Агрофирмы ТНК», показал, что земли нуждаются во внесении минеральных удобрений. Но лаборатория часто простаивает-у аграриев нет денег на оплату услуг. Об этом же говорил и генеральный директор ТОО «Новокубанское» Шалва Джахуташвили: «Для поддержания сельчан необходимо государственную помощь усилить еще больше». С чем я целиком с ним согласен.
Прочитал в «Акмолинской правде» за 21 апреля замечательную статью бригадира ТОО «Ивановка Н.С.» Бу-ландынского района Евгения Барышникова. В бригаде - высокая культура земледелия: проводят весь комплекс, т.ч. вносят минеральные удобрения, применяют гербициды поля чистые. Отсюда и 29 ц/га. Особенно импонировало.. . агрохимическая служба провела собрание с механизаторами... Хочется, чтобы это была не оговорка. Значит, еще есть порох в пороховнице и не все так безнадежно, когда есть такие люди, как Барышников.
А мне в заключение хочется вслед за Ломоносовым воскликнуть: «Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие».
Владимир КОРЯБКИН, персональный пенсионер.


Туристская ниша Сандыктау. Проба сил
Наша область обладает огромным потенциалом нетронутой природы с выдающимся культурным наследием, который следует активно развивать. По мнению предпринимателя, бывшего нашего коллеги из Сандыктауского района Александра Коренецкого, занимающегося туристским бизнесом с 2000 года, для превращения региона в известный тренд нужна колоссальная помощь государства. А начинать необходимо с обустройства инфраструктуры прилегающих сел: дорог, водопроводов, пляжей и т. д. Самим частным структурам этого не осилить.

- Александр, как туристский бизнес вошел в вашу жизнь?
- Туризм в нашем регионе никогда, можно сказать, не развивался. И, начиная это дело, я сам был всего лишь любителем-дилетантом. Поразмыслив, ставку решил сделать на красивую природу края, совместив туристский отдых со спортом. Как известно, у нас уникальный по климатическим условиям район: снег выпадает на две недели раньше, тает чуть позже. Еще с советских времен село Балкашино славилось довольно мощной базой лыжных гонок. И поскольку сам давно занимаюсь лыжным спортом, появилась мысль воссоздать именно эту нишу. Приобрел аварийное здание бывшего детского сада и появился культурно-туристический комплекс «Дружба» на 85 мест. Сообща с администрацией лыжной базы принимаем спортсменов со всех концов страны, приезжающих покататься на лыжерол-лерной трассе, кстати, лучшей в Казахстане. Достижениями в зимних видах спорта может похвалиться и Сандыктауский район. Так, наша лыжница Елена Сахнова в составе сборной Казахстана объездила весь мир. Школьница Ольга Мандрика в прошлом году выиграла чемпионат в Финляндии. Восстановлен республиканский марафон имени Владимира Сахнова, который проводится в первое воскресенье апреля, когда снега уже вообще нигде нет. Поэтому к нам в это время всегда приезжает сборная Казахстана. То есть, основные наши клиенты - дети, школьники, студенты. И цены у нас вполне доступные: проживание в трехместном номере стоит 2100 тенге, включая трехразовое питание, четырехместном -1500 тенге.
Развивая спортивный туризм, мы не только продаем свои туры, а поддерживаем и детские туристские объединения района. К примеру, оказывали спонсорскую помощь первому клубу, созданному в Сандыктаус-ком детском доме. Поддерживаем турклуб «Арыстан» при Сандыктауской СШ. В этом году начали создавать такое объединение при Балкашинской СШ.
Поскольку наш центр носит название культурно-туристического, планируем развивать экологический и познавательный виды туризма, используя многонациональную культуру нашей степи. Думаем создать этно-деревню, где будут соседствовать юрта, казачий домик, украинская хата, русская изба и так далее. А туристы смогут познакомиться с местными традициями, культурой, отведать национальные блюда.
- Мысль весьма интересная. А как это все внедрить?
- Для воплощения задуманного, необходимо составить рабочую программу действий - мастер-план, вопрос, который я поднимаю лет пять на разных уровнях. Сегодня такие программы успешно создаются в других районах области. Мы же, озвучившие эту идею первыми, находимся в аутсайдерах. Хотя, должен отметить, в последнее время в Сандыктауском районе движение в этом направлении намечается. После долгих перипетий мы совместно с акиматом района создали рабочую группу, которая займется формированием мастер-плана по развитию туризма в регионе. В ее состав вошли акимы пяти наиболее перспективных сельских округов, представители рай-спорткомитета, местного отдела образования, экологии. Так что начало этой масштабной работе положено. Кроме того у нас есть несколько проектов создания на территории района туристских фирм. При этом не хотелось бы перенасыщать свой регион, как, скажем, Бурабайскую курортную зону. Наша цель - сохранить первозданность и красоту края и в то же время за счет интереса к «диким» природным ресурсам, удивительным по своей красоте нетронутым ландшафтам привлекать и иностранных туристов.
- За что более всего болит душа?
- Взять хотя бы нашу речку Жабай, из которой в детстве мы пили воду. Сейчас в ней даже купаться нельзя. Летом прогревание воды провоцирует буйный рост водорослей, которые, в свою очередь, вызывают аллергию у купающихся. Года четыре назад я всюду предлагал идею построить на речке шлюзы с той целью, чтобы в весеннее половодье поднявшаяся органическая часть донных отложений вымывалась вместе с мощным потоком воды. Естественно, тогда меня никто не услышал. Два года назад вместо шлюзов был произведен капитальный ремонт плотины, куда вложено около 50 млн. тенге государственных средств, но первое же половодье размыло эту конструкцию, строившуюся без ведома общественности района. Ее заказчиком является облуправление природных ресурсов и регулирования природопользования, подрядчиком - астанинская фирма. В результате - ни денег, ни плотины и по-прежнему грязная река Жабай.
- А почему размыло-то?
- Потому что трубы, закрепленные между собой строительной пеной, были просто уложены в обычный земляной грунт без положенного бетонированного основания. Весной под напором прибывающей воды они разлетелись, словно детали игрушечного конструктора. Я считаю, что виновные, допустившие брак в работе, должны быть наказаны. Более того, поднявшаяся вода не только разрушила плотину, но и затопила две близлежащие улицы...
- Насколько трудно быть первопроходцем в реализации задач по развитию туристского бизнеса?
- Очень трудно. Туризм - это, если можно так выразиться, вторая жизнь человека вне дома. Причем, это сфера, которая всегда будет приносить доходы не только туристскому рынку, но и бюджету области. И здесь самое важное - государственное понимание, поскольку в туристском кластере все еще непочатый край проблем. В мастер-плане мы поднимаем вопросы обустройства инфраструктуры, безопасности и т.д. Это наиважнейшие задачи, требующие совместного решения с государственными органами. Остальной сервис - кафе, гостиницы - прерогатива частного бизнеса. В противном случае ни о каком развитии туризма не может идти и речи.
- А как сегодня могут отдохнуть акмолинцы и гости в КТК «Дружба»?
- Мы предлагаем пять различных специализированных туров, отличающихся друг от друга по сложности. Туристы имеют доступ к уникальной дикой природе нашего края. Пакет путешествий формируется по запросам клиента с походом или поездками в различные лесные массивы. Что бы они ни выбирали: прогулки по лесу, отдых на природе с шашлыками или пешие походы на 25 км с
подъемом на скалы, у нас всегда есть варианты туров различной длительности. Добро пожаловать!
Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.







 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru