Информбюро
К 20-летию
Независимости
20 вершин
Независимости
Маслихаты
за работой
Здравоохранение
Человек и закон
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
энциклопедия.
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 К 20-ЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ   ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
Формирование бюджетной системы
За 20 лет Независимости Республики Казахстан, прошедших после распада СССР и ухода от плановой экономики к рыночной, финансовая система страны претерпела существенные изменения.

Так, банковская система от существовавших в советское время филиалов 2 государственных банков (Стройбанк и Госбанк СССР) преобразовалась в разветвленную сеть коммерческих банков.
Одним из первых нормативных правовых актов независимого Казахстана, подписанным 17 декабря 1991 года, стал первый закон «О бюджетной системе». Республика выдержала прессинг «рублевой зоны» и, благодаря введению национальной валюты, была сформирована собственная денежно-кредитная и финансовая политика республики.
Второй Закон был подписан 24 декабря 1996 года вследствие принятия Конституции и нового налогового законодательства.
На пути к демократизации общества и создания прозрачности финансовой системы в 1997 году внедрена новая бюджетная классификация доходов и расходов, позволившая взаимоувязать расходы бюджетов с выполнением программ.
В апреле 1999 года принят третий Закон «О бюджетной системе». Произведено разделение доходной части между республиканским и местными бюджетами по видам поступлений, разграничены государственные функции. Важным шагом в реформировании бюджетного процесса стала реорганизация Агентства по стратегическому планированию, Министерства экономики и торговли, Министерства государственных доходов, Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерства финансов в 2002 году. Тем самым были разделены функции планирования и исполнения бюджета, а процессы стратегического, экономического и бюджетного планирования были консолидированы.
С 2005 года вступил в действие Бюджетный кодекс - единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены новые принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного планирования.
В декабре 2007 года постановлением Правительства РК была утверждена Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результат.
В своем Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» Президент страны Н.Назарбаев в числе приоритетов выделил ускоренную реализацию мер «по развитию системы государственного управления на принципах результативности». В частности, перед Правительством Республики Казахстан была поставлена задача «форсировать работу по модернизации и совершенствованию системы планирования и повышению эффективности использования средств бюджета».
4 декабря 2008 года с учетом поставленной Президентом задачи был утвержден новый Бюджетный Кодекс, который регулирует бюджетные, межбюджетные отношения, устанавливает основные положения, принципы и механизмы функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, а также формирование и использование Национального фонда Республики Казахстан.
В 2010 году началось внедрение в регионах новой системы государственного планирования и бюджетирования, ориентированного на результат.
На первом этапе ключевыми направлениями реформирования на местном уровне стало внедрение в бюджетный процесс базовых инструментов бюджета, ориентированного на результат: стратегических планов государственных органов, процедур формирования и реализации бюджетных программ, трехлетнего бюджетного планирования.
19 марта 2010 года вышел Указ Президента Республики Казахстан «Система ежегодной оценки эффективности деятельности Центральных государственных и местных исполнительных органов власти». В рамках реализации административной реформы в Казахстане предусматривается переход на систему государственного управления по результатам. Переход на принципы стратегического планирования в государственных органах будет способствовать достижению стратегических целей и задач развития страны, повышению качества государственного управления.
В формировании новой бюджетной системы участвовало и управление финансов Акмолинской области, которое занимается как вопросами исполнения бюджета, так и вопросами управления государственным имуществом.
Коллектив управления финансов по возрастному составу достаточно молодой (средний возраст работающих - 36 лет), что, впрочем, не отражается на исполнении ими своих обязанностей.
Помощь и поддержку молодым специалистам оказывают заместители руководителя Валентина Сахнова и ТалгатХасеинов, которые охотно делятся своим опытом и знаниями.
На высоком профессиональном уровне осуществляют трудовую деятельность начальники отделов Татьяна Белая, Екатерина Василенко, Гульзия Кудабаева, Сауя Оспанова, Нур-мухамед Махитов, Анара Абдулина, Нина Куршина, Кадырбек Нугуманов.
Одним из лучших работников кадровой службы Агентством по делам государственной службы по праву признана Тамара Тарада.
Не отстают в профессиональном плане и молодые работники Евгений Фомичев, Темирхан Дарбаев, Динара Тукеева, Наталья Сероштанова, Галина Дорофеева, Дана Бекенова.
Достойно представляют работников финансовой системы такие специалисты районных отделов экономики и финансов, как Людмила Величко из Аккольского, Елена Андрух изАршалынского, Галина Вахрушева из Буландынского, Амантай Хасенов из Ерейментауского, Валентина Корнеева из Бурабайского, Бахыт Рыс-баева из Коргалжынского, Нина Мурашиди из Сандыктауского районов, а также Любовь Пьянкова из Степно-горска и Гульнара Кусаинова из Кокшетау.
С момента ввода национальной валюты объем бюджета области увеличился с 0,4 млрд. до 117 млрд. тенге в 2011 году, 55% из которых приходятся на социальную сферу - образование, здравоохранение и социальную защиту населения.
По сравнению с 1999 годом поступление трансфертов возросло на 79,2 млрд.тенге и составляет в текущем году свыше 83 млрд.тенге. Объем собственных доходов также возрос с 7.2 млрд.тенге до 28,9 млрд. тенге. За годы независимости за счет бюджетных средств построено 20 общеобразовательных школ на 6,3 тыс. ученических мест. Введены 6 новых объектов здравоохранения, в том числе Центр крови, новый корпус перинатального центра и детское отделение противотуберкулезного диспансера в городе Кокшетау. Открыты офтальмологический и реабилитационный центры. В стадии завершения строительство городской поликлиники в областном центре. Введено 1.3 млн. квадратных метровжилья. Кроме того, в компетенцию управления финансов входят организация работы по управлению областным коммунальным имуществом, осуществление мер по ее защите.
Деятельность управления в части разработки проектов нормативных правовых актов Акмолинской области направлена на совершенствование нормативной правовой базы по вопросам эффективного управления и распоряжения областной коммунальной собственностью, а также на исполнение требований законодательства Республики Казахстан.
В целях реализации Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе», во исполнение воз-
ложенных полномочий по управлению областной коммунальной собственностью, управление осуществляет приватизацию областного коммунального имущества, заключает договоры пользования недвижимым и движимым имуществом с юридическими и физическими лицами, осуществляет работу по государственной регистрации вещных прав на объекты областной коммунальной собственности, а также по государственной регистрации перехода права на объекты недвижимости, принятые в областную коммунальную собственность из республиканской и районной (городской) коммунальной собственности.
В настоящее время в области функционирует 292 государственных коммунальных предприятия, имеющих социальное и стратегическое значение для региона, в том числе 73 государственных предприятий на праве хозя йствен ного веден ия и 219 казенных предприятий; 3 товарищества с ограниченной ответственностью с государственным участием в уставном капитале; 2 акционерных общества со 100 %-м государственным пакетом акций.
На пороге новых экономических реформ работники уполномоченных органов по исполнению местных бюджетов продолжают активную работу по дальнейшему укреплению финансовой стабильности нашей области.
Талгат БУЛЬТЕНОВ, начальник областного управления финансов.


 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru
Адрес редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16. E-mail: akmolinka@narod.ru (админ сайта), pravda_6019@mail.ru (редакция в Астане), akmolynka@mail.ru (редакция в Кокшетау)