Информбюро
Совещание
Точка зрения
Почта "АП"
Социум
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ТОЧКА ЗРЕНИЯ    КАЗАХСТАН: ВАРИАНТ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ

Казахстан: вариант антикризисной стратегии
Вызовы глобального экономического кризиса требуют от национальных правительств выработки и реализации самостоятельной стратегии с целью преодоления его последствий. Отсутствие подобной стратегии, как показывает опыт ряда государств, и в том числе европейских, может привести экономическую систему страны к коллапсу, поставив под сомнение ее экономический и политический суверенитет. В то же время существуют и противоположные примеры стран, и в том числе в рамках экономического пространства СНГ, к опыту которых следует обратиться.

В чем же состоят особенности экономической ситуации и антикризисной стратегии Казахстана? По мнению экспертов, казахстанская экономика в условиях глобального кризиса принципиально сталкивается с теми же проблемами, что и российская, в связи с оставшимся "по наследству" от прошлого несовершенством отраслевой структуры, преимущественно сырьевой направленностью экспорта, недостаточным уровнем развития ряда рынков. Если до осени 2008 года в экономике Казахстана наблюдался динамичный прирост ВВП по преимуществу за счет сырьевых отраслей, то после кризиса мировых рынков энергоносителей произошел ощутимый экономический спад, связанный со снижением доходов от экспорта и уменьшением объема внешних инвестиций. Последнее, в свою очередь, подтолкнуло рост внутренних цен, банкротство ряда предприятий, рост безработицы. На сегодняшний день, согласно официальной статистике, спад в основных отраслях экономики продолжается, но более низкими темпами.
Банковская система, создателем которой по праву считается глава Национального банка Казахстана Григорий Марченко, показала свою способность самостоятельно справиться с кризисом при всех объективных сложностях в самом банковском секторе (объем задолженности банков Казахстана, набравших до кризиса значительный объем внешних кредитов, пока не уменьшается).
Вместе с тем, по мнению казахстанских экспертов, подтвержденному признанными международными экспертными центрами, Казахстану в ближайшее время не грозит дефолт ни по внутренним, ни по внешним обязательствам (внешний долг вырос за время незначительно и не составляет критической величины по отношению к объему ВВП). Не стоит ожидать и девальвации тенге, поскольку золотовалютные резервы страны в период кризиса увеличились.
Однако в Казахстане, как и в России, предпочитают не управлять "по тенденциям", но преодолевать кризис и его последствия посредством реализации комплексной долгосрочной стратегии развития, ориентированной на создание современной промышленности и развитие внутреннего рынка.
В середине мая, выступая на XII съезде правящей партии "Hyp Отан", ее лидер Нурсултан Назарбаев объявил новый курс - с 2010 года Республика Казахстан начнет "пятилетку форсированного индустриально - инновационного развития". В случае эффективной реализации задуманного Казахстан получит экономический эффект, равный половине ВВП страны (около $50 млрд.), так считает Глава государства.
Всего к началу июля в Казахстане было введено в строй 20 новых предприятий, а до конца года в республике запустят еще 80 объектов с созданием 10 тысяч рабочих мест. В 2010-2011 годы в рамках плана индустриально - инновационного развития будет реализовано 382 проекта общей стоимостью 9,5 трлн. тенге (текущий курс Т150/$1), при этом планируется создать 60 тыс. рабочих мест. Хочется обратить особое внимание, что в стремительно индустриализующейся стране будут полностью выполнены все социальные обязательства перед гражданами, включая повышение пенсий и зарплат.
Новая стратегия индустриализации страны Президента Нурсултана Назарбаева, заявленная им в Послании народу Казахстана "Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана", - поистине стратегическое начинание, логично вытекающее из его предшествующих инициатив в политической и социально - экономической областях. Так, в президентских посланиях 2005-2009 неоднократно акцентировались такие задачи национального развития, как ускоренный экономический и социальный прогресс Казахстана, создание инновационной экономики с акцентом на несырьевой сектор, модернизация социальной сферы, комплексная политическая реформа и углубление демократизации, стимулирование развития институтов гражданского общества.
Помимо этого следует помнить, что у Казахстана существует "Стратегический план-2020", целью которого является переход к посткризисному развитию и обеспечение устойчивого экономического роста за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры, с активным инвестированием в социальную сферу ради повышения качества "человеческого капитала".
В целях реализации этих стратегических задач Правительство Казахстана разработало Государственную программу форсированного индустриально - инновационного развития и детальную Карту индустриализации страны, учитывающую особенности ее регионов.
Приоритетными отраслями реализации новых индустриальных проектов определены агропромышленный комплекс, стройиндустрия, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. Все это - базовые элементы национальной экономики Казахстана, которые вместе создадут надежный экономический щитотглобализационных вызовов извне, моделируя долгосрочное экономическое развитие.
Курс на форсированную индустриализацию, как и многие другие стратегические решения в Казахстане, не появился спонтанно - он стал плодом многолетних усилий и раздумий Главы государства. В республике уже давно действует индустриальная программа "Казахстан-2015". Существует также программа частно - государственного партнерства "30 корпоративных лидеров Казахстана", охватывающая различные проекты, в том числе в инфраструктуре. Это современные железные и автомобильные дороги, порты, хабы, новейшие производства, которые в сумме и создадут "новую экономику" страны.
Заявленная Президентом Н. Назарбаевым в Послании стратегия индустриальной модернизации позволит Казахстану решить ряд значимых проблем.
Во-первых, преодолеть остаточные явления процесса "деиндустриализации" 1990-х годов. Необходимость осуществления адресной промышленной политики с целью превращения Казахстана в индустриальную державу - один из ключевых моментов президентского Послания. При этом "новая индустриализация" предполагает не простой экстенсивный рост экономики, но именно инновационный рост с дальнейшей ее диверсификацией и формированием более современной отраслевой структуры.
Во-вторых, переход к индустриально - инновационному развитию позволит Казахстану оперативно реагировать на вызовы глобальной экономики и последовательно повышать свою конкурентоспособность на мировых рынках. Как отметил Президент Назарбаев, "в условиях мирового кризиса мы убедились, что у нас нет альтернативы индустриализации, мы не можем уповать на недра, нефть, газ и металлы", что означает переход страны к качественно новой высокотехнологичной экономике.
В-третьих, модернизация промышленного потенциала страны запланирована с учетом возможностей конкретных территорий и с целью укрепления экономических связей между регионами Казахстана, что призвано способствовать преодолению разрыва в уровне социально - экономического развития
между территориями и превращению их в "точки роста".
В-четвертых, решение задач, определенных в президентском Послании, будет способствовать решению социально-экономических и социально - политических проблем Казахстана на новом качественном уровне. Ибо одним из ключевых элементов программы инновационного развития является именно модернизация социальной сферы с итоговой нацеленностью на приумножение "социального капитала" как главного фактора дальнейшего интенсивного развития страны.
В-пятых, реализация заявленного "плана индустриализации" позволит отказаться от "сырьевой модели" экспорта и роста и приступить к созданию современной высокотехнологичной экономики, способной ответить на вызовы XXI века. Эта идея была заложена в Национальную стратегию "Казахстан-2030".
Опираясь на результаты экономической политики предшествующего периода, Казахстан оказался готов к структурной перестройке и радикальному снижению цен на нефть. Так, еще в 2008 году объем ВВП республики был удвоен в сравнении с 2000 годом. В 2009 году Казахстан добился возобновления экономического роста, оказавшись в группе стран с положительными темпами роста.
В-шестых, курс на индустриализацию позволит Казахстану стать одним излидеров процесса экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, причем на новой качественной основе. Ибо задачу реиндустриализации можно успешно решить только в интеграции с соседними государствами, стремящимися перейти от сырьевой экономики к высокотехнологичной. Это хорошо понимает лидер Казахстана, являющегося одним из лидеров интеграционных процессов в СНГ. Создание Таможенного союза с Россией и Беларусью, вступившего в силу с 1 января 2010 года, а также начало формирования с 1 января 2012 года общего для трех стран Единого экономического пространства неразрывно увязываются Астаной с задачами социально - экономической модернизации страны.
Поэтому спустя десятилетие, в ситуации нынешнего кризиса Казахстан оказался готов к структурной перестройке и радикальному снижению цен на нефть. Системная реализация этих планов приведет к тому, что страна вскоре выйдет на более высокую орбиту.
Как предполагают разработчики стратегии, к 2020 году РК будет высокотехнологичным государством и войдет в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. В итоге, молодая республика призвана стать одним из индустриальных локомотивов новой посткризисной экономики 21 века, принимая во внимание современные тенденции экономического развития и опыт антикризисного регул ирования разных стран.
Современная Европа, стремящаяся преодолеть издержки глобального кризиса, обратилась к стратегии "новой индустриализации" и возрождению национальной промышленности вместо культивирования "сферы услуг" и модели "офисной экономики", поставившей на грань банкротства ряд стран - членов ЕС. Пример Китая, который сумел свести до минимума эффекты кризиса, переориентировав свое производство с кризисного американского на внутренний рынок, также весьма показателен в этом отношении.
Весьма поучителен и случай более скромной по своему "экономическому весу" Польши, 60% промышленности которой еще в докризисные времена было ориентировано на внутренний рынок, что позволило ей избежать издержек, характерных для более зависимых от глобальных рынков Испании и Греции.
Наконец, более ранние успехи Сингапура, Малайзии и Южной Кореи говорят о значимости активной промышленной политики государства в период глубоких и качественных экономических преобразований.
Таким образом, казахстанская стратегия антикризисного развития характеризуется сходством в целом ряде сущностных характеристик. Во-первых, эта стратегия имеет не реактивный, а про-активный характер, то есть стремится моделировать благоприятные варианты будущего для страны. Во-вторых, антикризисная программа Казахстана стремится учитывать современные глобальные экономические тренды и неразрывно связана с задачами модернизации общества и государства, со стремлением идти по пути инновационно - индустриального развития. В-третьих, антикризисные планы Астаны характеризуются системностью и оперативностью, что немаловажно в современной кризисной ситуации. В-четвертых, ихха-рактерной чертой является ярко выраженная социальная направленность, основанная на твердом убеждении в том, что современная высокоиндустриальная экономика - это высокопроизводительные рабочие места и новое качество жизни для максимально возможного числа граждан. Таким образом, опыт антикризисной стратегии Казахстана являет собой конструктивную альтернативу как монетаристскому либерализму, так и бюрократическому этатизму, соединяя в себе разумное государственное регулирование с самостоятельностью рыночных акторов, которые и призваны стать главными акторами экономической модернизации. Как представляется, опыт казахстанский антикризисной политики может быть весьма показательным и поучительным для других государств СНГ, переживающих последствия мирового экономического кризиса.
Сергей БИРЮКОВ.


 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru