Казахстан: вариант антикризисной стратегии
Вызовы глобального экономического кризиса требуют от национальных
правительств выработки и реализации самостоятельной стратегии
с целью преодоления его последствий. Отсутствие подобной
стратегии, как показывает опыт ряда государств, и в том
числе европейских, может привести экономическую систему
страны к коллапсу, поставив под сомнение ее экономический
и политический суверенитет. В то же время существуют и противоположные
примеры стран, и в том числе в рамках экономического пространства
СНГ, к опыту которых следует обратиться.
В чем же состоят особенности экономической ситуации и антикризисной
стратегии Казахстана? По мнению экспертов, казахстанская
экономика в условиях глобального кризиса принципиально сталкивается
с теми же проблемами, что и российская, в связи с оставшимся
"по наследству" от прошлого несовершенством отраслевой
структуры, преимущественно сырьевой направленностью экспорта,
недостаточным уровнем развития ряда рынков. Если до осени
2008 года в экономике Казахстана наблюдался динамичный прирост
ВВП по преимуществу за счет сырьевых отраслей, то после
кризиса мировых рынков энергоносителей произошел ощутимый
экономический спад, связанный со снижением доходов от экспорта
и уменьшением объема внешних инвестиций. Последнее, в свою
очередь, подтолкнуло рост внутренних цен, банкротство ряда
предприятий, рост безработицы. На сегодняшний день, согласно
официальной статистике, спад в основных отраслях экономики
продолжается, но более низкими темпами.
Банковская система, создателем которой по праву считается
глава Национального банка Казахстана Григорий Марченко,
показала свою способность самостоятельно справиться с кризисом
при всех объективных сложностях в самом банковском секторе
(объем задолженности банков Казахстана, набравших до кризиса
значительный объем внешних кредитов, пока не уменьшается).
Вместе с тем, по мнению казахстанских экспертов, подтвержденному
признанными международными экспертными центрами, Казахстану
в ближайшее время не грозит дефолт ни по внутренним, ни
по внешним обязательствам (внешний долг вырос за время незначительно
и не составляет критической величины по отношению к объему
ВВП). Не стоит ожидать и девальвации тенге, поскольку золотовалютные
резервы страны в период кризиса увеличились.
Однако в Казахстане, как и в России, предпочитают не управлять
"по тенденциям", но преодолевать кризис и его
последствия посредством реализации комплексной долгосрочной
стратегии развития, ориентированной на создание современной
промышленности и развитие внутреннего рынка.
В середине мая, выступая на XII съезде правящей партии "Hyp
Отан", ее лидер Нурсултан Назарбаев объявил новый курс
- с 2010 года Республика Казахстан начнет "пятилетку
форсированного индустриально - инновационного развития".
В случае эффективной реализации задуманного Казахстан получит
экономический эффект, равный половине ВВП страны (около
$50 млрд.), так считает Глава государства.
Всего к началу июля в Казахстане было введено в строй 20
новых предприятий, а до конца года в республике запустят
еще 80 объектов с созданием 10 тысяч рабочих мест. В 2010-2011
годы в рамках плана индустриально - инновационного развития
будет реализовано 382 проекта общей стоимостью 9,5 трлн.
тенге (текущий курс Т150/$1), при этом планируется создать
60 тыс. рабочих мест. Хочется обратить особое внимание,
что в стремительно индустриализующейся стране будут полностью
выполнены все социальные обязательства перед гражданами,
включая повышение пенсий и зарплат.
Новая стратегия индустриализации страны Президента Нурсултана
Назарбаева, заявленная им в Послании народу Казахстана "Новое
десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности
Казахстана", - поистине стратегическое начинание, логично
вытекающее из его предшествующих инициатив в политической
и социально - экономической областях. Так, в президентских
посланиях 2005-2009 неоднократно акцентировались такие задачи
национального развития, как ускоренный экономический и социальный
прогресс Казахстана, создание инновационной экономики с
акцентом на несырьевой сектор, модернизация социальной сферы,
комплексная политическая реформа и углубление демократизации,
стимулирование развития институтов гражданского общества.
Помимо этого следует помнить, что у Казахстана существует
"Стратегический план-2020", целью которого является
переход к посткризисному развитию и обеспечение устойчивого
экономического роста за счет форсированной индустриализации
и развития инфраструктуры, с активным инвестированием в
социальную сферу ради повышения качества "человеческого
капитала".
В целях реализации этих стратегических задач Правительство
Казахстана разработало Государственную программу форсированного
индустриально - инновационного развития и детальную Карту
индустриализации страны, учитывающую особенности ее регионов.
Приоритетными отраслями реализации новых индустриальных
проектов определены агропромышленный комплекс, стройиндустрия,
нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность
и фармацевтика, энергетика, развитие транспортной и телекоммуникационной
инфраструктуры. Все это - базовые элементы национальной
экономики Казахстана, которые вместе создадут надежный экономический
щитотглобализационных вызовов извне, моделируя долгосрочное
экономическое развитие.
Курс на форсированную индустриализацию, как и многие другие
стратегические решения в Казахстане, не появился спонтанно
- он стал плодом многолетних усилий и раздумий Главы государства.
В республике уже давно действует индустриальная программа
"Казахстан-2015". Существует также программа частно
- государственного партнерства "30 корпоративных лидеров
Казахстана", охватывающая различные проекты, в том
числе в инфраструктуре. Это современные железные и автомобильные
дороги, порты, хабы, новейшие производства, которые в сумме
и создадут "новую экономику" страны.
Заявленная Президентом Н. Назарбаевым в Послании стратегия
индустриальной модернизации позволит Казахстану решить ряд
значимых проблем.
Во-первых, преодолеть остаточные явления процесса "деиндустриализации"
1990-х годов. Необходимость осуществления адресной промышленной
политики с целью превращения Казахстана в индустриальную
державу - один из ключевых моментов президентского Послания.
При этом "новая индустриализация" предполагает
не простой экстенсивный рост экономики, но именно инновационный
рост с дальнейшей ее диверсификацией и формированием более
современной отраслевой структуры.
Во-вторых, переход к индустриально - инновационному развитию
позволит Казахстану оперативно реагировать на вызовы глобальной
экономики и последовательно повышать свою конкурентоспособность
на мировых рынках. Как отметил Президент Назарбаев, "в
условиях мирового кризиса мы убедились, что у нас нет альтернативы
индустриализации, мы не можем уповать на недра, нефть, газ
и металлы", что означает переход страны к качественно
новой высокотехнологичной экономике.
В-третьих, модернизация промышленного потенциала страны
запланирована с учетом возможностей конкретных территорий
и с целью укрепления экономических связей между регионами
Казахстана, что призвано способствовать преодолению разрыва
в уровне социально - экономического развития
между территориями и превращению их в "точки роста".
В-четвертых, решение задач, определенных в президентском
Послании, будет способствовать решению социально-экономических
и социально - политических проблем Казахстана на новом качественном
уровне. Ибо одним из ключевых элементов программы инновационного
развития является именно модернизация социальной сферы с
итоговой нацеленностью на приумножение "социального
капитала" как главного фактора дальнейшего интенсивного
развития страны.
В-пятых, реализация заявленного "плана индустриализации"
позволит отказаться от "сырьевой модели" экспорта
и роста и приступить к созданию современной высокотехнологичной
экономики, способной ответить на вызовы XXI века. Эта идея
была заложена в Национальную стратегию "Казахстан-2030".
Опираясь на результаты экономической политики предшествующего
периода, Казахстан оказался готов к структурной перестройке
и радикальному снижению цен на нефть. Так, еще в 2008 году
объем ВВП республики был удвоен в сравнении с 2000 годом.
В 2009 году Казахстан добился возобновления экономического
роста, оказавшись в группе стран с положительными темпами
роста.
В-шестых, курс на индустриализацию позволит Казахстану стать
одним излидеров процесса экономической интеграции в рамках
постсоветского пространства, причем на новой качественной
основе. Ибо задачу реиндустриализации можно успешно решить
только в интеграции с соседними государствами, стремящимися
перейти от сырьевой экономики к высокотехнологичной. Это
хорошо понимает лидер Казахстана, являющегося одним из лидеров
интеграционных процессов в СНГ. Создание Таможенного союза
с Россией и Беларусью, вступившего в силу с 1 января 2010
года, а также начало формирования с 1 января 2012 года общего
для трех стран Единого экономического пространства неразрывно
увязываются Астаной с задачами социально - экономической
модернизации страны.
Поэтому спустя десятилетие, в ситуации нынешнего кризиса
Казахстан оказался готов к структурной перестройке и радикальному
снижению цен на нефть. Системная реализация этих планов
приведет к тому, что страна вскоре выйдет на более высокую
орбиту.
Как предполагают разработчики стратегии, к 2020 году РК
будет высокотехнологичным государством и войдет в число
50-ти конкурентоспособных стран мира. В итоге, молодая республика
призвана стать одним из индустриальных локомотивов новой
посткризисной экономики 21 века, принимая во внимание современные
тенденции экономического развития и опыт антикризисного
регул ирования разных стран.
Современная Европа, стремящаяся преодолеть издержки глобального
кризиса, обратилась к стратегии "новой индустриализации"
и возрождению национальной промышленности вместо культивирования
"сферы услуг" и модели "офисной экономики",
поставившей на грань банкротства ряд стран - членов ЕС.
Пример Китая, который сумел свести до минимума эффекты кризиса,
переориентировав свое производство с кризисного американского
на внутренний рынок, также весьма показателен в этом отношении.
Весьма поучителен и случай более скромной по своему "экономическому
весу" Польши, 60% промышленности которой еще в докризисные
времена было ориентировано на внутренний рынок, что позволило
ей избежать издержек, характерных для более зависимых от
глобальных рынков Испании и Греции.
Наконец, более ранние успехи Сингапура, Малайзии и Южной
Кореи говорят о значимости активной промышленной политики
государства в период глубоких и качественных экономических
преобразований.
Таким образом, казахстанская стратегия антикризисного развития
характеризуется сходством в целом ряде сущностных характеристик.
Во-первых, эта стратегия имеет не реактивный, а про-активный
характер, то есть стремится моделировать благоприятные варианты
будущего для страны. Во-вторых, антикризисная программа
Казахстана стремится учитывать современные глобальные экономические
тренды и неразрывно связана с задачами модернизации общества
и государства, со стремлением идти по пути инновационно
- индустриального развития. В-третьих, антикризисные планы
Астаны характеризуются системностью и оперативностью, что
немаловажно в современной кризисной ситуации. В-четвертых,
ихха-рактерной чертой является ярко выраженная социальная
направленность, основанная на твердом убеждении в том, что
современная высокоиндустриальная экономика - это высокопроизводительные
рабочие места и новое качество жизни для максимально возможного
числа граждан. Таким образом, опыт антикризисной стратегии
Казахстана являет собой конструктивную альтернативу как
монетаристскому либерализму, так и бюрократическому этатизму,
соединяя в себе разумное государственное регулирование с
самостоятельностью рыночных акторов, которые и призваны
стать главными акторами экономической модернизации. Как
представляется, опыт казахстанский антикризисной политики
может быть весьма показательным и поучительным для других
государств СНГ, переживающих последствия мирового экономического
кризиса.
Сергей БИРЮКОВ.
|