|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
К
20-ЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ |
СТЕЛА,
ВОПЛОТИВШАЯ ДУХ СВОБОДЫ. ЖЕМЧУЖНАЯ НИТЬ МАГЖАНА |
|
|
Стела, воплотившая дух свободы
К Празднику единства народа Казахстана Кокшетау готовился
основательно. Город постепенно обновляется, и не просто изменяется
к лучшему, а созидает в духе патриотизма, воспитывая любовь
к родному краю, уважение к нашей суверенной государственности,
сплачивая горожан вокруг истинной ценности и гордости нашего
народа - мирного сосуществования людей разных национальностей
на казахской земле.
Одним из примеров, символизирующих и отражающих эти фундаментальные
основы становления нашей независимой республики, является
стела, которая в ближайшее время украсит центральную площадь
областного центра.
-
Возвысится она над городом на 20 метров и будет располагаться
между центральным городским парком и площадью «Тѕуел- сіздік»,
- рассказывает о ее технических особенностях и.о. начальника
горотдела архи- тектуры Нурболат Алжанов. - В ее основание
будет положен металлический каркас, а на- ружная отделка выполнена
из гранитной плитки. Монолитное основание изготовят из бетона.
Завершать композицию будет трехметровая композиция из сусального
золота с изобра- жением лучей солнца и на- ционального орнамента.
Ближе к окончанию стелы находится вставка, длиной около двух
метров. На ней изображена символика Республики Казахстан,
которая будет всегда напоминать о нашей государственности.
На полутораметровую часть нижнего компонента нанесены слова
Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева, сказавшего,
что понятие «независимость» для всех казахстанцев священно.
Со стороны площади окружать стелу будет брусчатка, выложенная
в форме лучей звезды, с другого края разобьют клумбы с цветами.
Монумент входит в проект благоустройства и реконструкции центрального
парка и площади, который разработан горотделом жилищно - коммунального
хозяйства. Такое обновление пройдет в рамках подготовки к
празднованию 20-летнего юбилея Независимости страны.
Разработчиком
и изготовителем проекта стелы был Союз художников г.Астаны.
На стадии создания предлагалось множество вариантов. Но руководство
области, члены градостроительного совета свой выбор остановили
именно на этой версии, так как она наиболее полно отражает
базисы достойного двадцатилетнего пути к успеху. Стоимость
стелы еще уточняется, но по предварительным оценкам ее сооружение
и установка составят около 25 млн.тенге. В течение месяца-двух
кокшетауцы и гости города приобретут новую достопримечательность,
которая украсит площадь и парк, вселит в сердца радость и
гордость за Независимость нашей страны.
В Кокшетау появится и другая, малая архитектурная форма, на
самом въезде в город на развилке улиц Саина и Уалиханова.
Здесь будет установлена еще одна стела, с гербом области.
Кроме того, в планах - оборудовать въезд в областной центр
по зе-рендинской трассе новой арочной конструкцией, оснастить
мосты оригинальными фонарями и многое другое. Словом, в этот
юбилейный для страны год Кокшетау обретет обновленное лицо,
украшенное культурными экспозициями, социальными и экономическими
объектами. Город расцветет новыми красками, станет местом,
где жители будут вовлечены в празднование самого знаменательного
для нашей страны события 2011 года - 20-летия Независимости
Республики Казахстан. Наталья КЛИМОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
Жемчужная нить Магжана
На заре XX века, раздумывая о судьбах отечественной литературы,
Магжан Жумабаев составил проект литературной организации,
которой дал имя «Алќа». «Алк,а» в переводе с казахского означает
ожерелье.
В
эстетической программе будущей организации Магжан формирует
главный постулат: «Революция - ад, литература не может быть
прислужницей революции. Природа, любовь, красота - только
они наполняют смыслом жизнь».
Но мечте поэта не суждено было сбыться. Друзья, которым он
разослал несколько экземпляров проекта, не поддержали его,
а в 1930 году за создание подпольной организации «Алќа», которая,
как говорилось в обвинительном заключении, «нанесла существенный
вред и литературному и издательскому делу», Магжан был отправлен
в ссылку.
У каждой эпохи своя поэзия, свой голос. Время увлекает за
собой любого, хочет он того или нет, определяя и образуя его.
И каждое новое произведение великого поэта таит в себе высокий
замысел времени.
Эпоха, в которой суждено было родиться Магжану, великому казахскому
поэту, была переломной, родившей небывалые до тех пор исторические
катаклизмы, духовные и экономические кризисы. Но даже в период,
когда под влиянием трех революций, политических переворотов,
общественно - социальных изменений переменился голос многих
писателей и поэтов, Магжан сохранил верность своему призванию,
не поддавшись конъюнктуре времени, заняв оригинальностью своих
взглядов, глубиной и смелостью мышления, особое место в истории
казахской культуры. Не случайно, спустя годы, другой выдающийся
поэт Гафу Каирбеков, воздавая должное гению своего предшественника,
назовет его «поэтом планетарного масштаба», потому что Магжан
Жумабаев, вобрав в себя глубокий, трагический смысл эпохи,
в ее художественном воплощении опередил свое время, свою среду.
Думается, необыкновенная востребованность его творчества в
наши дни заключается в том, что Казахстан третьего тысячелетия
и 20-х годов прошлого века имеет общие цели: обретение подлинного
суверенитета, подлинной свободы личности.
Магжан был сыном XX столетия, ставшего периодом планетарных
потрясений, социальных катаклизмов, душевного отчаяния, решимости
к переменам, стремления к всеобщей свободе. Гражданская и
творческая судьба поэтов была тесно связана с идеей национальной
свободы и возрождения. Махамбет, Шортанбай, Дулат, Мурат,
Курмангазы, Таттимбет, Даулеткерей, Казангап, Биржан сал,
Акан серэ, Иманжусуп, Сегиз серэ, Мухит, Мади. Разве это не
великие творцы, жемчужины в золотом ожерелье духовной жизни
нашего народа?
Гению Магжана уготовлено было вспыхнуть яркой звездой на небосклоне,
ослепить блеском своего таланта все окружающее и угаснуть,
чтобы более чем через полвека разгореться вновь и теперь уже
негасимо. И точно так же, как известны всему миру Михайловское
Пушкина, Ясная Поляна Толстого, Шахматово Блока, Константинове
Есенина, Тарханы Лермонтова, должны стать центром духовности,
местами паломничества любителей поэзии и искусства Жидели
Абая, Сырымбет Шокана, Сартомар Магжана, Косколь Ахана, Ерейментау
Иманжусупа. И для нас, живущих в третьем тысячелетии, имеющих
счастливую возможность открыть для себя замечательное наследие
Магжана, главным должно быть приобщение к величайшему слову
гениального поэта, к волшебному миру его художественных образов,
которые служат источником вдохновения, укрепляют веру нации
в ее величие, пробуждают благородные светлые устремления и
зовут к добру и справедливости.
«Жить и сгорать у всех в обычае, но жизнь тогда лишь обессмертишь,
когда и к славе и величию своею жертвой путь прочертишь»,
- эти стихи Пастернака как нельзя более выражают содержание
жизни и судьбы Магжана.
Магжан Жумабаев в своих стихах о родном крае воссоздает идиллические
картины кочевой жизни, где главным было ощущение свободы и
сопричастности ко всему, что окружало. Поэт сумел глубоко
пережить дух этого удивительного времени, а затем передать
атмосферу несбывшейся исторической надежды, судьбы своих современников,
описанных им в стихах и прозе. Лирические работы Магжана по
преимуществу стали воплощением трагического счастья человека,
одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно
и самостоятельно использовать данное ему время.
Если болен мой дух,
Тело мучит недуг.
Мне спасенье -дар слова,
Час, когда он со мной.
В этой жизни земной
Лишь в стихах наяву
Я люблю и живу.
Так писал Магжан Жумабаев, определяя этими строками свое предназначение
быть поэтом.
Подъем национального самосознания, непосредственный контакт
с русской интеллигенцией, революционная ситуация, которую
надо было понять, осмыслить; встреча с Мыржакыпом Дулатовым
- все это явилось почвой, на которой взращен талант Магжана.
Постепенно он начинает чувствовать, что извечный предмет лирики
- человек и состояние его души, в котором он ищет самовыражение,
потеряли право на существование. «Стихи не заражают больше
воздуха, каковы бы ни были их достоинства, разносящей средой
звучания была личность, старая личность разрушилась, новая
не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима» (Блок).
И Магжан, вслед за Блоком, утверждается в мысли, что в такие
времена поэт может жить, жертвуя прижизненной судьбой ради
вечного.
В стихотворении Магжана «Свобода», написанном в 1918 г., появляется
образ свободы, юной девы: «была подобно ангелу она, с ее дыханьем
тихим, тонким станом, но правда в сердце умерла».
Революция и гражданская война принесли разочарование и горечь.
Разочаровавшись в происходящем, Магжан обращается к истории,
эпосу и мифу, пишет романтические поэмы «Кобыз Койлыбая»,
«Батыр Баян», «Коркыт».
Поэт принимает мужественное решение жить, несмотря на опасности
и трагические перемены, участвует в создании Союза писателей,
поддерживает эстетическую программу группы «Перевал» в русской
литературе. «Единственное,что в нашей власти, - пишет он,
- это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас».
Магжан прожил всего 48 лет и погиб в застенках НКВД, оболганный
и оклеветанный. При жизни силу подлости и злобы людей он ощутил
в полной мере. В своей книге «Школа жизни» Сабит Муканов пишет,
что на одном из литературных вечеров известный алашординский
поэт и писатель М. Жумабаев прочитал свои стихи, которые были
отвергнуты присутствующими.
Произведения Жумабаева в наши дни выпускаются массовыми тиражами.
Их читают, о них говорят, спорят, пишут, и теперь еще очевидней
гениальная прозорливость Мухтара Ауэзова, который писал: «Из
числа нынешних поэтов и писателей, только поэтическое слово
Магжана устремлено в будущее и достойно остаться в памяти
грядущих поколений».
Бахытжан Канапьянов в предисловии к книге переводов М. Жумабаева
«Пророк» написал: «Есть некая особенность настоящей поэзии,
настоящих стихов, которые сродни цепной реакции, когда родившись
в одном определенном месте, в одном регионе, в одной стране,
эти стихи уже не принадлежат одной местности, они принадлежат
человечеству.
Магжан Жумабаев еще при жизни с большой симпатией относился
к английскому писателю Оскару Уайльду, автору романа «Портрет
Дориана Грея», драмы «Соломея» и знаменитой «Исповеди», которую
последний написал, сидя в тюрьме. Он эпатировал чопорных англичан
своими скандальными выходками, совершал много недостойных
поступков, в которых потом раскаивался, но он был художником,
человеком возвышенной души, и сквозь все наслаждения, грехи
и мучения он пронес свой идеал Красоты. И у Магжана жизнь
начиналась с одних наслаждений, и он шел по жизни в юности,
окруженный ореолом славы и любви, вкушая только мед.
И он мог, подобно Оскару Уайльду, сказать: «Боги мне дали
многое - и талант, и респектабельное имя, и высокое положение
в обществе, и блеск ума, и литературную дерзость». И мог,
также, как Оскар Уайльд, заявить: «Я сделал искусство философией,
а философию искусством; я изменил у людей взгляды на многие
вещи, придав им новые цвета. Все, что я говорил или делал,
повергало людей в изумление, искусство для меня всегда являлось
высшей формой реальности, а реальность - высшей формой художественного
вымысла». Реальность была высшей формой художественного вымысла
для Магжана, избравшего единственный верный для себя путь
- мучительный поиск разгадки бытия в слиянии истины и красоты.
В стихах Магжана звучала одна проникновенная нота, которая
передавала особую гармонию страстей и эмоций, исполненных
силы и глубины изображения прекрасного. Обладая тончайшей
душевной организацией, как гениальный художник он мог выходить
за рамки условностей общества, мог быть эгоистичным, самонадеянным,
самовлюбленным, совершать экзальтированные поступки, и в то
же время оставаться открытым и честным, умел раскаиваться
и сожалеть о прошедшем.
История жизни каждого отдельного человека - одновременно и
история всего человечества. Феномен Жумабаева, который, обладая
всеми перечисленными качествами, безусловно, «повергал людей
в изумление», заставлял их меняться, менять свои взгляды на
жизнь, жаждать красоты и изящества, побуждал жить по-новому,
стремиться стать лучше. Он был законодателем моды, к чему
бы он не прикоснулся, все облагораживалось красотой, благородством,
возводилось в ранг прекрасного. И даже в огромной степи Магжану
было тесно - так широк был его мир, так безгранична была его
власть над людьми, так велико было его желание сделать этот
мир прекрасным. Раушан КОШЕНОВА,
заведующая кафедрой философии
ГУ им. Ш.Уалиханова. На
снимке: книжка-невеличка Магжан «Избранное» издана в Москве
в 2006 году. Это действительно небольшой томик (8 на 10 сантиметров)
для коллекционеров, истинных ценителей прекрасного.
|
|
| |
Любопытства ради посмотреть: опера скачать бесплатно |
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |