|
|
|
|
|
|
|
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КУЛЬТУРА |
ПРЕМЬЕРА.
РЯДОМ С НАМИ. САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. |
|
|
ПРЕМЬЕРА «Зойкина квартира»: салон, бомонд
и проходимцы...
«Зойкина квартира» - одна из самых авантюрных комедий великого
писателя Михаила Булгакова, который написал эту пьесу для
театра им. Вахтангова в 20-х годах прошлого столетия.
«Это не я написал «Зойкину квартиру», - скажет позже драматург.
- Это Куза (замдиректора театра по художественной части. Прим.
авт.) обмакнул меня в чернильницу и мною написал «Зойкину
квартиру». Тогда зрители толпами шли на спектакль, но его
жизнь была недолгой. В августе 1928 года свыше было принято
решение «об исключении из репертуара театра им. Вахтангова
пьесы «Зойкина квартира» за искажение советской действительности».
В последнее время пьеса вновь захватывает сцены многих известных
театров. Она стала очень востребованна.
Постановка Юрия Кокорина, премьерой которой начался 36-й сезон
областного русского театра драмы, меньше всего стремилась
обратить зрителя к прошлому, как раз наоборот - режиссер приложил
немало сил и фантазии, чтобы сделать из «Зойкиной квартиры»
злободневный сюжет. Российский постановщик, долгое время сотрудничающий
с нашим театром, считает, что наши страны пережили похожее
время, когда распался СССР, зарождались частная собственность,
кооперативы, капиталистический строй.
- Многие тогда потеряли себя, - говорит Юрий Васильевич, -
не знали, с чего начинать.
Дело происходит в Москве, в двадцатые годы прошлого века.
Это история создания модного ателье, оказавшегося на деле
публичным домом. Раздухарившиеся дельцы во всю ворочают своими
делами. Вот и предприимчивая мадам Зоя, которую мастерски
сыграла заслуженный деятель культуры РК Надежда Слепцова,
не стала исключением. В помощники к ней устраивается кузен
- аферист Аметистов, проникнувший в квартиру буквально в виде
вокзального бомжа, но за короткое время сумевший поставить
«бизнес на широкую ногу». За новоиспеченными предпринимателями
неумело охотятся представители органов правопорядка молодой
советской республики, которых Булгаков высмеивал, дав понять
зрителю, что для того, что бы быть интеллигентным человеком,
недостаточно носить фрак и пенсне. Герои в заложниках у двух
страстей - тоски по загранице и жажды денег. Ни одну, ни другую
они победить не могут и в итоге терпят крах по всем фронтам.
Кокорин ищет путь к публике через язык мюзикла и элементы
шоу, стремясь таким образом до нее достучаться. Завораживает
и музыкальное оформление трагифарса - очень сложного, по мнению
режиссера, жанра, когда от артистов ожидаешь особого таланта.
Ведь небольшой перебор - и фарс превращается в трагипошлость.
А потому для многих актеров игра в этой пьесе стала постижением
жанра и самого Булгакова. В спектакле изобилие известных композиций
20-х годов, воровской шансон, что придает особую сочность,
объемность и выразительность.
«Переживание участи пространства», по моему мнению, тоже стало
очень важным в «Зойкиной квартире». Поначалу удивило практически
полное отсутствие декораций. Почти пустая сцена (можно было
бы играть последний акт чеховского «Вишневого сада»: обитатели
или еще не вселились, или, что вернее, вот-вот навсегда уедут),
в центре одиноко стоит шкаф, вокруг которого и происходят
все действа. Актеры то начинают приближать его к зрителю,
то удалять, то вращать, и с каждым разом кажется, что вращение
это все обреченнее и страшнее. Понятно, что «переживаниями
пространства» публику сегодняшнего театра не заморочишь. Так
что Юрий Кокорин вынужден был разом решать несколько задач
- и понимающе подмигивать удивленной публике, и ее же развлекать.
Видимо оттого каждый вечер в салоне-притоне превращался в
самостоятельный концерт, состоящий из забавных и не очень
эстрадных номеров. Немало в премьере актерских удач: едкий
и подвижный Андрей Владимиров в роли Абольянинова, постоянно
бегающий по сцене с истерическими выкриками и сумевший сделать
едкую пародию на бедствующую во времена НЭПа интеллигенцию;
как всегда органичный Андрей Красноштанов - с первого взгляда
безобидный китаец Херувим, оказавшийся на деле меркантильным
убийцей; обаятельный Дмитрий Бронников в роли Аметистова и
его супруга Анна Бронникова, сыгравшая легкомысленную Манюшку...
Особые овации театралов заслужила блистательная игра заслуженного
деятеля культуры РК Виктора Крылова. Монологи его Гуся вызывали
поочередно то смех, то слезы. Все - и мужчины, и женщины -
одеты в спектакле в роскошные, пышущие всеми цветами наряды.
Красота, агрессивная в своей агонии: костюмы, как и пространство,
подчеркивают абсурдный контраст с реальным советским бытом.
В финале, когда всех обитателей «мастерской» Зои арестовывают,
среди медленно гаснущего света остается лишь пустота и одиночество
- несбывшиеся мечты персонажей по Парижу и разбитые жизни...
Марина МАРКЕВИЧ. Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
РЯДОМ С НАМИ Он так гордится подарком Президента
Издревле казахский народ глубоко почитал орнаменты - узоры,
которые имели глубокое философское значение. Искусство вырезать,
собирать аппликации, ткать, вышивать передавалось из поколения
в поколение. Каждый мастер придумывал свой узор и давал ему
свое символическое название, используя его повседневно в быту
и в праздники. Как правило, в основе казахского национального
орнамента лежит узор, называемый ќошќар мџйіз, или бараньи
(по аналогии оленьи) рога.
В
селе им. Олжабай батыра нам посчастливилось познакомиться
с мастером прикладного ис- кусства Серимханом Мухтархан, который
занимается шитьем, вязанием, вышиванием и аппликацией с использованием
национального узора. Мы с удовольствием посмотрели работы
этого творчески одаренного человека - связанные из белой овечьей
шерсти пуловеры, перчатки, носки. Народный умелец в свои 74
года сам прядет на ручном веретене и вяжет, подбирая подходящий
по стилю узор. Пряжа у него получается ровная и тонкая. Правда,
от вышивания настенных и напольных тканевых ковриков и покрывал
он отказался, потому что тяжело уследить за ходом вышивальной
иглы, но старые работы с использованием различных национальных
узорных мотивов до сих пор хранятся в семье, украшая полы
жилища. По словам мастера, его любимый цвет - белый, потому
что это - цвет чистоты помыслов, добрых намерений и пожеланий.
Здесь же он показал нам заготовки для новых изделий. Рядом
с дедушкой все время, пока он показывал, рассказывал и вырезал
узоры, сидел его маленький внук, который, как губка, впитывал
рассказы деда. После хозяин показал два больших круглых стола
с маленькими стульями, которые были вручены ему от имени Президента
страны за участие в презентации столицы в номинации «Самая
красивая юрта». Этим подарком Серимхан-ага очень гордится.
Просто замечательно, что такие люди живут рядом с нами. Они
своим творчеством украшают окружающий мир. На прощание мы
пожелали искусному мастеру доброго здравия, семейного благополучия
и последователей, которые передадут следующим поколениям этот
драгоценный дар. Раушан БАРЖАКСЫ.
Ерейментауский район. «Премудрости
житейские не пряча...»
Именно так кто-то из классиков определил основную задачу театра:
обозначить проблему, подобрать героев, наметить основную линию
и с помощью сценических приемов все это изобразить на театральных
подмостках.
Сейчас
практически в каждой школе, Доме творчества и Центре внешкольной
работы действуют театральные, кукольные кружки и студии, в
которых занимаются сотни детей самого разного возраста. В
их репертуаре разные постановки - от сказок до философских
драм, от лирических сюжетов до классических произведений.
Занимаются с ребятами преимущественно обычные педагоги-любители,
костюмы тоже шьются самими воспитанниками, декорации помогают
готовить родители. А зрителями становятся односельчане и ученики
школы. Что получается из творчества, судят тоже они. Но артистам
нужен выход на большую сцену, где бы их творчество оценила
другая аудитория. Для этого областным центром по работе с
творчески одаренными детьми организуются фестивали искусств.
Очередной состоялся недавно в Кокшетау. Желающих показать
свое мастерство оказалось не много, всего 8 коллективов, видимо,
за два месяца с начала учебного года еще «не раскачались».
Но это был настоящий праздник театрального искусства с перевоплощениями,
волнениями, переодеваниями и творческими задумками.
Из кукольных коллективов заметно выделялся «Аќбђлаќ» Зерендинского
Дома творчества. Куклы все сделаны профессионально, точно
передан национальный колорит степной кочевой жизни, где все
переплетено: радость и печаль, добро и зло, любовь и ненависть,
богатство и бедность. И короткая сказка «Ќањбаќ» («Перекати-поле»)
каждого заставляет задуматься над этими проблемами, делать
выводы и решать, по какой дорожке идти, как себя вести в сложной
ситуации, чему уметь радоваться и почему можно простить слабости.
Вот тогда и не будешь метаться по жизни, как пучок засохшей
травы.
Из театральных постановок интересную работу представили ребята
из студии «Фантазеры» Буландынского Дома творчества - «Белокурая
фея». За основу взят обычный сюжет: обладающие властью глумятся
над народом, облагая его данью и сурово карая непослушных.
А окружение этому только способствует. Не согласен? - На каторгу
тебя! Действие происходит в одной стране в давние времена,
когда правили жестокие и глупые императоры, а служили им не
менее бездарные мудрецы и советники. Все бы ничего, да с появлением
Прекрасной Феи все меняется - и миром начинает править Добро!
С любовью и трепетом отнеслись к внешнему антуражу: артисты
наряжены в соответствующие одежды, имена у них тоже соответствующие.
Но тема-то вечная, и в итоге хочется верить, что правитель
поумнел, а придворные чиновники будут издавать мудрые законы!
Театральная студия детского Центра творчества и воспитания
с.Красный Яр привезла на фестиваль классику - пьесу «Кљксерек»
М.Ауэзова. Благосклонно зрителями была принята постановка
драмкружка Мамайской средней школы Енбекшильдерского района
«Марфа и Варенька». Лирическим этюдом «Татьяна плюс Сергей»
порадовали зрителей театралы из Каменской средней школы Сандыктауского
района. Обычная история любви двух молодых людей завершила
показ представленных работ.
Но фестиваль продолжили мастер-классы режиссера каздрамтеатра
Фархата Канафина, актрисы русского театра драмы Елены Черниковой,
мастера сценического искусства Жанар Турсынбековой и других.
Юные артисты и их руководители с интересом послушали небольшие
лекции о правилах постановки мизансцен, о мастерстве движений
на сцене, о разработке голоса, о расстановке героев на площадке
и о многом другом.
А потом состоялась церемония награждения победителей. Жюри,
состоящее из ведущих режиссеров и актеров кокшетауских театров,
среди кукольных коллективов лучшим признало студию «Аќбђлаќ»
Зерендинского района со своей постановкой «Перекати поле».
Театральный коллектив Буландынского Дома детского творчества
завоевал первое место и поедет защищать честь области на республиканском
фестивале.
Все коллективы получили грамоты и дипломы разного достоинства,
подарки, а главное - желание продолжать занятия и познавать
жизнь через вечное искусство, имя которому—театр. Любовь
ФОМИЧ.
Пресс-центр ОУМЦ. Когда поет и радуется
душа
Ни один праздник в с. Коргалжын не обходится без выступления
ансамбля «Русская песня» районного Дома культуры. Статные,
красивые, в народных костюмах, веселые и заводные женщины
- настоящие поклонники и энтузиастки хорового пения. Для самодеятельных
певиц это - символ сохранения национальных традиций, преемственности
поколений.
Ансамблю первого сентября исполнилось два года. Идею создания
коллектива его художественный руководитель, известная в области
бард, поэтесса Ирина Деева вынашивала тоже целых пару лет.
Уж очень хочется ей, чтобы русские народные песни не забывались.
Наконец удалось убедить, уговорить группу односельчанок, каждая
из которых на вес золота, поскольку в сельской местности поющих
женщин найти можно, трудней оторвать от ежедневных забот о
хозяйстве, убедить ходить на репетиции, выйти на сцену.
Ирина Селиверстовна с особенными теплыми нотками в голосе
представляет своих подруг-единомышленниц. Одной из первых
в ансамбль пришла его солистка - предприниматель Ольга Шаповалова,
любящая и умеющая петь. Чуть позже появилась заводной, звонкоголосый
почтальон Светлана Сабирова, она привела и свою коллегу Екатерину
Новицкую.
- Катя раскрывалась долго, - делится руководитель, - но зато
поет теперь так, что заслушаешься. Красивый голос у Анны Пупиной
(соцработника), а Людмила Деева - это наш незаменимый «бас»,
которая вначале просто присутствовала на репетициях ансамбля,
пока однажды не запела вместе с подругами.
- Оказывается, красивые голоса у многихлюдей, надо только
их обладателей чуть «подтолкнуть», раскрыть. Здесь важней,
чтобы душа у человека пела, - резюмирует Ирина.
Член ансамбля Таисия Гришина - особая статья. Этот творческий
по натуре человек успевает учить детей рукоделию в созданном
при местном заповеднике кружке народного творчества и петь
в ансамбле. Благодаря ей у коллектива нет проблем с пошивом
сценических костюмов, ткани для которых помогает приобретать
администрация РДК. Молодой коллектив хорошо поддерживают районный
отдел культуры и развития языков и дирекция районного Дома
культуры.
За два года творческий потенциал ансамбля вырос, расширился
репертуар, в котором сегодня до 20 песен, среди них особое
место занимают фольклорные, обрядовые песни, поют женщины
народные песни на казахском языке. Участницам коллектива уже
под силу и трехголосные произведения. К пополнению репертуара
подключены все. Где бы ни были, стараются записать услышанные
впервые песни, вспоминают, вытаскивают из памяти те, что пели
их матери. Одна из самых любимых - «Лучина», которую коргалжынские
певицы исполняют а-капелла. Помогает им баянист ансамбля Мухтар
Кусаинов, одаренный человек из музыкальной семьи. Сегодня
у коллектива есть уже и последователи. Неожиданно для взрослых
образовался младший состав юных певуний, в числе которых также
восемь коргалжынок.
Словом, коллектив, который за короткое время сумел создать
себе имя, приглашают на мероприятия в организации райцентра,
с радостью встречают их сельские зрители. Кроме того ансамбль
«Русская песня» сотрудничает с национальными центрами города
Астаны, в частности со славянским обществом «Лад». К примеру,
на День славянской письменности в этом году свое выступление
«Русская песня» посвятила 200-летию Бородинской битвы 1812
года. А специально для этого по образцам костюмов, найденных
в Интернете, Таисия Афанасьевна сама сшила всем участницам
сценический наряд, да такой, что увидевший их выступление
на одном из концертов в Астане представитель посольства России
даже поинтересовался, где сельские исполнительницы приобрели
такие костюмы?
В небольшой истории коллектива значится участие в мероприятиях
столичной Ассамблеи народа Казахстана. На концерте, посвященном
20-летию Ассамблеи, они исполнили песню Ирины Деевой «Могучий
беркут». Недавно «Русская песня» побывала в Кокшетау, где
участвовала в региональном фольклорно-этнографическом фестивале
«Кокшетау приглашает друзей», приобретя хороший опыт, общаясь
с участниками коллективов из регионов Казахстана и Омской
области России.
Ольга Шаповалова делится: «Бывают моменты, когда не до песен.
Возникает желание бросить это дело, но представлю только на
минуту, что не увижусь больше со своими девчонками, с которыми
успели не только подружиться, а просто сродниться, и такие
мысли быстро исчезают, бежишь снова на очередную репетицию-встречу...».
Действительно, всех этих разных по характеру и возрасту сельских
женщин привела в коллектив и объединила любовь к русской песне,
которую они боготворят и с удовольствием поют везде, где могут.
Раушан УТЕУЛИНА. Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
Коргалжынский район.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
|
|
|
|
|
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ
«АП»?
(Выберите один
или несколько вариантов ответов) |
|
|
|
|
|
|