Информбюро
Официально
Субботний репортаж
День геолога
Государствен- ный язык
Религия и
общество
Образование
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ОПРОС
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
Считаете ли Вы,
что название
газеты "Акмолин-
ская правда"
не соответствует
духу времени?
Да Нет
Считаете ли Вы,
что необходимо
изменить название?
Считаю
Так не считаю
Результаты голосования

Если Вы можете предложить новое название газеты,
пишите в гостевую книгу сайта или на E-mail сайта akmolinka@narod.ru
с пометкой "Новое название газеты
"
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО   ПОЛУЧИТЬ «ПРИВИВКУ ОТ ЭКСТРЕМИЗМА»
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
Нужна неформальная пропаганда
На очередном заседании Совета по связям с религиозными объединениями под председательством акима области рассмотрены вопросы организации работы информационно-пропагандистских групп по укреплению религиозной толерантности и профилактики религиозного экстремизма, а также деятельность совета по связям с РО Жаркаинского района.

Выступившая по первому вопросу директор департамента по делам религий Сауле Ибраева отметила, что для повышения религиозной и правовой грамотности населения была создана ИПГ, куда вошли специалисты департамента, преподаватели ВУЗов, представители общественных объединений и руководители традиционных конфессий. Главная цель - предотвращение вовлечения населения в деструктивные религиозные течения, профилактика религиозного экстремизма и терроризма, укрепление межконфессионального согласия в регионе. Только за прошлый год прочитано 70 лекций, проведено 13 заседаний «круглых столов», 7 семинаров, 44 встречи с осужденными, 6 анкетирований. Просветительской работой охвачены учащиеся школ, студенты, преподаватели по основам религиоведения, государственные служащие, представители правоохранительных органов и прокуратуры, военнослужащие, сотрудники департамента уголовно-исполнительной системы, осужденные исправительных учреждений, верующие и руководители конфессий (всего 6676 человек).
С 2010 учебного года в девятых классах общеобразовательных школ введен 1 час факультативного курса «Основы религиоведения», а чтобы они были эффективнее, проведены обучающие семинары для 670 преподавателей. Возникшую в селах проблему информированнности о религиозной ситуации решали образованием сельских ИПГ, куда вошли представители духовенства, сельских акиматов, учительства, имеющиеавторитетаксакалы. Для них проведены кустовые обучающие семинары в г.г.Кокшетау, Степно-горске, Атбасаре и а.Акмол Целиноградского района. А чтобы повысить эффективность работы было предложено сконцентрировать усилия членов ИПГ на системной и точечной работе с целевыми аудиториями, наиболее подверженными влиянию.
Проработан вопрос создания в области экспертно-аналитического пула по вопросам религий, который будет заниматься анализом ситуации, выработкой прогнозов развития и мер соответствующего реагирования. С этой целью создано общественное объединение «Гасыр», подобран соответствующий состав, предусмотрены лоты в рамках госсоцзаказа.
Помогает и тесный контакт со СМИ. Только в этом году в областных газетах вышло более десятка материалов на религиозную тематику.
Руководитель департамента также говорила об использовании информационных и образовательных ресурсов. В прошлом году, чтобы обеспечить библиотечные фонды необходимым материалом, 159 книг и журналов, 98 дисков на темы профилактики религиозного экстремизма и терроризма были направлены на места. Но сегодня высказываются пожелания - увеличить количество литературы и видеофильмов, изобличающих деятельность деструктивных культов и нетрадиционных течений в исламе.
- В решении именно этой проблемы мы и просим финансовой поддержки, - обратилась Сауле Ибраева к акиму области.
На что он тут же отреагировал, потребовав внести этот пункт в протокол поручений, обязательных для исполнения. Такие же распоряжения затем им были даны и по другим конкретным предложениям, высказанным входе заседания членами совета.
Поддержал Косман Айтмухаметов и прозвучавшую критику в адрес работы ИПГ на местах, сказав, что в этом тонком и ответственном деле нив коем случае нельзя допускать формализма.
Заместитель акима Жаркаинского района Асылхан Альжанов в своем отчете назвал их район полиэтнич-ным, а сохранение стабильной межэтнической и межконфессиональной обстановки - первостепенной задачей местных исполнительных органов. Действуют районная мечеть ДУМК, православная церковь «Покрова Пресвятой Богородицы» и протестантская церковь «Новая жизнь» в селе Пятигорское. Зачитал он и итоги проводимых социологических опросов населения, где 56% опрошенных респондентов в первом квартале расценили их межконфессиональные отношения, какдружественные. В работе совета упор делается на пропаганду традиционных духовных ценностей. К работе ИПГ привлекаются священнослужители. Изъято 75 книг запрещенной литературы религиозного характера.
Обменявшись мнениями, присутствующие отметили, что в последние годы заметно повышается религиозное самосознание людей, а это значит, что повсеместно должна возрасти не только сама разъяснительная и просветительская работа по развитию правовой культуры и религиозной грамотности населения, но и ее качество. На что сегодня и следует в первую очередь направить усилия религоведов.
Александра МЯКОТА.

Получить «прививку от экстремизма»
«Не слушайте первых встречных, не повторяйте чужих ошибок» - такие слова обращают к молодежи с экрана телевизора казахстанцы, осужденные за терроризм. В документальном фильме по проекту телеканала «Хабар», о терактах в нашей стране, этот момент - один из самых ярких: бывший «шахид», попав за решетку, осознал, что ислам -это религия добра, прощения и любви к ближнему. Свои выстраданные мысли осужденный произносит вполголоса, но они звучат как гром в любой аудитории. На днях посмотреть этот фильм довелось сотрудникам Акмолинского отделения дороги АО «НК Казахстан Темір Жолы».

Сюжет документального фильма взволновал бы, наверное, самого циничного зрителя. Взрывы в Атырауской области всколыхнули всю страну, ведь до этого казалось, что террористическая угроза к нашей стране не имеет отношения. Оказалось - имеет. Причем в роли террористов-шахидов выступили наши собственные граждане, поддавшиеся псевдоисламской идеологии. Как сегодня утверждают осужденные, для экстремистов казахстанцы представляют интерес как «денежные мешки», ведь доходы в нашей стране намного выше. Ради материальной выгоды и начинают психологически «обрабатывать» наших молодых ребят.
От одного из самых страшных терактов не скоро оправятся жители городка Кульсары Атырауской области. В сентябре 2012 года здесь во время штурма спецслужбами пятиэтажки взорвали себя шестеро молодых ребят, решивших выйти на «священный джихад» и бороться с властью. В показанном фильме есть и кадры этого штурма, которые слабонервным смотреть не рекомендуется, и интервью с плачущими матерями, в одночасье не только лишившимися любимых детей, но получившими клеймо женщин, вырастивших преступников.
Результатом «недостатка воспитания и попустительства родителей» назвали появление среди молодежи адептов экстремистских религиозных течений представители отделения дороги - Жанаберген Кусаинов и Болат Мухамедин, и призвали коллег больше общаться с подрастающими детьми.
О том же - внимании к собственным детям - говорил на встрече в Акмолинском отделении дороги и главный специалист облдепартамента по делам религий Талгат Истислямов. Он рассказал присутствующим, что и после завершения процедуры официальной регистрации, многие религиозные объединения остаются в поле зрения специалистов как проблемные. К примеру, некоторые общины отрицательно относятся к Государственным Символам нашей страны, другие запрещают участие детей в кружках и секциях, третьи и вовсе отказываются от медицинских прививоки переливания крови.
- В стране известен случай, когда после отказа родителей от переливания крови ребенок погиб, -сказал Талгат Истислямов, вызвав в зале волну возмущенных комментариев.
Особый акцент специалист сделал на запрете распространения религиозной литературы и призвал всех собравшихся при встрече с такими распространителями звонить на «горячую линию» религиоведческого информационно-консультативного центра «Сана». Все выступавшие сошлись в одном: для устранения террористической угрозы нужно правильно воспитывать молодежь, а для того, чтобы в обществе не возникла исламофобия - больше говорить о тех ценностях, которые на самом деле проповедует традиционный ислам. Ведь грамотная и просвещенная в религиозных вопросах молодежь, получив свою «прививку от экстремизма», не поддастся на провокации. Приглашенный на встречу наиб имам мечети «Науан хазрет» города Кокшетау Серик Халыков отметил, что ислам - это религия мира и добра, которая призывает к любви и взаимопониманию между людьми. Всё, что связано с террором и экстремистскими проявлениями в обществе, не имеет никакого отношения к истинной вере. Напротив, традиционный ислам категорически запрещает любое насилие.
Владислава КОКОРИНА.

Сделать реабилитацию полноценной
Распространение в мире деструктивных культов, экстремистских идеологий и практик сегодня стало проблемой и для нашей страны. Появление на территории Казахстана представителей псевдоисламских течений, ставящих своей целью разрушение личности и государства, внушает серьезные опасения за молодое поколение, наиболее сильно поддающееся влиянию. Поэтому профилактика вступления молодежи в секты и реабилитация лиц, ставших жертвами деструктивных культов, — одно из самых актуальных направлений социальной работы. И, хотя большого опыта в подобной деятельности в РК пока нет, современные методы оказания помощи пострадавшим уже применяются на практике в реабилитационных центрах Республики.
В рамках реализации социального проекта, инициированного облуправлением внутренней политики, в областном центре создан консультативный реабилитационный центр «Сана» для помощи попавшим под влияние деструктивных и экстремистских учений. Здесь с ними работают квалифицированные специалисты — врач-психотерапевт, психолог, теолог, юрист, а также представители традиционных религий.
Один их основных вопросов, которые задают родственники пострадавших специалистам центра - как отличить деструктивную религиозную организацию от безопасного верования. В данном случае главный элемент деструктивности - это потеря пострадавшим социализации. Само понятие деструкция подразумевает под собой разрушение какой-либо структуры, и в случае с сектой объектом разрушения становится ее последователь: его психическое и физическое здоровье, материальное благополучие, социальное окружение, профессиональные навыки и общественная активность. Но прежде всего, деструкция будет касаться психологического состояния человека и его социальных связей. Это связано с принудительным разрушением прежних социальных установок, отношений как внутри семьи, так и в ближайшем социальном окружении.
Для полноценной реабилитации необходимо оценить, насколько глубоко человек вовлечен в религиозное объединение, течение, культ. Важный шаг — оценка деструктивного потенциала культовой группы.
Таким образом, исследование деструктивного влияния религиозных организаций в рамках реабилитационного центра проводится в несколько этапов. Первый этап исследования базируется на использовании методов беседы, опроса близких пострадавшего, так как обычно обращаются в центр члены семьи попавшего под воздействие культа. Возможно, уже на этом этапе консультант для лучшего понимания произошедших в пострадавшем изменений составит портреты его подлинной личности и нынешней, измененной под воздействием культа. Второй этап включает мероприятия по психодиагностике и сбору психологического анамнеза. Здесь специалисты используют методы беседы с самим реабилитантом (конечно, только после установления доверительных отношений), а также личностные опросники и анализ психологического анамнеза.
Однако необходимо отметить некоторые ограничения в работе с пострадавшими. Главной проблемой всегда было и будет их нежелание сотрудничать со специалистами центра, недоверие и неискренность с их стороны. Внушенная культовая преданность, даже при наличии сомнения в «истинности» религиозных идей, позволяет им рассматривать сотрудников центра как «врагов» их вере и убеждениям, их автономии. Большим препятствием становится их боязнь стать предателем культовых братьев и сестер.
Необходимо также учитывать, что девиантное поведение или личностные изменения верующих не всегда связаны с деструктивной идеологией культа. Например, одна из пострадавших жалуется на дочь, которая, посещая занятия в одной нетрадиционной религиозной организации, не разрешает своим детям смотреть телевизор, встречаться с ровесниками, участвовать в мероприятиях школы, а за малейшее неповиновение даже избивает их. В то же время, другая прихожанка носит современную одежду, следит за новостями и воспитывает детей, не ограничивая их общение со сверстниками.
Вплотную занимаясь данной проблемой, можно сделать вывод, что помощь пострадавшим от деструктивных религиозных течений заключается в грамотном предоставлении достоверной информации о фактах деструктивного действия культов, а также в предупреждении попадания в секты. Для этого необходимо активизировать информационно-просветительскую работу с населением, заниматься исследованием религиозной ситуации в регионах, координацией республиканских научно-исследовательских центров и региональных сообществ, чтобы предупредить религиозную напряженность и формирование экстремистского сознания в молодежной среде.
Гульнара ОРАЗБАЕВА, президент ОФ «РИКЦ «Сана».

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru


 
 ОПРОС
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ «АП»?
(Выберите один или несколько вариантов ответов)
аналитический обзор
развития области
жизнь районов
меры государственной
поддержки, реализация
Госпрограмм
жилищно-коммунальная
сфера
здравоохранение,
образование
гражданско-правовые
отношения
новостные блоки
исследования, мнения
люди
культура
спорт
криминал